«Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и детского сада»
консультация по теме
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_dlya_roditeley.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и детского сада»
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.
Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.
Не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогии выбор объектов, о которых следует рассказывать детям.
Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря.
В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие. Дошкольники должны иметь представление о героях гражданской и Великой Отечественной войн, защищавших их родной край.
В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края. Почувствовав свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничится показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае, как части большой страны – России, в котором они живут.
Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично, характерно для всей страны:
- люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, в полях и т.д., они всегда готовы помочь друг другу;
- в родном городе, районе, селе, как и в других местах соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные и знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т.д.;
- здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;
- в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;
- здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу;
- каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, педагог сам определяет объем и содержание знаний, которыми должны овладеть старшие дошкольники.
Можно ли говорить о воспитании к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводится с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т. е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств.
Воспитатель должен так организовать пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствует развитию образного и логического мышления ребенка.
Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни, стихи о родном крае, о подвигах и труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому.
Во время прогулок в лес, в поле к реке взрослый учит видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться.
Так решаются задачи не только познавательные, эстетические, но в конечном счете и нравственные.
Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего отечества. Это чувства должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятие «родина», «государство», «общество».
Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, города, поселка. Изучать с детьми места, где живешь, любишь бродить по знакомым улицам, знать чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье.
Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения дошкольников к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам, посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств и др.
Семья – первый коллектив ребенка. И в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. Постепенно ребенок понимает, что он частица большого коллектива – детского сада, школы, а затем и нашей республики, страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств, умения любить родной край, страну, умения беречь природу, приобщаться к культуре родного края.
Консультация для родителей
«Воспитание маленького гражданина в детском саду»
(средствами музыкального искусства)
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду», является патриотическое воспитание детей, включающее в себя целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
Мы постараемся познакомить вас с основными направлениями работы по патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду средствами музыкального искусства.
Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери”. Чувство любви к матери мы развиваем у дошкольников уже с ранних лет. Слово предоставляется нашим детям:
Стихотворение «Подарок маме»
Сколько звезд на небе!
Всех не сосчитать.
Эти звезды маме
Подарю опять.
И однажды утром,
Глядя на меня
Мама улыбнется –
Звездочка моя.
Н.Бондаренко
Песня «Звездочка моя» Л.Старченко
Мы стараемся научить наших детей дружить, уважать и помогать друг другу. В совместной деятельности дети приобретают известный опыт взаимоотношений, навыки поведения в коллективе, которые важны для будущего школьника.
Ребенок:
С детства мы любим играть и смеяться.
С детства мы учимся добрыми быть.
Вот бы такими всегда оставаться,
Чтоб улыбаться и крепко дружить.
В.Кайданов
Песня «Отличное настроение» Л.Старченко
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.
Песня «Осенние размышления» Л.Старченко
Особенность современного патриотического воспитания в том, что растёт значение регионального и местного компонентов. Опираясь на принцип воспитания «от близкого к далекому», педагоги связывают начало патриотического воспитания с краеведением. Сначала среда существует как семья, в которой растет ребенок. Затем его кругозор расширяется до школы и улицы, впоследствии — родного города, страны, всего культурного мира.
Любовь к родному городу и родному краю – одно из главных направлений нашей работы. Мы подбираем литературный, музыкальный материал о малой Родине и знакомим с ним наших дошкольников.
Песня «Я люблю возвращаться в мой город» сл. и муз. Л.Старченко[1]
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. С детства, наши дети стараются быть похожими на своих старших братьев, отцов, дедов. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах.
Праздничные марши, перестроения, танцы и игры на военную тематику тоже создают определенный бодрый настрой у детей, формирует устойчивый интерес к армии, развивают чувство восхищения героями, желание подражать им. В музыкальной деятельности у детей формируются представления о воинском долге.
Танцевальная композиция в исполнении детей ст.группы
«Москва, звонят колокола» муз. Ю.Газманова
В старшем дошкольном возрасте складываются начала действенного в полном смысле слова отношения к Родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой. У детей формируются знания и представления о Родине – России.
Стихотворение о России
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете – есть Родина своя!
Для ивушки плакучей нет реченьки милей,
Для беленькой березки опушки нет родней.
Есть ветка у листочка, овражек у ручья…
У каждого на свете есть родина своя.
Страну, где мы родились, где радостно живем,
Края свои родные мы Родиной зовем!
В. Карасев
Песня «Моя Россия» Г.Струве
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной и классической музыке. Мы стараемся приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен прежде всего пустить корни в свою землю и культуру. Это поможет ему в дальнейшем научиться уважать культуру других народов. Сегодня у нас в гостях наши воспитанники, которые приготовили для вас свои музыкальные выступления.
(выступления детей из музыкальной школы)
В заключении, хочется отметить: старая истина – нельзя вырастить патриота, если не патриотичны отец с матерью. Ребенок – зеркало семьи: как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы.
Поэтому, мы призываем родителей к тесному сотрудничеству с педагогами в воспитании патриотических чувств детей. Развивайте своих детей, смотрите и читайте книги с ними о героях нашей страны, знакомьте детей с историей малой и большой Родины, с вашими предками – прадедами. Воспитывайте в детях нравственную и духовную чистоту, расширяйте их кругозор средствами искусства, посещайте театры, пойте вместе с ними песни. Важно, чтобы ребенок в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. От наших единых требований, и совместной работы по патриотическому воспитанию дошкольников зависит успех становления личности маленького патриота.
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» В.А.Сухомлинский[2].
Список литературы:
1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. - Волгоград, 2007.
2. Деркач Л.Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2009. - №2.
3. Лебедева О.В. Этапы патриотического воспитания детей // Управление ДОУ. – 2005. - №1(19).
4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Управлении Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2005. - №1.
5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: «Радянська школа», 1969.
Использование авторского репертуара:
1. Песня «Звездочка моя» Л.Старченко, журнал «Колокольчик» -2001.- №20.-С.10.
2. Песня «Отличное настроение» Л.Старченко, журнал «Колокольчик» -2001.- №21. -С.14.
3. «Осенние размышления» Л.Старченко, журнал «Колокольчик» -2002.- №23. -С.22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ»
Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.Не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому о...
Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи
Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут....
Консультация для родителей: "Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и МБОУ"
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордост...
Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи
Консультация для родителей...
Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордост...
Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и детского сада»
городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце ка...