Конспекты дидактических игр по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха
рабочая программа по коррекционной педагогике по теме

Гриднева Ольга Валериевна

Конспекты дидактических игр по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_surdo.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты дидактических игр по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха

«Выбери вопрос»

Речевой материал: вопросы: «Кто это?» «Что это?»: ручка, бумага, девочка, собака, самолет, мальчик, бабушка, тетрадь, карандаш, учительница, да, нет, правильно, неверно, молодец (молодцы).

Ход игры:

I        этап: Учащиеся сидят вокруг воспитателя. Воспитатель
показывает картинку, учащиеся называют ее, педагог подкладывает (к картинке) табличку и еще раз называет картинку. Затем спрашивает детей: «Какой вопрос: Кто это? или Что это?» После ответа на вопрос откладывает картинку и табличку в ту сторону, где находится табличка с вопросом «Кто это?» или «Что это?».

Педагог несколько раз повторяет слово на картинке. Аналогично предъявляются следующие картинки в том количестве, сколько слов будет
задействовано в игре.

II этап: Таблички с вопросами «Кто это?», «Что это?» убираются, картинки и таблички со словами остаются на местах. Педагог за экраном называет слово, учащиеся повторяют его, показывают левой рукой в ту сторону, где был вопрос «Что это?» и называют вопрос (например: собака
вопрос «Кто это?»; ручка — вопрос «Что это?»). Данную
игру можно проводить без табличек, если дети без затруднений могут назвать слова и подобрать вопрос.

«Что пропало?»

Оборудование: экран, предметы: ложка, вилка, кисточка, ручка, карандаш, линейка, нож, чашка, клей, таблички.

Речевой материал: вопрос «Что пропало?»: ложка, вилка, кисточка, ручка, карандаш, линейка, нож, чашка, клей, правильно, неверно, да, нет, молодец (молодцы).

Ход игры: Учащиеся сидят вокруг воспитателя. На столе перед воспитателем разложены предметы.

I        этап: Воспитатель показывает предметы, учащиеся на
зывают их, воспитатель повторяет название предмета. За
тем повторяет названия предметов по несколько раз.

II        этап: Воспитатель за большим экраном прячет один
предмет и называет соответствующее слово, затем убирает
экран. Учащиеся повторяют воспринятое слово, смотрят на
предметы и говорят: «Да, пропал...» Воспитатель возвращает на место предмет. Снова закрывает экраном предметы,
прячет другой предмет и называет соответствующее слово.
Учащиеся отгадывают его и говорят: «Пропало...»

Если учащиеся затрудняются в назывании слов, к предметам подкладывается табличка. Если же учащиеся легко справляются с заданием, можно усложнить игру, спрятав сразу не один, а два или три предмета.

             «Собираюсь в школу» (проводятся индивидуально)

Оборудование: экран, школьные предметы в количестве до 10, два портфеля.

Речевой материал: Будем играть. Мы собираемся в школу. Что нужно взять в школу? Тетради, книги, карандаши, ручки, кисточки, фломастеры, счетные палочки.

Ход игры: Ученик сидит напротив воспитателя. Между ними лежат тетради, ручки,, машинки, карандаши, книги, кисточки, фломастеры, кукла, счетные палочки, соска, кубики.

I этап: Воспитатель говорит: «Будем играть. Представьте, что мы собираемся в школу. Что нужно взять с собой?» Ученик показывает предметы, называет их. Лишние предметы убирает, затем воспитатель повторяет названия предметов несколько раз.

II этап: Воспитатель говорит: «Я буду называть предметы, а ты складывать эти предметы в свой портфель. Если ты ошибешься, тогда будешь складывать предметы в мой портфель». Воспитатель все сказанное сопровождает показом действий. Затем говорит: «Положи в портфель (без экрана) две тетради (за экраном)». Ученик воспринимает фразу, повторяет словосочетание «две тетради» и выполняет действие.

Если ученик ошибается, воспитатель повторяет без экрана, затем за экраном. Ученик складывает тетради в портфель учителя.

«Кукла обедает»

Оборудование: экран, кукла, детская посуда, игровой стол.

Речевой материал: Будем играть. Кукла хочет есть. Она будет обедать. Глубокая тарелка, мелкая тарелка, красивая чашка, столовая ложка, чайная ложка, горячий суп вкусная котлета, сладкий чай. Верно, неверно, молодец, да, нет.

Ход игры: Учащиеся сидят вокруг воспитателя. Рядом стоит игровой стол, за ним сидит кукла, на столе стоит детская посуда.

