«Использование инновационных форм и методов в работе учителя – логопеда как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
консультация
Повышение требований, предъявляемых к уровню образованности человека, является объективной закономерностью современности. Сейчас особое внимание уделяется функциональной грамотности подрастающего поколения, которое должно быть адаптированным к темпу изменений в современной жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 71 «Почемучка» Старооскольского городского округа
«Использование инновационных форм и методов в работе учителя – логопеда как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Скомаровская И.А.,
учитель-логопед МБДОУ ДС № 71 «Почемучка»
«Использование инновационных форм и методов в работе учителя – логопеда как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Повышение требований, предъявляемых к уровню образованности человека, является объективной закономерностью современности. Сейчас особое внимание уделяется функциональной грамотности подрастающего поколения, которое должно быть адаптированным к темпу изменений в современной жизни.
Функциональная грамотность, как средство раскрытия навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в старшем дошкольном возрасте и связана с готовностью детей:
- добывать, применять, оценивать знания, умения и навыки: уметь искать и находить нестандартные решения и добиваться поставленной цели, а, следовательно, с легкостью и интересом воспринимать окружающий мир, осуществлять саморазвитие.
Именно в дошкольном возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает выпускнику дошкольной организации приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.
Составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определенного типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные.
В процессе формирования функциональной грамотности решаются следующие важные задачи:
-максимальная поддержка инициативы и самостоятельной активности детей в образовательной деятельности и решении образовательных и жизненных задач;
-использование интегрированного подхода, позволяющего решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия (события);
-максимальная активизация психических процессов детей во время проведения любых образовательных мероприятий;
-совершенствование развивающей предметно-пространственной среды (РППС) для стимулирования познавательной активности ребенка.
Каждая образовательная область АОП ДО участвует в развитии всех видов функциональной грамотности. Дошкольное образование является основной базой для формирования функциональной грамотности у ребёнка в условиях реализации ФГОС ДО.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Примечательно, что все методы, приёмы, технологии тесно переплетаются и, развитие ребёнка возможно только при обеспечении условия меж предметности, взаимосвязи и взаимодействия всех разделов программы.
В ДОУ применяются различные традиционные приёмы, методы, формы и инновационные технологии, направленные на формирование следующих видов грамотности: социально-коммуникативный, естественнонаучный, математический и вид речевой грамотности, как предшественника читательской грамотности.
Речевая грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикаторы речевой (функциональной) грамотности:
▪ владение навыками речевой активности;
▪ построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
▪ адекватное восприятие устной и письменной речи;
▪ точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;
▪ соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной речи.
Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Читательская грамотность складывается из:
формирования речевой грамотности;
формирования коммуникативной грамотности.
При формировании функциональной грамотности по разделу АОП ДО «Развитие речи» в работе с воспитанниками коррекционных групп ведущая роль отводится учителю-логопеду. Для того, чтобы сформировать предпосылки к успешному обучению в школе и читательскую грамотность, как основную ведущую компетенцию ребёнка в его будущей жизни, логопеду необходимо обеспечить уровень элементарной грамотности.
Речевая грамотность заключается в развитии фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, коррекции слоговой структуры слова, развитии лексико-грамматических категорий, формировании навыков звукового анализа и синтеза; формирования первоначальных навыков чтения и письма;
Коммуникативная грамотность, предполагает свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи
Все детские сады работают по ФГОС. Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования в отдельную образовательную область выделено «речевое развитие», которое включает в себя как приоритет: "Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы".
А как известно, книга – источник важных знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека. Но, к сожалению, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги и это понятно, ведь современный мир - это мир электроники, электронных игр и современных гаджетов. Но родители должны помнить, что чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.
Сегодня многие родители не читают своим детям книги, что свидетельствует о значительном снижении читательской грамотности у детей, потере интереса к литературе. Именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение развивает речь, память, мышление дошкольника. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Родители через семейное чтение должны помочь привить интерес детей к чтению. А развитие речи ребёнка - важное условие подготовки к обучению в школе.
Проблема в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях.
Кто же должен ввести ребенка в мир книги? Конечно, первоначально этим должны заниматься родители. Затем к родителям присоединяемся мы, работники дошкольных учреждений. Поэтому задача родителей и воспитателей: сформировать интерес к чтению и потребности в чтении книг у дошкольников. Родители и педагоги не должны учить ребёнка читать, его необходимо готовить к чтению.
Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему.
Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя.
Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные:
-чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;
-прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;
-беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;
-чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;
-разучивание стихотворений;
-чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;
-проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями, в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;
-самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями.
Во время формирования базовых навыков читательской грамотности, у дошкольников гораздо легче выработать стратегию верного понимания и использования текстов, так как дети гораздо обширнее видят текст.
Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности. Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:
- пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;
- активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.
Цель: создание условий для формирования читательской грамотности дошкольников.
Задачи:
- организация педагогического процесса, основанного на традиционных и инновационных методах, для эффективного влияния на развитие интереса к чтению.
- способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений.
- повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
- прививать интерес и любовь к чтению, стремление к самостоятельному чтению детской литературы
- постоянно развивать интерес детей к чтению, расширять круг чтения старшего дошкольника.
Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся эпизоды сказок, можно использовать мультипликационные фильмы с помощью плоскостного, объёмного, настольного, пальчиковый театр, наборы готовых игрушек к сказкам «Петушок и бобовое зёрнышко» (рус. нар.), «Рукавичка» (укр. нар) и др. Для драматизации литературных произведений можно изготовить элементы костюмов сказочных героев, маски.
Чтобы дети могли различать литературные жанры можно изготовить дидактические игры: «Сочиняем сказку», «Что сначала, что потом», «Герои заблудились», сказочные пазлы, лото, домино по мотивам фольклорных и авторских произведений.
Для воспитания устойчивого интереса к литературе и фольклору привлекать средства других видов искусства, в том числе музыкального. В музыкальном уголке нужны такие инструменты: деревянные ложки, барабан, металлофон, погремушки, что поможет привлечь детей к участию в играх-драматизациях, инсценировках.
Проводить с детьми литературные викторины, досуги, где дети с радостью берут на себя роли героев сказок.
Но наша работа была бы неполной, если бы мы не приобщали к ней родителей. В беседах с родителями обращайте внимание, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное чтение перед сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.
Чтобы дети могли различать литературные жанры можно использовать дидактические игры:
«Найди псевдослово»
Цель: развитие умения детей выделять слова, не имеющие смысла.
Ход игры
Ребенок читает слова, среди них находит слово, не имеющее значение: например, кот, дома, пенал, каблук, коридор, банжикос, перемена.
«Смысловые несуразицы»
Цель: совершенствование умений детей анализировать прочитанное и выявлять, что не является правдой.
Ход занятия
Прочитать предложения и найти смысловую ошибку: Ель – лиственное дерево. Зимой дети собирали в лесу ягоды. Над большим деревом была глубокая яма.
«Письмо от зайца»
Цель: развитие умения детей рассказывать по сюжетным картинкам; продолжать начатый рассказ с определённого места; закреплять правильное произношение.
Оборудование: Наборное полотно с изображением колобка, серия сюжетных картинок в конверте по сказке «Заюшкина избушка».
Ход игры:
Воспитатель говорит, что Колобок получил от Зайца письмо в картинках. Детям предлагается помочь Колобку прочитать письмо, разложив картинки в нужной последовательности. В конце игры дети по цепочке рассказывают всю сказку, используя выбранные картинки.
«История щенка». (По сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»)
Цель: развитие умения рассказывать сказку, употребляя распространённые предложения.
Оборудование: Наборное полотно, карточки с сюжетами сказки «Кто сказал мяу».
Ход игры:
1 вариант – воспитатель рассказывает сказку, используя картинки, затем переворачивает картинки. Дети берут картинку и рассказывают об изображённом на ней эпизоде, определяя её место на наборном полотне при помощи воспитателя.
2 вариант – играют двое детей. Дети по очереди берут картинки, самостоятельно определяют их последовательность и пересказывают текст.
«Рассказы с картинками»
Цель: развитие навыков чтения детей.
Ход занятия
Ребенок читает сказку, заменяя картинки словами.
Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей:
- эмоциональную отзывчивость;
- активность и объективность читательского воображения;
- умение пересказывать;
- аналитическое умение (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев;
- осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.
Увлеченность детей художественной литературой не только формирует предпосылки читательской грамотности, но и помогает им использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения, социальных отношений и в развитии творческих начал.
Список литературы:
1.Алеушина В.К. Развитие диалога у старших дошкольников в совместной игровой деятельности / Книжки, нотки и игрушки. – 2011. – 3-6 с.
2.Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000
3.Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника / В сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / Отв. ред. А.М. Шахнарович. – М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. – 4-16 с.
4.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. 3-7 лет. – М., 2004. – 138 с.
5.Исенина Е.И. Развитие диалога в связи с познанием ребенком другого и себя / ЛГПИ им. А.И. Герцена; отв. ред. С.Н. Цейтлина // Детская речь: Проблемы и наблюдения: сб. науч. тр. – 2009 – 23-36 с.
6.Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. – М., Академия, 2008 – 201-202 с.
7.Кямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. – М.: Академия, 2008 – 49-52 с.
8.Развитие коммуникативно-речевой компетентности детей дошкольного возраста средствами интерактивных форм, методов и приемов: методическое пособие. / Авт.-сост. Котова Л.Н., Прокопчук Ю.А., Егорова Л.А., Компаниец О.В., Новак Р.В., Нетребская О.Г., Пуресина Н.А., Яковлева В. В., Пастерская В.А., Иванова Е.В., Твердохлеб М.В., Ерёменко Ю. А.; Донецк: Истоки, 2017.
9. Сайт Педпроект.рф
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...
«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес...
"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности"
Одна из задач современного образования - формирование функционально грамотных людей....
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста". Современный образовательный процесс требует от педагогов нового подхода к собственной деятельнос...
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста". Современный образовательный процесс требует от педагогов нового подхода к собственной деятельнос...
Использование инновационных форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста
Использование инновационных форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста...
Доклад из опыта работы: Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности.
Современный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени: это проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, распространен...