Инновационная деятельность ДОУ в работе с семьями воспитанников
учебно-методический материал по теме

Дыкань Анжелика Вячеславовна

 

На современном этапе работы ДОУ актуализирована тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьей воспитанников.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Поэтому, осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса в нашем детском саду, мы решили остановиться на таком важном направлении в работе ДОУ как работа с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_na_konkurs.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Инновационная деятельность ДОУ в работе с семьями воспитанников.

Существенные изменения, происходящие  в социально-экономическом устройстве России XXI века, требуют реформирования системы образования. Новому тысячелетию нужна новая современная система образования, которая бы удовлетворяла требованиям государства и общества. Сегодня, как отмечают многие ученые, вместо базового образования, служившего человеку фундаментом всей его профессиональной деятельности, требуется «образование на всю жизнь».

Предъявляемые требования и социальный заказ ставят дошкольные образовательные учреждения перед необходимостью работать в режиме развития. Основным механизмом деятельности развивающегося дошкольного учреждения является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в работе дошкольного учреждения.

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методики, технологии, программы). Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.

Сегодня в сфере образования выделяется большое число инновации различного характера, направленности и значимости, проводятся большие и малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику, технологию преподавания.

На современном этапе работы ДОУ актуализирована тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьей воспитанников.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Поэтому, осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса в нашем детском саду, мы решили остановиться на таком важном направлении в работе ДОУ как работа с семьей.

Проследив состояние системы воспитания и обучения детей нашего МДОУ за предыдущие годы, выявив сильные стороны содержания образования, нами  было отмечено и ряд проблем:

- во-первых, с каждым годом все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения. Требования, предъявляемые родителями к ДОУ, педагогам возрастают, но в тоже время, как показали исследования семей  воспитанников детского сада, во многих семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка;

- во-вторых, низкие адаптивные возможности детей, поступающих в ясли, т.е затруднение процесса адаптации, что негативно сказывается на состоянии физического и психологического здоровья воспитанников. Это опять же обусловлено низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей. В результате многочисленных наблюдений и общения с родителями было установлено: многие родители  не знают, что процесс привыкания ребенка к детскому саду, непросто определенный период в его жизни, а очень важный, значимый и ответственный момент для ребенка. Они не понимают опасности адаптационного периода для здоровья и психики ребенка, поэтому стремятся как можно скорее отдать ребенка в детский сад. При этом ответственность за организацию адаптационного периода целиком возлагают на специалистов и руководителей дошкольных учреждений.

В результате анкетирования выявились потребности родителей в педагогических знаниях и определилась их педагогическая компетентность. Выделенные критерии (осознание ответственности за воспитание, знания о развитии, воспитании и обучении детей, практические умения по организации жизнедеятельности ребенка) и показатели позволили определить уровень педагогической компетентности родителей. Результаты распределились следующим образом: только 25% родителей обладали высоким уровнем педагогической компетентности, 50% - имели средний уровень, и 25% родителей находились на низком уровне педагогической компетентности.

Определив проблему, мы наметили основной путь ее решения - разработка проекта по развитию партнерства и сотрудничества педагогического и родительского сообщества.

Итак, в работе с родителями, используя инновационный режим, мы пошли по следующему направлению: формирование нового содержания и форм работы ДОУ и семьи.

Что же нужно для того, чтобы подготовить внедрение инновации в ДОУ?

Необходимым условием успешного протекания инновационных процессов в учреждении является инновационный потенциал педагогического коллектива, уровень которого в свою очередь зависит от уровня инновационного потенциала отдельных педагогов. Поэтому начали мы инновационную работу с глубокого всестороннего анализа профессиональных и творческих возможностей педагогов. В качестве критериев анализа инновационного потенциала педагогического коллектива были взяты следующие, предложенные В.П.Лариной: восприимчивость педагогов к новшествам, их готовность к освоению инноваций, творческая активность педагогических работников. Диагностика инновационного потенциала педагогических кадров показала, что хотя у педагогов есть потребность в новизне, но в то же время обнаружилось наличие антиинновационных барьеров, которые препятствуют освоению инноваций, низкого уровня квалификационной готовности к освоению новшеств. Только для 32% педагогов характерно стремление к творческому росту, активность по отношению к педагогической деятельности.

