Статья: «Куклы ручной работы как средство развития речи дошкольников»
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Дуничева Анна Сергеевна

Статья: «Куклы ручной работы как средство развития речи дошкольников»

Я работаю в детском саду, а значит, вся жизнь в нём – игра. Ни для кого не секрет, что вызвать интерес у детей не всегда бывает просто. В наше время надуманных чужеземных героев, компьютерных технологий место обыкновенной куклы теряется и задача нас – педагогов состоит в том, как сказал Макаренко А.С. « дать детям возможность не только поиграть, но и пропитать этой игрой всю их жизнь».

В своей работе я использую кукол ручной работы.

Игры с куклой позволяют решить следующие задачи:

- повышение речевой активности детей;

- обогащение  и активизация словаря детей;

- создание элементарных условий для театральной деятельности;

- развитие мелкой моторики с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики;

- развитие творческих способностей;

- развитие коммуникативных способностей;

Ожидаемый результат:

- формирование речевых навыков;

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной и эмоциональной стороны языка. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: о непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей старшей группы, и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитательные возможности кукол широки. Играя с ними, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Можно смело утверждать, что куклы являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщают его к духовным ценностям, национальной культуре.

Игры с куклами я организую и в утренние и в вечерние часы в нерегламентированное время. Например, в утренние часы куклы помогают мне разрядить весь драматизм расставания мамы с ребёнком ( в адаптационный период). Бабушка Мудрёна всегда найдёт нужную потешку и успокоит малыша. Используя кукол, я таким образом, переключаю внимание детей  и способствую стабилизации эмоционального состояния ребёнка..

Хто тут плачить, хто ревёть?  

Хто горючи слёзы льёть?

Хошь пойду тебе куплю

Крендель - врендель на меду?....

Или

Послушай, что тебе скажу - давай не будем плакать!

А то услышит старый дед, дед, которому сто лет

И нам подарит лапоть…

В ходе образовательной деятельности по развитию речевых коммуникаций и в свободном литературном чтении я приглашаю в гости к детям бабушку Баяну – сказительницу сказок.

Органично  кукла включена в различные виды детской деятельности: музыкальную, продуктивную. Так бабушка является незаменимым персонажем развлечения на Масленицу, на итоговые мероприятия с использованием фольклора. Куклы помогают обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку. В организации режимных моментов мне также помогают кукла Мудрёна, потому что опытом жизненным умудрена. Особую радость доставляют детям игры с куклой, это даёт им возможность подержать куклу, хорошенько её рассмотреть, попытаться «оживить», определить какой у неё голос, характер, походка. Речь от лица кукол  содержит фольклорный материал- это потешки, прибаутки, колыбельные, игры- забавы  и конечно же сказки! Девиз моей работы - «Сделать жизнь детей в саду - доброй, пусть маленькой, но запоминающейся сказкой!»

Свою статью я хочу закончить словами Ларисы Рубальской:

Фея знала своё дело.

И, летая в  небесах.

Днём и ночью, то и дело

Совершала чудеса.

Фея кукол создавала,

Мастерила, колдовала,

Всё , чего она касалась,

Оживало, просыпалось.

И в  её руках  послушно

Обретали куклы души.

Ведь у куол судьбы тоже

С человеческими схожи.

А потом  свои трофеи

Раздавала людям фея,

Потому что – это средство,

Чтобы вечно помнить детство….

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Куклы ручной работы как средство развития речи дошкольников»

Я работаю в детском саду, а значит, вся жизнь в нём – игра. Ни для кого не секрет, что вызвать интерес у детей не всегда бывает просто. В наше время надуманных чужеземных героев, компьютерных технологий место обыкновенной куклы теряется и задача нас – педагогов состоит в том, как сказал Макаренко А.С. « дать детям возможность не только поиграть, но и пропитать этой игрой всю их жизнь».

В своей работе я использую кукол ручной работы.

