"Игровые технологии,как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в рамках билингвального образования"
методическая разработка на тему

Сафарова Гульнара Рашидовна

В своей практике при разучивании с детьми  татарских национальных песен, танцев, игр со словами, сталкиваюсь с тем, что   дети  из татарских семей не владеют родным татарским  языком,  им очень сложно запоминать тексты татарских песен, разучивать татарские  танцевальные движения.

Исследования психологов  и педагогов показывают, что в раннем детстве закладывается тот лингвистический фундамент, на основе которого строится в дальнейшем весь процесс овладения вторым языком, создается положительный психологический настрой, формируется интерес к изучаемому языку. А каким же образом привить дошколятам интерес к татарским национальным песням, танцам, играм, творчеству татарских композиторов в целом?  

Эффективным ключом к приобщению детей к национальной культуре  и воспитания личности посредством музыкального искусства – является музыкально-игровая деятельность. Детство – это неприкасаемый ресурс каждого ребёнка, в котором содержится и закладывается весь потенциал развития, все творческие и познавательные способности, эмоционально-чувственное развитие, восприятие Мира на основе любознательности.

В музыкально-игровой деятельности сочетаются музыка, движение и слово, что является природосообразным способом развития детей.

Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций.  Поэтому игры были и остаются традиционным средством педагогики.

Игровая технология  в работе с дошкольниками хороша в любой образовательной деятельности, даёт простор для фантазии ребёнка.  Каждая деятельность может стать увлекательной игрой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Татарстан Республикасы «Лениногорск муниципаль районы»

берәмлегенен бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреҗдениясе “Лениногорск шәһәрен 22-нчы санлы балалар бакчасы”

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад №22» муниципальное образование «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

Презентация опыта работы

с элементами мастер-класса

Тема: Игровые технологии  как средство художественно-эстетического развития  детей дошкольного возраста в рамках билингвального образования

Выполнила:

Сафарова Гульнара Рашидовна,

музыкальный руководитель,

высшая квалификационная категория,

г. Лениногорск - 2017г.

В своей практике при разучивании с детьми  татарских национальных песен, танцев, игр со словами, сталкиваюсь с тем, что   дети  из татарских семей не владеют родным татарским  языком,  им очень сложно запоминать тексты татарских песен, разучивать татарские  танцевальные движения.

Исследования психологов  и педагогов показывают, что в раннем детстве закладывается тот лингвистический фундамент, на основе которого строится в дальнейшем весь процесс овладения вторым языком, создается положительный психологический настрой, формируется интерес к изучаемому языку. А каким же образом привить дошколятам интерес к татарским национальным песням, танцам, играм, творчеству татарских композиторов в целом?  

Эффективным ключом к приобщению детей к национальной культуре  и воспитания личности посредством музыкального искусства – является музыкально-игровая деятельность. Детство – это неприкасаемый ресурс каждого ребёнка, в котором содержится и закладывается весь потенциал развития, все творческие и познавательные способности, эмоционально-чувственное развитие, восприятие Мира на основе любознательности.

В музыкально-игровой деятельности сочетаются музыка, движение и слово, что является природосообразным способом развития детей.

Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций.  Поэтому игры были и остаются традиционным средством педагогики.

Игровая технология  в работе с дошкольниками хороша в любой образовательной деятельности, даёт простор для фантазии ребёнка.  Каждая деятельность может стать увлекательной игрой.

В связи со вступлением в силу  «Закона об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО), дошкольное образование становится первым уровнем общего образования.

Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОО пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации развивающей среды, проектно-деятельностного и компетентностного подходов в организации педагогической работы.

Творческой группой, созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, на основании целого ряда документов разработан учебно-методический комплект (УМК) по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики  Татарстан.  

Таким образом, определен вектор развития образования в республике Татарстан – растущее поколение должно стать поколением билингвальным, два языка (русский и татарский) являются государственными.

Педагогическая технология УМК стала основой создания татарской языковой развивающей среды. Применение новой педагогической технологии УМК, современных методических и технических пособий позволила объединить усилия педагогов и вести работу целенаправленно и последовательно по многим  направлениям:

  •  организация языковой среды по обучению дошкольников татарскому языку непосредственно в группах;
  • формирование мотивации речевой активности.

Образование на бикультурной основе получило распространение и  в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в области «Музыка». В учебно-методический комплект вошли  специализированные методические пособия на татарском и русском языках, разработанные  на основе татарской национальной музыки.  

