Психолого-педагогические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей по развитию произвольного внимания старших дошкольников с ЗПР
статья по теме

Костюкова Наталья Владимировна

 Психолого-педагогические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей по развитию произвольного внимания старших дошкольников с ЗПР.  

Подборка литературы по данной теме.                                                                                                                                                                                                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

 Психолого-педагогические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей по развитию произвольного внимания старших дошкольников с ЗПР

Внимание — это необходимое качество, которое следует развивать с раннего детства, так как оно будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями. Важно научить детей сосредоточиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдательными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание (например, слушать и одновременно писать, рисовать и т. п.). Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому у детей необходимо развивать интеллектуальную активность, устойчивость внимания, увеличивать его объем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.

Прежде чем начинать самостоятельную практическую работу с детьми, педагоги, воспитатели должны внимательно изучить литературу, как общую, так и специальную, знать литературу, которую целесообразно посоветовать родителям.

1. Баскакова И. Л. Внимание дошкольника. Методы его изучения и развития: Методические рекомендации. Москва-Воронеж, 1995.

2. Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М., 1972.

3. Добрынин Н. Ф. Внимание и память. — М., 1958.

4. Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. — М., 1995.

5. Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. — М., 1993.

6. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. — М., 1998.

7. Матюгин И. Ю., Аскоченская Т. Ю., Бонк И. А., Слоненко Т. Б. Как развивать внимание. — Донецк, 1997.

8. Лурия А. Р. Психология внимания. — М., 1970.

10. Тушканова О. И. Развитие внимания. — Волгоград, 1995.

Литература для родителей:

1. Осторожно, ловушка (развитие наблюдательности)/ Сост. Гаврина С. Е. и др. — Ярославль, 1997.

2. Развитие внимания малыша / Сост. Гаврина С. Е. и др. — Ярославль, 1997.

3. Противоположности. — М., 1999. — (Серия Готовимся к школе»).

4. Забранная С. Д., Боровик О. В. Развитие ребенка в ваших руках. — М., 2000.

Дети с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что ребенок чуть позже начал ходить, действовать с предметами. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость при выполнении заданий учебного типа.

К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети мало активны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности более низкий.

Задания должны быть яркими, красочными, а занятия по тренировке внимания желательно проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме и не дольше, чем 15 минут в день.

С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы. Поступающие в школу дети с ЗПР характеризуются рядом специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала знаний, умений и навыков. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счетом, чтением и письмом. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Многие проблемы непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания.

Внимание – один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе, успешность его учебной деятельности. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса.

Преобладающим видом внимания младшего школьника остается непроизвольное, физиологической основой которого является ориентировочный рефлексХорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.

Даже такие индивидуально-психологические характеристики, как память и внимание, которые на первый взгляд в наибольшей степени связаны с природными возможностями человека, могут изменяться под влиянием определенных условий обучения. Но осознание ребенком полностью будет идти успешно лишь под чутким руководством педагога, путем упражнений и поощрения ребенка за выполнение задания

Resource id #4988

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация в книге "Развитие произвольного внимания старших дошкольников"

Публикация в книге "Развитие произвольного внимания старших дошкольников"...

Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников

В статье описаны особенности развития внимания старших дошкольников, определена сущность дидактической игры, выделены наиболее значимые составляющие (компоненты)....

Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников

В статье описаны особенности развития внимания старших дошкольников, определена сущность дидактической игры, выделены наиболее значимые составляющие (компоненты)....

Картотека игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников

laquo;Выкладывание из палочек»Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики.Оборудование: счетные палочки, образец узора.Описание. Задача ребенка – по образцу выложить узор из па...

Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников

Ритм современной жизни, огромный поток информации, обновление многообразных форм массовой культуры привели к наращиванию объема знаний, необходимых современному человеку. Изменения, происходящие в общ...

Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников

Ритм современной жизни, огромный поток информации, обновление многообразных форм массовой культуры привели к наращиванию объема знаний, необходимых современному человеку. Изменения, происходящие в общ...

Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников

Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольниковПодготовила: воспитатель Поколюхина Юлия Олеговна Ритм современной жизни, огромный поток информации, обнов...