Главные вкладки

    Индивидуальная программа коррекционно-педагогической помощи ребенку с кохлеарным имплантом по развитию восприятия речи и окружающих звуков
    рабочая программа на тему

    Колесникова Светлана Юрьевна

    В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа глухих детей, прошедших систему кохлеарной имплантации, на базе которой возможно развитие адекватного слухового восприятия и полноценного развития устной речи. Кохлеарный имплант (КИ) заменяет только погибшие рецепторы улитки, которые преобразуют звуки в электрические импульсы, передаваемые слуховому нерву, а по нему - в слуховые центры мозга. Поэтому, чтобы ребенок с КИ мог понимать речь и говорить необходима педагогическая реабилитация.

             Программа по реабилитации предназначена для развития слухового восприятия  детей после кохлеарной имплантации, рассчитана примерно на 2-3 года обучения, одно занятие сурдопедагога в день пятидневной рабочей недели. Возраст ребенка примерно от 3 до 6 лет.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Индивидуальная программа коррекционно-педагогической помощи   ребенку с кохлеарным имплантом

    по развитию восприятия речи и окружающих звуков

     

    Пояснительная записка.

            Развитие сурдопедагогики и технический прогресс создают условия для совершенствования специальной коррекционно-педагогической помощи глухим детям раннего и дошкольного возраста. Принципиальное значение для её совершенствования имеет разработка и внедрение в практику работы системы развития слухового восприятия и устной речи при использовании кохлеарного имплантирования, которое является адекватной коррекцией слуха даже при больших потерях слуха.

            В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа глухих детей, прошедших систему кохлеарной имплантации, на базе которой возможно развитие адекватного слухового восприятия и полноценного развития устной речи. Кохлеарный имплант (КИ) заменяет только погибшие рецепторы улитки, которые преобразуют звуки в электрические импульсы, передаваемые слуховому нерву, а по нему - в слуховые центры мозга. Поэтому, чтобы ребенок с КИ мог понимать речь и говорить необходима педагогическая реабилитация.

            Программа предназначена для развития слухового восприятия  детей после кохлеарной имплантации, рассчитана примерно на 2-3 года обучения, одно занятие сурдопедагога в день пятидневной рабочей недели. Возраст ребенка примерно 3-6 лет.

    Цель программы слухоречевого тренинга: развитие слухового восприятия с КИ до уровня, приближенного к нормальному восприятию. Это значит научить ребенка  узнавать окружающие звуки, различать и узнавать звуки речи, слова и предложения.

    Основные задачи:

    • научить ребенка находить соответствие между слуховыми образами слов и неречевых звуков, передаваемых КИ, с теми, которые хранятся в его памяти (накопленные до потери слуха или с помощью СА),
    • научить ребенка выделять в новых образах звуков речи акустические кореляты дифференцированных признаков фонем «гласный — согласный», «звонкость — глухость», место и способ образования и др. Умение узнавать отдельные звуки речи и делать это быстро необходимо для хорошей разборчивости речи при восприятии на слух, а для детей это является основой овладения новыми словами,
    • накопить в памяти ребенка новые слуховые образы звуков речи, слов, фраз, звуков окружающей среды, передаваемых КИ.

    Принципы тренировки слухового восприятия с кохлеарным имплантом (по И.В. Королевой)

    • развитие слухового восприятия с помощью кохлеарного импланта (КИ) начинается с простых заданий, переходя последовательно к более сложным
    • правильный подбор уровеня сложности упражнений для тренировки (чуть выше уровня возможности ребенка),
    • ребенок должен услышать звук несколько раз, чтобы успеть запомнить и проанализировать его, поэтому каждый звук должен повторяться педагогом несколько раз в медленном темпе,
    • ребенок должен сам несколько раз произнести звук, внимательно прислушиваясь к его звучанию,
    • занятие всегда должно заканчиваться заданием, которое ребенок уже хорошо выполняет.

    Содержание программы

    № п/п

    Тема

    Часы

    Обнаружение и различение неречевых и речевых звуков

    1

    Выработка УДР (условно двигательная реакция на звук).

    2

    Обнаружение звука (есть, нет)

    3

    Различение при парном сравнении:

     - звуки окружающей среды (дома, на улице),

     - звуки музыкальных игрушек,

     - звуки, издаваемые животными.

    4

    Узнавание звуков окружающей среды, звуков издаваемых животными и  звучаний музыкальных игрушек (закрытый выбор, 3 и более).

    5

    Различение характеристик неречевых и речевых звуков:

     -количество (много, 1, 2, 3,...)

     -  долгота (долго — кратко)

     - слитность (слитно — прерывисто)

     - высота (низко — высоко)

     -  громкость (громко — тихо)

     - локализация звука (сверху, снизу, справа, слева).

    6

     Различение звукоподражаний

    7

    Различение слов с разной слоговой структурой.

    8

    Различение и узнавание слов с одинаковой слоговой структурой с сильно отличающимся фонемным составом (при парном сравнении, при закрытом выборе из 3-х и более).

    - односложные,

     - двухсложные (с разным положением ударного слога),

     - двухсложные (с одинаковым положением ударного слога),

     - трехсложные (с разным положением ударного слога),

     - трехсложные (с одинаковым положением ударного слога),

     - четырехсложные  (с разным положением ударного слога),

     - трехсложные (с одинаковым положением ударного слога).

    9

    Узнавание слов с одинаковой слоговой структурой (трех-, двух-, или односложных) с близким фонемным составом (слова отличающиеся 1-2 фонемами, закрытый выбор).

