Статья: Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников.
статья (младшая группа) на тему

Бабина Елена Юрьевна

В данной статье вы найдете научное обоснование связи речевых и моторных отделов коры головного мозга и особеннсти проведения пальчиковых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_doshkolnikov.docx276.71 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников.

        Один из крупнейших советских педагогов Елизавета Ивановна Тихеева говорила: "являясь, с одной стороны, орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой - средством к их обогащению и расширению, к формированию нашего сознания, СЛОВО служит  целям всей жизни, как обыденным и повседневным, так и наиболее высоким.

        Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи - значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечестве."

        Педагоги всего мира стремятся к развитию ребенка как  всесторонне развитой личности, грамотно владеющей родным языком.

        На сегодняшний день ни для кого уже не секрет, что речевое развитие малыша тесно связано с состоянием мелкой моторики  рук. Этот факт подтверждают отечественные физиологи. В двигательной области коры головного мозга проекция кисти чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи.

        В раннем дошкольном возрасте тренировка  пальцев рук стимулирует умственное  развитие  и способствует выработке элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование столовыми приборами, ножницами.

        Помимо развития речи, в том числе и формирование звуковой культуры речи, и воспитание таких качеств, как целеустремленность, усидчивость, умение доводить начатое до конца, тоже напрямую связаны с работой по развитию мелкой моторики. Чтобы у будущего первоклассника не возникли проблемы при овладении письмом работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с самого раннего детства.

        Пальчиковые игры как нельзя лучше подходят для детей дошкольного возраста, так как именно игра является ведущим видом деятельности.

        Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут применять в работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры можно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности. Но взрослым не следует забывать некоторые правила: 

  1. Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев. 
  2. Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать. 
  3. Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики. 
  4. При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. 
  5. Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет. 
  6. Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые. 
  7. Необходимо применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Повторяйте игры, как для правой, так и для левой руки. 
  8. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 - 7 лет) - 10-15 минут в день. 
  9. Воспитателям ДОУ следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений. 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников.

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников....

Статья" Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Перемены, происходящие на сегодняшний день в системе образования, касаются и дошкольного образования в том числе. Педагоги озадачены не только построением и модулированием образовательного процесса, а...

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников

Пальчиковые игры как средство развития...

«Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников»

laquo;Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников» «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещ Аристотель. «Рука – это своего рода внешн...

Статья "Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает ребенка на его теле...

Консультация "Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников".

Консультация "Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников"....