Советы родителям на период адаптации
консультация по теме

Батакова Ирина Владимировна

АДАПТАЦИЯ (в широком смысле) – это приспособление к окружающим условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический.

   Биологический аспект, общий для человека и животных, включает в себя приспособление к постоянным и изменяющимся условиям среды: температуре, давлению, освещенности, влажности, а так же к заболеванию, изменениям в организме, ограничению каких-либо функций.

   Психологический аспект адаптации проявляется  в приспособлении личности к существованию в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями и интересами.

 

   Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества (или, по крайней мере, ближайшего окружения: семьи, определенной социальной группы, н-р: группы детей детского сада).

   Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие человека с окружающими и его активная деятельность. Социальная адаптация означает, что ребенок способен развиваться и обучаться, адекватно воспринимать и выстраивать систему отношений с окружающими, менять свое поведение в соответствии с ожиданиями других.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_roditelyam.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Советы родителям на период адаптации

АДАПТАЦИЯ (в широком смысле) – это приспособление к окружающим условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический.

   Биологический аспект, общий для человека и животных, включает в себя приспособление к постоянным и изменяющимся условиям среды: температуре, давлению, освещенности, влажности, а так же к заболеванию, изменениям в организме, ограничению каких-либо функций.

   Психологический аспект адаптации проявляется  в приспособлении личности к существованию в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями и интересами.

   Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества (или, по крайней мере, ближайшего окружения: семьи, определенной социальной группы, н-р: группы детей детского сада).

   Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие человека с окружающими и его активная деятельность. Социальная адаптация означает, что ребенок способен развиваться и обучаться, адекватно воспринимать и выстраивать систему отношений с окружающими, менять свое поведение в соответствии с ожиданиями других.

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД

АДАПТАЦИИ

   Поступление в ДОУ для каждого ребенка сопровождается определенными психологическими трудностями, связанными с переходом из привычной домашней обстановки в обстановку детского коллектива. Период адаптации детей продолжается от 3 недель до 2-3 месяцев и может сопровождаться различными нарушениями в состоянии их здоровья. В это время может снизится аппетит, нарушается сон, появляются невротические реакции (заторможенность или повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, рвота и др.). В результате снижается устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды, отмечается повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Нередко в период адаптации у детей резко снижается масса тела.

   Учитывая важную роль белков, витаминов, особенно группы В, в приспособительных реакциях детского организма, следует обратить внимание на качество питания и его сбалансированность до поступления ребенка в новый коллектив и при адаптации к нему. В первые дни пребывания ребенка в детском учреждении нельзя резко менять стереотип его поведения, в том числе и сложившиеся привычки в питании. Ребенку не следует предлагать необычные для него блюда. Если у него имеются какие-то необычные привычки в питании (даже отрицательные), не надо стараться сразу их менять.

   Если ребенок не умеет или не хочет есть самостоятельно, воспитатель или младший воспитатель первое время кормят его. Некоторых детей, трудно привыкающих к коллективу, можно кормить за отдельным столиком или после того, как остальные дети закончат еду.

  Если ребенок отказывается от приема пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно, в этих случаях можно допустить мать или другого близкого ребенку человека к кормлению его в группе. Необходимо чаще предлагать ребенку теплое питье.

   Обычно в дошкольное учреждение дети поступают в осенний период, когда имеется наибольший риск возникновения и распространения в коллективе острых респираторных заболеваний, для их профилактики рекомендуется использовать овощи и фрукты с фитонцидным эффектом (лук, чеснок, хурма, черника, черноплодная рябина), продукты обогащенные витамином С. При снижении аппетита у детей можно вводить продукты богатые белком и витаминами: творог, яйцо, сливки, пивные дрожжи и др.

    Важно установить тесную связь с родителями поступивших детей: ежедневно информировать их о поведении ребенка, его аппетите, о том, какие продукты ребенок не дополучил в течении дня, давать конкретные рекомендации по питанию ребенка дома.

  К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.

  • Чего нельзя делать ни в коем случае

   НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ или сердится на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в детский сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

    НЕЛЬЗЯ ПУГАТЬ ДЕТСКИМ САДОМ («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

   НЕЛЬЗЯ ПЛОХО ОТЗЫВАТЬСЯ О ВОСПИТАТЕЛЯХ И ДЕТСКОМ САДЕ ПРИ РЕБЕНКЕ. Это может навести малыша на мысль, что сад – нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

   НЕЛЬЗЯ ОБНАНЫВАТЬ РЕБЕНКА, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже целый день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

СКОЛЬКО БУДЕТ ДЛИТЬСЯ?!

