Индивидуальная программа коррекционной работы на ребенка
календарно-тематическое планирование
Индивидуальная программа коррекционной работы по постановке и автоматизации звука [Л]
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 77.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа индивидуальной коррекционной (логопедической) работы
1. Название программы: Индивидуальная программа коррекционной работы по постановке и автоматизации звука [Л]
2. Пояснительная записка
Актуальность
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Причины их весьма разнообразны. Если вовремя не устранить проблемы звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими.
Практика показывает, что при систематической работе с ребенком нарушение его речи можно исправить. Поэтому поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. Звук [Л] у воспитанников старшего дошкольного возраста нарушен достаточно часто и на этапе постановки является одним из самых проблемных. Автоматизация данного звука также проходит достаточно сложно и довольно длительно. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки произношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Поэтому своевременное удаление недостатков произношения помогут предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.
Программа рассчитана на старший дошкольный возраст, ОНР 3 уровня.
Адресат: Алиса К., 01.01.2020 год рождения, 5 лет 11 месяцев. ОНР - III уровень р.р., нарушение звукопроизношения по типу дизартрии.
Представление учителя-логопеда по итогам диагностического обследования ребенка.
Понимание обращённой речи в пределах нормы (выполняет задания по словесной инструкции).
В звукопроизношении наблюдается параламбдацизм [л-в], ротацизм. Остальные звуки изолировано произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи.
Фонематические процессы сформированы недостаточно. Имеются затруднения в придумывании слова на заданный звук, определении места звука в слове. Навыки звуко-буквенного анализа сформированы недостаточно.
Слова сложного звукового состава воспроизводит неправильно, отмечаются пропуски слогов, упрощения слогов со стечением согласных, опускание начального согласного звука.
Словарный запас развит недостаточно. Ребенок знает и называет обобщающие понятия, времена года, части суток. В речи чаще использует имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия. Испытывает трудности при подборе антонимов и синонимов. Путает некоторые предлоги времени и пространства.
Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции. Имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число, в согласовании прилагательных и существительных в косвенных падежах. Допускает ошибки при образовании прилагательных от существительных.
Наблюдается недостаточное развитие связной речи.
Объем программы: предоставлен фрагмент на 10 часов.
Режим занятий: индивидуальные занятия – 2 раза в неделю (понедельник 09.00 – 09.25; среда 09.00 – 09.25), продолжительность занятия - 25 минут.
3. Цели и задачи:
Цель программы: организация коррекционной работы по постановке, автоматизации звука [Л], формирование у ребенка правильной устной речи.
Задачи:
- подготовить артикуляционный аппарат к формированию артикуляционного уклада звука [Л];
- развивать артикуляционную и мелкую моторику, просодические компоненты;
- формировать правильное речевое дыхание;
- формировать потребности ребенка в речевом общении, устранять чувство неуверенности, связанного с нечёткой речью;
- расширять объём пассивного словаря, продолжать работу по активизации активного словаря;
- развивать и совершенствовать фонематические процессы: анализ, синтез, восприятие и представление;
- формировать коммуникативные произносительные навыки, связанные с автоматизацией звука [Л] в слогах, словах, фразах, предложениях, простых рассказах;
- совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи (изменение существительных в родительном и творительном падежах в ед. и мн. числе);
- развивать психические функции: слуховое внимание, зрительное внимание, слуховую память, зрительную память, логическое мышление, пространственные ориентировки в системе коррекционной работы.
4. Содержание программы.
Первый этап: подготовительный – этап «предречевых» упражнений. Включает следующее содержание работы:
- дыхательные упражнения;
- артикуляционная гимнастика;
- артикуляция изолированных звуков;
- слоговые упражнения.
На данном этапе происходит в основном обучение моторным навыкам на основе исходных безусловно-рефлекторных движений.
Задача подготовительного этапа – развитие подвижности артикуляционного аппарата посредством общей артикуляционной гимнастики. Осуществление тщательной и всесторонней подготовки ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе:
- вызвать интерес к логопедическим занятиям;
- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
- формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков (общая и специальная артикуляционная гимнастика);
- развитие мелкой моторики;
- развитие физиологического и речевого дыхания.