Это серия книг «Музыка в детском саду». В их основу легли принципы, заложенные ФГОС ДО.  В сборниках систематизирован национальный  музыкальный репертуар для музыкального развития детей дошкольного возраста. Произведения, предложенные для работы с детьми, соответствуют возрасту детей, доступны по содержанию, яркие,  контрастные по характеру. Сюжет их предполагает игровые действия,  активизирующие у детей самостоятельные музыкальные проявления: подпевание, приплясывание,  передачу  простейших игровых образов.

В работе с детьми младшего возраста (1-3 лет) использую разные формы музыкально-игровой  деятельности такие как: музыкально-двигательные игры-импровизации, пальчиковые игры, игры-экспериментирование со звуками, образные игровые упражнения. Дети выполняют простые действия, связанные с  содержанием  песни, потешки, подражают через игровые действия животным и птицам («Кошлар оча» М.Салихов; «Паровоз» Р.Ахиярова муз; «Наян куяннар» М.Шамсетдинова). Через игровые образы дети лучше чувствуют характер музыки («Кошлар җим чүпли» И.Шамсетдинова; «Аю баласы биюе» Н.Жиганов). Показ сопровождаю короткими указаниями, во время игровой деятельности одобряю удачные действия, помогаю тем, кто затрудняется  действовать без показа. Для активизации  широко применяю разнообразные игровые приемы, использую игрушки (бубны, флажки, ложки, платочки, игрушки) подвижные игры с пением:

 Музыкальная игра «Кайда безнең кулларыбыз» ( «Где же наши ручки» музыка  и слова Л.Шаймардановой).

Цель игры: формировать двигательные,  певческие навыки. Побуждать детей выполнять простейшие танцевально-игровые движения в соответствии с текстом песни.

Кайда безнең кулларыбыз?

Югалды кулларыбыз              (дети прячут руки за спину)

Менә, менә бит алар

Күңелле бии куллар.               (вращают кистями рук (фонарики))

Тәпиләребез күренми,

Кая киттеләр икән?                  (присев, прячут ножки)

Менә, менә тәпиләр,

Матур итеп бииләр!                  (встав, притопывают двумя ногами)

Кайда минем балалар

Кая юкка чыктылар?                 (закрывают лицо руками)

Менэ, менэ ич алар,

Минем нәни балалар!                (Встав, выполняют полуприседания)

Дети стоят в кругу, выполняют движения в соответствии с  текстом песни, сопровождающей игру, двигаються   по показу педагога.

Музыкальная игра «Кояшкай» («Солнышко» музыка и слова Ф.Гатиной, Ф.Батыршиной).

Цель игры: развивать двигательную активность, формировать певческие навыки.

Кояш чыга, кояш көлә,

Ул югары күтәрелә.

Кояш көлә, без биибез

Бик күңелле яшибез.

Дети учатся передавать через игровые действия  образ «солнышка». Сидя на корточках, медленно поднимаются, постепенно разводя руки через в стороны, на слова “кояш көлә, без биибез, бик күңелле яшибез”-хлопают в ладоши.

Игра «Чәбәкәй» ( «Ладушки-ладошки» слова и музыка Р.Гатиной и Ф.Батыршиной)

Цель: формировать чувство ритма, темповые навыки.

В соответствии со словами игры, дети хлопают в ладоши медленно и быстро, в соответствии с ритмом музыки.

Чәп-чәп, чәбәкәй,

 Кулларыбыз бәләкәй.

 Ә һәзер тизрәк-тизрәк,

Чәбәклә күңелерәк.

Игра «Поезд» (музыка и слова Р.Гатиной, Ф.Батыршиной, обработка Г.Гыйляжетдиновой)

Цель: формировать двигательные навыки, побуждать петь отдельные слова «тук-так-так», «уф-уф-уф», учить слышать окончание музыки.

Тук-так-так,  тук-так-так.

Поезд бара юл таптап.

Уф-уф-уф, уфылдап,

Калды ул туктап.

С детьми  младшего возраста (3-4 лет) использую такие формы музыкальной деятельности как:  музыкально-подвижные  игры, игровые упражнения, пальчиковые,  логоритмические  игры, игры-экспериментирование со звуками, игры с пением ( «Куып тот» Р.Еникеев;  «Ак куян» М.Бикбова;  «Кунелле поезд» З. Ибрагимова и др.).

