«Семья и детский сад. Как воспитать человека». «Инновационные формы и методы в работе с семьями воспитанников»
статья

Спицына Наталья Васильевна

Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками детских садов, поэтому взаимодействие педагогов и родителей становится насущной проблемой дошкольного воспитания и образования.  

       Значительный опыт накоплен ДОУ в вопросе взаимодействия с семьями дошкольников. Только при тесном сотрудничестве родителей и дошкольного образовательного учреждения будет совершаться педагогическое воздействие на дошкольника. В сотрудничестве с родителями улучшается нравственное, художественно-эстетическое, умственное, трудовое и физическое воспитание ребёнка.

Педагоги постоянно усовершенствуют формы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями дошкольников.  Мы ставим своей целью достижение органичного сочетания педагогических воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и семье, обеспечивая всестороннее развитие личности ребёнка.

       Вопросы семейного и общественного воспитания рассматривались педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами, таким как А.К. Васильева, Л.В. Загик, С.В. Ковалев, Т.А. Куликова, А.С. Макаренко, Т.А. Маркова, В.А. Сухомлинский и др. Одни педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. В 60-70-е годы XX в. большое внимание уделялось сочетанию общественного и семейного воспитания. На сегодня в дошкольной педагогике  разрабатываются новые подходы к сотрудничеству с родителями, основанные на взаимосвязи двух систем детского сада и семьи.  

           Семья и детский сад дают ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Опыт, приобретаемый дошкольником в детском саду и семье разный: в семье ребенок объект обожания, уступчивости и прощения (или, наоборот), в детском саду равноправный член социальной группы. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Важнейшим условием успешности такого сотрудничества является единство и ясность требований, которые предъявляют к ребенку окружающие его взрослые, в том числе родители и воспитатели. И задача педагогического коллектива современного детского сада уметь быть чуткими к запросам семьи и компетентными в решении современных задач воспитания и образования.

       Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.  

        Используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   «Семья и детский сад. Как воспитать человека».

«Инновационные формы и методы в работе с семьями воспитанников».

 «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка

за руку в детские годы, что вошло в его разум

и сердце из окружающего мира – от этого в

решающей степени зависит, каким человеком

станет сегодняшний  малыш»                                               В.А.Сухомлинский.

Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками детских садов, поэтому взаимодействие педагогов и родителей становится насущной проблемой дошкольного воспитания и образования.  

       Значительный опыт накоплен ДОУ в вопросе взаимодействия с семьями дошкольников. Только при тесном сотрудничестве родителей и дошкольного образовательного учреждения будет совершаться педагогическое воздействие на дошкольника. В сотрудничестве с родителями улучшается нравственное, художественно-эстетическое, умственное, трудовое и физическое воспитание ребёнка.

Педагоги постоянно усовершенствуют формы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями дошкольников.  Мы ставим своей целью достижение органичного сочетания педагогических воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и семье, обеспечивая всестороннее развитие личности ребёнка.

       Вопросы семейного и общественного воспитания рассматривались педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами, таким как А.К. Васильева, Л.В. Загик, С.В. Ковалев, Т.А. Куликова, А.С. Макаренко, Т.А. Маркова, В.А. Сухомлинский и др. Одни педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. В 60-70-е годы XX в. большое внимание уделялось сочетанию общественного и семейного воспитания. На сегодня в дошкольной педагогике  разрабатываются новые подходы к сотрудничеству с родителями, основанные на взаимосвязи двух систем детского сада и семьи.  

           Семья и детский сад дают ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Опыт, приобретаемый дошкольником в детском саду и семье разный: в семье ребенок объект обожания, уступчивости и прощения (или, наоборот), в детском саду равноправный член социальной группы. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Важнейшим условием успешности такого сотрудничества является единство и ясность требований, которые предъявляют к ребенку окружающие его взрослые, в том числе родители и воспитатели. И задача педагогического коллектива современного детского сада уметь быть чуткими к запросам семьи и компетентными в решении современных задач воспитания и образования.

       Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.  

        Используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

К традиционным относятся:

Посещение семьи ребенка. Это много дает для изучения семьи воспитанника, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Во время посещений на дому педагог отмечает, что можно перенять из положительного опыта семейного воспитания. Можно предложить родителям поделиться этим опытом на родительских собраниях или написать небольшую статью для папки-передвижки.

Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д.

Для семей с детьми-инвалидами можно оформить стенд, где будут практические рекомендации психолога, социального педагога, дефектолога. Так же можно поместить перечень инстанций, где родители могут получить необходимую помощь и поддержку.

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей.  День открытых дверей дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

         В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.

         Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

         Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей.   Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»).

          Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

          Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся обычно 2-3 раза в год. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Компьютер - друг или враг в воспитании детей?».

Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п.  

С перестройкой системы дошкольного воспитания, педагоги  ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Приведу примеры некоторых из них.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Вечера вопросов и ответов. Представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Встречи за «круглым столом». Расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.

        Сейчас особенно широко стали применяться дистанционные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Они значительно расширяют возможности эффективного общения с родителями и оказания им помощи в вопросах развития и воспитания детей. Целью такой работы является создание условий для привлечения семей воспитанников к конструктивному взаимодействию с сотрудниками детского сада. Суть дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребенок получает возможность смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также находясь дома, получить и выполнить задания.

       Одним из инструментов взаимодействия педагога с семьей являются мастер-классы, которые способствуют развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Это достигается при помощи небольших по времени видеороликов с трансляцией разнообразных материалов, познавательных исследований доступных для понимания детей согласно их возрасту.

        Взаимодействие с помощью электронной почты может осуществляться по двум сценариям. Первый – это организация общения педагога с семьей воспитанника, где участники ведут переписку друг с другом. Второй – единая электронная почта, которая заводится на группу и призвана служить каналом связи между специалистами и родителями. Пароль и логин доступны каждому родителю и специалисту группы. На связанный с электронной почтой диск, каждую неделю вносятся ряд образовательных контентов, содержащих информацию рекомендательного характера для родителей. Кроме того, там же содержатся рекомендации специалистов. Ряд общих педагогических рекомендаций, памятки для родителей и т. д. так же размещаются на сетевом диске и доступны для просмотра и скачивания.

Другой формой дистанционного взаимодействия родителей и специалистов является сайт детского сада. На нем отражена вся административная и правовая информация сада (устав, лицензия, правила приема, список сотрудников, расписание работы, объявления по текущим вопросам, фотоотчеты о жизни сада и т. д.).

Сообщения на хостинге «WhatsApp» - это форма постоянного оперативного взаимодействия воспитателей и родителей, позволяет  передавать родителям важную информацию.

        Важен в организации дистанционного формата выбор цифрового ресурса. Наш выбор – это цифровая защищённая образовательная платформа «МЭО Детский сад». Данная образовательная платформа  позволяет педагогу выстроить эффективную работу в цифровой форме по реализации образовательной программы, помогает оказывать педагогическую поддержку родителям в удаленном доступе.  В работе с родителями данный дистанционный формат нами использовался точечно.  В основном это были рекомендации родителям для изучения или закрепления пройденной темы.        

        Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Сочетая традиционные и инновационные формы и методы работы с семьями воспитанников, мы создаём доверительные, партнёрские взаимоотношения с  родителями, что в конечном итоге способствует всестороннему развитию личности ребёнка.

Литература:

1.Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144с.

2.Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособ. для работников дошкольных образовательных учреждений. - М., 2002. –138 с.

3.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

4.Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2003.

5.Сухомлинский В.А. Сборник педагогической мысли. Издательство политической литературы., 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии инновационные формы и методы воспитательной работы в образовательной организации

Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем. А также вместе с логическими блоками, можно использовать Палочки Кюизенера...

«Об инновационных формах и методах педагогического сотрудничества с семьями».

Тесное сотрудничество воспитателя с семьёй не только предусматривает педагогическими технологиями, но и помогает каждому ознакомление родителей  с современными психолого-педагогическими технологи...

«Инновационные формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи»

Воспитание, как процесс целенаправленного формирования личности, осуществляется под воздействием взрослых, ведущее место среди которых занимает семья. Именно этими обстоятельствами диктуется необходим...

Инновационные формы развития с учетом ФГОС "Взаимодействие семьи и детского сада"

Взаимодействие семьи и детского сада. Инновационные формы развития с учетом ФГОССемья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых, дает ребёнку социальный опыт, но только ...

использование инновационных форм и методов в работе с детьми средней группы по формированию основ безопасного поведения

консультация по формированию основ безопасного поведения детей средней группы...

Использование инновационных форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста

Использование   инновационных   форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста...

«Использование инновационных форм и методов в работе учителя – логопеда как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Повышение требований, предъявляемых к уровню образованности человека, является объективной закономерностью современности. Сейчас особое внимание уделяется функциональной грамотности подрастающего поко...