Второй этап: формирование произносительных умений и навыков.
Эти два этапа организуются параллельно. Очередность изложения материала в блоках определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения и фонематического восприятия у детей в норме. Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.
Задачи второго этапа:
- устранение дефектного звукопроизношения и формирование правильной артикуляции звука (автоматизация звука [Л];
- дифференциация фонем.
Параллельно ведется работа над совершенствованием следующих операций:
- активизация слухового внимания;
- выделение звука [Л] на фоне других звуков;
- выделение звука [Л] на фоне слога;
- выделение звука [Л] на фоне слова;
- вычленение звука [Л];
- определение места звука в слове.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Задачи | Содержание: методы, приемы коррекционно-педагогического воздействия (упражнения, игры, практические работы) | Развивающая предметно-пространственная среда (средства, оборудование, раздаточный, демонстрационный материал) |
1. | «История Лунтика» (знакомство со звуком [Л]) | 1. Познакомить с правильным артикуляционным укладом звука [Л]. 2. Отработать опорные звуки [Т], [Ы]. 3. Выработать умение держать подвижный передний край языка широким и поднимать его к альвеолам. 4. Выработать воздушную струю, направленную на опущенный книзу кончик языка. 5. Развивать фонематический слух (навыки определения на слух наличия звука [Л] в звуковом ряду, в словах) 6. Развивать мелкую моторику рук. | Игра «Потерянный звук» (…ампа, одка,…ужа,…са…ат, шоко….ад) Игра «Барабанщик» Игра «Самолетики» Артикуляционная гимнастика: «Чьи зубы чище», «Лопаточка», «Кто дальше загонит мяч», «Вкусное варенье», «Индюк», «Грибок», «Лошадка». Игра «Подарок Лунтика» Игра «Громко-тихо» (звук [Л] в слогах) Игра «Раскрась картинку» (звук [Л] в словах) Игра «Исправь ошибку» | Зеркало. Набор картинок для игры «Потерянный звук». Барабан, набор самолетов разных по размеру. Набор игрушек для артикуляционных упражнений. Мыльные пузыри. Карточки со слогами и словами со звуком «Л» Колокольчик для игры «громко-тихо» Раскраска с предметными картинками для игры «Раскрась картинку» Игрушки по лексической теме. Набор наклеек. Рабочая тетрадь для закрепления полученных навыков в домашних условиях. |
2. | «Лунтик и его друзья» (постановка звука [Л] по подражанию) | 1. Объединить отработанные на подготовительном этапе движе-ния и положения органов артикулярного аппарата. 2. Формировать навыки правиль-ного произношения изолирован-ного звука [Л]. 3. Развивать зрительное внимание, навыки правильного проговари-вания звука [Л] определенное количество раз. 4. Формировать навыки дифферен-циации звуков [Л] и [Ль]. 5. Развивать мелкую моторику. 6. Познакомить с образом буквы [Л]. 7. Закреплять название геометри-ческих фигур. | Артикуляционная гимнастика: «Чьи зубы чище», «Лопаточка», «Маляр», «Кто дальше загонит мяч», «Вкусное варенье», «Индюк», «Гармошка», «Грибок», «Лошадка». Игра «Полет самолетиков». Игра «Бусы для Лунтика» (количество цветных бусинок соответствует количеству произносимого [Л]) Игра «Построй заборчик» Игра «Необычная буква» | Набор карточек «Артикуляционная гимнастика». Набор игрушечных самолетиков, облака из ваты. Набор цветных бусинок (2 синих, 3 красных, 4 желтых, 5 зеленых). Счетные палочки синего и зеленого цветов, предметные картинки со звуками [Л-Ль]. Нарисованная буква с узором из геометрических фигур. Цветные карандаши. Зеркало Набор наклеек. Рабочая тетрадь для закрепления полученных навыков в домашних условиях. |