    Различение часто используемых слов и простых фраз (закрытый выбор).

    10

    «Семья»

    11

    «Части тела»

    12

    «Цвета»

    13

    «Размер и количество»

    14

    «Еда» (овощи, фрукты, продукты)

    15

    «Животные»

    16

    «Посуда»

    17

    «Игрушки»

    18

    «Транспорт»

    19

    «Глаголы»

    20

    «Числительные»

    21

    Различение простых фраз (при парном сравнении, при закрытом выборе из 3-х и более).

    22

    Узнавание предложений с хорошо и плохо предсказуемым последним словом при закрытом выборе из 3-х и более предложений.

    Развитие фонематического слуха

    23

    Различение и узнавание звуков речи:

    - сильно отличающихся по частоте ( парное сравнение, затем при выборе из 3 -х и более),

     - сходных по частоте ( парное сравнение, затем при выборе из 3 -х и более)

     

    24

    Различение и узнавание  слогов типа «согласный — гласный», «согласный — гласный — согласный» (при парном сравнении, при закрытом выборе из 3-х и более).

    25

    Различение и узнавание  слогов  типа «согласный - гласный», «гласный — согласный — гласный» (при парном сравнении, при закрытом выборе из 3-х и более).

    26

    Определение наличия заданного звука в слове (гласного затем согласного)

    - в начале слова,

    - в конце,

    - в середине.

    27

     Узнавание слова в слитной речи при закрытом выборе (из 6 — 20).

    28

    Узнавание правильного слова среди «неправильных» вариантов этого слова.

    29

    Определение места звука в слове.

    30

    Подбор слова на заданный звук.

    31

    Различение слов похожих по звучанию:

    - из двух,

    -из трех.

    Распознавание устной речи

    32

    Расширение словарного запаса:

    - ответы на вопросы,

    - выполнение сложных поручений,

     - наречия,

    - междометия в речи.

    33

    Грамматические представления:

    - предлоги,

    - наречия,

    - союзы,

    один и много,

    время глаголов,

    34

    Тренировка понимания вопросов.

    35

    Тренировка понимания многосоставных инструкции и высказываний.

    36

    Узнавание слов и предложений, произносимых в быстром темпе, шепотом, разной высотой голоса при закрытом выборе.

    37

    Восприятие и понимание устных текстов.

    38

    Восприятие просодической информации в речи (вопросительная/повествовательная информация, положение ударного слога в слове, положение смыслового ударения, эмоциональное состояние говорящего, определение мужских, женских, детских голосов, индивидуальных особенностей голоса).

    39

    Тренировка узнавания слов с разной слоговой структурой при открытом выборе.

    40

    Узнавание  слов с одинаковой слоговой структурой при открытом выборе.

    41

    Восприятие слитной речи (предложения, тексты, диалоги) при открытом выборе, произносимых в нормальном и быстром темпе, на расстоянии, шёпотом.

    42

    Узнавание слов с разной (одно-, двух-, трехсложные) и одинаковой слоговой структурой при закрытом и открытом выборе на фоне шума.

    43

    Восприятие слитной речи (предложения, тексты, диалоги), при закрытом и открытом выборе в шумах.

    44

    Тренировка восприятия речи по телефону.

    Литература

    1. Жукова Н.С. Букварь:учебное пособие — М.: Эксмо, 2011.

    2. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом/ Науч. ред. проф. И.В. Королева. - СПб:Умная Маша,  2010.

    3. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и дети. Все самое важное для родителей/ И.В. КоролеваСПб.:Умная Маша, 2010.

    4. Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами.4-е издание, дополненное/ И.В Королева. - СПб.:СПб НИИуха, горла, носа и речи, 2006.

    5. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых: Учебное пособие / И.В. Королева. СПб.: КАРО, 2009.

    6. Королева И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации: Учебное пособие / И.В. Королева — Спб.: Спб. НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.

    7.Силберг Д. 125 развивающих игр для детей от 1 до 3 / Пер с англ. - Минск: Поппури, 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие слухового восприятия у ребенка с кохлеарным имплантом

    Особенности развития слухового восприятия у детей, перенесших операцию по вживлению кохлеарного импланта....

    «Особый ребенок» (инклюзия ребенка с кохлеарным имплантом)

    Стандарты современного образования диктуют нам необходимость включения детей с ОВЗ в образовательные институты всех уровней: создается доступная среда, уделяется внимание воспитанию толерантного отнош...

    "Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с кохлеарным имплантом"

    Цель презентации - помочь педагогам в работе по реабилитации детей, после установки кохлеарного аппарата. Работу с ребенком необходимо выстраивать поэтапно. В занятия, должны быть включены игровы...

    Консультация для родителей «Ребенок с кохлеарным имплантом»

    Когда ребенок начинает слышатьс кохлеарным имплантом?         После подключения речевого процессора КИ человек слышит звуки и речь, но не узнает их, он не поним...

    Консультация "Развитие слухового восприятия у ребенка с кохлеарным имплантом"

      «Слух – это восприятие, но овладение речью не сводится к ее восприятию. Ведь слова, фразы должны быть наполнены своим содержанием, и «живут» они только в том случ...

    Реализация инклюзивного образования в коррекционно-педагогической работе с детьми с кохлеарной имплантацией.

    Статья о внедрении инклюзивного образования в дошкольные учреждения. Переход ребенка с кохлеарным имплантом от воспитания и обучения в группе коррекционной направленности в общеразвивающую группу....