Индивидуальная программа коррекционной работы на ребенка
календарно-тематическое планирование

Глебова Анна Сергеевна

Индивидуальная программа коррекционной работы по постановке и автоматизации звука [Л]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_razrabotka_glebova_a.s._dou_no_46.docx77.65 КБ

Предварительный просмотр:

Программа индивидуальной коррекционной (логопедической) работы

1. Название программы: Индивидуальная программа коррекционной работы по постановке и автоматизации звука [Л] 

2. Пояснительная записка

        Актуальность

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Причины их весьма разнообразны. Если вовремя не устранить проблемы звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими. 

        Практика показывает, что при систематической работе с ребенком нарушение его речи можно исправить. Поэтому поиски эффективных приемов и методов  коррекции речи не утратили своей актуальности. Звук [Л] у воспитанников старшего дошкольного возраста нарушен достаточно часто и на этапе постановки является одним из самых проблемных. Автоматизация данного звука также проходит достаточно сложно и довольно длительно. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки произношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Поэтому своевременное удаление недостатков произношения помогут предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.

        Программа рассчитана на старший дошкольный возраст, ОНР 3 уровня.

        Адресат: Алиса К., 01.01.2020 год рождения, 5 лет 11 месяцев. ОНР - III уровень р.р., нарушение звукопроизношения по типу дизартрии.

        Представление учителя-логопеда по итогам диагностического обследования ребенка.

        Понимание обращённой речи в пределах нормы (выполняет задания по словесной инструкции).

        В звукопроизношении наблюдается параламбдацизм [л-в], ротацизм. Остальные звуки изолировано произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи.

        Фонематические процессы сформированы недостаточно. Имеются затруднения в придумывании слова на заданный звук, определении места звука в слове. Навыки звуко-буквенного анализа сформированы недостаточно.

        Слова сложного звукового состава воспроизводит неправильно, отмечаются пропуски слогов, упрощения слогов со стечением согласных, опускание начального согласного звука.

        Словарный запас развит недостаточно. Ребенок знает и называет обобщающие понятия, времена года, части суток. В речи чаще использует имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия. Испытывает трудности при подборе антонимов и синонимов. Путает некоторые предлоги времени и пространства.

        Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции. Имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число, в согласовании прилагательных и существительных в косвенных падежах. Допускает ошибки при образовании прилагательных от существительных.

        Наблюдается недостаточное развитие связной речи.

        Объем программы: предоставлен фрагмент на 10 часов.

        Режим занятий: индивидуальные занятия – 2 раза в неделю (понедельник 09.00 – 09.25; среда 09.00 – 09.25), продолжительность занятия - 25 минут.

3. Цели и задачи:

        Цель программы: организация коррекционной работы  по постановке, автоматизации звука [Л], формирование у ребенка правильной устной речи.

        Задачи:

- подготовить артикуляционный аппарат к формированию артикуляционного уклада звука [Л];

- развивать артикуляционную и мелкую моторику, просодические компоненты;

- формировать правильное речевое дыхание;

- формировать потребности ребенка в речевом общении, устранять чувство неуверенности, связанного с нечёткой речью;

- расширять объём пассивного словаря, продолжать работу по активизации активного словаря;

- развивать и совершенствовать фонематические процессы: анализ, синтез, восприятие и представление;

- формировать коммуникативные произносительные навыки, связанные с автоматизацией звука [Л] в слогах, словах, фразах, предложениях, простых рассказах;

- совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи (изменение существительных в родительном и творительном падежах в ед. и мн. числе);

- развивать психические функции: слуховое внимание, зрительное внимание, слуховую память, зрительную память, логическое мышление, пространственные ориентировки в системе коррекционной работы.

4. Содержание программы.

        Первый этап: подготовительный – этап «предречевых» упражнений.  Включает следующее содержание работы:

- дыхательные упражнения;

- артикуляционная гимнастика;

- артикуляция изолированных звуков;

- слоговые упражнения.

        На данном этапе происходит в основном обучение моторным навыкам на основе исходных безусловно-рефлекторных движений.