3. | «Песенки для Лунтика» (введение звука [Л] в слоги) | 1. Развивать артикуляционную моторику и правильную воздушную струю. 2. Формировать навыки посте-пенного, последовательного введения поставленного звука [Л] в обратных слогах (гласный-согласный), прямых слогах (согласный-гласный, гласный-согласный-гласный). 3. Формировать навыки звукового анализа. 4. Развивать фонематический слух. 5. Закрепление пространствен-ных понятий по лексической теме. 6. Развивать мелкую моторику рук. | Артикуляционная гимнастика: «Чистим зубы», «Лопаточка», «Маляр», «Кто дальше загонит мяч», «Вкусное варенье», «Индюк», «Грибок», «Лошадка». Игра «Посмотри и повтори». Игра «Звуковички и их друзья». Игра «Послушай-повтори». Игра «Слушай и шагай». Игра «Лунтик и буква Л» | Игровое поле «Лунтик идет к Миле», фишки для передвижения по полю, кубик с цифрами. Набор человечков красного и синего цветов для звукового анализа в слогах. Карточки со слогами. Фланелеграф, цветные липучки. Рабочая тетрадь для домашнего задания. Набор наклеек. Рабочая тетрадь для закрепления полученных навыков в домашних условиях. |
4. | «Подарки для Лунтика» (автоматизация звука [Л] в конце слов) | 1. Закреплять правильный артикуляционный уклад звука [Л]. 2. Закреплять навыки определе-ния места звука [Л] в словах. 3. Формировать навыки много-кратного повторения слов с движениями рук. 4. Формировать навыки нахож-дения предметов со звуком [Л] по описанию. 5. Развивать фонематический слух. 6. Развивать мелкую моторику рук. | Игра «Собери самолет». Игра «Подарки для Лунтика и его друзей». Игра «Веселый паровозик». Игра «Скажи и покажи». Игра «Веселые дразнилки». | Разрезной самолет. Набор предметных картинок со звуком [Л]. Персонажи из мультфильма. Схемы слов. Нейро-карточки для переключения внимания. Камешки Марблс Наклейки Рабочая тетрадь для закрепления полученных навыков в домашних условиях. |
5. | «Лунтик в гостях у Кузи» (автоматизация звука [Л] в начале слов) | 1. Развивать сильную, плавную воздушную струю. 2. Совершенствовать навыки правильного артикуляционного уклада при произнесении звука [Л] в начале слова. 3. Закрепить правильное исполь-зование в речи понятий «Вправо-влево». 4. Формировать навыки нахождения в словесном ряду слов со звуком [Л] в начале слов. 5. Формировать навыки образо-вания существительных во множественном числе по теме недели. 6. Развивать мелкую моторику рук, четкие одновременные движения двух рук. 7. Формировать фонематический слух, навыки правильного воспроизведения слоговых и словесных цепочек. | Игра «Волшебное перышко» Игра «Четвертый лишний» Игра «Самолетик найди и слог назови» Игра «Один – много» Игра «Веселые чистоговорки» Игра «Фонарики для Лунтика» | Зеркало. Набор игрушек со звуком [Л]. Карточки с изображением пред-метных картинок по лексической теме. Карточка с изображением само-летов, летящих в разные стороны. Цветные карандаши. Схемы слов. Стеклянные баночки и набор цвет-ных кристаллов. Персонажи мультфильма. Рабочая тетрадь для закрепления полученных навыков в домашних условиях. |
6. | «Лунтик и зимнее путешествие» (автоматизация звука [Л] в середине слов) | 1. Формировать навыки правиль-ного артикуляционного уклада при произнесении звука [Л] в середине слов. 2. Совершенствовать навыки определение места звука [Л] в середине слов. 3. Формировать навыки согласования существительных с числительными по лекси-ческой теме. 4. Обогащать и расширять словарный запас. 5. Развивать мелкую моторику рук. | Игра «Найди схему» Игра «Посчитай-ка» Игра «Опиши и расскажи» Нейро-игра «Шагай и называй» Игра «Домик для буквы Л» | Картинки с чистоговорками. Набор цифр. Резиновые следы. Антистресс «Лапша-тянучка» Цветные предметные карточки. Игрушки Лунтик и Мила. Карточки с изображением букв. Цветные карандаши. Зеркало. Наклейки. Рабочая тетрадь для закрепления полученных навыков в домашних условиях. |