I        этап: Воспитатель говорит: «Будем играть. Кукла хочет
есть, она будет обедать. Что нужно для этого?» Дети предлагают глубокую тарелку, мелкую тарелку, столовую ложку, чайную ложку, чашку, суп, котлету, чай. Воспитатель показывает и называет предметы — глубокая тарелка, мелкая  тарелка и т.д., горячий суп, вкусная котлета, сладкий чай,
Учащиеся повторяют.

II этап: Учащиеся выбирают одного ученика, который будет накрывать стол для куклы. Воспитатель говорит: «...поставь на стол кукле (без экрана) глубокую тарелку (за экраном)». Затем спрашивает у всех учащихся: «Что надо поставить на стол?» Учащиеся отвечают, один ученик ставит на стол глубокую тарелку, показывает на нее и повторяет: «Наде поставить глубокую тарелку». Аналогично проводится работа со всеми остальными фразами: воспитатель говорит фразу, учащиеся воспринимают ее и повторяют, один ученик выполняет действие, показывает на предмет и повторяет словосочетание.

Последующие фразы:

Положи столовую ложку (за экраном).

Налей суп (за экраном). Суп горячий (без экрана).

Поставь мелкую тарелку (за экраном).

Положи котлету (за экраном). Котлета вкусная (без экрана).

Поставь красивую чашку (за экраном).

Положи чайную ложку (за экраном).

Налей чай. Чай горячий (без экрана).

В конце игры педагог спрашивает: «Какой был обед у куклы?», «Вале понравилась игра?»

«Мы рисуем»

Оборудование: экран, таблички, картинки, бумага.

Речевой материал: Будем рисовать. Нарисуйте. Наташа обедает. Женя заболела. Мальчик рисует. Ребята играют. Верно, неверно, да, нет, молодец. Кто это? Что делает...?

Ход игры: Учащиеся сидят за партами вокруг воспитателя. На партах бумага и карандаши.

I        этап: Воспитатель говорит: «Будем играть, я буду го-
ворить предложения, вы будете рисовать». Воспитатель
говорит первое предложение, затем показывает табличку,
учащиеся повторяют. Воспитатель спрашивает: «Кого будете рисовать? Что он делает?» Учащиеся отвечают. Аналогично разбираются второе, третье и четвертое предложения.

II этап: Воспитатель говорит: «А теперь слушайте предложение». Фраза повторяется 2-3 раза за экраном. Учащиеся воспринимают предложение на слух, повторяют его, а затем рисуют на бумаге соответствующую картинку. После окончания зарисовки рисунки всех детей сверяются, и ошибки, если они есть, исправляются.

 «Давайте познакомимся»

Оборудование: экран, таблички, кукла. Речевой материал: У нас в гостях кукла. Как (вас) тебя зовут? Меня зовут Катя. Сколько тебе лет? Мне 7 лет. Где ты живешь? Я живу дома. У тебя есть подруга. Как ее зовут? Ее зовут Таня. Что у тебя болит? У меня ничего не болит. Здравствуй, до свидания. Давай познакомимся и др.

Ход игры: Учащиеся сидят вокруг воспитателя, в руках у него кукла. Воспитатель говорит: «К нам в гости пришла кукла. Давайте познакомимся с ней. Вы задавайте ей вопросы, а она вам будет отвечать».

Учащиеся по очереди задают кукле вопросы, она отвечает вместе с  воспитателем за экраном на вопросы учащихся.
Вопросы и ответы куклы:
Здравствуй.        Добрый день!

Давай познакомимся.        Давайте!
Как тебя зовут?        Меня зовут Катя.

А как зовут тебя? Меня зовут ...

Сколько тебе лет?        Мне 7 лет.

Где ты живешь?        Я живу на улице Мира. А где

ты живешь? Я живу на Арбате.

У тебя есть подруга?        Да, у меня есть подруга.

Как ее зовут?        Ее зовут Таня.

Что у тебя болит?        У меня ничего не болит.

Я здорова.
Я рада.        

Что ты любишь делать?    Я люблю рисовать, шить, читать

сказки. Какие сказки ты читала? «Теремок», «Колобок», «Три

медведя».
До свидания.        -        До свидания.

После каждого ответа куклы за экраном учащиеся повторяют то, что они услышали. Фраза может повторяться за экраном 2-3 раза, пока учащиеся точно не воспроизведут ответ куклы. После этого педагог выкладывает на стол табличку с текстом фразы. Если учащиеся будут затрудняться в задавании вопросов, им в помощь можно выложить на столе таблички с вопросами.

