ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ДОУ И СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ
статья по теме

Поворова Ольга Павловна
В статье поднимаются вопросы о проблеме взаимодействия семей воспитанников и детского сада. Автор делает попытку рассмотреть варианты приобщения семей к сотрудничеству, предлагает варианты улучшения работы детского сада в работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ts.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

   При поступлении в детский сад не только ребёнок попадает в новое общество, в котором ему жить долгое время, но и его родители. Они очень трепетно, а порой с опаской, отдают своё чадо воспитателям. Малыш находится большую часть времени в детском саду и родители хотят знать чем же занимается их ребёнок всё это время. Чаще всего родители боятся проявить свою инициативу, предложить какие-то свои идеи для жизни группы, обратиться со своими проблемами. И поэтому одной из первых задач сотрудников ДОУ является установление положительных отношений с каждой семьёй, создание совместных усилий всех сотрудников ДОУ и родителей воспитанников для развития и воспитания детей.

   Для начала необходимо разобраться какая перед нами семья. Есть три вида семей:

  • Всегда занятые родители- им детский сад необходим. Из-за своей занятости родители не смогут быть полноценными участниками в жизни ребёнка в детском саду.
  • Семьи, где имеются бабушки и дедушки- они отдают своё чадо для всестороннего развития, для того, чтобы ребёнок комфортнее чувствовал себя в социуме. В таких семьях необходимо привлечение бабушек и дедушек к жизни ребёнка в группе.
  • Мамы-домохозяйки- они делают особый упор на правила, режим, их чёткое соблюдение. Таких мам необходимо привлекать в работу с детьми.

С каждым из всех видов семей необходимо найти правильный вид общения. Здесь воспитателю следует как можно лучше изучить семьи. Для этого разработано очень много анкет, в которых мы можем узнать чем живёт каждый член семьи. Например, в одной ситуации необходимо использовать доброжелательный стиль общения, в котором не должно быть категоричных требований. А в другой ситуации нужно использовать индивидуальный подход, необходимо чувствовать настроение, при сложной ситуации предложить и оказать свою помощь. Воспитатель становится активным участников в жизни ребёнка, он вошёл в семью, поэтому мы должны сотрудничать с родителями, необходимо проявление желания разобраться в проблеме, помочь, а не жаловаться и обвинять во всём родителей.

   Для этого в детском саду проводится много видов работ с родителями. Это и традиционные родительские собрания, и консультации, и дни открытых дверей, где родители могут окунуться в жизнь своего ребёнка в саду, также проводятся разнообразные утренники, оформление информационных стендов, памяток, например, как лучше помочь ребёнку в данный период времени. В нашем детском саду проводятся и выставки семейных работ, в изготовлении которых участвует вся семья. Дети потом любуются и с гордостью говорят, что они это сделали с мамой и папой. Для занятых родителей у каждой группы создана своя страничка в интернете, куда выкладывается вся информация, фотографии, родители могут общаться между собой, советоваться, задавать вопросы.

   Так, например, в ГАДОУ №53 проводились консультации для родителей на тему “Ребёнок поступает в детский сад”, на которых воспитатели младших групп и психолог рассказывали с какими трудностями придётся столкнуться им и детям. Были даны рекомендации того, как менее заметнее прошёл этот сложный период. Многие родители, зачастую сами того не хотя, заряжают своего малыша своими переживаниями, тревогами, и психолог на консультации рассказывает родителям о правильной тактике поведения в период адаптации:

  • ни в коем случае нельзя пугать детским садом (“Вот будешь плохо себя вести, опять пойдёшь в детский сад”);
  • нельзя наказывать или сердиться на малыша, если он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в детский сад;
  • нельзя обманывать ребёнка, говоря, что вы придёте очень скоро, если ребёнку предстоит остаться в детском саду на целый день.

Также проводятся дни открытых дверей, приуроченных, например, к дню Матери. В этот день любой родитель может с головой окунуться в жизнь своего ребёнка. В этот день открыты все двери, мамочки могут стать соучастниками педагогического процесса, помочь воспитателю провести интересное занятие. Любому ребёнку, вне зависимости от возраста, приятно увидеть свою маму, которая также как и он участвует в его работе. В этот день родители могут подойти к любому специалисту с волнующим его вопросом.