7. | «Лунтик и Мила наводят порядок» (автоматизация звука [Л] в словах и предложениях). | 1. Закреплять навыки правиль-ного произношения звука [Л] в слогах и словах. 2. Закреплять навыки опреде-ления места звуков в словах. 3. Совершенствование навыков правильного использования предлогов в предложениях. 4. Формировать навыки состав-ления простых предложений по предложенному образцу. 5. Развивать зрительное и слухо- вое внимание. 6. Развивать графомоторные навыки. 7. Закреплять зрительный образ буквы Л. | Игра «Все на своем месте». Игра «Расскажи, где …». Игра «Лунтик ел…». Игра «Я запомнил 4 слова». Игра «Накрой стол». Игра «Узор из букв». | Игрушечные деревянные стол и стул. Персонажи мультфильма. Предметные картинки по лексической теме. Изображение черно-белых предмет-ных картинок. Ножницы, клей, карандаши. Набор букв. Наклейки. Рабочая тетрадь для закрепления полученных навыков в домашних условиях. |
8. | «День Рождения Лунтика» (автоматизация звука [Л] с применением нейрологоритмичес-ких игр) | 1. Совершенствовать навыки правильного произношения звука [Л] в словах, словосочета-ниях и простых предложениях. 2. Формировать навыки правильного согласования существительных и прилага-тельных в словосочетаниях и простых предложениях. 3. Совершенствовать навыки проговаривания слов в сочетании с четким движением рук. 2. Продолжить работу по разви-тию зрительного внимания, координации, переключаемости и слуховой памяти. 3. Формировать навыки правиль-ного, осознанного чтения слогов. | Игра «Посмотри и назови» Игра «Угадай что это?» Игра «Разложи ложечки» Игра «Какой? Какая? Какие?» Игра «Почитай-ка» | Картинный материал. Деревянный сортер «Цветные ложечки». Наклейки. Рабочая тетрадь для закрепления полученных навыков в домашних условиях. Альбом Жуковой. |
9. | «Лунтик мечтает учиться» (автоматизация звука [Л] в словах, слово-сочетаниях и прос-тых предложениях. | 1. Формировать навыки правильного произношения звука [Л] в словах, словосочетаниях и простых предложениях. 2. Формировать навыки восстановления простых дефор-мированных предложений. 3. Формировать навыки состав-ления простых предложений с опорой на наглядность. 4. Формировать навыки правильного чтения слогов. | Игра «Исправь ошибку» Игра «Что делает, что делают» Игра «Почитай-ка» | Набор сюжетных картинок. Схемы предложений. Альбом Жуковой. Наклейки. Рабочая тетрадь для закрепления полученных навыков в домашних условиях. |
10. | «Письмо для Милы» (автоматизация звука [Л] в коротких рассказах) | 1. Формировать навыки правильного произношения звука [Л] в простых предло-жениях и коротких рассказах. 2. Развивать слуховое внимание. 3. Формировать навыки нахож-дения слов, подходящих по смыслу в предложениях (по теме недели). 4. Закреплять навыки правиль-ного согласования слов в предложении. 5. Формировать навыки пересказа текста из 5-6 предложений с опорой на наглядность. | Игра «Повтори только…» Игра «Да-нет» Игра «Подбери слово» Игра «Исправь ошибку» Игра «Давай вместе» | Карточка с предметными картинками. Сюжетная картинка к предложен-ному рассказу. Цветные фишки. Карточки с грустным и веселым смайликами. Наклейки. Рабочая тетрадь для закрепления полученных навыков в домашних условиях. |
5. Планируемые результаты реализации программы
В результате освоения программы из 10 занятий у ребенка будут сформированы речевые и моторные навыки:
- необходимая артикуляционная база для произношения звука [Л];
- сильная, направленная воздушная струя;
- навык чистого произношения звука [Л] в разной позиции слова и короткой фразе (под контролем взрослого);
- навык выделения звука [Л] на уровне слова и перенос этого навыка на другие, не смешиваемые акустически звуки;
- первоначальный навык звуко-буквенного анализа и синтеза (определение первого, последнего звука в слове (слоге), определение места звука в слове);
- понятия: «звук», «буква», «слог», «слово»;
- навык слияния звуков при чтении (на базе изученных букв);
- правильный и достаточно сильный пальцевый захват мелких предметов и карандаша;
- зрительно-моторная координация.