                                                   «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КУБИКИ»

Ребенку даются следующие задания: «Возьми эти кубики и поставь их так, чтобы: а) красный был перед синим и позади желтого; б) перед желтым и позади синего; в) справа от желтого и слева от синего; г) под синим и над желтым; д) справа от желтого, слева от синего, впереди коричневого и позади зеленого». Важно объяснить ребенку, что он должен попытаться представить себя одним из кубиков, но только всегда — центральным. Сначала ребенок оперирует двумя кубиками, отрабатывая простые комбинации: право-лево, верх-низ.

Постепенно число кубиков увеличивается до пяти, а затем снова уменьшается до трех. Это нужно, чтобы ребенок понял принцип последовательного расположения. Задание в данном случае будет таким: «Поставь красный кубик впереди, а за ним — зеленый и желтый. Поставь красный кубик справа, а слева — желтый и синий. Поставь красный кубик снизу, а на него — желтый и синий».

«ПОСАДИ ОГОРОД»

Приготовьте весь необходимый материал: карточки с изображением овощей (если есть игрушечные овощи, то еще лучше), карточки с заданиями; раскрасьте кружки на них в желтый и зеленый цвет. Лучше, если карточек будет несколько и они отличаются друг от друга.

Покажите ребенку матрешку и скажите, что это матрешка-огородница, которая любит загадывать загадки про огород. Дайте ребенку одну (или несколько — в зависимости от возраста) карточку с заданиями. Скажите, что ему надо посадить овощи на грядки. Но сажать овощи нужно не как попало, а так, как загадала матрешка. Желтый кружок обозначает, например, репку, а зеленый — огурчик (на каждой карточке — но-, вое сочетание желтых и зеленых кружков).

Вы можете изготовить игровое поле большего размера, на котором можно будет посадить не два вида овощей, а больше. Закрасьте тогда морковь красным, кабачок — синим и т. п.

«НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»

Предложите малышу выбрать из 4—6 шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку), как тот, который у вас в руках, или выбрать такой же кубик, домик и т. п. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же, делать при этом ошибки, которые малыш обязательно заметит. Порадуйтесь вместе его догадливости, возможности сотрудничать со взрослым на равных. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.

«ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

На столе перед ребенком стоят восемь игрушек (башенка, матрешка, машина, юла, мяч и т. д.). Ребенок пересчитывает их, затем ему предлагают закрыть глаза и в это время убирают две игрушки. Открыв глаза, ребенок должен ответить на вопросы: «Больше стало игрушек или меньше? Какие игрушки исчезли? За какими игрушками они стояли? Перед какими? Между какими? Какой по счету стояла первая убранная игрушка? Вторая?».

«НАЙДИ ЦИФРУ»

Вы ударяете по столу то или иное количество раз, ребенок про себя считает и затем показывает соответствующую цифру.

Эту игру можно усложнить, дав ребенку задание: «Покажи число на один больше», т. е. на ваши шесть ударов ребенок должен показать цифру семь.

                            «КАКОЕ ЧИСЛО ПРОПУЩЕНО?»

Поставьте в ряд цифры от 0 до 10, затем предложите ребенку закрыть глаза и в этот момент уберите одну из цифр, сдвинув соседние так, чтобы опять получился непрерывный ряд.

Открыв глаза, ребенок должен сказать, какой цифры не стало и где она должна находиться.

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Поставьте в два ряда группы различных предметов. Например: 7 грибов и 8 елочек. Рядом с ними поместите числовые карточки (или цифры), но не правильно: к 7-му грибу — карточку с 8 кружками, а к 8-й елочке — с 7-ю. Дети должны исправить ошибку.

«ИГРУШКИ»

Игрушки, выбранные детьми, разложены на стульях. Дети под музыку двигаются по комнате. При остановке музыки они должны как можно быстрее добраться до своей игрушки.

     «СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ»

Ведущий ребенок называет какой-либо предмет и бросает мяч другому ребенку. В случае, если этот предмет съедобный, участник ловит мяч, если нет — отбрасывает. В случае неправильного действия участника происходит смена ведущего.

               «ПЕРЕДАЙ МИШКУ»

Мишку передают по кругу под музыку до тех пор, пока музыка не перестанет играть. Тот из детей, кто успел последним передать мишку соседу, может взять приз из баночки с надписью «мед» (маленькие конфетки, шоколадки и т. п.).