Игра «Куңелле поезд» («Веселый поезд»  музыка З. Ибрагимовой, слова Г.Юнусовой).

Цель: формировать двигательные навыки, навыки передачи образных движений, певческие навыки. Учить слышать начало и окончание музыки. Привлекать внимание детей  к началу и окончанию музыкального произведения.

Дети передают игровую ситуацию ”поезд”, сидят на стульчиках - вагончиках, выполняют  круговые движения руками и топают ногами. На первом стульчике, во главе  «поезда», сидит «машинист» держит руль. С окончанием песни «поезд останавливается», дети встают и «гуляют» по комнате, по звуковому сигналу- «гудок паровоза»- садятся в  «вагоны». Игра повторяется.

Поезд килә, поезд килә: “пип-пип-пип!”

Вагоннары да күп икән бик-бик-бик.

Пипелди Мөддәрис, ул безнең машинист:

«Пип-пип-пип!Пип-пип-пип! Пип!»

Поезд килә, поезд килә: “пип-пип-пип!”

Юлда торма, юлда торм, кит-кити-кит!

Бик күп юллар уттек. Менә килеп җиттек.

«Пип-пип-пип!Пип-пип-пип!Пип»

Музыкальная пальчикова гимнастика «Бармаклар биюе» («Забавные пальчики», музыка и слова Р.Гатиной,  Ф.Батыршиной, обработка Г.Гилязутдиновой)

Цель: вызывать желание выполнять движения, соответствующие тексту песни, развивать моторику, способствовать укреплению мышц рук, кистей, пальцев, стимулировать самостоятельные проявления детей.

Менә минем бармаклар,  (вытянув руки вперед, выполняют «фонарики»)

Шаян алар, шук алар          

Бармаклар гел уйныйлар,     (постукивают пальчиком о пальчик)  

Уйный- уйный туймыйлар.  

Менә минем бармаклар:         (рукой прикасаются к пальцам другой руки)

Баш бармак, имән бармак,    

Урта, атсыз һәм чәнчи-

Бик дус алар, гел бергә.          (хлопают в ладоши)

Логоритмическая игра «Заячья зарядка» («Физзарядка ясый куян» слова Ш.Галиева).

Цель: формировать умение двигаться в соответствии с текстом,  ориентироваться в пространстве;  способствовать  точному выполнению движений в соответствии с текстом.

Куян күзләрен ача,   (сидя на корточках, открывают, закрывают глазки)

Төпкэ менеп баса      (встают)

Бер, ике, оч-утыра,    (приседаю)

Бер ике, оч-ул тора-  (встают)  

Зур агачка тотынып-  

Куян тагын атлана-    (качают руками взад вперед)

Алан тулы төп тә төп

Сикергәли ул дөп тә дөп- (прыгают)

В игровой деятельности с детьми среднего возраста (3-5 лет)  использую музыкально-сюжетно-ролевые игры, игровые проблемные ситуации на музыкальной основе, музыкально-дидактические игры, игры-этюды по мотивам музыкальных произведений, игры-драматизации, театрализованные игры. Посредством игр помогаю освоить некоторые образно-имитационные движения, передавать музыкальные образы. Часто в играх использую музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты (колокольчики, барабаны, кастаньеты), обычные игрушки (кукла, кошка, мишка и др.).  Разучивая игру, детям раскрываю содержание игры и предлагаю действовать (“Кояш һәм яңгыр”). У детей в этом возрасте уже есть определенный опыт в передаче игровых образов. В игре «Воробушки и автомобиль», детям предлагаю показать, как летают воробушки, добиваясь от них лёгкого бега, а затем  «поехать как автомобиль»,  добиваясь ритмичных «топотушек» (дробного шага). Удачные действия одобряю, хвалю.  Целью является усвоение  музыкально-ритмических  движений через игровые действия.

Игра  «Узнай по голосу» (« Кем индәшә, бел» музыка Е.Тиличеева) 

Цель: развивать тембровый слух, музыкально-творческие способности, учить двигаться в хороводе и противоходом

(Бала исеме)  урманда йөри,

Без чакырабыз аны.

Син ныклап күзеңне йом

Кем индәшә, шуны бел.

Дети двигаются в хороводе,взявшись за руки. Водящий ребенок двигается  противоходом внутри круга. На слова «күзенңе йом…” закрывает глаза. После окончания песни, ребенок, стоящий в кругу, окликает “водящего”, который открывает глаза и называет ребенка,  окликнувшего его  по имени).