В результате курса из 10 занятий у ребенка будут развиты:
- речеслуховая память (может запомнить и повторить не менее 4 слов подряд);
- зрительная память (запоминает не менее 6 картинок);
- произвольное внимание (способен концентрировать внимание на занятии продолжительностью 20 - 25 минут);
- наглядно-образное и словесно-логическое мышление (способен воспринимать материал опосредовано, узнает предметы по описанию, подбирает обобщающие понятия);
- мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование в стадии активного формирования);
- зрительно-моторная координация;
- общемоторные навыки и чувство равновесия;
- первоначальные навыки самоконтроля;
- навык действовать по инструкции и образцу;
- своевременная переключаемость внимания с одного вида деятельности на другой.
В результате освоения программы из 10 занятий у ребенка будут воспитаны:
- волевые качества (усидчивость, желание работать над речью и стремление преодолевать трудности);
- доброжелательность;
- уважительное отношение к педагогу и другим взрослым.
6. Условия реализации программы.
Развивающая предметно-пространственная среда кабинета учителя-логопеда, материально-техническое обеспечение, учебно-наглядные пособия, игры. Для создания предметной среды речевого развития в кабинете используется следующий материал:
- тренажеры и игры на развитие фонематического слуха;
- тренажеры и игры на развитие речевого дыхания;
- тренажеры и помогаторы для постановки звука;
- символы артикуляционной гимнастики;
- логопедические зонды для постановки звуков;
- тетради с упражнениями для автоматизации звуков;
- набор текстов для автоматизации звуков;
- нейроигры на автоматизацию звуков и слоговой структуры слов;
- предметные и сюжетные картинки, мнемотаблицы;
- игры для звукоподражания;
- схемы характеристики звука;
- зрительные символы гласных и согласных звуков;
- буквы;
- индивидуальные альбомы с предметными и сюжетными картинками для автоматизации звуков, развития лексики, грамматики, связной речи;
- дидактические игры по развитию лексико-грамматических представлений, звукопроизношения, фонематического восприятия.
Обеспечение активного участия родителей и других педагогов дошкольного учреждения, работающих с ребенком с ОВЗ, для создания условий к устранению отставания в речевом развитии:
- просвещение родителей в вопросах речевого развития детей посредством анкетирования, проведения индивидуальных консультаций, обучающих семинаров, ведения речевых уголков в группе;
- привлечение родителей ребенка к участию в мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (утренники, конкурсы чтецов, открытые занятия, обучающие занятия-практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, родительские собрания);
- предоставление родителям игр и упражнений на развитие артикуляционной моторики ребенка (ведение тетради для домашних заданий);
- закрепление сформированных на логопедических занятиях речевых навыков воспитателями на индивидуальных занятиях и в самостоятельной деятельности, посредством выполнения заданий, представленных в «Тетради взаимодействия»;
- консультирование воспитателей по вопросам речевого развития ребенка, оказание им необходимой помощи в решении сложных моментов, подборе наглядного и практического материала для закрепления речевых навыков;
- рекомендации родителям по оказанию необходимой медицинской помощи для устранения речевых нарушений (невролог, ортодонт, стоматолог, ЛОР врач, окулист);
- систематические занятия с ребенком дома по закреплению изучаемого на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;
- создание положительного эмоционального настроя на логопедическом занятии, формирование интереса ребенка к собственной речи и желания научиться говорить правильно;
- социализация ребенка посредством посещения городских учреждений, экскурсий, участия в городских конкурсах;
- привлечение ребенка к социально значимым акциям, участию в проектной деятельности.