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ МЕДВЕЖАТА»

Во время звучания музыки дети танцуют каждый со своим медвежонком по кругу. В центре круга лежат маленькие -подушечки или листы разноцветной бумаги. Когда музыка останавливается, каждый из участников должен найти свободную подушку (листок) для своего медвежонка. Подушек должно быть на одну меньше, чем медвежат.

«ВОРОБЬИ И ВОРОНЫ»

Играют две команды по 10 человек. Игроки одной — вороны, другой — воробьи. Группы выстраиваются в шеренгу, спиной друг к другу. Определяется, где у команды домик, куда можно спрятаться, чтобы не быть запятнанным. Ведущий выкрикивает название одной из команд, например: «Во-роны!». Воробьи убегают в свой домик, а вороны их ловят. Если подан сигнал: «Во-ро-бьи!», тогда вороны убегают, а воров . их ловят. Число пойманных игроков подсчитывается.

Побеждает команда, поймавшая наибольшее количество соперников.

«МЕДВЕДЬ, ЧТО ЕШЬ?»

В игре участвуют 15—20 человек. Выбирается медведь, все остальные — пчелы. Определяется, где у пчел «домик» — черта, за которой медведь не имеет права их ловить. По сигналу ведущего пчелы подходят к медведю и спрашивают: «Медведь, что ешь?». Медведь отвечает: «малину», «рыбу», «шишки». Но как только медведь скажет: «Мед!», он бросается на пчел и начинает их ловить. Те, спасаясь, бегут в «домик». Игрок, которого медведь поймал, выбывает из игры. Каждый раз водящие-медведи меняются.

Побеждает тот из медведей, кто за время игры поймал пчел больше, чем другие.

«ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»

Игра позволяет закреплять знания детей об овощах (название, форма плодов, стебля, листьев, окраска, вкусовые качества), о значении их для человека.

«УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ»

ЦЕЛЬ: Развитие у детей умения переключать слуховое внимание. Развитие координации движений, умения соотносить свои действия со звучанием бубна.

МАТЕРИАЛ: Бубен, два флажка.

ХОД ИГРЫ: У ребенка в руках два флажка. Если взрослый громко звенит в бубен, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо —  опускает флажки вниз.

Взрослый следит за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.

«КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?»

Цель: Развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от голоса,  которым ее произносят.

Материал: Кукла, игрушечный мишка, машин-

Ход игры: Ребенок сидит на расстоянии 2—3 м от взрослого, а на столе лежат игрушки. Взрослый предупреждает ребенка: «Сейчас я буду давать тебе задания,  говорить буду шепотом,  поэтому сидеть нужно тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!»   Затем говорит:

  • Возьми мишку и посади в машину.
  • Возьми мишку из машины.
  • Посади в машину куклу.
  • Покатай куклу в машине.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие I простые, а произносить их тихо, но очень четко.

«СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК?»

Цель: Развитие у детей умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию  бубна.

Материал: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и дожде (дети бегут под навес).

ХОД ЗАНЯТИЯ: Взрослый говорит ребенку: «Сейчас мы с тобой пойдем на прогулку. Дождя нет, I погода хорошая, светит солнышко, и можно соби-рать цветы. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть, и  тебе веселее будет гулять под его звуки. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты,  услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно,  когда бубен звенит и когда я стучу в него».

Взрослый повторяет игру, меняя звучание бубна 3—4 раза.

«БЕГИ НА НОСОЧКАХ»

Цель: Развитие слухового внимания, координации и чувства ритма.

МАТЕРИАЛ: Бубен (тамбурин).

Ход ЗАНЯТИЯ: Взрослый стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна  ребенок  выполняет движения:  под  тихий звук  идет на носочках,  под громкий  —  полным шагом, под более громкий — бежит.

«Скажи, что ты слышишь?»

Вариант 1.

Цель:   Накопление   словаря   и   развитие    фразовой речи, умение прислушиваться и определять источник звука.

Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить полным предложением.    Игру хорошо проводить на прогулке.

Вариант 2.

Цель.   Накопление   словаря   и   развитие    фразовой речи, умение прислушиваться и определять источник звука.

Оборудование: Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т. д.

Описание игры: Педагог за  ширмой  стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Вариант 3.

Цель: Накопление   словаря   и   развитие    фразовой речи, умение прислушиваться и определять источник звука.

Оборудование: ширма, различные предметы.

