Статья: "Кукла "на выхвалку" и Барби".
статья (подготовительная группа) по теме

Бехтерева Людмила Николаевна

В статье говорится о значении традиционной русской игрушки в воспитании и обучении современного ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukla_russkaya_i_barbi_statya.docx17.69 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    Бехтерева Людмила Николаевна,

                                                                    учитель-дефектолог, педагог

                                                                    дополнительного образования

                                                                    ГБДОУ № 24 Василеостровского                                                                                                                                                                                    р-на Санкт-Петербурга.

СТАТЬЯ: КУКЛА «НА ВЫХВАЛКУ» И  БАРБИ.

     Народная игрушка является важной частью национального наследия России. Она не только представляет собой историческую и художественную ценность, но и имеет педагогические традиции. Поэтому уже более ста лет народная игрушка привлекает внимание учёных, изучающих традиции и жизнь русского народа. В том числе ставится задача сохранения народных традиций изготовления игрушки и создания на их основе образцов новых игрушек.     С самого раннего детства ребёнок знакомится с народной игрушкой, но у него ещё нет, как правило, представления о ней, как о части истории и культуры своего народа. Но у него есть интерес к игрушке, который побуждает к дальнейшему познанию и желанию реализовать свои знания в практической деятельности.

     Именно традиционной русской игрушке отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Тесно связанная с образом жизни семьи игрушка готовила ребёнка к взрослой жизни, самостоятельному труду, помогала передавать жизненный опыт от поколения к поколению. Считалось, что детские игры могут помочь принести счастье и богатство, или же, наоборот, несчастья. Люди верили, что игрушки охраняют детей и использовали их как обереги.

     Детям часто дарят куклы. Раньше на Руси чаще всего кукол делали в семье; иногда «потехи» привозили с ярмарки. А ребёнок же не только играл в куклы, набираясь жизненного опыта, но и учился делать кукол самостоятельно, что побуждало его к труду и творчеству, и что является одним из главных достоинств самодельной игрушки. Игрушки мастерили из веточек, шишек, листьев, цветов, лыка, делали нити из крапивы и льна. И дети при этом познавали мир природы, учились превращать природный материал в рукотворное изделие.

     Наиболее распространённой игрушкой в России ещё в начале ХХ-о века была кукла. Русские куклы самобытны и разнообразны: стригушка, оберегашка, пеленашка, скелетка, неваляшка, дергун, матрёшка,… Технологию изготовления кукол знали и взрослые и дети: стригушка делается из соломы и ткани, пеленашка – из ткани, матрёшку, балбешку вырезали из дерева,… Дети радовались новой кукле, обряжали её, зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве маленького мастера. Кукольные костюмы (часто – национальные) изготавливали из лоскутков ткани, и они могли выглядеть, как настоящая одежда.

     …Одной из самых любимых кукол у русских детей была кукла «на выхвалку». Это шитьевая тряпичная кукла с волосами из льна, одетая в русский народный костюм. Девочки делали её в течении всего Великого поста – 49 дней, - чтобы успеть «похвалиться» своей работой и своим трудолюбием в Пасху. Брали куклу с собой, когда в великий праздник всей семьёй шли в церковь.

     Девочка, изготавливая куклу «на выхвалку» последовательно училась рукоделию от простого к сложному: кроить одежду ножницами, шить иголкой, вышивать разными способами. При работе над этой куклой девочка как бы прорабатывала свой будущий свадебный наряд. А по результатам её работы все могли представить, какая растёт будущая хозяйка: аккуратная ли, рукодельница ли, с хорошим ли вкусом. Взрослые обязательно хвалили ребёнка за трудолюбие и усердие.

     В наше время дети практически не делают кукол своими руками («А зачем? В магазинах их полно и они очень красивые»). Практически до конца позапрошлого века дети играли куклами, изображавшими взрослых женщин, потом их вытеснил детский типаж – куклы-пупсы. Сейчас дети покорены куклами Барби и им подобными, победно вытеснившими с прилавков отечественные фабричные игрушки. Но если из девочки, играющей со своим пупсом, может вырасти мягкая, любящая, заботливая женщина, то  безобидная, казалось бы, игра с яркой куклой-красавицей, ее волосами, телом и роскошными нарядами формируют в душе ребёнка идеал высокомерной, эгоистичной и капризной женщины в привлекательной «упаковке», для которой внутреннее содержание и не подразумевается. Барби попадает к ребёнку уже в полностью оформленном виде, не подразумевающим изменений. Она слишком натуралистична. Её не надо преображать, её надо использовать. И такая кукла способствует воспитанию женщины для общества потребления, которая требует всё больше и больше роскоши, благ и развлечений и которая сама годна только для потребления.

     Вряд ли стоит при воспитании детей идти по этому пути. Необходимо возрождать изготовление традиционной народной куклы, и чтобы дети учились сами делать её из подручного материала. Такие куклы заодно будут экологически безопасными, а главное, самодельные куклы не воспитывают в детях потребительства и вещизма, ведь каждая самодельная кукла – как человек, единственная. И наряд у неё – единственный. Свой образ, своя история и своя жизнь. Самодельная кукла дорога и любима; у неё сеть имя, одежда, характер и привычки, ребёнок разговаривает с ней.

     Традиционная русская игрушка может помочь сохранить у детей душевное здоровье, воспитать любовь к природе, стремление к творческому труду, уважение к родной культуре и своему народу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Кукла-оберег"

Изготовление куклы-оберега своими руками....

статья «Кукла в развитии творческо – дизайнерских способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ».

Игра с куклой не только очень удивительна, но и познавательна. Действия с куклой формируют у ребёнка  с ОНР  связную монологическую речь, обогащают словарь, способствуют грамматически правил...

Статья: «Куклы ручной работы как средство развития речи дошкольников»

Статья: «Куклы ручной работы как средство развития речи дошкольников»Я работаю в детском саду, а значит, вся жизнь в нём – игра. Ни для кого не секрет, что вызвать интерес у детей не...