Главные вкладки

    Консультация (подготовительная группа) по теме:
    «Коллективное прикладное творчество детей как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

     Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

    И так, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную  направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_-_statya_t.a.doc59.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Горохова Татьяна Аркадьевна

    Педагог дополнительного образования

    МБДОУ детский сад №16/59

    г. Нижний Новгород

    «Коллективное прикладное творчество детей как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

    В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

    Последние два десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром.

    А формировать личность и художественно-эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

    В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

     Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

    И так, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную  направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

    Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

    Существуют различные определения понятия "художественно-эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.

    Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.

    Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.

    В-третьих, задача  художественно-эстетического воспитания заключается в  формировании художественного вкуса.

    И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества. Своеобразное понимание сущности художественно-эстетического воспитания обусловливает и различные подходы к его целям.

    Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.

    Прикладное творчество является одним из основных средств эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к нему у дошкольников довольно велик, а наличие интереса – это первое из условий успешного воспитания.

     Кроме того, материал по творчеству обладает большим эмоциональным потенциалом, а сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское  сознание и средством формирования эстетических качеств личности.

    Сущностные художественно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы.

     На этапе от 2,5 до 3- 4,5 лет происходят следующие изменения:

    • овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры (однако это не только узнавание, но и развитие чувства цвета, формы, поскольку созданы условия выбора, сравнения, предпочтения);
    • обогащение содержания творческой деятельности;
    • овладение «языком» творчества;

    В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это время для детей главное – выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.

    В возрасте от 4,5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов – к живописи или графике, пластике или дизайну.

    Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.

    Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого.

      И еще об одном аспекте.

    Мы очень часто читаем и слышим, как развить индивидуальность ребенка, а вот публикаций о том, как в столь противоречивой обстановке научить его жить среди людей, почти нет. Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах города, можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. 

    На пути формирования коллективистической направленности у дошкольника предстоит сделать ряд последовательных шагов: от формирования у ребенка направленности на сверстников (на первом этапе) к созданию у него ощущения собственной значимости для них (на втором) и закреплению ощущения ребенком своей значимости для получения общего результата при поддержке каждого всеми (на третьем).

    Именно в детском саду ребенок должен научиться жить среди людей. А объединит детей  коллективная работа, причем работа творческая!

    Предпочтение на занятиях мы отдаем нетрадиционным техникам и материалам.

     Вот некоторые из них:

    1.Существует разные техники работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание. Разрезание и сгибание — более сложные и одновременно более распространенные в педагогической практике, и в 4-5 лет дети успешно овладевают ими.

    Наши аппликации Солнышко и Цветочек как раз и выполнены по этой  технике. А о такой технике конструирования, как сминание и разрывание бумаги многие даже не знают. Хотя, что может быть естественней для ребенка? Поэтому эту технику можно давать гораздо раньше — в 2-3 года. Рвать бумагу — одно из лучших занятий для развития мелкой моторики, которая, как известно, связана и с развитием речи.

    2. Ещё одно направление нетрадиционного рисования — цветной и чёрно-белый граттаж (грунтованный лист). Граттаж — это способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.
    Слово «Граттаж» произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья.

    3.Одним из видов нетрадиционных способов изображения, который можно использовать в работе с детьми, является коллаж. Коллаж — это изображение на бумаге, не только рисованное (кистью, пером, палочкой, мелом, воском и т.п.), но созданное также с помощью монтажа кусочков различных цветных и черно-белых материалов. Коллаж: само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько выше указанных т.е при выполнение коллажей дети использую ранее полученные навыки и умения нетрадиционных техник рисования. Пробуждается фантазия ребенка и занятие превращается в увлекательную игру.
    Обычно эти занятия я провожу в рамках занятий по аппликации, работы с бумагой, и эти занятия коллективные. Несколько занятий мы посвящаем одной коллективной работе. Занятия коллажом развивают не только умения и навыки детей, но и
     формируют образное восприятие и мышление, заставляют ребенка по-новому взглянуть на привычные предметы и материалы и на их основе создавать свой собственный образ. На этих занятиях проще ознакомить ребенка с основами композиционного построения изображения: ребенок может свободно передвигать части коллажа, сразу наблюдая различия в восприятии изображения. Интерес к работе над коллажом можно создать еще в стадии подбора материала, дав определенную тему. Если ребенок настроен осознанно подходить к подготовке, то он учится обдумывать свое произведение, вычленять из многообразия материалов только ему подходящее.

     4. Ещё  одна методика — монотипия пейзажная. На этом занятии мы усваиваем средства выразительности- пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

    5. Оригами - ещё  один вид творчества, которым      мы занимаемся в нашем детском саду, это - создание различных предметов из треугольных модулей. Эта увлекательная техника придумана в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друг.

     Делаются такие зверьки совсем просто и быстро — берется оберточная бумага или газета, рисуется контур зверя и вырезается( в двойном экземпляре). Затем разрисовываем одну из частей или обе и прокладывая внутри вату (или бумагу), прошиваем любым швом. смотрите, что может получиться.

    6. Очень интересный вид нетрадиционной художественной техники в рисовании – кляксография с ниточкой. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные) с помощью простой ниточки.

    7. Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью. Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы — это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш.
    Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо, если вы научите детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми. Такими занятиями я начинаю заниматься с детьми с 2-х лет.

    С художественно-эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к искусству, и к жизни.

    Обеспечение программы обучения ручному творчеству программно-дидактическим материалом, создание  эмоционально-комфортной атмосферы является средством эстетического воспитания дошкольников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством творчества воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное.

    Реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пути и средства художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

    Формирование, реализацияние,развитие  художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста....

    Информационно- коммуникативные технологии как средство художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста.

    Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на занятия по изобразительной деятельности в детском саду, открывает новые возможности. В этом случае, информационно-комм...

    "Музыкально-ритмические движения как средство художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста".

           Известно, что при помощи движения ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности....

    "Игровые технологии,как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в рамках билингвального образования"

    В своей практике при разучивании с детьми  татарских национальных песен, танцев, игр со словами, сталкиваюсь с тем, что   дети  из татарских семей не владеют родным татарским...