 В саду даже создана специальная творческая группа, которая приглашает родителей на мастер-классы. На этих встречах вместе со своими детишками они выполняют поделки в разнообразных техниках, например, батик и декупаж. Очень сплачивает взрослых и детей такие мероприятия, как различные досуги. В феврале проводится музыкально-физкультурное развлечение, посвящённое Дню защитника Отечества. На празднике мамы и папы, бабушки и дедушки могут на некоторое время вновь стать маленькими. Они участвуют со своими детьми в эстафетах, танцуют, веселятся. Некоторые дети даже бывают удивлены, увидев, что их родители тоже могут быть беззаботными.

 Если родители обращаются к воспитателю с каким-либо вопросом, воспитатель иногда тоже теряется и неправильно реагирует на ситуацию. Всегда нужно помнить, что воспитатель и родитель на период нахождения ребёнка в детском саду- это единое целое. Нужно всегда быть готовым исправить ситуацию, принять необходимые меры в урегулировании спорных вопросов. Воспитателю необходимо спокойно выслушать родителя, показать ему, что вы готовы идти с ним на контакт, решить проблему, разобраться в причинах. Необходимо узнать у родителя, какой он видит выход из данной ситуации. Для того, что расположить к себе родителей, никогда не нужно начинать разговор с отрицательных моментов, например, в поведении ребёнка. Родителю всегда приятно сначала услышать что-то положительное о своём малыше, даже то, что вы не считаете важным. Также всегда следует спокойно выслушать и жалобы, замечания родителей, а потом уже давать точные, обоснованные ответы. При спорных ситуациях необходимо дать понять родителям, что они главные люди в воспитании своего ребёнка. Нужно всегда очень внимательно относится к проблемам конкретной семьи.

   Порой при большой загруженности родителей, у них не хватает времени, чтобы поговорить с воспитателем о своём малыше. Для этого на группах могут находится специальные блокноты или почтовые ящички, в которые родители могут положить записки с обращениями, предложениями. Также в связи с многочисленным использованием интернета, теперь удобно заводить страничку группы, в которой воспитатель может предложить свои рекомендации для решения какой-либо проблемы, выкладывать фото и видеоролики занятий. Также можно предложить составить семейные газеты, книги, в которой будет показана жизнь всей семьи. В некоторых группах введена такая традиция, которая называется “С днём рождения!” На стенде выкладывается фото именинника с поздравлениями.  Также и все дети могут оставить свои пожелания для друга. Иногда даже сам родительский комитет может выпускать свою газету, где будет выложена вся информация из жизни детского сада. Это будет способствовать сплочению родителей, а занятые родители смогут узнать о новом из жизни детей.

   Как бы мы не хотели, но при правильной работе с родителями узнаётся много информации, которую не должны разглашать. Родители должны быть уверены, что посоветовавшись с вами о какой-либо проблеме, вы не останетесь безучастной. Также родитель должен получать у воспитателя только ту информацию, которая относится только к его ребёнку.

   Всегда нужно помнить, что для успешного всестороннего развития ребёнка необходима не только работа воспитателя, но и активное участие родителей. Хочу предложить примерный план работы с родителями воспитанников ГАДОУ №53на учебный год.

Сентябрь

  • Консультации “Адаптационные мероприятия с вновь поступившими детьми” (проводит старшая мед. сестра); “Ребёнок поступает в детский сад” (воспитатель).
  • Оформление наглядной информации “Вашему ребёнку исполняется 4(5,6) года(лет)” (воспитатель, психолог); “Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей” (воспитатель); “Уголок здоровья” методические рекомендации по закаливанию, информация об оздоровительных мероприятиях в ДОУ на учебный год (ст. воспитатель, старшая мед. сестра).

Октябрь

  • Общее родительское собрание “Основные направления воспитательно-образовательной  и оздоровительной работы с детьми на новый учебный год” (ст. воспитатель).
  • Анкетирование. Цель- выявление запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в ДОУ.
  • Лекция “Как уберечь ребёнка от несчастья” (психолог)

Ноябрь

  • Консультации “Как правильно общаться с детьми” (психолог); “О “правильных” наказаниях” (психолог).
  • День открытых дверей
  • Оформление наглядной информации “Работа воспитателей и специалистов” ( воспитатели); “Как интересно мы живём в детском саду” (воспитатели).

Декабрь

  • Групповые родительские собрания.
  • Выставка детских работ, сделанных совместно с родителями “Мастерская Деда Мороза” (воспитатели).
  • Новогодние праздники (муз. руководитель, воспитатели).

Январь

  • Консультация “Точечный массаж при ОРВИ” (старшая мед. сестра).
  • Оформление наглядной информации “Играйте вместе с детьми (взаимоотношения взрослого и ребёнка в игре)” (воспитатели, психолог).