Описание игры: педагог предлагает детям определить, что они слышат. Из-за ширмы доносятся различные звуки, например: звук льющейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой - тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол ключа; судейский свисток; звонок будильника; стук ложечки о стенки стакана; звон бокалов; хлопок в ладоши; стук деревянными или металлическими ложками друг о друга; постукивание костяшками пальцев по столу и др.

Возможно одновременное звучание двух-трех различных звуков (шумов).

«Где позвонили?»

Цель. Определение направления звука.

Оборудование: Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т. п.).

Описание игры. Дети сидят группами в  разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог подаёт сигнал и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

«Где звенит?»

Цель. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование: Колокольчик   или   погремушка.

Описание игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям, предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению  звука ищут товарища.

«Где постучали?»

Цель.   Развитие ориентации  в  пространстве.

Оборудование. Палочка, стульчики, повязки.

Описание игры. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за  спиной у  детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить; если не находит, продолжает водить.

«Жмурки с колокольчиком»

Цель.  Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование.  Колокольчик,  повязки.

Описание   игры.  

Вариант   1.

 Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии  лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком. Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот старается уйти (но не убежать!) от водящего и при этом звонит.

Вариант 2.

Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей  дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его поймать.

«Жмурки с голосом»

Цель. Найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве.

Оборудование: Повязки.

Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой и т.д.). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

Знакомство детей со звучащими игрушками.

Цель: вызвать интерес к звучащим игрушкам, учить играть на них детей.

            «Это барабан» («Это бубен», «Это дудка (гармошка)») и т.д.

Оборудование: барабан (бубен, дудка, гармошка, металлофон),

игрушечные барабанчики (бубны, дудки, гармошки, металлофоны) на каждого ученика.

Речевой материал: будем играть, будем слушать, играй (те), да, нет, верно, неверно, молодец, барабан (бубен, дудка, гармошка, металлофон).

Ход игры.

Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом. Взрослый, заинтересовав детей, достает из мешочка барабан, играет на нем, произнося ТАТАТА, предъявляет табличку «БАРАБАН». Дети смотрят, дотрагиваются до барабана в момент звучания, чтобы ощутить вибрацию его корпуса, произносят слово БАРАБАН по табличке. Затем педагог учит детей стучать по барабану по очереди или всем вместе. При этом он стимулирует детей к сопровождению движений произнесением слогов ТАТАТА.

Аналогично проводятся игры с другими звучащими игрушками.

Обучение детей умению реагировать на начало и конец звучания.

Цель: учить детей выполнять определенное действие в момент

начала звучания игрушки и прекращать его при завершении звучания.

                      «Покажите игрушку (куклу, мишку, ...)»

Оборудование: барабан, куклы, мишки, зайки, большой экран или ширма.

Речевой материал: будем играть, будем слушать, слушай (те), да, нет,

верно, неверно.

Ход игры.

Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом. У каждого ребенка в руках игрушка. У педагога та же игрушка. Она спрятана за спину. В момент ударов по барабану игрушка появляется из-за спины и танцует. Педагог прекращает играть на барабане и прячет игрушку вновь за спину.

Учитель учит детей в момент начала игры на барабане показывать игрушку и убирать ее, когда звучание прекращается.

По мере того, как дети овладевают этим умением, звучания начинают предъявляться только на слух. С этой целью по барабану воспроизводится за экраном или за ширмой.

В данной игре в качестве источника звука могут выступать и другие звучащие игрушки: дудка, гармошка, свисток, металлофон.

                                         «Мы танцуем»

Оборудование: пианино, дудка, цветные ленточки, платочки, большой экран или ширма.

Речевой материал: будем играть, будем слушать, слушай (те), да, нет, верно, неверно, пианино, дудка, флажок, платочек.

Ход игры.

У детей в руках ленточки или флажки, платочки. Педагог одной рукой начинает играть на пианино, а второй - размахивать ленточкой (флажком или платочком). Он прекращает игру и опускает руку, пряча за спину платочек (ленточку или флажок).

Педагог учит детей в момент начала игры на пианино размахивать платочком над головой и убирать его за спину, когда звучание прекращается.

Затем звучания предъявляются только на слух.

Аналогично можно проводить такую игру и с дудкой.

                                              «Разбудим куклу»

Цель: развивать внимание детей к звукам окружающего мира.

Оборудование: кукла, часы-будильник, пылесос, телефон, картинки с подписями: часы, пылесос, телефон.

