Технология развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха.
картотека по коррекционной педагогике на тему

Жумагаженова  Фарида Темирбулатовна

Технология развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_detey_s_narusheniem_sluha.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»

Факультет коррекционной педагогики и психологии

Технология развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха.

Выполнила:

Жумагаженова Ф. Т.

Шадринск 2014г

1. Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями.

(Для глухих и слабослышащих детей).

Игра «Солнце или дождик?"

Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна.  Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Краткое описание: Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть   бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.

Игра «Угадай, кто кричит».

Цель.  Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Подготовительная работа.  Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др. 

Краткое описание:Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, за тем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.

Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.

Игра «Где позвонили?»

Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.

Краткое описание:Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.

Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

2. Развитие слухового восприятия речью.

( Для глухих и слабослышащих детей).

Развитие слухового восприятия словами.

 Игра “Найди нужные слова”

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания.

Краткое описание:

Логопед выставляет все картинки, даёт задания.

– Назовите слова, в которых есть звук “Ж”?

– В каких словах есть звук “Ш”?

– Назовите слова со звуком “Ц”.

– В каких словах есть звук “Ч”?

– Какие слова начинаются с одинаковых звуков?

– Назовите четыре слова со звуком “ЛЬ”.

– Назовите слова со звуком “У”.

 Игра  “Делай правильно”

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Краткое описание:

Логопед. Когда шьют иголкой (показ картинки), слышится: “Шик – шик – шик”. Когда пилят дрова пилой (показ картинки), слышно: “Жик – жик – жик”, а когда чистят одежду щёткой, слышно: “Щик – щик – щик” (дети повторяют все звукосочетания вместе с логопедом по 2-3 раза). – Давайте шить…пилить дрова… чистить одежду…(дети имитируют движения и произносят )

 Игра “Кто первый?”

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие, фонематического слуха на речевом материале.

Краткое описание:

Перед детьми символы звуков, предметные картинки утка, ослик, аист, иволга Логопед показывает детям картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного а, о, у, или и. Дети четко называют то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: “У-у-удочка”. Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.

3.Различение звуко - слоговой структуры слова.

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Упражнение «Найди самое длинное слово»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

Упражнение «Сосчитай, не ошибись»

Цель: закреплять умение детей делить слова  на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).

Упражнение «Назови одинаковый слог»

Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).

4.  Различение ритмической структуры слова.

Упражнение  «Какое слово отличается».

Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения:
 логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

Игра с мячом.

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры:
 ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

Упражнение «Повтори так же».

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Игра «Осенний дождик».

Цель игры: различение ритмов 4 – 5 звуков и соотнесение их с определённым ритмическим рисунком, записанным символами.

Оборудование: металлофон, ширма, карточки с ритмическими рисунками.

Ход игры. Логопед раздаёт детям карточки с записанными на них символами звуков. Логопед объясняет детям, что обозначает каждый символ: сколько звуков дети услышат перед паузой, сколько после паузы. Затем логопед за ширмой воспроизводит на металлофоне ритм из 4 – 5 звуков (в зависимости от уровня развития детей и задач коррекционной работы), например: два звука – пауза – ещё два звука. Дети внимательно слушают ритм. Ребёнок, у кого этот ритм записан на карточке, поднимает руку.

Игра «Пастушки»

Цель игры: развивать умение воспринимать и воспроизводить ритм с короткими и долгими звуками, соотносить ритм со схемой.

Оборудование: дудочки, карточки с записанными на них ритмами.

Ход игры. Логопед предлагает детям поиграть в пастушков. Дети по образцу логопеда воспроизводят на дудочках короткий и долгий звук. Затем логопед показывает детям карточки с ритмическими рисунками и вместе с детьми анализирует каждую схему. Карточки раздаются детям. Дети воспроизводят на дудочках ритм, записанный у них на карточках.

Игра «Угадай мелодию»

Цель игры: развивать умение различать ритмы звуков на слух и соотносить их со схематической записью ритма.

Оборудование: металлофон; карточки с записанными символами ритмами из 3 – 4 звуков с выделенным цветом громким звуком.

Ход игры. Логопед раздаёт детям карточки с записанными на них ритмами с помощью нот: светлые ноты – тихие звуки, тёмная нота – громкий звук. Дети вместе с логопедом анализируют схемы: сколько звуков в этой мелодии, какой звук самый громкий. Затем логопед предлагает детям угадывать мелодии. Тот ребёнок, кто услышит такую же мелодию, которая написана у него на карточке, должен поднять руку. Логопед воспроизводит на металлофоне (или другом инструменте) каждую из мелодий, а дети отгадывают, у кого она записана нотками.

5.  Развитие слухового восприятия текстами.

  1. Работа с табличками.
  • Таблички с фразами (словами, словосочетаниями) раскладываются на столе; учитель произносит эти слова (фразы) за экраном; ученик должен их повторить.
  • Учитель произносит фразу (слово), не показывая табличек; если после 2-3 повторений ученик не может ее воспринять, учитель показывает табличку и снова повторяет фразу за экраном.
  • Ученик выбирает одну из табличек и, не заглядывая в нее, передает учителю, который читает ее за экраном; если после 2-3 повторений ученик не воспринимает ее содержание на слух, то оно предъявляется слухо-зрительно, а потом опять на слух.
  1. Выполнение поручений.

Краткое описание: поручение дается ребенку на слух, но если после 2-3 повторений ученик не воспринимает его, оно предлагается слухо-зрительно. Например: «Возьми ручку», «Попроси ложку», «Открой окно». Ученик выполняет поручения и сообщает: «Я взял ручку», «Я прочитал рассказ», «Я открыл окно».Необходимо следить при этом, чтобы ученик не повторял поручение, а сразу выполнял его и сообщал о выполненном. Различение на слух речевого материала.

 3.    Работа по закрытой и открытой картинке.

  • Ученик рассматривает картинку. Затем ему предлагается на слух название изображенного на картинке предмета, действия или состояния. Ученик повторяет услышанное.
  • Учитель не показывает картинку ученику и  предъявляет на слух фразы, составляющие ее содержание.  Когда ученик определяет содержание картинки, ее показывают ему и работа продолжается дальше.

  • Игра "Отгадывание картинок".

Краткое описание: Перед учеником картинки: «Семья обедает», «Класс», «Семья». Учитель предлагает на слух фразы, ученик должен показать соответствующую картинку.

  • мама наливает суп;
  • папа читает газету;
  • девочка убирает класс и т.д.

Игра  «Верно - неверно».

Краткое описание: учитель показывает картинку «карандаш» и говорит: «это ручка?». Ученик дает положительный или отрицательный ответ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие слухового восприятия с детьми с нарушениями слуха

Теоретический материал и игры для развития слухового восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями слуха....

Конспекты дидактических игр по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха

Конспекты дидактических игр по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха...

Конспект занятия по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха.

Конспект подгруппового занятияв старшей группе для детей с нарушением слухапо развитию слухового восприятия, обучению произношениюУчителя-дефектолога Мешковой Л.Н.ГБДОУ № 133 Выборгского района Ц...

Особенности работы по развитию слухового восприятия с детьми с нарушением слуха

Методический материал предназначен для педагогов, работающие с детьми с нарушением слуха...

Методическая разработка на тему "Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха"

Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характери...

Конспект занятия по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха

Конспект индивидуального занятия для ребёнка 5 лет с нарушением слуха...