7. Оценка результативности прохождения программы.
Логопедическое обследование проводится по методике обследования речевого развития Н.В. Нищевой. Результаты первичной диагностики фиксируются в речевой карте, где отмечается состояние и показатели развития моторных и речевых навыков, на основании которых составляется программа коррекционной работы.
Программой предусмотрена так же система мониторинга развития обучающегося с ТНР, динамики его образовательных достижений по освоению программы, основанной на методе наблюдения, которая фиксируется в «Карте динамического наблюдения».
Карта динамического наблюдения
Формируемые навыки и умения | Результативность коррекционной работы | |
Начало | Конец | |
1. Речевое дыхание. 2. Артикуляторные навыки для чистого произношения гласных и свистящих звуков. 3. Навык произношения звука [Л]. 4. Фонематические процессы. 5. Первоначальные навыки звуко-буквенного анализа. 6. Грамматические категории в рамках программы 7. Предпосылки обучения грамоте. 8. Словарь в рамках пройденных лексических тем. 9. Речеслуховая память (может запомнить и повторить не менее 5 слов – 3 б., 4 слова – 2 б, 3 слова – 1 б.), 2 и менее слова – 0 б. 10. Зрительная память (запоминает 6 картинок - 3б, 5 картинок – 2б., 4-3 картинки – 1б., менее 2 картинок – 0 б). 11. Произвольное внимание (способен концентрировать внимание на занятии 20-25 мин. – 3 б, 20-15 мин. – 2 б., 15-10 мин. – 1 б., менее 10 мин. - 0 б.). 12. Моторные навыки. | ||
Итого баллов | ||
Оценка результативности освоения программы из 10 занятий осуществляется согласно формируемым речевым навыкам и учебным умениям, указанным в карте динамического наблюдения и оценивается в бальной системе.
При оценивании освоения программы применяется бальная система от 0 до 3.
Критерии оценивания навыков приведены ниже (кроме речеслуховой памяти, зрительной памяти и произвольного внимания, которые указаны в самой карте динамического наблюдения).
Критерии оценивания речевого дыхания:
3 балла. Тип физиологического дыхания: смешанный или диафрагмальный. Объем дыхания достаточный. Продолжительность речевого выдоха не менее 5 слов. Голос нормальной силы, модулированный.
2 балла. Тип физиологического дыхания: смешанный. Объем дыхания достаточный. Продолжительность речевого выдоха: 4 слова. Голос нормальный, тихий или громкий, модулированный.
1 балл. Тип физиологического дыхания: верхнеключичное. Объем дыхания недостаточный. Продолжительность речевого выдоха: 3—4 слова. Голос тихий или громкий, немодулированный.
0 баллов. Грубые нарушения физиологического и речевого дыхания и голоса.
Критерии оценивания артикуляционной моторики:
3 балла. Ребенок упражнения выполняет точно. Объем движений полный, переключаемость своевременная, движения сильные, точные, координированные, в нормальном темпе. Синкинезии отсутствуют. Мышечный тонус в норме.
2 балла. Ребенок упражнения выполняет неточно. Объем движений неполный, переключаемость замедленная, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. Синкинезии отсутствуют. Мышечный тонус в норме.
1 балл. Ребенок не выполняет движения в полном объеме. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен. Переключаемость затруднена. Объем движений неполный. Мышечный тонус понижен или повышен. Отмечаются синкинезии.
0 баллов Ребенок не выполняет движения в полном объеме. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен. Переключаемость затруднена. Объем движений неполный. Мышечный тонус понижен или повышен. Отмечаются синкинезии. Наблюдается сглаженность носогубных складок.
Критерии оценивания сформированности навыка произношения звука [Л].
3 балла. Произносит звук чисто в словах и фразах во всех позициях слова. Наблюдаются попытки контроля своего произношения в самостоятельной речи.
2 балла. Произносит звук чисто в словах, во фразе наблюдается искаженное произношение. Попыток самостоятельного контроля произношения нет, но при внешнем контроле ребенок способен контролировать произношение.
