Статья " Театрализованная деятельность - как средство развития речи дошкольников" Авторы Соколова О.А.; Багнич Т.Ю.
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

 Соколова Ольга Александровна

Работая с детьми более двадцати лет, отмечаем что уровень развития речи многих детей отстает от возрастной нормы. Ищем новые формы и методы развития речи детей, стремимся в игре вызвать речевую активность, расширить словарный запас. Инсценируя знакомые сказки с помощью различных наборов для театрализации, замечаем активизацию речи, желание подговаривать слова, фразы любимых персонажей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность –

как средство развития речи детей.

        Работаем с малышами более двадцати лет. Любим этот возраст, в котором  все  познается  впервые: разлука с близкими, новые взрослые, общение с  сверстниками, правила  поведения, занятия,  умения , навыки и т.д. Приятно видеть, как плачущий, намертво вцепившийся в  маму малыш, которого впервые привели в группу, через некоторое время превращается в  спокойного, самостоятельного ребенка. Он уже  умеет и любит общаться с детьми, воспитателями. По словам мамы, когда болеет, скучает и просится в детский сад. Родители довольны и благодарны, и мы получаем  удовольствие от результатов своей работы.

        Однако в последние годы нас беспокоит уровень речевого развития детей. Если в прежнее время из двадцати детей группы было два - три  совсем неговорящих и трое - четверо плохо говорящих детей, то теперь мы наблюдаем возрастную  норму речи у пяти, максимум семи детей!

Поэтому мы постоянно ищем и совершенствуем методы и приемы развития речи своих малышей.

        Одним из любимых детьми занятий в нашей группе являются театрализованные игры и инсценирование русских народных сказок. Все дети любят сказки, а если можно самому принять на себя роль, говорить и двигаться, как любимый сказочный персонаж, это же так увлекательно!

Мы составили перспективное планирование занятий театрально-игровой деятельности на весь учебный год. Проводим эти игры - занятия как развлечения в момент самостоятельной игровой деятельности детей.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, расширяются их знания о жизни людей и животных: где кто живет; кто что ест, характерные особенности животных и зверей; кто добрый, а кто злой; кого нужно бояться, а с кем можно дружить.

        Большое  влияние оказывает театрализация на психическое развитие ребенка, совершенствуя все стороны личности: восприятие, память, воображение. Воспитываются нравственные черты характера, художественно- эстетическое восприятие и др.

Мы считаем, что   театрализованные игры имеют огромное значение для развития речи детей. Даже плохо говорящие, очень застенчивые или замкнутые дети, участвуя в инсценировке хорошо знакомого сюжета, начинают подговаривать слова и фразы своей любимой сказки, чувствуют себя раскованно и комфортно в общении с педагогом и сверстниками.

Во время инсценирования сказки обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, диалогическая и интонационная речь. Каждый ребенок по- своему передает характер своего персонажа: у Вани – лиса веселая и хитрая, у Насти – сердитая.

Во время действий с фигурками театра развивается мелкая моторика пальцев рук, ведь дети не только зрители, а активные участники представления.

        В нашей группе собрано девять видов наборов для театра:

1.Магнитный театр - фигурки персонажей русских народных сказок, вырезанных из плотной бумаги, имеющих на обратной стороне магнитную полосу. С ее помощью фигурки плотно держатся на магнитной доске.  

2. Пальчиковый театр (дерево) – фигурки из дерева, ярко окрашены, легко надеваются на палец взрослого и ребенка. 

3.Пальчиковый театр (ткань) - фигурки сшиты из ткани (связаны из ниток) различного цвета и фактуры, удобно и легко держатся на пальце. Они не занимают много места, могут «жить» в маминой сумке и в дальней поездке или в очереди на прием к врачу помогут развлечь малыша. С их помощью можно оживить любимые  стихи, потешки, сказки. 

4.«Шагающие куклы» - это мягконабивные куклы, в ярких русских народных костюмах тонкой ручной работы, высотой около двадцати сантиметров. Куклы имеют на ногах специальные кармашки для пальцев рук, с их помощью куклы могут шагать. В продаже имеются наборы самых популярных сказок для малышей. 

5.Настольный театр (дерево) - представлен фигурками людей и животных, деталями сборных домиков. Используя навыки конструирования, дети с удовольствием строят сказочный теремок, избушку или домик и обыгрывают постройку с помощью персонажей сказки. 

6.Театр на фланелеграфе – пробковая доска, обтянутая фетровой тканью, пропитана специальным составом, позволяющим удерживать иллюстрации и фигурки сказочных персонажей, вырезанных из бумаги и наклеенных на бархатную бумагу. 

7.Наборы резиновых игрушек – дикие и домашние животные, персонажи любимых сказок: « Три медведя», «Колобок», «Репка» и др. 