        Задача подготовительного этапа – развитие подвижности артикуляционного аппарата посредством общей артикуляционной гимнастики. Осуществление тщательной и всесторонней подготовки ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе:

- вызвать интерес к логопедическим занятиям;

- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

- формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков (общая и специальная артикуляционная гимнастика);

- развитие мелкой моторики;

- развитие физиологического и речевого дыхания.

        Второй этап: формирование произносительных умений и навыков.

        Эти два этапа организуются параллельно. Очередность изложения материала в блоках определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения и фонематического восприятия у детей в норме. Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.

        Задачи второго этапа:

- устранение дефектного звукопроизношения и формирование правильной артикуляции звука (автоматизация звука [Л];

- дифференциация фонем.

        Параллельно ведется работа над совершенствованием следующих операций:

- активизация слухового внимания;

- выделение звука [Л] на фоне других звуков;

- выделение звука [Л] на фоне слога;

- выделение звука [Л] на фоне слова;

- вычленение звука [Л];

- определение места звука в слове.

        Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Задачи

Содержание: методы, приемы коррекционно-педагогического воздействия (упражнения, игры, практические работы)

Развивающая предметно-пространственная среда (средства, оборудование, раздаточный, демонстрационный материал)

1.

«История Лунтика»

(знакомство со звуком

[Л])

1. Познакомить с правильным артикуляционным укладом звука [Л].

2.  Отработать опорные звуки [Т], [Ы].

3. Выработать умение держать подвижный передний край языка широким и поднимать его к альвеолам.

4. Выработать воздушную струю, направленную на опущенный книзу кончик языка.

5. Развивать фонематический слух (навыки определения на слух наличия звука [Л] в звуковом ряду, в словах)

6. Развивать мелкую моторику рук.

Игра «Потерянный звук»

(…ампа, одка,…ужа,…са…ат, шоко….ад)

Игра «Барабанщик»

Игра «Самолетики»

Артикуляционная гимнастика: «Чьи зубы чище», «Лопаточка», «Кто дальше загонит мяч», «Вкусное варенье», «Индюк», «Грибок», «Лошадка».

Игра «Подарок Лунтика»

Игра  «Громко-тихо»  (звук

[Л] в слогах)

Игра «Раскрась картинку» (звук [Л] в словах)

Игра «Исправь ошибку»

Зеркало.

Набор картинок для игры «Потерянный звук».

Барабан, набор самолетов разных по размеру.

Набор игрушек для артикуляционных упражнений.

Мыльные пузыри.

Карточки со        слогами и словами        со звуком «Л»

Колокольчик для игры «громко-тихо»

Раскраска с предметными картинками для игры «Раскрась картинку»

Игрушки по лексической теме.

Набор наклеек.

Рабочая тетрадь для закрепления полученных навыков в домашних условиях.

2.

«Лунтик и его друзья»

(постановка звука [Л]

по подражанию)

1. Объединить отработанные на подготовительном этапе движе-ния и положения органов артикулярного аппарата.

2. Формировать навыки правиль-ного произношения изолирован-ного звука [Л].

3. Развивать зрительное внимание, навыки правильного проговари-вания звука [Л] определенное количество раз.

4. Формировать навыки дифферен-циации звуков [Л] и [Ль].

5. Развивать мелкую моторику.

6. Познакомить с образом буквы [Л].

7. Закреплять        название геометри-ческих фигур.

Артикуляционная гимнастика: «Чьи зубы чище», «Лопаточка», «Маляр», «Кто дальше загонит мяч», «Вкусное варенье», «Индюк», «Гармошка», «Грибок», «Лошадка».

Игра «Полет самолетиков».

Игра «Бусы для Лунтика» (количество цветных бусинок соответствует количеству произносимого [Л])

Игра «Построй заборчик»

Игра «Необычная буква»

Набор карточек «Артикуляционная гимнастика».

Набор игрушечных самолетиков, облака из ваты.

Набор  цветных  бусинок  (2 синих,  3 красных, 4 желтых, 5 зеленых).

Счетные палочки синего и зеленого цветов, предметные картинки со звуками

[Л-Ль].

Нарисованная буква с  узором из геометрических фигур.

Цветные карандаши.

Зеркало

Набор наклеек.