Игра с пением «Без яулыклар юабыз» («Мы стираем платочки» музыка и слова С.Сабировой)

Цель: выполнять движения, в соответствии  со словами  песни, способствовать развитию чувства ритма, певческих навыков, координировать движения со словами песни.

Без яулыклар юабыз, яхшы итеп юыбыз.

Менә шулай, менә шулай- яхшы итеп юабыз

Яулыкларны чайкыйбыз, чиста итеп чайкыйбыз.

Менә шулай, менә шулай ,чиста итеп чайкыйбыз.

Яулыкыкларны сыгабыз, яхшы итеп сыгабыз.

Менә шулай, менә шулай ,чиста итеп сыгабыз.

Яулыкларым кипсеннәр, кулларым ял итсеннәр

Менә шулай, менә шулай, кулларым ял итсеннәр.

С детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) проводятся вариативные формы деятельности:  музыкально-дидактические игры, музыкальные игры-драматизации, театрализованная  деятельность, хороводные игры  и  различные виды игр с использованием элементов здоровьесберегающей технологии (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия, логоритмическая гимнастика).

Хороводная игра  «Синий цветочек» («Зәнгәр чәчәк» )

 Цель: формировать навык  выразительного движения  по кругу, взявшись за руки, развивать координацию слов с движениями, обогащать двигательный опыт детей, развивать навык самостоятельного выполнения движений.

Юл читеңдә зәңгәр чәчәк

Якты нурлар тарата.

Безнең кызлар, hәм малайлар

Зәңгәр чәчәк ярата.

Якын дуслар арасыннан

Берсен сайлап ал әле.

Тезләреңә ипле булыр-

Мендәренңе сал әле.

Дети двигаются в хороводе, взявшись за руки, подпевают слова, сопровождающие игру.  В центре стоит ребенок - «водящий» с вышитой татарским  орнаментом  небольшой подушкой в руках и выполняет танцевальное движение - «пружинку». С началом второго куплета, «водящий» идёт противоходом внутри круга, в конце песни останавливается возле ребенка, стоящего в кругу, встаёт  коленкой на подушку, которую ложит на пол, подает руку  и  ребенок, возле которого остановился «водящий» кружится  вокруг «водящего». Рекомендация: с этической точки зрения,  если «водящим» выбрана девочка, то на подушку встает мальчик, которго она выбрала, а девочка кружится вокруг него.

Игра «Габдулла»  (татарская народная игра)

Цель: развивать координацию слов с движениями; обогащать двигательный опыт детей; развивать музыкально-двигательную память,  формировать самостоятельное выразительное исполнение  движения.

Син уртада, без кырыйда    Дети двигаются в хороводе и поют слова

Әйләнәбез Габдулла

Ни әшләсәң, ни колансаң

Шулай әшләсә була.

Бер болай, бер болай.      «Габдулла»   показывает одно татарское

Я кыланыгыз шулай           танцевальное движение.

 Бер болай, бер болай, без уңай   дети повторяют  это движение.

«Габлулла» выбирает ребенка, который красиво выполнил движение и надевает ему тюбетейку. Игра продолжается.

Татарская народная игра « Найди пару» («Парлашып калу»)

Цель:  развивать  ориентацию в пространстве, исполнять слова песни,   развивать координацию слов с движениями, внимательность, наблюдательность.

Сандугачлар, былбыллар,

тургайлар парлы була

Кем уенда парсыз кала,

шундук жәзасын ала.

1 вариант. Дети двигаются татарским танцевальным шагом  врассыпную по залу, подпевают слова, сопровождающие игру. С окончанием музыки быстро находят  пару,  взявшись за руки.

2 вариант.  Дети двигаются по залу врассыпную, поют слова песни, сопровождающие игру. Затем под плясовую мелодию выполняют танцевальные движения.  В конце, с окончанием музыки, находят пару, взявшись за руки.

Игра «Яшел яулык» («Зелёный платок»)татарская народная игра

Цель: передавать игровые образы, развивать координацию слов с движениями; способствовать совершенствованию двигательных навыков,  обогащать двигательный опыт детей;  воспитывать желание выразительно двигаться и самостоятельное исполнять слова песни.

Кульяулыгым  яшел,  яшел

Яшел чирәм астында.

Сиздермичә ташлап китәм

Бер иптәшем артына.

