Статья: "Пальчиковые игры- эффективный способ развития речи дошкольников"
статья (подготовительная группа)

  Разностороннее развитие детей дошкольного возраста достигается множеством способов. Пальчиковая гимнастика для детей 6-7 лет несет в себе не только игровой и общеразвивающий смысл, но и положительно влияет на физическое и эмоциональное состояние ребенка.

 

Значение пальчиковой гимнастики:

1.  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;

  2.  развивает детскую фантазию, внимательность, способность к запоминанию и мыслительные процессы;

    3.оздоравливает организм за счет воздействия на биологически активные рецепторы на пальцах рук;

    4.нейтрализует тревожность и создает положительную эмоциональную атмосферу как у конкретного ребенка, так и в детском коллективе;

    5.развивает координацию движений рук, тренирует мелкую моторику;

    6.совершенствует память, внимание, умение согласовывать движения и речь;

  7.  тренирует и подготавливает детскую руку к овладению письмом, к школьным нагрузкам, обучает способам расслабления.

Простые правила игры

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и  мизинчик – они самые ленивые).

2. Обязательно чередуйте три типа движений:

сжатие;

растяжение;

расслабление.

Чтобы дети не потеряли интереса к занятию, один вид упражнений проводят не более 5 минут.

 

Предлагаю комплексы гимнастик, которые вы можете разучить со своими детьми.

 

«Наши уточки с утра…»

Наши уточки с утра – кря-кря-кря!

(все пальчики соединяются с большим пальцем)

Наши гуси у пруда – га-га-га!

(все пальчики соприкасаются с большим пальцем)

Наши курочки в окно – ко-ко-ко! (клювик»)

А как Петя-петушок ранним утром поутру

Нам споёт – ку-ка-ре-ку!

(большой и указательный пальцы соединены - «клювик»)

«Дятел»

Дятел - дятел (помашите кистями, как крыльями)

Сел на сук. Тук-тук-тук

(одновременно стучите большими пальцами рук по столу)

Тук-тук-тук (повторите те же движения указательными пальчиками)

Тук-тук-тук (затем средними)

Тук-тук-тук (безымянными)

Тук-тук-тук,  долбит сук (мизинцами)

«Драчливый гусь»

Есть у нас драчливый гусь

(поочередно прикоснуться большим пальцем к остальным),

Очень я его боюсь (сжать руки в кулаки и прижать их к груди).

Выгнет шею и гогочет (поставить локоть на стол, пальцы в щепотку),

Ущипнуть меня он хочет (ритмично соединять все пальцы с большим)

«Семья»

Этот пальчик - дедка (загибать пальчики по порядку)

Этот пальчик - бабка.

Этот пальчик - папенька.

Этот пальчик - маменька.

Этот пальчик - я,

Крепкие, дружные, всем такие нужные

(скрестить пальчики вместе и сжать в кулачок).

                                                «Кошка ниточки мотала…»

- Кошка ниточки мотала (вращять руками, как бы наматывая нить на клубок)

- И клубочки продавала (вытянуть обе ладони вперед)

- Сколько стоит? Три рубля. Покупайте у меня!

(показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони)

 

«Строим дом»

Туки-туки молотком  (стучат кулаками один по другому),

Строю, строю новый дом (ладони располагаются под углом).

Будет он большой, как ель, будут окна, будет дверь

(делают из пальцев «окно» и «дверь»).

Всех в него я поселю:  мышку, зайчика, лису (хлопают в ладоши)

 

 

«Есть у каждого свой дом»

 

У лисы в лесу глухом есть нора — надежный дом.

(загибают пальцы на руках по одному пальцу на каждое двустишие).

Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый, до весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,  всем тепло, уютно в нем.

(поочередно то хлопают в ладоши, то ударяют кулачками друг о друга).

 

«Маша варежку надела…»

 

Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулачок)

«Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал

(все пальцы разжать, кроме большого),

В свой домишко не попал».

Маша варежку сняла  (разогнуть большой палец):

«Поглядите – ка, нашла! Ищешь, ищешь и найдёшь,

Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

(сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.)

 

 «Зима»

Наши ручки замерзают (кулачки крепко прижать друг к другу),

Поиграем – ка немножко (разжать кулачки, хлопать в ладони).

Да похлопаем в ладошки.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп! (хлопать в ладоши).

Пальчики, чтоб их согреть (прижать ладони друг к другу, тереть),

Сильно надо растереть (ладонь о ладонь).

Пальчики мы согреваем (круговые движения рук),

Их сжимаем – разжимаем! (сжимаем и разжимаем кулачки).

 

«Доброта»

 

Если пальчики грустят – доброты они хотят

(пальцы плотно прижимаем к ладони)

Если пальчики заплачут – их обидел кто-то значит (трясем кистями).

Наши пальцы пожалеем (моем руки)

Добротой своей согреем (дышим на них).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portal.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

  Разностороннее развитие детей дошкольного возраста достигается множеством способов. Пальчиковая гимнастика для детей 6-7 лет несет в себе не только игровой и общеразвивающий смысл, но и положительно влияет на физическое и эмоциональное состояние ребенка.