Рабочая тетрадь для  закрепления полученных навыков в домашних условиях.

3.

«Песенки  для Лунтика»

(введение звука [Л] в слоги)

1. Развивать артикуляционную моторику и правильную воздушную струю.

2. Формировать навыки посте-пенного, последовательного введения поставленного звука [Л] в обратных слогах (гласный-согласный), прямых слогах (согласный-гласный, гласный-согласный-гласный).

3. Формировать навыки звукового анализа.

4. Развивать фонематический слух.

5. Закрепление пространствен-ных понятий по лексической теме.

6. Развивать мелкую моторику рук.

Артикуляционная гимнастика: «Чистим зубы», «Лопаточка», «Маляр», «Кто дальше загонит мяч», «Вкусное варенье», «Индюк», «Грибок», «Лошадка».

Игра «Посмотри и повтори».

Игра «Звуковички и их друзья».

Игра «Послушай-повтори».

Игра «Слушай и шагай».

Игра «Лунтик и буква Л»

Игровое поле «Лунтик идет к Миле», фишки для передвижения по полю, кубик с цифрами.

Набор человечков красного и синего цветов для звукового анализа в слогах.

Карточки со слогами.

Фланелеграф, цветные липучки.

Рабочая тетрадь для домашнего задания.

Набор наклеек.

Рабочая тетрадь для закрепления полученных навыков в домашних условиях.

4.

«Подарки для Лунтика»

(автоматизация звука

[Л] в конце слов)

1. Закреплять правильный артикуляционный уклад звука [Л].

2. Закреплять навыки определе-ния места звука [Л] в словах.

3. Формировать навыки много-кратного повторения слов с движениями рук.

4. Формировать навыки нахож-дения предметов со звуком [Л] по описанию.

5. Развивать фонематический слух.

6. Развивать мелкую моторику рук.

Игра «Собери самолет».

Игра «Подарки для Лунтика и его друзей».

Игра «Веселый паровозик».

Игра «Скажи и покажи».

Игра «Веселые дразнилки».

Разрезной самолет.

Набор предметных картинок со звуком [Л].

Персонажи из мультфильма.

Схемы слов.

Нейро-карточки для переключения внимания.

Камешки Марблс

Наклейки

Рабочая тетрадь для закрепления полученных навыков в домашних условиях.

5.

«Лунтик в гостях у Кузи»

(автоматизация звука

[Л] в начале слов)

1. Развивать сильную, плавную воздушную струю.

2. Совершенствовать навыки правильного артикуляционного уклада при произнесении звука [Л] в начале слова.

3. Закрепить правильное исполь-зование в речи понятий «Вправо-влево».

4. Формировать навыки нахождения в словесном ряду слов со звуком [Л] в начале слов.

5. Формировать навыки образо-вания существительных во множественном числе по теме недели.

6. Развивать мелкую моторику рук, четкие одновременные движения двух рук.

7. Формировать фонематический слух, навыки правильного воспроизведения слоговых и словесных цепочек.

Игра «Волшебное перышко»

Игра «Четвертый лишний»

Игра «Самолетик найди и слог назови»

Игра «Один – много»

Игра «Веселые чистоговорки»

Игра «Фонарики для Лунтика»

Зеркало.

Набор игрушек со звуком [Л].

Карточки с изображением пред-метных картинок по лексической теме.

Карточка с изображением само-летов, летящих в разные стороны.

Цветные карандаши.

Схемы слов.

Стеклянные баночки и набор цвет-ных кристаллов.

Персонажи мультфильма.

Рабочая тетрадь для закрепления полученных навыков в домашних условиях.

6.

«Лунтик и зимнее путешествие» (автоматизация звука [Л] в середине слов)

1. Формировать навыки правиль-ного артикуляционного уклада при произнесении звука [Л] в середине слов.

2. Совершенствовать навыки определение места звука [Л] в середине слов.

3. Формировать навыки согласования существительных с числительными по лекси-ческой теме.

4. Обогащать и расширять словарный запас.

5. Развивать мелкую моторику рук.

Игра «Найди схему»

Игра «Посчитай-ка»

Игра «Опиши и расскажи»

Нейро-игра «Шагай и называй»

Игра «Домик для буквы Л»

Картинки с чистоговорками.