Игры с куклой позволяют решить следующие задачи:

- повышение речевой активности детей;

- обогащение  и активизация словаря детей;

- создание элементарных условий для театральной деятельности;

- развитие мелкой моторики с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики;

- развитие творческих способностей;

- развитие коммуникативных способностей;

Ожидаемый результат:

- формирование речевых навыков;

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной и эмоциональной стороны языка. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: о непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей старшей группы, и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитательные возможности кукол широки. Играя с ними, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Можно смело утверждать, что куклы являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщают его к духовным ценностям, национальной культуре.

Игры с куклами я организую и в утренние и в вечерние часы в нерегламентированное время. Например, в утренние часы куклы помогают мне разрядить весь драматизм расставания мамы с ребёнком ( в адаптационный период). Бабушка Мудрёна всегда найдёт нужную потешку и успокоит малыша. Используя кукол, я таким образом, переключаю внимание детей  и способствую стабилизации эмоционального состояния ребёнка..

Хто тут плачить, хто ревёть?  

Хто горючи слёзы льёть?

Хошь пойду тебе куплю

Крендель - врендель на меду?....

Или

Послушай, что тебе скажу - давай не будем плакать!

А то услышит старый дед, дед, которому сто лет

И нам подарит лапоть…

В ходе образовательной деятельности по развитию речевых коммуникаций и в свободном литературном чтении я приглашаю в гости к детям бабушку Баяну – сказительницу сказок.

Органично  кукла включена в различные виды детской деятельности: музыкальную, продуктивную. Так бабушка является незаменимым персонажем развлечения на Масленицу, на итоговые мероприятия с использованием фольклора. Куклы помогают обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку. В организации режимных моментов мне также помогают кукла Мудрёна, потому что опытом жизненным умудрена. Особую радость доставляют детям игры с куклой, это даёт им возможность подержать куклу, хорошенько её рассмотреть, попытаться «оживить», определить какой у неё голос, характер, походка. Речь от лица кукол  содержит фольклорный материал- это потешки, прибаутки, колыбельные, игры- забавы  и конечно же сказки! Девиз моей работы - «Сделать жизнь детей в саду - доброй, пусть маленькой, но запоминающейся сказкой!»

Свою статью я хочу закончить словами Ларисы Рубальской:

Фея знала своё дело.

И, летая в  небесах.

Днём и ночью, то и дело

Совершала чудеса.

Фея кукол создавала,

Мастерила, колдовала,

Всё , чего она касалась,

Оживало, просыпалось.

И в  её руках  послушно

Обретали куклы души.

Ведь у куол судьбы тоже

С человеческими схожи.

А потом  свои трофеи

Раздавала людям фея,

Потому что – это средство,

Чтобы вечно помнить детство….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Театрализованная деятельность - как средство развития речи дошкольников" Авторы Соколова О.А.; Багнич Т.Ю.

Работая с детьми более двадцати лет, отмечаем что уровень развития речи многих детей отстает от возрастной нормы. Ищем новые формы и методы развития речи детей, стремимся в игре вызвать речевую активн...

Статья: Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников.

В данной статье вы найдете научное обоснование связи речевых и моторных отделов коры головного мозга и особеннсти проведения пальчиковых игр....

Статья " Скороговорки, как средство развития речи дошкольников" ( из опыта работы)

Статья предназначена для развития речи детей. Для развития четкой правильной дикции. Для развития слухового внимания и памяти, совершенствования интонационной выразительности....

Статья "Сказка как средство развития речи дошкольников"

Особенностью сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речи....

Статья "Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников"

Издавна внимание разных исследователей привлекала проблема овладения языком. Несомненно, что наша речь достаточно трудна, богата и разнообразна, и развивать ее необходимо с самого раннего возраста. Пе...

Статья "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников".

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности детей: способствуют об...

СТАТЬЯ "АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА С БИОНЕРГОПЛАСТИКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

Данная статья посвящена изучению артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой как средства для развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи....