Взаимодействие с родителями
презентация к уроку (старшая группа)

Имашева Айгуль Жумабековна

Создаю условия для активного участия родителей в реализации коррекционно- образовательного процесса в соответствии с АООП и индивидуальными планами детей с ТНР. Широко применяю практико- ориентированные формы сотрудничества. Жду Вас, уважаемые родители здесь: https://sites.google.com/d/16bC59hGOLnN_aBWsX3NmKC...  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ему ты руку протяни и научись любить такого Ребенок-это целый мир И жизни вечная основа! Учитель-логопед Имашева Айгуль Жумабековна НРМДОБУ «Детский сад «Капелька» Поможем нашим детям говорить правильно и красиво!

Слайд 2

временные (физиологические) нарушения звукопроизношения- «возрастное косноязычие»

Слайд 3

Причины паталогий детской речи 1) Различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов. 2) Различные заболевания в первые годы жизни ребенка. 3) Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга. 4) Наследственные факторы. 5)Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности.

Слайд 4

Основные виды речевых нарушений ДИСЛАЛИЯ – нарушение произношения отдельных звуков. ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ , когда ребёнок не только произносит, но и воспринимает звуки речи неправильно. ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ , когда нарушены и произношение и грамматика, беден словарный запас и отсутствует связная речь.

Слайд 5

1.. Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет). 1,5-2 года – фраза; к 3 годам – связная речь (несколько фраз). 2. Дошкольный период (от 4 до 6/7 лет). К 5 годам – сформирован фонематический слух, звукопроизношение, обобщение понятий, словарный запас – 2-3 тыс. слов. 6-7 лет – звукобуквенный анализ, словарный запас – до 6 тысяч слов. 3 . Школьный период (от 6/7 до 17 лет). Овладение письменной речью, сознательное овладение языком. Развитие речи ребенка в норме

Слайд 6

Что такое фонематический слух? - Это умение услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность.

Слайд 7

Звуковые игры с какого звука начинаются слова? придумать слова на заданный звук ; сколько звуков в слове (3-4 звука)? «цепочки» слов на последний звук ; найти картинку с заданным звуком и т.д.

Слайд 8

Выбери слова, которые начинаются со звука «А»

Слайд 9

Прочитай по первым звукам

Слайд 10

Прочитай по первым звукам Ш А Р М А К

Слайд 11

Артикуляционная гимнастика - специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Слайд 12

«заборчик» губы раскрыты: верхняя губа высоко поднята, нижняя опущена; зубы сомкнуты КОМПЛЕКС УНИВЕРСАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГУБ И ЯЗЫКА сомкнутые губы вытянуты вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5–10. « трубочка »

Слайд 13

«лопаточка» губы раскрыты, зубы разомкнуты, широкий язык лежит на нижней губе. «иголочка» губы раскрыты, зубы разомкнуты, виден узкий напряжённый язык.

Слайд 14

«часики» губы раскрыты, зубы разомкнуты, напряжённый узкий язык движется влево-вправо. «качели» губы раскрыты, зубы разомкнуты, широкий язык поднимается вверх, затем опускается вниз.

Слайд 15

«чашечка» губы раскрыты, зубы разомкнуты, широкий язык принимает форму чашечки. «вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть во время этого упражнения была неподвижна.

Слайд 16

«грибок» губы раскрыты, зубы разомкнуты, широкий язык поднимается вверх и всей плоскостью прижимается к нёбу Улыбнуться, открыть рот и широким языком « почистить » верхние зубы с внутренней стороны, делая движение из стороны в сторону. Затем нижние зубки. «чистим зубки»

Слайд 17

«дятел», «рокот» «Дятел» (произнесение Д-Д-Д) «Рокот» (произнесение Р-Р-Р)

Слайд 18

Что же происходит, когда дети занимаются пальчиковой гимнастикой? Возбуждение в речевых центрах головного мозга и резкое усиление согласованной деятельности речевых зон, что , в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Создаётся благоприятный эмоциональный фон, развивается умение подражать взрослому, дети учат ся вслушиваться и понимать смысл речи, повышается речевая активность детей. Малыши учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределить. Если дети будут выполнять упражнения, сопровождая короткими стихотворными строчками, то их речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память у детей, так как они учатся запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, дети смогут «рассказывать руками»целые истории. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит владение навыком письма

Слайд 19

НА ЛУЖОК На лужок пришли зайчата, Медвежата, барсучата, Лягушата и енот, На зелёный на лужок, Приходи и ты, дружок! Сгибать пальцы в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочерёдно.

Слайд 20

Играйте, чтобы говорить красиво!



Предварительный просмотр:

Собрание для родителей средней группы

Оборудование:Квадратики (красный, синий, желтый). Зеркала, вата.

Добрый вечер уважаемые родители! Для начала хотелось бы узнать является ли для вас актуальнй проблема речевых нарушений ребенка! Для ответа на этот вопрос я предлагаю вам поработать с цветными символами-квадратами: Желтый-не беспокоюсь, эта проблема меня не касается; синий переживаю, есть сомнения; красный- очень обеспокоена решением данной проблемы.

Объясните , почему вы сделали такой выбор, расскажите о видении данной проблемы.

Итак, ваши ответы говорят о том, что проблема речевого развития ребенка очень волнует и беспокоит вас. Давайте будем решать эту проблему вместе, сообща поможем нашим детям!

Со многими из вас нам придется работать в будущем учебном году, а с некоторыми возможно и не один год. Поэтому мне очень хотелось бы чтобы уже к началу года вы пришли педагогически более грамотными, осведамленными в вопросах развития речи и готовыми к  нашей с вами совместной работе по коррекции речевых нарушений ваших детей.

Слайд 2. Особенности развития речи детей дошкольного возраста:

 С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в младших группах дошкольного учреждения. Однако там чаще всего наблюдаются временные (физиологические) нарушения звукопроизношения- «возрастное косноязычие»

При нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же  этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

По мере созревания речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, все более и более приближаясь к образцу речи взрослого.

Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей. Это тот образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если же такой образец отсутствует, то усвоение ребенком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или даже становится невозможным. Об этом свидетельствуют случаи довольно распространенной «семейной картавости», которую ребенок усваивает, подражая родителям. Совсем недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребенком. Здесь ребенок лишается не только правильного образца для подражания, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения: ведь взрослым нравится его речь, и они сами подражают ей!

 Особенно важным  для вас  является то , что к  5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи!

Слайд 3. Причинами патологии детской речи могут стать:

1) Различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов. От времени поражения в значительной степени зависит характер аномалии развития мозга в целом. Наиболее тяжелое поражение мозга под влиянием различных вредных факторов (инфекций, интоксикаций) обычно возникает в период раннего эмбриогенеза, например, на 3-4 месяце внутриутробной жизни, в период наибольшей дифференциации нервных клеток. В зависимости от того, какие отделы нервной системы наиболее интенсивно развиваются в период влияния того или иного вредного фактора, недоразвитие может касаться преимущественно двигательных, сенсорных, речевых или интеллектуальных функций. Среди причин, вызывающих повреждение или недоразвитие мозга, наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия – недостаточность кислородного снабжения мозга, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, заболевания центральной нервной системы.

2) Различные заболевания в первые годы жизни ребенка. Особенно пагубными для развития речи являются инфекционно-вирусные заболевания, менингоэнцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

3) Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

4) Наследственные факторы. Например, врожденные дефекты речевого аппарата: не сращение верхней губы, челюсти, мягкого и твердого неба; массивные и короткие подъязычные уздечки; изменение формы и относительной величины челюстей; патологическое расположение и форма зубов верхней и нижней челюстей.

5)Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

- Именно поэтому нам логопедам необходима информация о протекании беременности о ходе раннего развития детей. Для того чтобы верно определить какое речевое нарушение у данного ребенка и какой путь выбрать для дальнейшей корреционной работы. Теперь вы знаете для чего вы заполняете анкеты о ходе раннего речевого развития ваших детей, для чего нам понадобятся возможно медицинские карты с заключениями других специалистов-невролога, ортодонта и т.д

Увы, большинство родителей замечают, что их ребёнок не произносит какие-то звуки только при записи в 1-ый класс. И тогда начинается муштра, ежедневные занятия с логопедом, успеть и  «подтянуть» ребёнка до сентября, но, во-первых, это такая нагрузка, за несколько месяцев освоить то, чему надо было учиться раньше. А во-вторых, таких проблем можно было бы избежать, если бы родители, хотя бы раз в год приходили к логопеду. Только специалист вовремя увидит нарушения в развитии речи у малыша.

Слайд 4 Существует несколько видов речевых нарушений. Основные из них:

дислалия – нарушение произношения отдельных звуков. (ФД)

Фонетико-фонематическое нарушение речи, когда ребёнок не только произносит, но и воспринимает неправильно звуки речи. (ФФН)

И, наконец, общее недоразвитие речи, когда нарушены и произношение и грамматика, беден словарный запас и отсутствует связная речь.(ОНР)

Теперь увидев подобное логопедическое заключение, вы уже знаете что это такое, что это за буковки такие.

