Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у ребенка с нарушенным слухом. Как работать с ребенком с кохлеарным имплантом (КИ).
консультация по теме

Анисимова Елена Васильевна

 Развитие слухового восприятия у ребенка с КИ. Использование кохлеарного импланта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у ребенка с нарушенным слухом.

Как работать с ребенком с КИ.

Нарушения слуха происходят либо в результате повреждений частей наружного и среднего уха (кондуктивная тугоухость), либо при повреждении частей внутреннего уха (сенсоневральная тугоухость). При сенсоневральной тугоухости, прежде всего, повреждаются волосковые клетки. У части больных, особенно при потере слуха вследствие менингита, происходит также частичное повреждение слухового нерва. При этом поврежденные волосковые клетки, как правило, не восстанавливаются. Большие потери слуха и глухота наступают именно при сенсоневральной тугоухости. Существуют еще центральные нарушения слуха, обусловленные повреждениями подкорковых и корковых центров слуховой системы и связанные с нарушением обработки звуков и речи.

Если слуховые рецепторы - волосковые клетки улитки повреждены и не могут преобразовать звуковые колебания в электрические сигналы, воспринимаемые мозгом, то это может сделать кохлеарный имплант (КИ).  

Использование кохлеарного импланта.

Использование КИ основано на том, что при сенсоневральной тугоухости наиболее часто поражены рецепторы улитки (волосковые клетки), в то время как волокна слухового нерва долгое время остаются сохранными. КИ по существу является разновидностью слухового аппарата. Однако он не просто усиливает звук. Он заменяет волосковые клетки внутреннего уха и передает звуковую и речевую информацию с помощью слабых электрических разрядов прямо слуховому нерву. КИ дает возможность воспринимать высокочастотные звуки, которые люди с большой потерей слуха не слышат даже с помощью мощных слуховых аппаратов.

Послеоперационная слухо-речевая реабилитация - самый длительный и трудоемкий этап кохлеарной имплантации, длительность и эффективность которого у детей зависит от многих факторов. Длительность реабилитации у детей с врожденной глухотой составляет 3-5 и более лет.

Как показывает опыт, важнейшую роль в успешной реабилитации детей с КИ играет организация этого процесса на местах. В центре кохлеарной имплантации проводится настройка процессора КИ, первый интенсивный курс слухоречевой реабилитации, регулярное консультирование специалистов и родителей по различным проблемам пациентов с КИ.

Условия при которых происходит максимальная реабилитация детей с КИ

- КИ хорошо работает и ребенок постоянно его носит;

- КИ правильно настроен;

- созданы хорошие условия для восприятия звуков, поскольку дети с КИ испытывают трудности при обучении слушать в шумных помещениях;

- есть возможность слушать разные неречевые и речевые звуки;

- созданы условия для развития соответствующих коммуникативных навыков в различных ситуациях общения (взрослый/ребенок, ребенок/ребенок, взрослый/дети);

- у ребенка появляется положительный опыт в развитии навыков слушать и общаться:

- в процесс реабилитации вовлечены все люди, заботящиеся о ребенке: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, сверстники, учителя и др.

Слуховое развитие ребенка после кохлеарной имплантации происходит в 2-х ситуациях:

- в естественных условиях, дома, на улице, в. гостях и пр. В этих ситуациях слуховое развитие происходит естественно, непроизвольно, интегрально. Здесь ведущая роль принадлежит родителям и то, как активно они будут участвовать в этом процессе, определяет значительную долю успеха имплантации.

- во время целенаправленных занятий с сурдопедагогом и родителями. Эти занятия позволяют быстрее развить навыки, которые хуже развиваются в естественных ситуациях.

Развитие слухового восприятия у ребенка с КИ.

При развитии слухового восприятия у ребенка с КИ необходимо сформировать все центральные слуховые механизмы, обеспечивающие возможность воспринимать окружающие звуки и устную речь:

- обнаружение звука (есть/нет),

- локализация источника звука в пространстве,

- различение 2 звуков (одинаковый/разный),

-оценка разных качеств звуков (громкий/тихий, одиночный/прерывистый, длинный/короткий, высокий/низкий, постоянный/меняющийся и т.д.),

- опознавание неречевых звуков окружающей среды, звуков музыкальных инструментов, игрушек,

- выделение акустических коррелятов различных речевых сигналов (на сегментном уровне - фонем, слогов, и надсегментном уровне - слов, фраз)

- опознавание различных речевых сигналов (фонем, слов, групп слов, фраз)

       - распознавание различных речевых сигналов (незнакомых ни по содержанию, ни по звучанию.

Как работать с ребенком с кохлеарным  имплантом (КИ)

Для развития слухового восприятия, голосовой активности, речевого дыхания и крупной моторики у детей с КИ также как и других детей с нарушениями слуха, очень полезны музыкальные занятия, занятий пением и ритмикой. Хотя КИ несколько искажает мелодию, ритмические характеристики музыкальных произведений он передаст точно. Развитие слухового восприятия при этом ускоряется благодаря связи с движением, ритмом.

Учите ребенка пользоваться указательным жестом, помогающим общаться с окружающими, пока не научится говорить. Научить пользоваться жестом в соответствующих ситуациях, в том числе при вопросах: «Покажи...»,  Где...», «Вот...». Для этого спросить ребенка: «Где палец?» Если ребенок не понимает показать свой палец, сказав: «Вот палец».

 «А у тебя, где палец?» Взять его указательный пальчик и показать: «Вот палец». «Где палец?». Это прием использоваь регулярно, параллельно расширять словарный запас.