1 балл. Произносит звук только в слогах и простых позициях слова (в начале). Не контролирует произношение даже при внешнем контроле.
0 баллов. Не может произносить верно звук изолированно.
Критерии оценивания сформированности фонематических процессов на базе изучаемого звука [Л] и гласных.
3 балла. Выделяет звуки из слова на слух и на картинках.
2 балла. Выделяет звук на слух на уровне слова, на картинном материале сам находить предметы со звуками затрудняется.
1 балл. Затрудняется выделять звук на уровне слова и слога. Определяет звук среди остальных при изолированном произношении.
0 баллов. Звук не выделяет.
Критерии сформированности первоначального навыка звуко-буквенного анализа:
3 балла. Может последовательно назвать звуки в слове при наводящей помощи взрослого и посчитать их количество. Определяет место звука в слове самостоятельно. Делит на слоги слова из 3 открытых слогов самостоятельно. Понимает и различает понятия: «звук», «буква», «слог», «слово».
2 балла. Затрудняется последовательно назвать звуки в слове при наводящей помощи взрослого и посчитать их количество. Определяет первый и последний звук в слове самостоятельно. В середине затрудняется (ошибается). Делит на слоги слова из 3 открытых слогов с незначительной помощью. Понимает и различает понятия: «звук» -«буква», «звук»-«слово», но путает понятия «слог» -«слово»,
1 балл. Определяет только первый звук в слове. Затрудняется делить слова на слоги. Понимает понятие «звук», но остальные понятия не сформированы.
0 баллов. Не понимает задания, повторяет все слово или называет первый слог из слова при определении первого звука. Слова на слоги не делит. Не понимает и не различает понятия: «звук», «буква», «слог», «слово».
Критерии сформированности грамматических категорий:
3 балла. Усвоил предлоги ЗА, ПЕРЕД, НАД, ПОД, МЕЖДУ и правильно использует их в речи. Не допускает ошибок в окончаниях существительных при изменении по падежам (родительный и творительный падеж) в знакомых и часто употребляемых словах.
2 балла. Понимает значение предлогов ЗА, ПЕРЕД, НАД, ПОД, МЕЖДУ, но в самостоятельной речи иногда допускает ошибки, смешивает НА - НАД, ЗА-ПЕРЕД. Допускает ошибки в окончаниях существительных при изменении по падежам (родительный и творительный падеж) ошибки при изменении по падежам (родительный и творительный падеж) в знакомых и часто употребляемых словах . но при указании их исправляет.
1 балл. Недопонимает значение предлогов ЗА, ПЕРЕД, НАД, ПОД, МЕЖДУ, смешивает их самостоятельной речи и опускает. Допускает ошибки в окончаниях существительных при изменении по падежам (родительный и творительный падеж) в знакомых и часто употребляемых словах, при указании их не исправляет.
0 баллов. Не понимает значение предлогов ЗА, ПЕРЕД, НАД, ПОД, МЕЖДУ опускает их в речи. Допускает стойкие ошибки в окончаниях существительных при изменении по падежам (родительный и творительный падеж) в знакомых и часто употребляемых словах, при указании их не исправляет.
Критерии сформированности предпосылок обучения грамоте:
3 балла. Усвоил графический образ гласных букв: А, О, У, Ы, Э и буквы Л, может сам написать их или составить их из палочек. Владеет навыком слияния двух звуков Г+Г, Г+С, С+Г при чтении (на базе изученных букв).
2 балла. Графический образ гласных букв: А, О, У, Ы, Э и буквы Л усвоил недостаточно. Буквы узнает, но сам написать и сложить затрудняется. Навыком слияния двух звуков Г+Г, Г+С, С+Г при чтении (на базе изученных букв) владеет недостаточно, в слог не сливает, произносит с паузой.
1 балл. Графический образ гласных букв: А, О, У, Ы, Э и буквы Л не усвоил. Узнает только некоторые буквы (А, У, С), написать и сложить их затрудняется даже с наводящей помощью. Навыком слияния двух звуков Г+Г, Г+С, С+Г при чтении (на базе изученных букв) не владеет, слоги не читает. Может только повторить за логопедом.
