Индивидуальная программа коррекционно-педагогической помощи ребенку с кохлеарным имплантом по развитию восприятия речи и окружающих звуков
рабочая программа на тему

Колесникова Светлана Юрьевна

В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа глухих детей, прошедших систему кохлеарной имплантации, на базе которой возможно развитие адекватного слухового восприятия и полноценного развития устной речи. Кохлеарный имплант (КИ) заменяет только погибшие рецепторы улитки, которые преобразуют звуки в электрические импульсы, передаваемые слуховому нерву, а по нему - в слуховые центры мозга. Поэтому, чтобы ребенок с КИ мог понимать речь и говорить необходима педагогическая реабилитация.

         Программа по реабилитации предназначена для развития слухового восприятия  детей после кохлеарной имплантации, рассчитана примерно на 2-3 года обучения, одно занятие сурдопедагога в день пятидневной рабочей недели. Возраст ребенка примерно от 3 до 6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа коррекционно-педагогической помощи   ребенку с кохлеарным имплантом

по развитию восприятия речи и окружающих звуков

 

Пояснительная записка.

        Развитие сурдопедагогики и технический прогресс создают условия для совершенствования специальной коррекционно-педагогической помощи глухим детям раннего и дошкольного возраста. Принципиальное значение для её совершенствования имеет разработка и внедрение в практику работы системы развития слухового восприятия и устной речи при использовании кохлеарного имплантирования, которое является адекватной коррекцией слуха даже при больших потерях слуха.

        В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа глухих детей, прошедших систему кохлеарной имплантации, на базе которой возможно развитие адекватного слухового восприятия и полноценного развития устной речи. Кохлеарный имплант (КИ) заменяет только погибшие рецепторы улитки, которые преобразуют звуки в электрические импульсы, передаваемые слуховому нерву, а по нему - в слуховые центры мозга. Поэтому, чтобы ребенок с КИ мог понимать речь и говорить необходима педагогическая реабилитация.

        Программа предназначена для развития слухового восприятия  детей после кохлеарной имплантации, рассчитана примерно на 2-3 года обучения, одно занятие сурдопедагога в день пятидневной рабочей недели. Возраст ребенка примерно 3-6 лет.

Цель программы слухоречевого тренинга: развитие слухового восприятия с КИ до уровня, приближенного к нормальному восприятию. Это значит научить ребенка  узнавать окружающие звуки, различать и узнавать звуки речи, слова и предложения.

Основные задачи:

  • научить ребенка находить соответствие между слуховыми образами слов и неречевых звуков, передаваемых КИ, с теми, которые хранятся в его памяти (накопленные до потери слуха или с помощью СА),
  • научить ребенка выделять в новых образах звуков речи акустические кореляты дифференцированных признаков фонем «гласный — согласный», «звонкость — глухость», место и способ образования и др. Умение узнавать отдельные звуки речи и делать это быстро необходимо для хорошей разборчивости речи при восприятии на слух, а для детей это является основой овладения новыми словами,
  • накопить в памяти ребенка новые слуховые образы звуков речи, слов, фраз, звуков окружающей среды, передаваемых КИ.

Принципы тренировки слухового восприятия с кохлеарным имплантом (по И.В. Королевой)

  • развитие слухового восприятия с помощью кохлеарного импланта (КИ) начинается с простых заданий, переходя последовательно к более сложным
  • правильный подбор уровеня сложности упражнений для тренировки (чуть выше уровня возможности ребенка),
  • ребенок должен услышать звук несколько раз, чтобы успеть запомнить и проанализировать его, поэтому каждый звук должен повторяться педагогом несколько раз в медленном темпе,
  • ребенок должен сам несколько раз произнести звук, внимательно прислушиваясь к его звучанию,
  • занятие всегда должно заканчиваться заданием, которое ребенок уже хорошо выполняет.

Содержание программы

№ п/п

Тема

Часы

Обнаружение и различение неречевых и речевых звуков

1

Выработка УДР (условно двигательная реакция на звук).

2

Обнаружение звука (есть, нет)

3

Различение при парном сравнении:

 - звуки окружающей среды (дома, на улице),

 - звуки музыкальных игрушек,

 - звуки, издаваемые животными.

4

Узнавание звуков окружающей среды, звуков издаваемых животными и  звучаний музыкальных игрушек (закрытый выбор, 3 и более).

5

Различение характеристик неречевых и речевых звуков:

 -количество (много, 1, 2, 3,...)

 -  долгота (долго — кратко)

 - слитность (слитно — прерывисто)

 - высота (низко — высоко)

 -  громкость (громко — тихо)

 - локализация звука (сверху, снизу, справа, слева).

6

 Различение звукоподражаний

7

Различение слов с разной слоговой структурой.

8

Различение и узнавание слов с одинаковой слоговой структурой с сильно отличающимся фонемным составом (при парном сравнении, при закрытом выборе из 3-х и более).

- односложные,

 - двухсложные (с разным положением ударного слога),

 - двухсложные (с одинаковым положением ударного слога),

 - трехсложные (с разным положением ударного слога),

 - трехсложные (с одинаковым положением ударного слога),

 - четырехсложные  (с разным положением ударного слога),

 - трехсложные (с одинаковым положением ударного слога).