 

Значение пальчиковой гимнастики:

1.  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;

  2.  развивает детскую фантазию, внимательность, способность к запоминанию и мыслительные процессы;

    3.оздоравливает организм за счет воздействия на биологически активные рецепторы на пальцах рук;

    4.нейтрализует тревожность и создает положительную эмоциональную атмосферу как у конкретного ребенка, так и в детском коллективе;

    5.развивает координацию движений рук, тренирует мелкую моторику;

    6.совершенствует память, внимание, умение согласовывать движения и речь;

  7.  тренирует и подготавливает детскую руку к овладению письмом, к школьным нагрузкам, обучает способам расслабления.

Простые правила игры

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и  мизинчик – они самые ленивые).

2. Обязательно чередуйте три типа движений:

сжатие;

растяжение;

расслабление.

Чтобы дети не потеряли интереса к занятию, один вид упражнений проводят не более 5 минут.

 

Предлагаю комплексы гимнастик, которые вы можете разучить со своими детьми.

 

«Наши уточки с утра…»

Наши уточки с утра – кря-кря-кря!

(все пальчики соединяются с большим пальцем)

Наши гуси у пруда – га-га-га!

(все пальчики соприкасаются с большим пальцем)

Наши курочки в окно – ко-ко-ко! (клювик»)

А как Петя-петушок ранним утром поутру

Нам споёт – ку-ка-ре-ку!

(большой и указательный пальцы соединены - «клювик»)

«Дятел»

Дятел - дятел (помашите кистями, как крыльями)

Сел на сук. Тук-тук-тук

(одновременно стучите большими пальцами рук по столу)

Тук-тук-тук (повторите те же движения указательными пальчиками)

Тук-тук-тук (затем средними)

Тук-тук-тук (безымянными)

Тук-тук-тук,  долбит сук (мизинцами)

«Драчливый гусь»

Есть у нас драчливый гусь

(поочередно прикоснуться большим пальцем к остальным),

Очень я его боюсь (сжать руки в кулаки и прижать их к груди).

Выгнет шею и гогочет (поставить локоть на стол, пальцы в щепотку),

Ущипнуть меня он хочет (ритмично соединять все пальцы с большим)

«Семья»

Этот пальчик - дедка (загибать пальчики по порядку)

Этот пальчик - бабка.

Этот пальчик - папенька.

Этот пальчик - маменька.

Этот пальчик - я,

Крепкие, дружные, всем такие нужные

(скрестить пальчики вместе и сжать в кулачок).

                                                «Кошка ниточки мотала…»

- Кошка ниточки мотала (вращять руками, как бы наматывая нить на клубок)

- И клубочки продавала (вытянуть обе ладони вперед)

- Сколько стоит? Три рубля. Покупайте у меня!

(показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони)

 

«Строим дом»

Туки-туки молотком  (стучат кулаками один по другому),

Строю, строю новый дом (ладони располагаются под углом).

Будет он большой, как ель, будут окна, будет дверь

(делают из пальцев «окно» и «дверь»).

Всех в него я поселю:  мышку, зайчика, лису (хлопают в ладоши)

 

 

«Есть у каждого свой дом»

 

У лисы в лесу глухом есть нора — надежный дом.

(загибают пальцы на руках по одному пальцу на каждое двустишие).

Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый, до весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,  всем тепло, уютно в нем.

(поочередно то хлопают в ладоши, то ударяют кулачками друг о друга).

 

«Маша варежку надела…»

 

Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулачок)

«Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал

(все пальцы разжать, кроме большого),

В свой домишко не попал».

Маша варежку сняла  (разогнуть большой палец):

«Поглядите – ка, нашла! Ищешь, ищешь и найдёшь,

Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

(сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.)

 

 «Зима»

Наши ручки замерзают (кулачки крепко прижать друг к другу),

Поиграем – ка немножко (разжать кулачки, хлопать в ладони).

Да похлопаем в ладошки.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп! (хлопать в ладоши).

Пальчики, чтоб их согреть (прижать ладони друг к другу, тереть),

Сильно надо растереть (ладонь о ладонь).

Пальчики мы согреваем (круговые движения рук),

Их сжимаем – разжимаем! (сжимаем и разжимаем кулачки).

 

«Доброта»

 

Если пальчики грустят – доброты они хотят

(пальцы плотно прижимаем к ладони)

Если пальчики заплачут – их обидел кто-то значит (трясем кистями).

Наши пальцы пожалеем (моем руки)

Добротой своей согреем (дышим на них).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пальчиковые игры- эффективный способ развития речи дошкольников"

quot;Пальчиковые игры- эффективный способ развития речи дошкольников"...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры- эффективный способ развития речи дошкольников"

Консультация для родителей "Пальчиковые игры- эффективный способ развития речи дошкольников" Автор: воспитатель Филатова Н.Н....

Консультация для родителей "Пальчиковые игры- эффективный способ развития речи дошкольников"

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные о...

Консультация для родителей " Пальчиковые игры- эффективный способ развития речи дошкольников"

Консультация для родителей«Пальчиковые игры – эффективный способ развития речи дошкольников»Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но п...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры- эффективный способ развития речи дошкольников"

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные о...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры- эффективный способ развития речи дошкольников"

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные о...