Речевой материал: будем играть, будем слушать, слушай (те), да, нет, верно, неверно, кукла (...) спит, кукла (...) не спит, часы, пылесос, телефон.

Ход игры.

На учительском столе в кровати спит кукла. У педагога будильник. Он говорит: «Кукла спит», и показывает табличку с этой фразой. Затем включает будильник, от которого кукла «просыпается». Во время звучания будильника учитель спрашивает: «Что звучит?» (показывает соответствующую табличку), а затем - картинку с подписью «ЧАСЫ», которая прочитывается хором и по одному.

Потом детям раздаются маленькие куколки в кроватках. Педагог вновь заводит будильник и учит детей в момент звучания показывать, что кукла проснулась, отвечая на вопрос: «Что звучало?».

В ходе последующих игр детей учат аналогично воспринимать звучания пылесоса, телефона.

После того, как данная игра становится понятна ученикам, педагог за ширмой заводит то будильник, то пылесос, то телефон.

Обучение различению на слух звучащих игрушек.

Цель: учить детей различать звучащие игрушки при постепенно увеличивающемся выборе: из 2- 4.

                                      «Это барабан или гармошка?»

Оборудование: барабан, гармошка, большие зайка и кукла, маленькие зайка и кукла по количеству детей, картинки с подписями: барабан, гармошка.

Речевой материал: будем играть, будем слушать, слушай (те), верно, неверно, барабан, гармошка, зайка, кукла.

Ход игры.

На столе у педагога сидят зайка и кукла. Около зайки - барабан, около куклы - гармошка. У детей - соответствующие игрушки или картинки. Сначала проговариваются названия звучащих игрушек, затем педагог ударяет в барабан и показывает, как зайка прыгает, побуждает детей повторить эти движения под звучание барабана. То же самое он проделывает и с гармошкой, под звук которой пляшет кукла.

Педагог на глазах детей играет на то барабане, то на гармошке, а дети самостоятельно выбирают нужную игрушку (картинку).

Когда дети начинают уверенно справляться с данным заданием, звучание барабана и гармошки дается только на слух за ширмой.

                                        «Слушаем и показываем»  

Цель: учить детей соотносить определенное действие со звучанием той или иной игрушки.

Оборудование: барабан, дудка, гармошка, свисток, металлофон, соответствующие таблички с картинками.

Речевой материал: будем играть, будем слушать, слушайте, верно, неверно, что звучало? барабан, бубен, гармошка, свисток, металлофон.

Ход игры.

Дети стоят полукругом перед педагогом. Перед ним 3 звучащих игрушки, например, барабан, дудка, гармошка. Он стучит в барабан и начинает шагать на месте, произнося ТАТАТА, и побуждает детей к этому же. (Повторяется 2-3 раза). После каждого выполнения он спрашивает: « Что звучит?». Дети в ответ проговаривают и показывают.

Затем аналогично предъявляется звучание гармошки - танцевать (кружиться, или руки на пояс), произнося ЛЯЛЯЛЯ; дудка - «играть» на воображаемой дудочке, произнося У        ,

Потом педагог в разной последовательности играет то на барабане, то на дудке, то на гармошке, то на металлофоне (ударять кулачком об кулачок), то на бубне (хлопать в ладоши), то на свистке (поднимать руки вверх - ПИ        ).

                                                   «Что звучало?»

Цель: обучение различению на слух звучащих игрушек.

Оборудование: барабан и дудка, соответствующие картинки с подписями.

Речевой материал: будем играть, будем слушать, верно, неверно, что звучало?, барабан, дудка.

Ход игры.

Педагог стучит в барабан, дети в ответ шагают на месте, произнося ТАТАТА. На вопрос: «Что звучит?», они показывают картинку и проговаривают слово БАРАБАН. Также проходит игра и с дудкой.

Затем учитель на глазах у детей берет барабан и стучит им за ширмой. Дети воспринимают звучание на слух и начинают шагать на месте. Также проводится игра и с дудкой.

И только потом педагог в разной последовательности (на слух) за ширмой играет то на барабане, то на дудке. Дети изображают соответствующие движения.

Обучение различению на слух длительности звучания.

Цель: учить детей различать на слух и воспроизводить долгие и краткие звучания.

                                            «Машина (поезд) едет»

Оборудование: игрушечные машинка, поезд, длинная полоска картона и короткая,

таблички «ДОЛГО», «НЕДОЛГО» («КРАТКО»), под первой табличкой - длинная черта, под второй - короткая.