Набор цифр.

Резиновые следы.

Антистресс «Лапша-тянучка»

Цветные предметные карточки.

Игрушки Лунтик и Мила.

Карточки с изображением букв.

Цветные карандаши.

Зеркало.

Наклейки.

Рабочая тетрадь для закрепления полученных         навыков в         домашних условиях.

7.

«Лунтик и Мила наводят порядок» (автоматизация звука

[Л] в словах и предложениях).

1. Закреплять навыки правиль-ного  произношения  звука

[Л] в слогах и словах.

2. Закреплять навыки опреде-ления места звуков в словах.

3. Совершенствование навыков правильного использования предлогов в предложениях.

4. Формировать навыки состав-ления простых предложений по предложенному образцу.

5. Развивать зрительное и слухо- вое внимание.

6. Развивать графомоторные навыки.

7. Закреплять зрительный образ буквы Л.

Игра «Все на своем месте».

Игра «Расскажи, где …».

Игра «Лунтик ел…».

Игра «Я запомнил 4 слова».

Игра «Накрой стол».

Игра «Узор из букв».

Игрушечные деревянные стол и стул.

Персонажи мультфильма.

Предметные картинки по лексической теме.

Изображение черно-белых предмет-ных картинок.

Ножницы, клей, карандаши.

Набор букв.

Наклейки.

Рабочая тетрадь для закрепления полученных навыков в домашних условиях.

8.

«День Рождения Лунтика»

(автоматизация звука

[Л] с применением нейрологоритмичес-ких игр)

1. Совершенствовать навыки правильного  произношения звука [Л] в словах, словосочета-ниях и простых предложениях.

2. Формировать навыки правильного согласования существительных и прилага-тельных в словосочетаниях и простых предложениях.

3. Совершенствовать навыки проговаривания слов в сочетании с четким движением рук.

2. Продолжить работу по разви-тию зрительного внимания, координации, переключаемости и слуховой памяти.

3. Формировать навыки правиль-ного,  осознанного  чтения

слогов.

Игра «Посмотри и назови»

Игра «Угадай что это?»

Игра «Разложи ложечки»

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Игра «Почитай-ка»

Картинный материал.

Деревянный сортер «Цветные ложечки».

Наклейки.

Рабочая тетрадь для закрепления полученных навыков в домашних условиях.

Альбом Жуковой.

9.

«Лунтик мечтает учиться»

(автоматизация звука

[Л] в словах, слово-сочетаниях и прос-тых предложениях.

1. Формировать навыки правильного произношения звука [Л] в словах, словосочетаниях и простых предложениях.

2. Формировать навыки восстановления простых дефор-мированных предложений.

3. Формировать навыки состав-ления простых предложений с опорой на наглядность.

4. Формировать навыки правильного чтения слогов.

Игра «Исправь ошибку»

Игра «Что делает, что делают»

     Игра «Почитай-ка»

Набор сюжетных картинок.

Схемы предложений.

Альбом Жуковой.

Наклейки.

Рабочая тетрадь для закрепления полученных навыков в домашних условиях.

10.

«Письмо для Милы»

(автоматизация звука [Л] в коротких рассказах)

1. Формировать навыки правильного произношения звука [Л] в простых предло-жениях и коротких рассказах.

2. Развивать слуховое внимание.

3. Формировать навыки нахож-дения слов, подходящих по смыслу в предложениях (по теме недели).

4. Закреплять навыки правиль-ного согласования слов в предложении.

5. Формировать навыки пересказа текста из 5-6 предложений с опорой на наглядность.

Игра «Повтори только…»

Игра «Да-нет»

Игра «Подбери слово»

Игра «Исправь ошибку»

Игра «Давай вместе»

Карточка с предметными картинками.

Сюжетная картинка к предложен-ному рассказу.

Цветные фишки.

Карточки с грустным и веселым смайликами.

Наклейки.

Рабочая тетрадь для закрепления полученных навыков в домашних условиях.