Наряду с этим определились задачи по формированию положительного общественного мнения о нововведениях у педагогов, относящихся к группам, требующим подготовки к инновационной деятельности. Параллельно с этой деятельностью проводилось анкетирование педагогов с целью выявления состояния организации работы с родителями. Результаты анализа анкетирования показали, что педагоги испытывают трудности в реализации данного направления в результате несовпадения представлений, запросов и ожиданий родителей по отношению к дошкольному учреждению и представлений воспитателей о своих функциях в работе с семьей, а также было выявлено основное противоречие – использование только традиционных методов и форм работы.

Таким образом, определив  главную (ключевую), на сегодняшний день, проблему своего образовательного учреждения, оценив инновационный потенциал ДОУ, мы смогли перейти к следующему этапу – непосредственно к разработке, внедрению инноваций и выработки проектной идеи.

        Инновации в области образования зависят от высокого профессионализма педагогических кадров, их готовности работать современно. Поэтому основной задачей на организационном этапе внедрения инноваций стало повышение уровня педагогической компетентности в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников, а также формирование положительного отношения  к инновациям. Решение поставленных задач достигалось путем  теоретической подготовки педагогов через  семинары-практикумы, консультации, «круглые столы». Так, на данном этапе работы за круглым столом педагогов познакомили с новыми техниками общения и методикой Метеновой М.Н. по работе с родителями. Был проведен семинар-практикум, где каждому педагогу было предложено составить классификацию форм и методов работы с родителями, использовав при этом перевод традиционных форм сотрудничества в новые нетрадиционные. Педагогам  также был предложен опыт работы по данной проблеме педагогов-новаторов, представивших коллегам  авторские разработки использования нетрадиционных форм взаимодействия c родителями. После консультации «Новые подходы к оформлению наглядно – текстовой информации в детском саду» был организован смотр – конкурс «Лучший родительский уголок», в котором в качестве членов комиссии выступили родители от разных групп. Именно они выбирали лучший родительский уголок.

Результатами работы на данном этапе стали: разработка системы мероприятий по взаимодействию с семьей всех специалистов ДОУ, оформление в родительских уголках нетрадиционных рубрик, приобретение новой методической литературы по теме «Социальное партнерство ДОУ и родителей», проведение собраний в нетрадиционной форме: «за чашкой чая», в форме тренингов, конференций, с демонстрацией видео- и фотоматериалов, касающихся жизни детей в ДОУ.

Но для создания единого воспитательно-образовательного пространства развития ребенка необходима разработка единой программы, проекта. Поэтому из идейных сторонников, методически и технологически подготовленных к внедрению новшества педагогов была сформирована творческая группа.

Проанализировав данные, полученные на диагностическом этапе, определив «проблемное поле» нами  был разработан проект, который мы назвали " Мы вместе". В нем заложены две основные идеи:

  • семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они обеспечивают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
  • родители являются первыми педагогами для ребенка.

Учитывая это, была сформулирована цель экспериментальной работы: создать систему педагогического сопровождения семьи для формирования педагогической компетентности родителей воспитанников на этапах развития детей раннего, младшего дошкольного возраста.

Задачами стали:

1. Повысить психолого-педагогическую культуру  родителей, активизировать и обогатить их педагогические знания и умения;

2. Укрепить психофизическое здоровье и развить адаптивные возможности детей раннего возраста (снижение заболеваемости);

3. Оптимизировать детско-родительские отношения;

4. Активизировать участие родителей  в жизни ребенка и детского сада (рост посещаемости мероприятий).

Между участниками инновационной деятельности с учетом их индивидуальных качеств, профессионального уровня, организаторских навыков и умений были распределены обязанности в экспериментальной работе и определен примерный круг курируемых проблем. Был составлен план экспериментальной работы

Проект «Мы вместе» включает в себя целый ряд самостоятельных, функционирующих автономно, элементов единого воспитательного пространства, где каждый блок, в тоже время, является продолжением предыдущего и началом следующего блока всего комплекса воспитательных воздействий. И только реализация всех элементов в полном объёме в состоянии дать максимальный воспитательный эффект.

