Ребенок с кохлеарным имплантом. Особенности общения с ним.
материал по коррекционной педагогике (младшая группа)

Рубанович Татьяна Ивановна

Ребенок после кохлеарной имплантации - какой он? Взаимодействие с таким ребенком. Особенности общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_prezentatsii.docx539.39 КБ

Предварительный просмотр:

РЕБЕНОК С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ С НИМhttps://coolsen.ru/wp-content/uploads/2022/02/95-20220208_123907.png

Ребенок после кохлеарной имплантации – какой он? 

Познавательная деятельность

  1. Не сформировано непроизвольное и произвольное слуховое внимание, что приводит к быстрой утомляемости нервной системы при слуховых нагрузках
  2. Сниженное запоминание значения слов. Плохо понимают обращенную речь.
  3. Более замедленный «вход» в учебную деятельность, трудности переключения с одного вида деятельности на другой
  4. Мыслят не словами, а образами. Образы смешиваются. Хуже узнают предметы по «частям» и на слух

 Эмоциональное развитиеhttps://coolsen.ru/wp-content/uploads/2022/02/62-20220208_123902.png

  1. Эмоциональное состояние ребенка после КИ характеризуется наличием стресса, вследствие нервно-психического напряжения.
  2. Эмоционально не стабилен. Испытывает потребность справиться с поставленными перед ними задачами и в активном образе жизни
  3. Смотрит на лицо говорящего, уделяет внимание мимике и жестам
  4. Относительная бедность эмоциональных проявлений, трудности понимания эмоциональных состояний
  5. Плохо воспринимает интонацию

Особенности поведения

  1. Преобладает завышенная самооценка
  2. Склонность к раздражительности, аффективным взрывам, внушаемости
  3. Неадекватные реакции, связанные с недопониманием обращенной речи
  4. Импульсивность, которая приводит к необдуманным поступкам, что влечет за собой внутренние переживания и трудности в установлении контакта с окружающими

 Особенности общения

  1. Стремятся к общению, используют весь имеющийся арсенал (слова, действия, позы, жесты, мимику)
  2. Эгоистическая направленность (стремление захватить лучшую игрушку)
  3. Затрудняются выражать свои чувства и желания вербально

Социально-бытовое поведение

  1. Не приходят на помощь друг к другу (без специальной работы)
  2. Высокая утомляемость от слуховой нагрузки
  3. Способность овладевать правилами социально-бытового поведенияhttps://klike.net/uploads/posts/2022-09/1663761658_e-8.jpg

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЗРОСЛЫХ С ДЕТЬМИ С КИhttps://worming.club/uploads/posts/2021-11/thumbs/1637759932_69-worming-club-p-tsveti-uglovie-tsveti-74.jpg

Взаимодействие со взрослыми. Цель: обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, способствующее развитию его индивидуальности, положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.

   Для личностно-порождающего взаимодействия характерно принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Взрослый не подгоняет ребенка с КИ под какой-то определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на его достоинства и индивидуальные особенности, его характер, привычки, интересы, предпочтения, при этом учитывает и те ограничения, которые есть у него, следит за тем, чтобы быть понятым ребенком. Он сопереживает ему в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях, участвует в его играх и занятиях. Взрослый старается избегать запретов и наказаний. Ограничения и порицания используются в  случае крайней необходимости, без унижения достоинства ребенка. Такой стиль воспитания обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, способствует развитию его индивидуальности, положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.  Личностно-порождающее взаимодействие способствует формированию у ребенка различных позитивных качеств. Ребенок учится уважать себя и других, так как отношение ребенка к себе и другим людям всегда отражает характер отношения к нему окружающих взрослых. Он не боится ошибок, приобретает чувство уверенности в себе. Когда взрослые предоставляют ребенку самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в его силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления. Когда взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, ребенок не боится быть самим собой, признавать свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ребенком моральных норм. Ребенок учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Ведь взрослый везде, где это возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ребенком права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию у него личностной зрелости и, как следствие, чувства ответственности за свой выбор. Ребенок приучается думать самостоятельно, поскольку взрослые не навязывают ему своего решения, а способствуют тому, чтобы он принял собственное. Ребенок учится адекватно выражать свои чувства. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их речью на доступном ему уровне, взрослые содействуют формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемыми способами. Ребенок учится понимать других и сочувствовать им, потому что получает этот опыт из общения со взрослыми и переносит его на других людей.