5. Планируемые результаты реализации программы

          В результате освоения программы из 10 занятий у ребенка будут сформированы речевые и моторные навыки:

- необходимая артикуляционная база для произношения звука [Л];

- сильная, направленная воздушная струя;

- навык чистого произношения звука [Л] в разной позиции слова и короткой фразе (под контролем взрослого);

- навык выделения звука [Л] на уровне слова и перенос этого навыка на другие, не смешиваемые акустически звуки;

- первоначальный навык звуко-буквенного анализа и синтеза (определение первого, последнего звука в слове (слоге), определение места звука в слове);

- понятия: «звук», «буква», «слог», «слово»;

- навык слияния звуков при чтении (на базе изученных букв);

- правильный и достаточно сильный пальцевый захват мелких предметов и карандаша;

- зрительно-моторная координация.

        В результате курса из 10 занятий у ребенка будут развиты:

- речеслуховая память (может запомнить и повторить не менее 4 слов подряд);

- зрительная память (запоминает не менее 6 картинок);

- произвольное внимание (способен концентрировать внимание на занятии продолжительностью 20 - 25 минут);

- наглядно-образное и словесно-логическое мышление (способен воспринимать материал опосредовано, узнает предметы по описанию, подбирает обобщающие понятия);

- мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование в стадии активного формирования);

- зрительно-моторная координация;

- общемоторные навыки и чувство равновесия;

- первоначальные навыки самоконтроля;

- навык действовать по инструкции и образцу;

- своевременная переключаемость внимания с одного вида деятельности на другой.

        В результате освоения программы из 10 занятий у ребенка будут воспитаны:

- волевые качества (усидчивость, желание работать над речью и стремление преодолевать трудности);

- доброжелательность;

- уважительное отношение к педагогу и другим взрослым.

6. Условия реализации программы.

             Развивающая предметно-пространственная среда кабинета учителя-логопеда, материально-техническое обеспечение, учебно-наглядные пособия, игры. Для создания предметной среды речевого развития в кабинете используется следующий материал:

- тренажеры и игры на развитие фонематического слуха;

- тренажеры и игры на развитие речевого дыхания;

- тренажеры и помогаторы для постановки звука;  

- символы артикуляционной гимнастики;

- логопедические зонды для постановки звуков;

- тетради с упражнениями для автоматизации звуков;

- набор текстов для автоматизации звуков;

- нейроигры на автоматизацию звуков и слоговой структуры слов;

- предметные и сюжетные картинки, мнемотаблицы;

- игры для звукоподражания;    

- схемы характеристики звука;

- зрительные символы гласных и согласных звуков;

- буквы;

- индивидуальные альбомы с предметными и сюжетными картинками для автоматизации звуков, развития лексики, грамматики, связной речи;

- дидактические игры по развитию лексико-грамматических представлений, звукопроизношения, фонематического восприятия.

             Обеспечение активного участия родителей и других педагогов дошкольного учреждения, работающих с ребенком с ОВЗ, для создания условий к устранению отставания в речевом развитии:

- просвещение родителей в вопросах речевого развития детей посредством анкетирования, проведения индивидуальных консультаций, обучающих семинаров, ведения речевых уголков в группе;

- привлечение родителей ребенка к участию в мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (утренники, конкурсы чтецов, открытые занятия, обучающие занятия-практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, родительские собрания);

- предоставление родителям игр и упражнений на развитие артикуляционной моторики ребенка (ведение тетради для домашних заданий);

- закрепление сформированных на логопедических занятиях речевых навыков воспитателями на индивидуальных занятиях и в самостоятельной деятельности, посредством выполнения заданий, представленных в «Тетради взаимодействия»;

- консультирование воспитателей по вопросам речевого развития ребенка, оказание им необходимой помощи в решении сложных моментов, подборе наглядного и практического материала для закрепления речевых навыков;

- рекомендации родителям по оказанию необходимой медицинской помощи для устранения речевых нарушений (невролог, ортодонт, стоматолог, ЛОР врач, окулист);

- систематические занятия с ребенком дома по закреплению изучаемого на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;

- создание положительного эмоционального настроя на логопедическом занятии, формирование интереса ребенка к собственной речи и желания научиться говорить правильно;

- социализация ребенка посредством посещения городских учреждений, экскурсий, участия в городских конкурсах;

- привлечение ребенка к социально значимым акциям, участию в проектной деятельности.