Структура реализации проекта:

  • I блок – работа с детьми возрасте от 1,5 до 2-х лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения в школе для родителей «Кроха»;
  • II блок – работа с детьми от 1,5 до 2-х лет, посещающих наше дошкольное образовательные учреждение в клубе выходного дня «Радость»;
  • III блок – консультативная помощь всем родителям детей, посещающих наше МДОУ в «Академии для родителей»

Выбор блоков неслучаен. Каждый решает свои определенные задачи, но все они объединены одной общей целью: оказание медико-психолого-педагогической помощи семье в воспитании, обучении и развитии детей раннего возраста.

Работа по каждому из блоков проходила в 3 этапа:

-подготовительный – сбор информации, разработка перспективного плана работы;

-основной – непосредственно проведение работы с родителями;

-контрольный - проверка эффективности проведенной работы, подведение итогов.

Так, например, такая новая форма работы - «школа» для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения – составляет I блок проекта и направлена на всестороннее развитие  детей раннего возраста еще не поступивших в ДОУ, их раннюю социализацию, и как следствие успешную адаптацию к условиям дошкольного учреждения.

Реализация I блока проекта помогает:

- облегчить период привыкания ребенка к детскому саду, сделать его безболезненным;

- узнать заранее особенности ребенка, его привычки, интересы;

- установить контакт с семьей;

- снизить степень заболеваемости в адаптационный период;

На подготовительном этапе работы мы составили списки будущих воспитанников нашего ДОУ. Из этого списка выбрали детей одного возраста, с 1,5 до 2-х лет. Затем  мы посетили семьи этих детей и предложили родителям занятия в школе для родителей «Кроха».

Так, на подготовительном этапе нами была сформирована группа из 10 родителей с детьми. Составлен перспективный план работы в «школе», включающий такие формы работы как: практические занятия родителей с детьми и консультации для родителей по различным темам.

Основной этап работы длился 8 месяцев. Занятия проводились  один раз в месяц в выходной день. На занятиях родители были познакомлены с развивающими играми, с нетрадиционными методами рисования и лепки, доступными в данном возрасте. На консультациях родители получили знания о процессе адаптации ребенка к ДОУ, о том,  как правильно подготовиться к этому важному периоду в жизни ребенка и о многом другом.

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.

Для решения проблемы повышения педагогической компетентности родителей детей, уже посещающих наше ДОУ, был создан консультативный пункт, который получил название «Академия для родителей» – это II блок нашего проекта.

На подготовительном этапе с помощью анкетирования родителей, мы выявили трудности, которые они испытывают в воспитании детей, а также определили специалистов, чью консультацию родители желали бы получить. По результатам анкетирования был составлен перспективный план работы.

В ходе работы консультативного пункта родители получили консультации узких специалистов: логопеда, стоматолога, психолога, педиатра, массажиста, иммунолога. А также консультации педагогов по вопросам формирования сенсорных эталонов, развитию игровой деятельности и формированию культурно-гигиенических навыков. Консультации посещали все желающие родители, поэтому число участников не ограничивалось. Периодичность консультаций – 1 раз в месяц.

Были также проведены индивидуальные консультации по запросам родителей.

Еще одна инновационная форма взаимодействия ДОУ с родителями, внедренная в рамках проекта – клуб выходного дня «Радость» (III блок).

Цель данного блока, помимо повышения педагогической компетентности родителей, - оптимизация детско-родительских отношений; гармонизация межличностных отношений в семьях.

Исходной предпосылкой подбора тематики встреч в клубе выходного дня «Радость» послужил многолетний мониторинг родителей детского сада по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.

Занятия в клубе выходного дня «Радость»- это модель взаимодействия "родитель – ребенок – педагог", где родителю и ребенку отводились ведущие роли, им принадлежала инициатива. Педагог выполнял роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком раннего возраста. На этих встречах дети и родители вместе играли, пели, танцевали, занимались совместным творчеством, итогом которого было создание индивидуальных или коллективных работ из разных материалов, с использованием нетрадиционных изобразительных техник.