Взаимодействие с другими детьми. Цель: воспитания интереса и доброжелательного отношения к сверстникам. Внимание ребенка фиксируется на других детях, их именах; следует побуждать рассматривать другого ребенка, обращать внимание на внешний вид; привлекать внимание к эмоциональному состоянию конкретного ребенка, показывать, как можно помочь, утешить, его пожалеть; организовывать контакты и взаимодействия с другими детьми. https://kak2z.ru/my_img/img/2016/08/30/50ec4.png

КАК РАЗГОВАРИВАТЬ С РЕБЕНКОМ С КИ. https://kartinkin.net/uploads/posts/2022-03/1646959967_70-kartinkin-net-p-tsvetok-na-prozrachnom-fone-kartinki-83.png

Памятка. Должен быть правильно установлен аппарат КИ (чтоб на звуки загоралась зеленая лампочка). Очень опасны ушибы и удары по голове, даже игрушкой. Так же нужно учитывать, что ребенок с КИ воспринимает речь совсем иначе.

(1. Звуки и речь, передаваемые КИ в слуховую систему, искажены, поэтому даже позднооглохшие дети сначала не узнают знакомые слова и звуки. Однако в речевых сигналах, передаваемых КИ, содержится вся лингвистическая информация, необходимая для восприятия речи. Требуется время и специальные занятия, чтобы дети научились это делать. Дети, которые использовали слуховой аппарат, также сначала не узнают знакомые слова и звуки и должны учиться слышать заново. 2. Из-за того, что звуки и речь, передаваемые КИ, искажены, дети и после обучения слышат не так четко, как нормально слышащие. Это приводит к тому, что даже после длительного использования КИ они медленнее обрабатывают речь, процесс слушания требует от них напряжения, они плохо понимают речь в шумных условиях. 3. Даже когда достигнута оптимальная настройка процессора импланта, пороги слуха ребенка составляют 25-40 дБ и соответствуют 1 степени тугоухости, что затрудняет восприятие окончаний, предлогов, приставок, тихих согласных (п, т, к, ф, ц, х, в) при общении к ним тихим голосом и на расстоянии. 4. У детей не сформировано или недостаточно сформировано внимание к окружающим звукам. Поэтому на начальных этапах надо постоянно привлекать внимание ребенка к окружающим звукам, а позднее привлекать его внимание, когда к нему обращаются. 5. Ребенок плохо локализует звук в пространстве. Он не может это сделать, если это короткие звуки, определить, идет звук спереди или сзади, если не видит источник звука. 6. Ребенок плохо воспринимает речь, если говорящий находится сзади и с противоположной стороны от импланта, особенно в первый год использования импланта. 7. Если ребенок не имел слухового опыта, то он медленно научается обнаруживать и различать звуки. 8. Ребенок плохо воспринимает речь, если она не обращена к нему (при общении нескольких людей, при обращении к детям при групповых занятиях) и не привлечено его внимание.)

  Ребёнок с КИ должен пройти все стадии  предречевого развития, который проходит  ребёнок с нормальным слухом.  Стадия интонированного лепета, произнесение цепочек слогов, повторение интонации и контура слова или фразы очень важны в правильном развитии речи ребёнка. Как и нормально слышащие дети,  ребёнок с нарушенным слухом  сначала произносит слово приближённо, чтобы совершенствуя артикуляционные движения, произнести его точно.https://foni.club/uploads/posts/2022-02/1644822536_27-foni-club-p-sirenevie-razdeliteli-na-prozrachnom-fone-65.png

Правила. 

1. При общении с ребенком лучше находиться со стороны импланта или перед ним. В этом случае можно не закрывать лицо экраном – ребёнок смотрит на картинки и понимает, что ему надо делать. Благодаря тому, что педагог сидит и говорит близко к микрофону процессора, ребёнок слышит речь очень чётко. Если же ребёнок что-то не понял, он всегда может посмотреть на педагога в зеркало.