9

Узнавание слов с одинаковой слоговой структурой (трех-, двух-, или односложных) с близким фонемным составом (слова отличающиеся 1-2 фонемами, закрытый выбор).

Различение часто используемых слов и простых фраз (закрытый выбор).

10

«Семья»

11

«Части тела»

12

«Цвета»

13

«Размер и количество»

14

«Еда» (овощи, фрукты, продукты)

15

«Животные»

16

«Посуда»

17

«Игрушки»

18

«Транспорт»

19

«Глаголы»

20

«Числительные»

21

Различение простых фраз (при парном сравнении, при закрытом выборе из 3-х и более).

22

Узнавание предложений с хорошо и плохо предсказуемым последним словом при закрытом выборе из 3-х и более предложений.

Развитие фонематического слуха

23

Различение и узнавание звуков речи:

- сильно отличающихся по частоте ( парное сравнение, затем при выборе из 3 -х и более),

 - сходных по частоте ( парное сравнение, затем при выборе из 3 -х и более)

 

24

Различение и узнавание  слогов типа «согласный — гласный», «согласный — гласный — согласный» (при парном сравнении, при закрытом выборе из 3-х и более).

25

Различение и узнавание  слогов  типа «согласный - гласный», «гласный — согласный — гласный» (при парном сравнении, при закрытом выборе из 3-х и более).

26

Определение наличия заданного звука в слове (гласного затем согласного)

- в начале слова,

- в конце,

- в середине.

27

 Узнавание слова в слитной речи при закрытом выборе (из 6 — 20).

28

Узнавание правильного слова среди «неправильных» вариантов этого слова.

29

Определение места звука в слове.

30

Подбор слова на заданный звук.

31

Различение слов похожих по звучанию:

- из двух,

-из трех.

Распознавание устной речи

32

Расширение словарного запаса:

- ответы на вопросы,

- выполнение сложных поручений,

 - наречия,

- междометия в речи.

33

Грамматические представления:

- предлоги,

- наречия,

- союзы,

один и много,

время глаголов,

34

Тренировка понимания вопросов.

35

Тренировка понимания многосоставных инструкции и высказываний.

36

Узнавание слов и предложений, произносимых в быстром темпе, шепотом, разной высотой голоса при закрытом выборе.

37

Восприятие и понимание устных текстов.

38

Восприятие просодической информации в речи (вопросительная/повествовательная информация, положение ударного слога в слове, положение смыслового ударения, эмоциональное состояние говорящего, определение мужских, женских, детских голосов, индивидуальных особенностей голоса).

39

Тренировка узнавания слов с разной слоговой структурой при открытом выборе.

40

Узнавание  слов с одинаковой слоговой структурой при открытом выборе.

41

Восприятие слитной речи (предложения, тексты, диалоги) при открытом выборе, произносимых в нормальном и быстром темпе, на расстоянии, шёпотом.

42

Узнавание слов с разной (одно-, двух-, трехсложные) и одинаковой слоговой структурой при закрытом и открытом выборе на фоне шума.

43

Восприятие слитной речи (предложения, тексты, диалоги), при закрытом и открытом выборе в шумах.

44

Тренировка восприятия речи по телефону.

Литература

1. Жукова Н.С. Букварь:учебное пособие — М.: Эксмо, 2011.

2. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом/ Науч. ред. проф. И.В. Королева. - СПб:Умная Маша,  2010.

3. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и дети. Все самое важное для родителей/ И.В. КоролеваСПб.:Умная Маша, 2010.

4. Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами.4-е издание, дополненное/ И.В Королева. - СПб.:СПб НИИуха, горла, носа и речи, 2006.

5. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых: Учебное пособие / И.В. Королева. СПб.: КАРО, 2009.

6. Королева И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации: Учебное пособие / И.В. Королева — Спб.: Спб. НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.

7.Силберг Д. 125 развивающих игр для детей от 1 до 3 / Пер с англ. - Минск: Поппури, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухового восприятия у ребенка с кохлеарным имплантом

Особенности развития слухового восприятия у детей, перенесших операцию по вживлению кохлеарного импланта....

«Особый ребенок» (инклюзия ребенка с кохлеарным имплантом)

Стандарты современного образования диктуют нам необходимость включения детей с ОВЗ в образовательные институты всех уровней: создается доступная среда, уделяется внимание воспитанию толерантного отнош...

"Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с кохлеарным имплантом"

Цель презентации - помочь педагогам в работе по реабилитации детей, после установки кохлеарного аппарата. Работу с ребенком необходимо выстраивать поэтапно. В занятия, должны быть включены игровы...

Консультация для родителей «Ребенок с кохлеарным имплантом»

Когда ребенок начинает слышатьс кохлеарным имплантом?         После подключения речевого процессора КИ человек слышит звуки и речь, но не узнает их, он не поним...

Консультация "Развитие слухового восприятия у ребенка с кохлеарным имплантом"

  «Слух – это восприятие, но овладение речью не сводится к ее восприятию. Ведь слова, фразы должны быть наполнены своим содержанием, и «живут» они только в том случ...

Ребенок с кохлеарным имплантом. Особенности общения с ним.

Ребенок после кохлеарной имплантации - какой он? Взаимодействие с таким ребенком. Особенности общения....