ИЛИ КОГДА НАСТУПИТ КОНЕЦ АДАПТАЦИИ?

Выделяют три степени адаптации:

  • легкую (15-30 дней)
  • среднюю (30-60 дней)
  • тяжелую (от 2 до 6 месяцев).

   По статистике, большинство детей, поступивших в детский сад, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.

Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательные эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это значит, что:

  1. при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;
  2. ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;
  3. малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
  4. ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;
  5. восстанавливается речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;
  6. нормализуется сон как дома, таки в детском саду;
  7. восстанавливается аппетит.

ОТ ЧЕГО ЗАВИСЯТ ХАРАКТЕР И ДЛИТЕЛЬНОСТЬ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА?

   От возраста ребенка. Труднее всего к новым условиям адаптируются дети от 9 мес. до 18 мес. Кроме того, надо помнить, что в 3 года у ребенка наступает «кризис 3-х лет», сопровождающийся упрямством, агрессивностью, негативизмом. Способность к адаптации у ребенка снижается. Оптимальным возрастом для поступления в ДОУ считается возраст после 3-х лет. К этому возрасту у ребенка появляется желание и умение играть со сверстниками, формируются простейшие навыки самообслуживания, значительно улучшается иммунитет.

   От состояния здоровья и уровня развития. Здоровый, нормально развитый ребенок легче адаптируется к новым условиям.

   От индивидуальных особенностей. Даже дети одного и того же возраста и пола по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни с первого же дня плачут, отказываются есть и спать. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка нормализуется: восстанавливается аппетит, сон, ребенок с интересом играет с другими детьми. Другие, наоборот, в первые дни внешне спокойны, без возражений выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят и спят.

   От уровня тренированности адаптационных механизмов. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых) легче привыкают к ДОУ.

   От опыта общения ребенка со сверстниками и взрослым. Важно, чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения со взрослыми, прививалось умение положительно относиться к требованиям старшего (идти спать, принимать пищу, убирать за собой игрушки и т.д.)

КАК СНЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ РЕБЕНКА  В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ?

   Дома к малышу следует относиться особенно бережно, старайтесь предупреждать отрицательные эмоции, не наказывать его.

   Поиграйте с ребенком, ведь игра – один из лучших антистрессовых приемов. Она позволяет раскрепоститься, расслабиться. Только помните: вечерняя игра не должна быть шумной, с беготней и криками.

   ИГРА «РВЯКЛЯ»

Приготовьте ненужные газеты, журналы и широкое ведро. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудиться, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек – они отлично пружинят.

   Если ребенок возбужден и никак не остановится, ему помогут игры с постепенным снижением физической нагрузки, не содержащие элементов соревнования.

 

 ИГРА «ГРИБНИК»

Расставьте небольшие игрушки в не произвольном расстоянии друг от друга. Затем попросите ребенка собрать предметы – «грибы» - в корзину (коробку).

   Приглушив, таким образом, «лишнюю» энергию можно почитать, порисовать, поиграть с пальчиками. Прелесть пальчиковых игр в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов на телесные ощущения  - и успокаивают.

  Детям хорошо помогает справиться с дневным напряжением игры в воде. В ванной можно пускать мыльные пузыри, играть с губками, просто дать 2-3 баночки, - пусть малыш переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды успокаивает.

  Перед сном сделайте малышу расслабляющий массаж, послушайте медленную музыку, колыбельную песню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полезные советы родителям в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению

Данные советы предназначены для родителей детей раннего возраста, которые собираются вести своего ребёнка в детский сад впервые  Прислушаясь к данным советам, родители смогут подготовить малыша ...

Статья "Советы родителям на период адаптации"

Статья посвещена вопросам адаптации детей раннего возраста , поможет облегчить пребывание ребенка в саду....

Статья "Советы родителям на период адаптации"

статья поможет родителям помочь адаптировать ребенка к детскому саду...

Статья "Советы родителям на период адаптации"

статья поможет родителям помочь адаптировать ребенка к детскому саду...

Памятка для родителей "Советы родителям в период адаптации первоклассников"

Ваш ребенок идет в первый класс. В его жизни начинается новый важный этап развития. Как родителям способствовать тому, чтобы привыкание ребенка к школе прошло благополучно,  рассказывается в данн...

Консультация для родителей "Советы родителям в период адаптации ребенка к детскому саду"

Консультация для родителей "Советы родителям в период адаптации  ребенка к детскому саду"...