2. При развитии слухового восприятия у детей с КИ важно понимать, что перед предъявлением звукового сигнала, нужно обязательно привлечь его слуховое и зрительное внимание. На первых этапах реабилитации такие дети еще не слышат тихих звуков, поэтому нужно говорить и совершать действия с достаточным уровнем громкости, чтобы вызвать в нем реакцию. https://coollady.ru/pic/0003/069/33.jpg

3. Говоря что-то ребенку, повторите это слово или фразу три раза. (Дай кубик). В первый раз ребенок просто слышит какой-то звук, но не успевает его проанализировать. Но он станет внимательнее слушать и после повторения уже может запомнить слово. Если он не взял нужный предмет, не выполнил действие после повторения, скажите слово/фразу еще раз, сопровождая ее жестом, чтобы облегчить ребенку понимание слова/фразы

4. Говорить надо чуть медленнее, отчетливо артикулируя, повторяя ключевые слова фразы, если ребенок не понял сказанное (н – р.: «Кукла. Это кукла. Кукла спит. Спит кукла». « Пойдем гулять. Гулять пойдем. На улицу пойдем гулять» «Мишка. Мишка большой. Мишка идет – топ-топ.»)

5. Следует постоянно привлекать внимание ребенка к окружающим звукам и речи, повторить услышанный звук с ребенком (произвести с ним действие). Это особенно важно в первый год после имплантации. Если ребенок услышал звук, надо научить его искать источник звука.

6. Важно научить ребенка откликаться на свое имя. Чтобы это сделать, зовите его несколько раз,пока он не оглянулся. Если он оглянулся, то похвалите его и обязательно сделайте с ним что-то вместе : поиграйте с ним, обнимите, дайте что-нибудь, поведите его мыть руки и др. Если он не повернулся, подойдите к нему, повторяя его имя, пока он неувидел ваше лицо. Обратите его внимание на свои губы: «Матвей! Матвей! Ты слышишь (показывая на ухо)? Молодец!» Скажите несколько раз, показывая

рукой на него: «Матвей» (имя ребенка) — и на себя: «Имя называем». После этого обязательно сделайте с ним что-то вместе. Мы зовем ребенка не просто так, а для чего-то! Если вы делает это каждый раз, то ребенок запомнит свое имя и имя взрослого слухозрительно и на слух! Старайтесь звать ребенка, по возможности, когда в комнате тихо, потому что ребенок с нарушенным слухом плохо воспринимает

звуки в шуме.

7. Важно стимулировать любые вокализации и попытки говорить, прося ребенка повторить произносимые вами слова или ответить на вопрос, давая ему образец ответаhttps://webmg.ru/wp-content/uploads/2022/10/d39000874d16ee3b9558da96215b2e6f.png

8. У детей младшего возраста необходимо следовать за вниманием, интересами и возможностями ребенка, развивая его умение слушать и узнавать звуки и речь, поощряя любое достижение ребенка. 

9. Учить различать часто используемые слова и фразы, работая над темами: «Семья», «Игрушки», «Части тела», «Посуда», «Транспорт», «Продукты», «Животные» и др.

 нок после Поз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухового восприятия у ребенка с кохлеарным имплантом

Особенности развития слухового восприятия у детей, перенесших операцию по вживлению кохлеарного импланта....

Индивидуальная программа коррекционно-педагогической помощи ребенку с кохлеарным имплантом по развитию восприятия речи и окружающих звуков

В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа глухих детей, прошедших систему кохлеарной имплантации, на базе которой возможно развитие адекватного слухового восприятия и полноценного разв...

«Особый ребенок» (инклюзия ребенка с кохлеарным имплантом)

Стандарты современного образования диктуют нам необходимость включения детей с ОВЗ в образовательные институты всех уровней: создается доступная среда, уделяется внимание воспитанию толерантного отнош...

"Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с кохлеарным имплантом"

Цель презентации - помочь педагогам в работе по реабилитации детей, после установки кохлеарного аппарата. Работу с ребенком необходимо выстраивать поэтапно. В занятия, должны быть включены игровы...

Опыт работы с ребенком после кохлеарной имплантации .

В статье представлен опыт работы с ребенком после кохлеарной имплантации....

Консультация для родителей «Ребенок с кохлеарным имплантом»

Когда ребенок начинает слышатьс кохлеарным имплантом?         После подключения речевого процессора КИ человек слышит звуки и речь, но не узнает их, он не поним...