Февраль

  • Музыкально-физкультурное развлечение, посвящённое Дню защитника Отечества (инструктор по физкультуре, муз. руководитель, воспитатели).
  • Выставка “Рисуем вместе с папами” (воспитатели).
  • Оформление стенда “Растим будущего мужчину” (воспитатели, психолог).

Март

  • Праздничные утренники, посвящённые Дню восьмого марта (муз. руководитель, воспитатели).
  • Семейные газеты “Мы-мамины помощники” (воспитатели).
  • Фото-выставка “Наши замечательные мамы” (воспитатели).
  • Оформление стенда “Как предупредить весенний авитаминоз” (старшая мед. сестра).

Апрель

  • День открытых дверей “Один день из жизни детского сада” (все сотрудники ДОУ).
  • Семейные работы “Дорога в космос” (воспитатели).
  • Анкетирование родителей “Как вы оцениваете работу детского сада” (ст. воспитатель, воспитатели).

Май

  • Праздник “С днём рождения, Санкт-Петербург” (педагог доп. образования, воспитатели).
  • Семейные работы “Мой любимый город” (воспитатели).
  • Итоговые родительские собрания “Вот и стали мы на год взрослей” (ст. воспитатель, воспитатели).

   Более подробно хочется остановиться на таком виде работы, как “родительский клуб”. В нашем детском саду это довольно распространённая форма работа с родителями. В этом клубе собираются родители, психологи, воспитатели и обсуждают в не напрягающей обстановке интересующие их вопросы. Здесь мамочки через разнообразные тесты и игры могут лучше узнать своих детей, как лучше поступить в той или иной ситуации. Например, на очередной встрече “родительского клуба” обсуждалась такая сложная и многих интересующих тема, как “Период адаптации”. Все желающие собираются в круг и обговаривают, принимают правила тренинга:

  • один говорит, все слушают;
  • стоп-сигнал (если кого-то не устраивает, он может остановить беседу);
  • только открытость и доброжелательное отношение.

Далее все участники тренинга по жребию делятся на три команды. Первая команда- “страусы”- их стиль адаптации отказ от всего. Вторая команда- “кораблики”- выбрали такую манеру поведения, как “плыть по течению”, делать всё, что скажут. И, наконец, третья команда- “ножницы”-они выбрали творческий  стиль, активно осваивают пространство. У каждой из команд лежит на столе стопка карточек, на которых написаны характеристики детей. Например, ребёнок активно взаимодействует в игре; сидит на стуле целый день; делает подарок для мамы; отказывается пойти на прогулку и т.п. Каждая команда должна найти характеристики детей, подходящие для их стиля поведения (“страусы”, “кораблики”, “ножницы”). Таким образом, родители сами приходят к выводу, что адаптация- это нормальное состояние организма на изменение окружающей среды. Также психолог на различном раздаточном материале (картинки с изображением двери с сердечком или зелёного листика дерева) показывает родителям, что адаптация бывает биологической и психологической.  Мы сами проходим через адаптационный период, когда встречаемся с новыми людьми или, например, при изменении времён года.

   Ещё есть замечательный способ помочь родителям правильно вести себя со свои малышом во время адаптации. Родители делятся на две команды, где часть родителей- это дети, а другая часть- их мамы. Предлагается “детям” спрашивать у “мам” различные вопросы, которые очень беспокоят наших детей. Например, “мама, ты придёшь?”, “мама, меня здесь не любят” и др. “Мамы” постараются правильно подобрать ответы, а психолог всячески будет их подталкивать к правильному решению.

   Я считаю, что такого вида тренинга очень помогают справиться молодым родителям с адаптационным периодом своим и своего малыша. И практика показывает, что дети, чьи родители посещали такие занятия, легче и быстрее проходят этот сложный период.

Литература

  1. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей. Серия “Библиотека программы “Детство”/ Носова Е.А., Швецова Т.Ю. СПб.: Изд-во “Детство-Пресс”,2009.
  2. Социальное партнёрство детского сада с родителями. Сборник материалов. Серия “Библиотека журнала “Управление ДОУ”/ Под ред. Т.В. Цветковой. М.: Изд-во “Сфера”,2013.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ по проблеме: "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи". Деловая игра.

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для...

Проблемы взаимоотношений дошкольного учреждения с семьями воспитанников.

                                 «Наши дети - это наша старость.       ...

Проблемы взаимоотношений дошкольного учреждения с семьями воспитанников

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественно - эстетиче...

Приложение №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 год

Приложение  №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 г...

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...