Все вышеперечисленные формы взаимодействия с родителями - это очные формы работы, которые составили 3 блока проекта по развитию партнерства и сотрудничества педагогического и родительского сообщества для создания единого воспитательно-образовательного пространства развития ребенка.

Но в настоящее время идет развитие глобального процесса информатизации общества, что в свою очередь, ведет к формированию новой информационной среды обитания и нового информационного уклада жизни. В связи с этим, в рамках  инновационной деятельности администрацией ДОУ большое внимание было уделено созданию информационной среды и информационного обеспечения, результатом чего стало создание  сайта детского сада. Появилась заочная форма работы с родителями - электронная страничка «родительской академии», которая получила название «Шпаргалка для родителей». Это своего рода раздел консультативно-методической помощи, включающий цикл обучающих тренингов, консультаций о воспитании и развитии малышей до 3-х лет.

Кроме этого, на сайте детского сада родители могут узнать о конкурсах, выставках и других мероприятиях, проводимых в нашем детском саду.

С помощью «Гостевой книги» было активизировано интерактивное общение между  родителями воспитанников и администрацией детского сада. Его целью является предоставление родителям и администрации ДОУ возможности открытого диалога в решении стандартных и нестандартных педагогических ситуаций и, как результат, формирование установки на конструктивное сотрудничество.

Таким образом, инновационная ценность проекта - теоретическое обоснование и практическая разработка образовательно-игровых программ как эффективной технологии поддержки компетентного родительства. Родители в течение проекта получили богатый опыт взаимодействия со своим собственным ребенком, основу которого составили педагогические и психологические знания, а так же множество практических приемов в затруднительных ситуациях, когда у мамы опускаются руки и она действительно не знает, как повлиять на своего ребенка в том, или ином случае. Все это естественно им пригодится и в дальнейшем.

Результатами реализации инновационного проекта по взаимодействию с семьями воспитанников стало:

  • повышение информационной компетентности, уровня психолого-педагогических знаний и практических навыков молодых родителей в вопросах  воспитания и развития детей;
  • согласование педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его индивидуального темпа развития;
  • повышение адаптивных возможностей детей, поступающих в наш детский сад, ускорение  процесса социализации  детей  младшего возраста в коллективе.

Кроме того, удалось вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ. Большинство родителей стали активно сотрудничать с детским садом, включаться в различные формы совместной работы, что помогло педагогам решить многие воспитательно-образовательные задачи. Инновационные формы работы с семьей способствовали сближению родительского коллектива групп, установлению партнерских отношений с семьями воспитанников. Педагоги стали активнее  использовать в работе новые технологии, учитывая социальный запрос, интересы, нужды и потребности родителей. В детском саду накоплен фактический материал проведенных мероприятий: сценарии, конспекты, фото- и видеоматериалы, банк диагностических методик.

Таким образом, работа с родительской общественностью является важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как  оказывает  значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Традиционные и инновационные формы работы с семьями воспитанников логопедической группы"

В работе представлено:-содержание и формы работы с родителями;- этапы сотрудничества педагогов ДОУ и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР- ОРГАНИЗУЮЩАЯ РОЛЬ ДЕТСКОГО САДА ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕМЬЕ...

Инновационная деятельность ДОУ в работе с семьями воспитанников

На современном этапе работы ДОУ актуальна тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьей воспитанников. Признание приори...

Современные инновационные формы работы с семьями воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия...

Современные инновационные формы работы с семьями воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

1.Современные инновационные формы работы с семьями воспитанников дошкольных образовательных учрежденийПрежде чем раскрыть содержание современных инновационных форм работы ДОУ с семьями воспитанников, ...

Обобщённый опыт работы педагога "Формирование основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на дорогах посредством внедрения инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьями воспитанников"

Формирование основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на дорогах посредством внедрения инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьями воспитанников...

«Семейная гостиная как инновационная форма работы с семьями воспитанников по развитию речи детей посредством дидактических игр».

Педагогический проект на тему:«Семейная гостиная как инновационная форма работы с семьями воспитанников по развитию речи детей посредством дидактических игр»....

«Семья и детский сад. Как воспитать человека». «Инновационные формы и методы в работе с семьями воспитанников»

Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками детских садов, поэтому взаимодейст...