Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребенка в Специализированном доме ребенка
методическая разработка (младшая группа) по теме

Евгения Владимировна Лепёшкина

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребёнка

 

1 г. 9мес – 2г.

 

Социальное развитие

Продолжать устанавливать более прочные  эмоциональные контакты с  близкими взрослыми: вызвать эмоции радости, удовольствия, удовлетворения и поддержания  состояние психологического комфорта, укрепление положительных эмоциональных связей. Формировать различные формы общения с взрослыми: здороваться , благодарить, выражать просьбу словом (облегченным для ребёнка);

Продолжать учить показывать свои части тела и лица: «Где голова? Где глазки?», «Где ручки?», «Где Ножки?» и.д.

Учить воспринимать себя в зеркале  «Кто там?»,  «Я, Маша» учить называть себя по имени и т.д.

 

Развитие активной речи

Продолжать расширять активный словарь. Закреплять знания детей о  цвете предметов (красный, синий, желтый, зеленый), размере (большой, маленький), о форме (кубик, кирпичик, крыша-призма), состоянии (чистый, гряз­ный), а также место нахождения предмета (здесь, там); временных (сейчас) и количественных (один и много) отношениях (к концу года). Продолжать формировать обобщенные представления о предметах и действи­ях. Учить узнавать и показывать знакомые предметы независимо от их размера и цвета (мяч большой и маленький, красный и синий и т.п.); соотносить одно и то же действие с несколькими предметами (кор­мить можно куклу, мишку, слоника и т.п.).

Содействовать пониманию сюжетов небольших инсценировок с игрушками, спектаклей кукольного театра о событиях, знакомых ре­бенку по личному опыту.

Развитие понимания речи

Расширять запас понимаемых слов. Продолжать развивать понимание обращенной речи: учить показывать некоторые действия. Поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребитель­ными (вместо ав-ав - собака и т.п.).

Побуждать произносить по подражанию новые слова, предложения из двух-трех слов; отвечать короткой фразой на понятные вопросы взрослых.

Продолжать расширять активный словарь: называть предметы, их назначение, состояние людей; использовать существительные, прила­гательные, глаголы. Приучать правильно пользоваться местоимениями (я, ты, мне и др., наречиями (там, туда), предлогами (в, на, за).

Формировать умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде, на картинках; узнавать и называть на картинках людей различного пола и возраста.

Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи. Подсказывать им поводы для обращения к взрослым и свер­стникам {попроси, поблагодари, предложи, посмотри, кто пришел, и нам скажи и т.д.).

 

Развитие сенсорных способностей.

Совершенствовать разнообразные действия с предметами (откры­вать-закрывать, нанизывать-снимать, прокатывать, втыкать, шнуро­вать, накладывать), ориентируясь на их величину (большой, малень­кий), цвет (красный, синий), базовую плоскостную фигуру (круг, квад­рат, треугольник).

Учить различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеле­ный); по предложению взрослого отбирать предметы определенно­го цвета. Использовать специальные дидактические пособия: помогать детям соотносить цвет и форму грибочков и втулочек с цветовым полем и фигурными отверстиями коробок и столиков.

Занятия со строительным материалом (настольным, напольным). Знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма, цилиндр), "опредмечивая" их (цилиндр - столбик, труба, призма - крыша). Учить способам конструирования - прикладыванию, накладыва­нию. Совместно с взрослым обыгрывать постройки, использовать для игр сюжетные игрушки. Формировать умение пользоваться знакомыми формами строи­тельного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек.

 

Физическое развитие. Общая  и мелкая моторика рук.

Развивать движения рук и совершенствовать ручную и мелкую моторику:

Совершенствовать умение  проталкивать предметы в соответствующие отверстия; учить закрывать отверстия разной формы (круглой, квадратной, треугольной).

Учить выполнять по просьбе взрослого соотносящие действия: собирать пирамидку, раскладывать шарики в зависимости от величины коробочек, и подбирать им крышки. учить собирать и разбирать вкладыши состоящие из 6-8 шт. ;

Учить выполнять по просьбе взрослого орудийные действия с предметами: ударять молоточком по коробочке, забивать деревянные гвоздики;

Учить перекладывать ложкой, сочком мелкие игрушки в коробочку или ведёрко и т.д.

Учить способам конструирования – прикладыванию, накладыванию. Совместно со взрослым обыгрывать постройки, используя для игр сюжетные игрушки.

Формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых  конструкторов при сооружении новых построек.

 

Формирование предметной деятельности. Обучение игре.

Учить выполнять предметно игровые действия: прокатывать шарики по желобку через ворота,  катать матрёшку, зайку в тележке; возить в машине кубики, кирпичики, шарики;  катать куклу в коляске; играть с воздушными шарами, махать ленточкой, ловить шарик, отдавать его взрослому, брать за ленточку; учить кормить куклу (зайку, мишку и  т.д.), используя совместные действия взрослого с ребенком или подражать действиям взрослого.

Учить играть в прятки – накрывать его головку платком и говорить:                                   «Где ты?», «Где тётя?», «Ку-ку» т.д. Предложить игры с другими детьми «Спрятался Вася», «Спряталась Лена». И т.д. Учить воспроизводить часто наблюдаемые действия с игрушками: «Уложи мишку спать», «Накорми мишку», «Искупаем Катю», «Покачай Нину», «Оденем Мишку на прогулку» и т.д. Учить воспроизводить простые постройки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с ОНР»

Неотъемлемым компонентом профессиональной компетенции современного педагога является умение использовать новейшие средства в обучении ребёнка. Одним из таких средств является компьютер, как допо...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе коррекционно-развивающего воспитания и обучения .«Экскурсия в фотосалон»

Цели занятия:Образовательные: уточнение и расширение представлений о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела;ведение в речь детей новых слов: фотосалон, фотосессия, штатив, фото...

Семинар-практикум для родителей и воспитателей - Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза,...

Организация комплексного музыкального коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта средствами коррекционной ритмики

Из Сборника материалов I Всероссийской заочной электронной научной конференции «Педагогика новаторства в XXI веке» (ГОУ ВПО «Свеверо-Восточный государственный ...

Индивидуальная комплексная коррекционно- развивающая программа обучения и воспитания

Целью коррекционно-педагогической работы  является формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка с ограниченными. В процессе коррекционного обучения и воспитания...

Конспект занятия по лепке ≪Новогодние бусы≫ (для детей с нарушением интеллекта по программе коррекционно- развивающего обучения и воспитания Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой первый год обучения)

ЦППРК ≪Детская личность≫Конспект занятия по лепке≪Новогодние бусы≫(для детей с нарушением интеллекта по программе коррекционно-развивающего обучения и воспитания Е.А. Екжановой иЕ.А. Стребелевой первы...

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с дошкольниками в МБДОУ ДС №7 "Жар-птица" с использованием дистанционных технологий обучения. Коррекционно-развивающий мультимедиакурс "Развиваемся, играя"

Понятие коррекции предполагает целенаправленное психологическое воздействие с целью изменения психического состояния человека в соответствии с «нормой психического развития». Как правило, ...