7. Оценка результативности прохождения программы.

             Логопедическое обследование проводится по методике обследования речевого развития Н.В. Нищевой. Результаты первичной диагностики фиксируются в речевой карте, где отмечается состояние и показатели развития моторных и речевых навыков, на основании которых составляется программа коррекционной работы.

         Программой предусмотрена так же система мониторинга развития обучающегося с  ТНР, динамики его образовательных достижений по освоению программы, основанной на методе наблюдения, которая фиксируется в «Карте динамического наблюдения».

       

Карта динамического наблюдения

Формируемые навыки и умения

Результативность коррекционной работы

Начало

Конец

1. Речевое дыхание.

2. Артикуляторные навыки для чистого произношения гласных и свистящих звуков.

3. Навык произношения звука [Л].

4. Фонематические процессы.

5. Первоначальные навыки звуко-буквенного анализа.

6. Грамматические категории в рамках программы

7. Предпосылки обучения грамоте.

8. Словарь в рамках пройденных лексических тем.

9. Речеслуховая память (может запомнить и повторить не менее 5 слов – 3 б., 4 слова – 2 б, 3 слова – 1 б.), 2 и менее слова – 0 б.

10. Зрительная память (запоминает 6 картинок - 3б, 5 картинок – 2б., 4-3 картинки – 1б., менее 2 картинок – 0 б).

11. Произвольное внимание (способен концентрировать внимание на занятии 20-25 мин. – 3 б, 20-15 мин. – 2 б., 15-10 мин. – 1 б., менее 10 мин. - 0 б.).

12. Моторные навыки.

    Итого баллов

               Оценка результативности освоения программы из 10 занятий осуществляется согласно формируемым речевым навыкам и учебным умениям, указанным в карте динамического наблюдения и оценивается в бальной системе.

При оценивании освоения программы применяется бальная система от 0 до 3.

              Критерии оценивания навыков приведены ниже (кроме речеслуховой памяти, зрительной памяти и произвольного внимания, которые указаны в самой карте динамического наблюдения).

             Критерии оценивания речевого дыхания:

3 балла. Тип физиологического дыхания: смешанный или диафрагмальный. Объем дыхания достаточный. Продолжительность речевого выдоха не менее 5 слов. Голос нормальной силы, модулированный.

2 балла. Тип физиологического дыхания: смешанный. Объем дыхания достаточный. Продолжительность речевого выдоха: 4 слова. Голос нормальный, тихий или громкий, модулированный.

1 балл. Тип физиологического дыхания: верхнеключичное. Объем дыхания недостаточный. Продолжительность речевого выдоха: 3—4 слова. Голос тихий или громкий, немодулированный.

0 баллов. Грубые нарушения физиологического и речевого дыхания и голоса.

              Критерии оценивания артикуляционной моторики:

3 балла. Ребенок упражнения выполняет точно. Объем движений полный, переключаемость своевременная, движения сильные, точные, координированные, в нормальном темпе. Синкинезии отсутствуют. Мышечный тонус в норме.  3dre0pz3f2b9fw6n6

2 балла. Ребенок упражнения выполняет неточно. Объем движений неполный, переключаемость замедленная, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. Синкинезии отсутствуют. Мышечный тонус в норме.

1 балл. Ребенок не выполняет движения в полном объеме. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен. Переключаемость затруднена. Объем движений неполный. Мышечный тонус понижен или повышен. Отмечаются синкинезии.

0 баллов Ребенок не выполняет движения в полном объеме. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен. Переключаемость затруднена. Объем движений неполный. Мышечный тонус понижен или повышен. Отмечаются синкинезии. Наблюдается сглаженность носогубных складок.

              Критерии оценивания сформированности навыка произношения звука [Л].

3 балла. Произносит звук чисто в словах и фразах во всех позициях слова. Наблюдаются попытки контроля своего произношения в самостоятельной речи.

