Главные вкладки

    Психолого-педагогические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей по развитию произвольного внимания старших дошкольников с ЗПР
    статья по теме

    Костюкова Наталья Владимировна

     Психолого-педагогические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей по развитию произвольного внимания старших дошкольников с ЗПР.  

    Подборка литературы по данной теме.                                                                                                                                                                                                                    

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx16.65 КБ

    Предварительный просмотр:

     Психолого-педагогические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей по развитию произвольного внимания старших дошкольников с ЗПР

    Внимание — это необходимое качество, которое следует развивать с раннего детства, так как оно будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями. Важно научить детей сосредоточиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдательными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание (например, слушать и одновременно писать, рисовать и т. п.). Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому у детей необходимо развивать интеллектуальную активность, устойчивость внимания, увеличивать его объем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.

    Прежде чем начинать самостоятельную практическую работу с детьми, педагоги, воспитатели должны внимательно изучить литературу, как общую, так и специальную, знать литературу, которую целесообразно посоветовать родителям.

    1. Баскакова И. Л. Внимание дошкольника. Методы его изучения и развития: Методические рекомендации. Москва-Воронеж, 1995.

    2. Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М., 1972.

    3. Добрынин Н. Ф. Внимание и память. — М., 1958.

    4. Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. — М., 1995.

    5. Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. — М., 1993.

    6. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. — М., 1998.

    7. Матюгин И. Ю., Аскоченская Т. Ю., Бонк И. А., Слоненко Т. Б. Как развивать внимание. — Донецк, 1997.

    8. Лурия А. Р. Психология внимания. — М., 1970.

    10. Тушканова О. И. Развитие внимания. — Волгоград, 1995.

    Литература для родителей:

    1. Осторожно, ловушка (развитие наблюдательности)/ Сост. Гаврина С. Е. и др. — Ярославль, 1997.

    2. Развитие внимания малыша / Сост. Гаврина С. Е. и др. — Ярославль, 1997.

    3. Противоположности. — М., 1999. — (Серия Готовимся к школе»).

    4. Забранная С. Д., Боровик О. В. Развитие ребенка в ваших руках. — М., 2000.

    Дети с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что ребенок чуть позже начал ходить, действовать с предметами. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость при выполнении заданий учебного типа.

    К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети мало активны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности более низкий.

    Задания должны быть яркими, красочными, а занятия по тренировке внимания желательно проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме и не дольше, чем 15 минут в день.

    С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы. Поступающие в школу дети с ЗПР характеризуются рядом специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала знаний, умений и навыков. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счетом, чтением и письмом. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Многие проблемы непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания.

    Внимание – один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе, успешность его учебной деятельности. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса.

    Преобладающим видом внимания младшего школьника остается непроизвольное, физиологической основой которого является ориентировочный рефлексХорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.

    Даже такие индивидуально-психологические характеристики, как память и внимание, которые на первый взгляд в наибольшей степени связаны с природными возможностями человека, могут изменяться под влиянием определенных условий обучения. Но осознание ребенком полностью будет идти успешно лишь под чутким руководством педагога, путем упражнений и поощрения ребенка за выполнение задания

    Resource id #4988

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации для родителей по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.

    методические рекомендации для родителей по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста...

    Публикация в книге "Развитие произвольного внимания старших дошкольников"

    Публикация в книге "Развитие произвольного внимания старших дошкольников"...

    Рекомендации для родителей по развитию произвольного внимания у детей 3-5 летнего возраста

    В статье описаны психологические особенности  развития произвольного внимания у детей 3-5 летнего возраста. Предложены игры и упражнения на развитие внимания....

    Методические рекомендации для родителей по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.

    методические рекомендации для родителей по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста....

    Рекомендации для педагогов «Проектная деятельность, как средство развития познавательных способностей старших дошкольников»

    Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познат...

    Развитие произвольного внимания у дошкольников старшего возраста

    В статье анализируется проблема развития произвольного внимания старших дошкольников. Актуальность темы заключается в том, что многие трудности подготовки старших дошкольников к школе связаны с низким...

    Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников

    В статье описаны особенности развития внимания старших дошкольников, определена сущность дидактической игры, выделены наиболее значимые составляющие (компоненты)....