8.Сюжетные матрешки – это наборы сказочных персонажей, сделанные в форме деревянной матрешки. Они особенно любимы малышами, удивленно и восторженно наблюдают дети, как из одной матрешки появляется много других персонажей сказки.

9.Театр – пазлы (дерево) – фигурки героев сказки  вставляются в нужную прорезь, получается целостная картина сюжета сказки. 

Приобщать детей к инсценированию сказок нужно постепенно. Читая сказку, обращаем внимание детей на крупные яркие иллюстрации книги. Детально рассматриваем  изображения героев сказки: бабушка – седая, старенькая, на голове - цветной платок, на ногах - лапти, кофта - белая, юбка - красная, фартук - синий, с карманом. Улыбается, глаза  ласковые – значит, бабушка хорошая, добрая. Рассмотрим зайчика - ушки длинные, хвостик – короткий, шерстка - пушистая, серая. Глазки – черные, испуганные, кого-то зайка боится, значит зайка – трусишка!  

Сначала показываем действия персонажа  сами и просим показать ребенка (как ходит мишка, как плакал зайка и т.д.). Затем учим действовать фигурками героев сказки, отмечая характерные особенности персонажей.

        Читая сказку, говорим голосом персонажа: за мышку - тихим, тонким голосом; за волка - низким, грубым; за лису - ласковым, хитрым. Своей интонацией  стараемся  передать   отношение к поступкам героев сказки - одобряющее или осуждающее (молодец, петушок, помог зайчику выгнать лису из избушки!; Ай-ай-ай! Какой медведь нехороший! Сломал, развалил домок-теремок!). Своей речью  вызываем ответные эмоции детей – они грозят медведю пальчиком, возмущенно трясут кулачками, выкрикивают слова осуждения (Ай-ай-ай, нехороший, плохой, уходи и т.д.).

        Одна и та же сказка периодически повторяется, чтобы дети хорошо запомнили сюжет и героев сказки. В группе и на прогулке нужно напоминать характерные движения, фразы персонажей, песенки и т.д. Убедившись, что сюжет хорошо усвоен, привлекаем детей к инсценированию. Можно использовать фигурки настольного или  пальчикого театра, шагающих кукол, а можно совместить несколько видов игрушек.

Некоторые дети сами говорят:

- Я буду Колобок!

- А я лиса!

Другим нужно предложить:

- Хочешь, Настя, быть зайчиком?

Начиная совместный  рассказ, необходимо побуждать ребенка вступить в действие соответственно выбранной роли. Если ребенок забыл слова персонажа, нужно напомнить ему нужные  фразы. Не надо требовать буквального воспроизведения. В дальнейшем, при повторных играх активность детей увеличивается, они уже могут самостоятельно, действуя фигурками театра, рассказывать любимые сказки.

Смелые, уверенные в себе дети стремятся всегда быть главными героями, а задача воспитателя – дать возможность самовыражения застенчивым, робким малышам.

        В нашей практике был случай, когда маленький скромный Ванечка, который  так подходил на роль мышки в инсценировании сказки « Теремок», но видимо, впечатлился  ролью главного героя медведя, неожиданно вышел важно, косолапой уверенной походкой, заговорил громким низким голосом. Из него получился такой медведь, что мы не поверили своим глазам!

        Мы советуем родителям в домашних играх с детьми использовать какой-либо набор игрушек для театрализованной деятельности. Можно привлечь к инсценированию старших детей, бабушек и дедушек. Если придут гости с детьми, можно развлечь их забавным домашним театром.         Также можно сделать театральные куклы своими руками. В нашей группе есть коллекция фигурок пальчикового театра, сделанных руками родителей из папье-маше, соленого теста, клееной ваты, вязаных и сшитых из ткани. Пусть они не такие красивые, как покупные, но они ценны тем, что сделаны родителями совместно с ребенком! Пусть участие малыша минимально, но он так горд  и счастлив – «сам глазки зайке сделал!». Совместное творчество и игры укрепляют семейные отношения, помогают  детям ощущать внимание, заботу и любовь родителей.

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о реализации плана самообразования "Театрализованная деятельность как средство развития речи"

Статья о реализации плана самообразования "Театрализованная деятельность как средство развития речи"...

Педагогическая статья: Театрализованная деятельность как средство развития речи детей раннего возраста.

Ранний возраст- уникальный период развития человека, обладающий своеобразной спецификой. Обучение родному языку это одна из важнейших задач развития детей. театрадизованная деятельность, реализуемая в...

статья Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста...

Статья «Театрализованные игры, как средство развития речи детей»

Театрализованные игры оказывают большое влияние на речевое развитие ребёнка....

СТАТЬЯ ДЛЯ ГАЗЕТЫ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста"

СТАТЬЯ ДЛЯ ГАЗЕТЫ "Театрализованная деятельность  как средство развития речи детей дошкольного возраста"...

Статья "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников".

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности детей: способствуют об...