Слайд 5. Для того чтобы понять и объективно подойти к вопросу о правильности речи вашего ребенка необходимо знать о возрастных нормах развития речи детей-дошкольников. Обратите внимание на экран.

Конкретно для нашего возраста. Важно знать, что в  4 года ребёнок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только посторонние. Кстати, для мам и пап – это своеобразный критерий «правильности речи» сына или дочери. Родители привыкают к неправильной речи своих детей, и могут «перевести» детский язык на взрослый. Но если воспитательница несколько раз переспрашивает вашего малыша, возможно, ему нужно работать с логопедом.

В 5 лет ребёнок ещё может не выговаривать звук «Р», а в 6 лет перед школой должно быть нормой  правильное произношение и использование падежей, умение связно говорить.

Теперь о том что же делать чтобы помочь нашим детям в столь нелёгком деле, как преодоление ревых нарушений?

Помимо каких-то органических причин,  нарушение звукопроизношения может быть   вызвано прежде всего недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти.Об этом немного позже.

 Слайд 6. Ещё одной причиной является недостаточная сформированность речевого (фонематического) слуха. Поэтому в начале и во время дошкольного возраста (3–5 лет) речь ещё недостаточно ясна и чиста по звучанию.

Следует отметить, что такие недостатки произношения, как замены, смешения, перестановки звуков, уже являются показателем недостаточного различения воспринимаемых ребенком звуков. Если ребенок путает звуки в произношении, он может путать их и на письме. Он будет допускать ошибки, в словах, которые отличаются только этими звуками: шок – сок, шар – жар, лак – рак щель – цель и т.д. Именно поэтому большое внимание при работе с дошкольниками надо уделять развитию фонематических процессов. Умение различать фонемы – это основа основ: и понимания речи другого человека, и контроля за собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем.

Слайд 7 Вот пример игр, которые могут быть использованны для развития фонематического восприятия. Слайд 8,9,10.

Для того чтобы помочь нашим детям, уважаемые родители, вы сами должны стать немного логопедами.

А еще вы должны стать немного коллекционерами различных картинок, по всем темам, которые мы будем изучать с детьми  в ходе работы над постановкой, автоматизацией звуков. Такие темы как «семья», «овощи», «фрукты», «мебель» и т.д. Сейчас многие из вас отправятся в отпуска, у вас будет возможность посетить книжные магазины, может быть у кого-то уже есть ненужные книги, журналы, из которых можно вырезать подходящие картинки. Большая просьба сохраните, потому что это вам пригодится в будущем году.Для чего спросите вы? Для успешной работы не только над звукопроизношением, но и для пополнения и обогащения словарного запаса наших детей.

Слайд 11 И еще очень важная информация для вас. Я уже упоминала о артикуляционном аппарате.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, находящиеся в ротовом отделе артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Большое значение в развити органов артикуляции играет артикуляционная гимнастика.

Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

 Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать 3–4 раза в день по 3–5 минут. Не следует предлагать детям больше 2–3 упражнений за один раз.  Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

 Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.   Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9–12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Вашим детям артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка, выработать привычку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.  Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»). Взрослый, который занимается с ребёнком, должен самостоятельно ознакомиться с комплексом универсальных упражнений для губ и языка и усвоить их.

Этим мы прямо сейчас и займемся. Возьмите в руки зуркала и обратите внимание на экран.

Слайд 12,13, 14,15,16,17.

Слайд 18 Очень важным условием для развития правильной речи является хорошо развитая мелкая моторика рук. Об этом уже неоднакратно говорилось и повторю еще раз. Что же происходит когда дети занимаются пальчиковой гимнастикой вы видите на экране. Помимо пальчиковой гимнастики существует множество вариантов развития мелкой моторики -это и вырезание, и лепка, и рисование, и перебирание круп различных и песочная терапия. Все зависит от вашего желания и возможности.

Не упускайте это из внимания.Развивайте пальчики ваших детей.

Слайд 19 Давайте попробуем выполнить с вами пальчиковую гимнастику и вы увидите что это занимает совсем немного времени.

Очень важным условием красивой речи также является правильное дыхание. Вот примерно так это должно быть. Более подробно об этом в следующий раз.

         Такая комплексная подготовительная работа (обогащение словарного запаса, развитие связной речи, развитие фонематического слуха, работа над звукопроизношением), поможет ребенку, имеющему речевые нарушения, в овладении им на начальных этапах обучения письмом и чтением и поможет избежать многих ошибок письма логопедического характера. И в этом большую помощь учителю-логопеду можете оказать вы, родители.На этом у меня все. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...