0 баллов. Графический образ гласных букв: А, О, У, Ы, Э и буквы Л не усвоил. Не узнает ни одну из изучаемых букв.
Критерии сформированности словаря в рамках лексической темы «Огород. Овощи»:
3 балла. Объем пассивного и активного словаря существительных, глаголов, прилагательных и наречий в рамках темы освоил в полном объеме. Владеет обобщениями. Подбирает не менее 6 прилагательных при описании овоща.
2 балла. Объем пассивного и активного словаря существительных, глаголов, прилагательных и наречий представлен неполно. Обобщающее понятие «овощи» усвоил, но фрукты тоже называет «овощами». Затрудняется в подборе более 4-5 прилагательных при описании овоща.
1 балл. Объем пассивного словаря существительных, глаголов и прилагательных расширился незначительно. Владеет лишь отдельными простейшими обобщениями. Обобщающее понятие «овощи» не усвоил. Затрудняется в подборе прилагательных при описании овоща.
0 баллов. Словарь по теме не сформирован.
Критерии оценивания моторных навыков
3 балла. Ребенок движения выполняет. Объем движений полный, переключаемость своевременная, движения сильные, точные, координированные, в нормальном темпе. Навыки работы с карандашом хорошо развиты. Манипуляция с предметами соответствует возрастной норме и даже опережает ее.
2 балла. Ребенок движения выполняет. Объем движений неполный, переключаемость замедленная, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. Навыки работы с карандашом и манипуляция с предметами недостаточно развиты.
1.балл. Ребенок выполняет движения не в полном объеме. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен. Переключаемость нарушена. Навыки работы с карандашом и манипуляция с предметами не сформированы.
0 баллов Задания не выполняет совсем.
Для оценивания качества (уровня) усвоения ребенком программы применяется формула:
Максимальное количество баллов – 36.
Процентное соотношение для определения уровня освоения программы:
Высокий уровень - 80 - 100 %.
Пограничный (средне - высокий) уровень - 71 - 79 %.
Средний уровень - 50 - 70 %.
Низкий уровень - 49 % и ниже.
8. Литература.
- Крупенчук О.И. Логопедический массаж ложками. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014.- 48с.
- Нищева Н.В. Картиннный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 16 с., + цв. ил.
- Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
- Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 64 с., + цв. ил.
- Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2021.
- Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения. – М.: Эксмо, 2015.
- Филичева Т.Б. Коррекция нарушений речи» программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/ Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, А.В. Лагутина ;авт. сост. сб. Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребенка в Специализированном доме ребенка
Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребёнка 1 г. 9мес – 2г. Социальное развитиеПродолжать устанавливать более прочные эмоциональные контакты с близкими вз...

Индивидуальная программа коррекционно-педагогической помощи ребенку с кохлеарным имплантом по развитию восприятия речи и окружающих звуков
В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа глухих детей, прошедших систему кохлеарной имплантации, на базе которой возможно развитие адекватного слухового восприятия и полноценного разв...

индивидуальная программа коррекционной работы по постановке, автоматизации и дифференциации звука Р
Индивидуальная программа коррекционной работы по постановке звука Р...

Примерная индивидуальная программа коррекционной работы с ребёнком по логопедии
Программа содержит направление работы с ребёнком, цели, содержание материала и планируемые результаты......
Примерная индивидуальная программа коррекционной работы с детьми с ОНР 6-7 лет
Помощь педагогам в работе с детьми с ОВЗ....

Индивидуальная программа коррекционной работы с ребёнком , имеющим ОВЗ.
Программа содержит материал для работы с ребёнком 8-летнего возраста с умеренной умственной отсталостью, сочетающейся с атипичным аутизмом. ...

Индивидуальная программа коррекционной работы по постановке, автоматизации и свистящих звуков (звук [c]).
Программа содержит подробное поэтапное календарное планирование с подробным описанием коррекционной работы над звукопостанвкой и автоматизацией звука С...