Речевой материал: будем играть, будем слушать, слушайте, верно, неверно, машина, поезд, долго, кратко.

Ход игры.

У учителя машинка и 2 «дороги»: короткая и длинная (полоски картона). У каждого ребенка тоже самое.

Педагог везет машинку по длинной дороге и произносит У        показывает

табличку «ДОЛГО». Везет по короткой дороге, произнося У, показывает табличку «НЕДОЛГО» («КРАТКО»),

Дети выполняют так же. Учитель спрашивает: «Как звучало?». Они отвечают, показывая табличку.

Затем произносит за экраном У        или У. Дети слушают и выполняют

нужное движение машинкой.

                                          «Звучащее солнышко»

Оборудование: доска, оранжевый круг (солнышко), длинные и короткие полоски (солнечные лучи), дудка, экран.

Речевой материал: будем играть, будем слушать, верно, неверно, солнышко, лучи, долго, недолго (кратко).

Педагог прикрепляет на доску оранжевый круг, говорит: «Вот солнышко». (Показывает табличку, которая проговаривается). Берет длинную полоску, произносит

ПА        и прикрепляет ее к солнышку. Ведет по лучику пальцем и вместе с детьми

произносит ПА        . Прикрепляет короткий лучик, произносит ПА и повторяет

вместе с детьми.

Затем учитель произносит то ПА        , то ПА, а дети показывают нужный

лучик, т.е. на слухозрительной основе. И только после этого произносит на слух (за экраном), спрашивая: «Как звучало?».

Обучение различению на слух слитных и прерывистых звучаний.

Цель: учить детей определять на слух слитность звучания.

                                                      «Топайте»

Оборудование: барабан, экран, таблички.

Речевой материал: будем играть, будем слушать, верно, неверно, барабан, слитно, не слитно.

Ход игры.

Учитель бьет по барабану без пауз (слитно), шагая на месте, произносит ТАТАТА, и побуждает к этому детей. Затем он ударяет по барабану с паузами (не слитно), топая одной ногой, произносит ТА ТА ТА ,побуждая к этому же детей.

Потом педагог на глазах детей производит то слитные, то не слитные удары по барабану, дети в ответ шагают на месте, произнося слитно, на одном выдохе ТАТАТА, или топая одной ногой -ТА ТА ТА. Педагог спрашивает: «Как звучало?». Учащиеся находят нужную табличку.

Затем одинаковая работа производится только на слух (за экраном).

Стучать по барабану может и «маленький учитель» - один из детей. В этом случае педагог дает ему установку: «Играй слитно (не слитно)».

                                                    «Кораблики»

Оборудование: кораблики (у каждого ребенка), на каждом написано «корабль» или «лодка», 2 синих прямоугольника с нарисованными волнами (спокойное море и штормовое море).

Речевой материал: будем играть, будем слушать, слушайте, верно, неверно, не слитно.

На доске прикреплены 2 синих прямоугольника. У детей тоже по кораблику и по 2 прямоугольника.

Учитель ведет кораблик по спокойному морю и произносит ТУТУТУ или ПАПАПА слитно, на одном выдохе. Затем ведет кораблик по штормовому морю, произнося слоги прерывисто - ТУ ТУ ТУ или ПА ПА ПА. Дети повторяют за учителем.

Когда они научатся уверенно справляться с заданием, учитель произносит слоги слухозрительно, а учащиеся выполняют соответствующие движения корабликом, произнося слитно или не слитно.

Затем аналогичная работа проводится только на слух (за экраном).

Обучение различению на слух темпа звучания.

Цель: учить детей различать на слух и воспроизводить темп звучания.

                                       «Кукла идет, кукла бежит»

Оборудование: барабан (или бубен), кукла, маленькие куклы на каждого ребенка, таблички.

Речевой материал: будем играть, будем слушать, верно, неверно, кукла, кукла идет, кукла бежит, быстро, медленно.

Ход игры.

У педагога большая кукла. Он ударяет по барабану в медленном темпе и

показывает, как кукла идет медленно, «произнося» ПА        ПА ПА или

ТО        П - ТО        П - ТО        П. Затем он стучит по барабану в

быстром темпе - кукла бежит - ПАПАПА или ТОП - ТОП - ТОП.

Педагог стучит по барабану то в быстром, то в медленном темпе, дети показывают, как кукла бежит или идет, и произносят одновременно слоги. После выполнения учитель спрашивает: «Как звучало?» и помогает с помощью табличек охарактеризовать звучание - быстро или медленно.