Дети стоят в кругу, руки играющих отведены назад, ладошками вверх для того.чтобы “водящий” в конце песни мог положить платочек. «Водящий» двигается танцевальным шагом за кругом, с платочком  в руке,  поёт слова, сопровождающие игру. С окончанием песни, ложит платочек в руки ребенку, стоящему в кругу. Ребенок, у которого оказался платок, выходит в центр и выполняет задание (сплясать, спеть, что-нибудь изобразить, рассказать стих загадать загадку и т.д.)

В процессе организованной образовательной деятельности  мной было разработано  музыкально-игровое занятие «Волшебный сундучок» для детей младшей группы с использованием педагогической технологии УМК. Организованная образовательная деятельность  предназначена для детей младшего дошкольного возраста.( Приложение 1)

Демонстрация видео-отрывка из ООД «Волшебный сундучок»

Эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия является театрализованная игра. 

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Большое и разностороннее влияние театрализованная деятельноть оказывает на личность   ребенка позволяет использовать ее как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно.  Чем больше дети выступают, тем богаче становится их опыт, тем ярче проявляются  творческие проявления.

Музыкальная театрализованная деятельность  представляеи  собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства, и обладающего собственной спецификой.

Театрализация позволяет ребенку открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

Материалом для сценического воплощения послужили  татарские  сказки. С детьми подготовительной к школе группы были  поставлены  музыкальные  сказки на татарском языке.

В 2015г. детская  оперетта «Жырлап узган жэй» (композитор Л.Батыр-Булгари, пьеса Наби Даули, по мотивам сказки «Стрекоза и муравей»). подготовили  Исмагилова Г.Ш., воспитатель подготовительной к школе группы и Сафарова Г.Р.,музыкальный руководитель.

Демонстрация  видео-отрывка из музыкальной сказки «Җырлап узган жәй» (композитор Л.Батыр-Булгари, пьеса Наби Даули, по мотивам сказки «Стрекоза и муравей»).                  

          В 2016г. была поставлена  музыкальная сказка  «Өч каурый»  («Три пёрышка») по пьесе Флёры Тархановой на музыку Л.Батыр-Булгари (подготовили Сунгатуллина Ф.З., воспитатель подготовительной к школе группы и  Сафарова Г.Р., музыкальный руководитель)

Демонстрация видео-отрывка «Өч каурый»  («Три пёрышка») по пьесе Флёры Тархановой на музыку Л.Батыр-Булгари.

Таким образом,   использование игровых технологий в рамках билингвального образования  является одним из действенных средств для приобщения  к музыкальной культуре татарского народа,  осознания ребенком  своей принадлежности к культуре, определяющей его национальность, возможности получения знаний и практического применения этих знаний об  окружающем мире, проявления доброжелательного отношения к представителям своей и других национальных культур.

 

Список  литературы

  1. Антонова Т.В.  Особенности социального поведения детей в игре.
  2. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в саду Волгоград. Издательство «Учитель» 2013г.
  3. Васильевой М.А.. Руководство играми в дошкольных учреждениях Под ред. - М.: Педагогика, 2006г.  
  4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2009г.
  5. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  6. Закирова К.В., Гыйляжетдинова Г.Р. Мин бәйрәмнәр яратам. Казань 2009г.
  7. Зворыгина. Е.В. Первые сюжетные игры малышей 1988г.
  8. Ибрагимова  З.Г. Ладушки ( Чәбәк-чәбәк итә ул) Г.Р. Гыйляжетдинова, Ф.Ж.Жалялетдинова.  Казань «Магариф» 2007г.
  9. Ибрагимова З.Г., Гыйляжетдинова Г.Р., Жалялетдинова Ф.Ж. Вот как мы умеем  (Курсәт әле үскәнем). Казань «Магариф» 2010г.
  10.  Конституции Республики Татарстан (статья 8).
  11. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. СПб: Детство-пресс, 2010г.
  12. Постановление кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республики Татарстан на 2010-2015 г.г. «Киләчәк».
  13. Харисов Ф.Ф. Национальная культура и образование М.: Педагогика, 2000г.
  14. Шаехова Р.К.  Региональная  образовательная  программа дошкольного воспитания.

Электронные ресурсы:

  1. https://go.mail.ru/search?rf=e.mail.ru&fm=1
  2. http://materinstvo.ru/art/12737 Materinstvo.ru