Попросить показать, что – нибудь, используя указательный жест.

Как объяснить ребенку, что надо делать, если он не понимает?

При работе с малышами полезно использовать помощь папы (брата, сестры), который сначала сам выполняет задание и, тем самым выступает в качестве модели поведения для ребенка. Можно также проводить занятия с 2-мя детьми с разным уровнем слухового развития, что позволяет использовать свойственную в этом возрасте подражательность и дух соревнования. Задание становится более интресным для ребенка. Меняйтесь с ним ролями. Он производит звуки, а вы выполняете упражнение. Это помогает понять правила игры, запомнить звуки и говорить.

Вырабатывают  условно-рефлекторную реакцию на звук. Например, ребенок показывает на называемый предмет или предмет, издающий звук. Это задание способствует также развитию слухового внимания, которое не сформировано у этих детей. В процессе слуховой тренировки необходимо всячески стимулировать появление у ребенка любых звуковых имитаций, постепенно формируя соотнесенные вокализации и слова (например, ударяя по барабану произносить слово «бам»). Во всех этих заданиях должны быть 2 стадии: сначала сигналы предъявляются ребенку слухо-зрительно, так чтобы он видел действия, вызывающие звук, далее он выполняет их только на слух.

Концентрирование на слухе.

При общении с взрослым и восприятии окружающего мира, ребенок с нарушенным слухом опирается на зрение, чтобы понять, что происходит вокруг.

Важно, чтобы он сконцентрировался на слухе. А не пытался прочесть по губам, что мы говорим. Поэтому во время упражнений необходимо закрывать лицо тканевым экраном, пропускающим звук голоса. Сидеть рядом с ребенком со стороны КИ.

Последовательность выполнения упражнений.

При развитии слуха учим ребенка последовательно выполнять разные по сложности упражнения.

Первое упражнение – обнаружить есть ли звук. Ребенку предъявляют разные речевые и неречевые звуки (разной громкости, с разного расстояния). Он должен показать слышит ли он звук или нет.

Второе упражнение – умение различать два звука. Предъявляются два слова (или два неречевых звука). Ребенок должен узнать какое слово (звук) он услышал.

Третье упражнение – узнавать речевые и неречевые звуки в ситуации закрытого ограниченного выбора. Ребенок знает какие слоги, слова, предложения, фонемы, неречевые звуки. При этом набор картинок или игрушек лежит на столе перед ребенком. Отвечая ребенок показывает услышанное слово (звук и т.д.) среди картинок, лежащих перед ним. При этом он должен догадаться на какое слово, из находящихся перед ним на картинк похоже услышанное слово. Минимальное число предъявляемых сигналов – 3.

Четвертое упражнение – узнавание сигналов при открытом выборе. Ребенок не знает какие именно сигналы будут предъявляться и не может их предугадать. И полагается на свое умение слышать. Выполнение этих заданий требует умения слушать и накопления в памяти образов звуков и слов.

 При выборе упражнений необходимо учитывать возможности и интересы ребенка.

Обязательно хвалите ребенка, когда у него получилось упражнение. Погладьте по голове, скажите: «Молодец, умница!», сопровождая действия улыбкой и естественными жестами. Ребенок лучше поймет искреннюю улыбку и радостное выражение лица, чем слова. Необходимо много усердия и терпения, тогда у вас и вашего ребенка все получится.

Говорите с ребенком естественным голосом (не громко и не по слогам), не быстро и чуть напевно. Используйте в речи правильные грамматические формы.

Главное заинтересовать ребенка.

Целенаправленные занятия по тренировке слухового восприятия обладают преимуществом, т.к. позволяют подобрать нужные звуковые сигналы и структурировать процесс обучения. Главное сделать это интересным и веселым занятием для ребенка. В первые дни после подключения процессора КИ самая простая задача для ребенка - восприятие «появления» звука, потому что он сам создаст звук и может наблюдать его влияние на других (например, он бьет в барабан, а взрослый, притворяющийся спящим, с испугом просыпается). В такой же игровой форме у ребенка развивают способность опознавать разные качества звуков (громкий/тихий, длинный/короткий, один/много звуков), узнавать разные звучащие игрушки (погремушки, дудки, свистки, пищалки, ксилофон и пр.), узнавать звукоподражания (мяу, гав, пи-пи и др.) и слова литературного языка (киска, собачка, мышка и др.) с разной и одинаковой слоговой структурой.

Необходимо вести развитие дыхания (увеличение силы и длительности выдоха, формирование направленной воздушной струи - дутье в дудки, надувание щек, шариков или мыльных пузырей, сдувание комка ваты или карандаша и пр.), проводить тренинг артикуляторных органов (движение кончика языка в разные стороны с открытым ртом, поочередное открывание и закрывание рта, облизывание языком верхней и нижней губы и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие слухового восприятия с детьми с нарушениями слуха

Теоретический материал и игры для развития слухового восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями слуха....

Конспекты дидактических игр по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха

Конспекты дидактических игр по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха...

Технология развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха.

Технология развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха....

Конспект занятия по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха.

Конспект подгруппового занятияв старшей группе для детей с нарушением слухапо развитию слухового восприятия, обучению произношениюУчителя-дефектолога Мешковой Л.Н.ГБДОУ № 133 Выборгского района Ц...

Особенности работы по развитию слухового восприятия с детьми с нарушением слуха

Методический материал предназначен для педагогов, работающие с детьми с нарушением слуха...

Методическая разработка на тему "Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха"

Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характери...

Конспект занятия по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха

Конспект индивидуального занятия для ребёнка 5 лет с нарушением слуха...