Затем педагог переходит к предъявлению звучаний только на слух.

                                   «Пальчики идут, пальчики бегут»

Оборудование: таблички.

Речевой материал: будем играть, будем слушать, слушайте, верно, неверно, быстро, медленно.

Учитель произносит медленно слоги ПА        ПА        ПА        ПА и

показывает, как по столу медленно идут пальчики - средний и указательный. Он повторяет произнесение слогов и побуждает детей выполнить то же самое.

Потом педагог произносит слоги в разной последовательности слухозрительно, а учащиеся показывают движение пальчиками. Педагог спрашивает: «Как звучало?» и помогает с помощью табличек ответить - быстро или медленно.

Затем эта же работа проводится только на слух.

Различение на слух громкости звучания.

Цель: учить детей различать на слух громкие и тихие звучания.

                                                  «Две собаки»

Оборудование: большая собака и маленькая собачка, таблички «громко» и «тихо».

Речевой материал: будем играть, будем слушать, верно, неверно, большая собака, маленькая собачка, громко, тихо.

Ход игры.

Педагог показывает большую собаку и спрашивает детей: «Кто это?» и «Какая собака?». С помощью табличек дети отвечают: «Собака», «Большая собака». Затем учитель показывает; как лает большая собака - АФ - АФ - АФ. Дети вместе с учителем изображают громкий лай большой собаки. Аналогично показывается и изображается маленькая собачка.

Затем учитель, не показывая ту или иную игрушку, лает громко и тихо, а учащиеся показывают на большую собаку или на маленькую.

Потом учитель показывает игрушку, а дети изображают громкий или тихий лай. Педагог каждый раз показывает табличку и спрашивает: «Как звучало?», помогая детям выбрать нужную табличку «громко» или «тихо».

И только потом происходит различение лая на слух (за экраном).

                                                         «Паровоз»

Оборудование: большой и маленький паровозы, таблички: «громко», «тихо», «паровоз».

Речевой материал: будем играть, будем слушать, слушайте, верно, неверно, громко, тихо, Что это?, Какой паровоз?

Педагог разбивает детей на 2 группы. У одной группы - большой паровоз, у другой -маленький. У каждого паровоза - табличка «громко» и «тихо».

Учитель берет табличку «громко», подходит к Пой группе и показывает, как

громко гудит большой паровоз - У        . Затем дети цепляются друг за друга, изображая

паровоз, и гудят громко. Аналогичная работа с маленьким паровозом проводится со 2-ой группой детей.

Потом педагог встает между двумя группами и «гудит» то громко, то тихо. Дети подражают ему и показывают соответствующую игрушку. После уверенного усвоения задания, педагог спрашивает: «Как звучало?» и помогает найти табличку.

В конце проводится различение на слух.

                                                «Громко - тихо»

Оборудование: барабан или бубен, таблички.

Речевой материал: будем играть, будем слушать, верно, неверно, слушайте, барабан (бубен), идите, громко, тихо, Как звучало?

Ход игры.

Дети стоят друг за другом. Педагог громко стучит в барабан (бубен) и показывает табличку «громко», продолжая ударять, вместе с детьми идет по кругу, высоко поднимая ноги. Когда барабан звучит тихо, показывается соответствующая табличка, и педагог вместе с детьми идет на носочках.

Затем педагог становится в центр круга, ударяет по барабану то громко, то тихо и побуждает детей идти то, высоко поднимая ноги, то на носочках. В момент ударов спрашивает: «Как звучало?» и помогает детям с помощью табличек ответить «тихо» или «громко».

Когда дети уверенно выполняют задание на слухозрительной основе, то учитель выходит из круга и переходит на предъявление звучаний на слух, используя большой экран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие слухового восприятия с детьми с нарушениями слуха

Теоретический материал и игры для развития слухового восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями слуха....

Технология развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха.

Технология развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха....

Конспект занятия по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха.

Конспект подгруппового занятияв старшей группе для детей с нарушением слухапо развитию слухового восприятия, обучению произношениюУчителя-дефектолога Мешковой Л.Н.ГБДОУ № 133 Выборгского района Ц...

Особенности работы по развитию слухового восприятия с детьми с нарушением слуха

Методический материал предназначен для педагогов, работающие с детьми с нарушением слуха...

Методическая разработка на тему "Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха"

Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характери...

Конспект занятия по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха

Конспект индивидуального занятия для ребёнка 5 лет с нарушением слуха...