2 балла. Произносит звук чисто в словах, во фразе наблюдается искаженное произношение. Попыток самостоятельного контроля произношения нет, но при внешнем контроле ребенок способен контролировать произношение.3dre0pz3f2b9fw6n6

1 балл. Произносит звук только в слогах и простых позициях слова (в начале). Не контролирует произношение даже при внешнем контроле.

0 баллов. Не может произносить верно звук изолированно.

             Критерии оценивания сформированности фонематических процессов на базе изучаемого звука [Л] и гласных.

3 балла. Выделяет звуки из слова на слух и на картинках.

2 балла. Выделяет звук на слух на уровне слова, на картинном материале сам находить предметы со звуками затрудняется.3dre0pz3f2b9fw6n6

1 балл. Затрудняется выделять звук на уровне слова и слога. Определяет звук среди остальных при изолированном произношении.

0 баллов. Звук не выделяет.

             Критерии сформированности первоначального навыка звуко-буквенного анализа:

3 балла. Может последовательно назвать звуки в слове при наводящей помощи взрослого и посчитать их количество. Определяет место звука в слове самостоятельно. Делит на слоги слова из 3 открытых слогов самостоятельно. Понимает и различает понятия: «звук», «буква», «слог», «слово».

2 балла. Затрудняется последовательно назвать звуки в слове при наводящей помощи взрослого и посчитать их количество. Определяет первый и последний звук в слове самостоятельно. В середине затрудняется (ошибается). Делит на слоги слова из 3 открытых слогов с незначительной помощью. Понимает и различает понятия: «звук» -«буква», «звук»-«слово», но путает понятия «слог» -«слово», 3dre0pz3f2b9fw6n6

1 балл. Определяет только первый звук в слове. Затрудняется делить слова на слоги. Понимает понятие «звук», но остальные понятия не сформированы.

0 баллов. Не понимает задания, повторяет все слово или называет первый слог из слова при определении первого звука. Слова на слоги не  делит. Не понимает и не различает понятия: «звук», «буква», «слог», «слово».

                 Критерии сформированности грамматических категорий:

3 балла. Усвоил предлоги ЗА, ПЕРЕД, НАД, ПОД, МЕЖДУ и правильно использует их в речи. Не допускает ошибок в окончаниях существительных при изменении по падежам (родительный и творительный падеж) в знакомых и часто употребляемых словах.

2 балла. Понимает значение предлогов ЗА, ПЕРЕД, НАД, ПОД, МЕЖДУ, но в самостоятельной речи иногда допускает ошибки, смешивает НА - НАД, ЗА-ПЕРЕД. Допускает ошибки в окончаниях существительных при изменении по падежам (родительный и творительный падеж) ошибки при изменении по падежам (родительный и творительный падеж) в знакомых и часто употребляемых словах . но при указании их исправляет.3dre0pz3f2b9fw6n6

1 балл. Недопонимает значение предлогов ЗА, ПЕРЕД, НАД, ПОД, МЕЖДУ, смешивает их самостоятельной речи и опускает. Допускает ошибки в окончаниях существительных при изменении по падежам (родительный и творительный падеж) в знакомых и часто употребляемых словах, при указании их не исправляет.

0 баллов. Не понимает значение предлогов ЗА, ПЕРЕД, НАД, ПОД, МЕЖДУ опускает их в речи. Допускает  стойкие ошибки в окончаниях существительных при изменении по падежам (родительный и творительный падеж) в знакомых и часто употребляемых словах, при указании их не исправляет.

                Критерии сформированности предпосылок обучения грамоте:

3 балла. Усвоил графический образ гласных букв: А, О, У, Ы, Э и буквы Л, может сам написать их или составить их из палочек. Владеет навыком слияния двух звуков Г+Г, Г+С, С+Г при чтении (на базе изученных букв).

2 балла. Графический образ гласных букв: А, О, У, Ы, Э и буквы Л усвоил недостаточно. Буквы узнает, но сам написать и сложить затрудняется. Навыком слияния двух звуков Г+Г, Г+С, С+Г при чтении (на базе изученных букв) владеет недостаточно, в слог не сливает, произносит с паузой.3dre0pz3f2b9fw6n6

1 балл. Графический образ гласных букв: А, О, У, Ы, Э и буквы Л не усвоил. Узнает только некоторые буквы (А, У, С), написать и сложить их затрудняется даже с наводящей помощью. Навыком слияния двух звуков Г+Г, Г+С, С+Г при чтении (на базе изученных букв) не владеет, слоги не читает. Может только повторить за логопедом.

0 баллов. Графический образ гласных букв: А, О, У, Ы, Э и буквы Л не усвоил. Не узнает ни одну из изучаемых букв.

               Критерии сформированности словаря в рамках лексической темы «Огород. Овощи»:

3 балла. Объем пассивного и активного словаря существительных, глаголов, прилагательных и наречий в рамках темы освоил в полном объеме. Владеет обобщениями. Подбирает не менее 6 прилагательных при описании овоща.

2 балла. Объем пассивного и активного словаря существительных, глаголов, прилагательных и наречий представлен неполно. Обобщающее понятие «овощи» усвоил, но фрукты тоже называет «овощами». Затрудняется в подборе более 4-5 прилагательных при описании овоща.

1 балл. Объем пассивного словаря существительных, глаголов и прилагательных расширился незначительно. Владеет лишь отдельными простейшими обобщениями. Обобщающее понятие «овощи» не усвоил. Затрудняется в подборе прилагательных при описании овоща.

0 баллов. Словарь по теме не сформирован.

             Критерии оценивания моторных навыков

3 балла. Ребенок движения выполняет. Объем движений полный, переключаемость своевременная, движения сильные, точные, координированные, в нормальном темпе. Навыки работы с карандашом хорошо развиты. Манипуляция с предметами соответствует возрастной норме и даже опережает ее.

2 балла. Ребенок движения выполняет. Объем движений неполный, переключаемость замедленная, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. Навыки работы с карандашом и манипуляция с предметами недостаточно развиты.3xbv0m329sqnnqm66

1.балл. Ребенок выполняет движения не в полном объеме. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен. Переключаемость нарушена. Навыки работы с карандашом и манипуляция с предметами не сформированы.

0 баллов Задания не выполняет совсем.

             Для оценивания качества (уровня) усвоения ребенком программы применяется формула:

        Максимальное количество баллов – 36.

C:\Users\777\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image1.png

           Процентное соотношение для определения уровня освоения программы:

Высокий уровень - 80 - 100 %.

Пограничный (средне - высокий) уровень  - 71 - 79 %.

Средний уровень  - 50 - 70 %.

Низкий уровень  - 49 % и ниже.

               8. Литература.

  1. Крупенчук О.И. Логопедический массаж ложками. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014.- 48с.
  2. Нищева Н.В. Картиннный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 16 с., + цв. ил.
  3. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  4. Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 64 с., + цв. ил.
  5. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2021.
  6. Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения. – М.: Эксмо, 2015.
  7. Филичева Т.Б. Коррекция нарушений речи» программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/ Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, А.В. Лагутина ;авт. сост. сб. Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребенка в Специализированном доме ребенка

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребёнка 1 г. 9мес – 2г. Социальное развитиеПродолжать устанавливать более прочные  эмоциональные контакты с  близкими вз...

Индивидуальная программа коррекционно-педагогической помощи ребенку с кохлеарным имплантом по развитию восприятия речи и окружающих звуков

В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа глухих детей, прошедших систему кохлеарной имплантации, на базе которой возможно развитие адекватного слухового восприятия и полноценного разв...

индивидуальная программа коррекционной работы по постановке, автоматизации и дифференциации звука Р

Индивидуальная программа коррекционной работы по постановке звука Р...

Примерная индивидуальная программа коррекционной работы с ребёнком по логопедии

Программа содержит направление работы с ребёнком, цели, содержание материала и планируемые результаты......

Индивидуальная программа коррекционной работы с ребёнком , имеющим ОВЗ.

Программа содержит материал для работы с ребёнком 8-летнего возраста с умеренной умственной отсталостью, сочетающейся с атипичным аутизмом. ...

Индивидуальная программа коррекционной работы по постановке, автоматизации и свистящих звуков (звук [c]).

Программа содержит подробное поэтапное календарное планирование с подробным описанием коррекционной работы над звукопостанвкой и автоматизацией звука С...