Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников
статья (подготовительная группа)

Разуванова Юлия Владимировна

Ритм современной жизни, огромный поток информации, обновление многообразных форм массовой культуры привели к наращиванию объема знаний, необходимых современному человеку. Изменения, происходящие в обществе, оказывают серьезное воздействие на развитие детей, их психических функций, необходимых для решения задач активного включения в жизнь.

В период дошкольного детства особое значение придается становлению интеллектуальных, речевых и творческих способностей. Это необходимо для формирования критического мышления, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Проблема формирования психических познавательных процессов ребенка пока еще не представлена как особый вид содержания дошкольного образования; отсутствует и действенная методическая база. Анализ известных концепций и технологий развития психических познавательных процессов показывает недостаточную их адаптацию к системе дошкольного образования.

Одним из значимых, с точки зрения воспитания, ребенка-дошкольника психических познавательных процессов является внимание. О его значимости писали в своих трудах Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.Н. Леонтьев, М. Монтессори и др.

В последние десятилетия психологи интенсивно разрабатывали и проверяли разнообразные объяснительные модели, подтверждающие огромную роль психических познавательных процессов, и в частности внимания, в сложных формах внутренней деятельности. Об этом писал еще Гегель: «Без внимания для духа ничего нет… Внимание образует поэтому начало образования».

Формирование когнитивных функций ребенка является основой для восприятия и усвоения учебного материала. Сравнительный мониторинг, показал, что недостаточное формирование произвольного внимания вызывает особое беспокойство. У современных детей происходит сужение объема внимания, нарушена его концентрация. Это наблюдается как при состоянии утомления, что может быть вызвано перегрузкой мозга, связанной с избыточным потоком информации, бесконтрольным использованием гаджетов. Исследованиями ученых-психологов установлено, что чем выше уровень внимания, тем результативнее обучение. Именно невнимательность является причиной низкой успеваемости и некорректного усвоения материала.

В рамках выявленной проблемы следует обозначить задачи для педагогов и родителей детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте изменения познавательной деятельности касаются всех видов и свойств внимания, которое должно стать более устойчивым, распределенным и избирательным. Связано это с организацией жизни ребенка и освоением новых видов деятельности: познавательной, игровой, трудовой и др.

Существенную роль играет организация правильного распорядка дня. Это создает опорные точки в жизни ребенка, облегчает переключение, распределение и концентрацию внимания. В ранний период дошкольного детства внимание ребенка является отражением его действий с предметами, исследованием окружающей обстановки.

Формирование внимания дошкольника зависит от особенностей речи и характеризуется: устойчивостью, объемом, концентрацией, возможностью управления его произвольной формой, активизацией познавательного интереса. Все это предполагает формирование элементов послепроизвольного внимания.

Значимость речи определяется возрастными особенностями ребенка. Например, дети шести–семи лет при выполнении задания проговаривают инструкцию взрослого чаще, чем дети трех–четырех лет. На более ранних этапах при помощи словесных инструкций педагог может «организовать» внимание ребенка в процессе деятельности, чтобы в дальнейшем он самостоятельно использовал приемы, которые ранее применялись самим взрослым, поскольку речь в старшем дошкольном возрасте обретает и планирующую функцию.

Следовательно, формирование произвольного внимания вплотную связано не только с развитием речи, но и осознанием значимости будущей деятельности, пониманием и обозначением ее цели. Это сопряжено с освоением общепризнанных норм и правил поведения, становлением волевого действия.

Возрастные и индивидуальные особенности.

Уже в дошкольном возрасте прослеживаются существенные индивидуальные различия в уровне устойчивости внимания у детей. Это может зависеть от типа нервной деятельности, физического состояния и условий жизни. Часто болеющие дети с неустойчивой психикой отвлекаются больше, чем уравновешенные и здоровые, причем различие в стабильности их внимания значительное. У дошкольников и первоклассников наблюдается незначительная устойчивость внимания, что может быть сопряжено с возрастной слабостью процесса торможения. Исходя из физиологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, стабильность данного процесса может сохраняться на протяжении 30–35 минут.

В раннем дошкольном возрасте малыш может действовать с двумя–тремя предметами одновременно в относительно небольшой период времени.

Начиная со старшего дошкольного возраста, дети способны концентрироваться на деятельности, которая обретает для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, тайны, задачи учебного типа). Устойчивость данного процесса в умственной деятельности значительно увеличивается к семи годам, но все же развита еще незначительно.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников

Ритм современной жизни, огромный поток информации, обновление многообразных форм массовой культуры привели к наращиванию объема знаний, необходимых современному человеку. Изменения, происходящие в обществе, оказывают серьезное воздействие на развитие детей, их психических функций, необходимых для решения задач активного включения в жизнь.

В период дошкольного детства особое значение придается становлению интеллектуальных, речевых и творческих способностей. Это необходимо для формирования критического мышления, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Проблема формирования психических познавательных процессов ребенка пока еще не представлена как особый вид содержания дошкольного образования; отсутствует и действенная методическая база. Анализ известных концепций и технологий развития психических познавательных процессов показывает недостаточную их адаптацию к системе дошкольного образования.

Одним из значимых, с точки зрения воспитания, ребенка-дошкольника психических познавательных процессов является внимание. О его значимости писали в своих трудах Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.Н. Леонтьев, М. Монтессори и др.

В последние десятилетия психологи интенсивно разрабатывали и проверяли разнообразные объяснительные модели, подтверждающие огромную роль психических познавательных процессов, и в частности внимания, в сложных формах внутренней деятельности. Об этом писал еще Гегель: «Без внимания для духа ничего нет… Внимание образует поэтому начало образования».

Формирование когнитивных функций ребенка является основой для восприятия и усвоения учебного материала. Сравнительный мониторинг, показал, что недостаточное формирование произвольного внимания вызывает особое беспокойство. У современных детей происходит сужение объема внимания, нарушена его концентрация. Это наблюдается как при состоянии утомления, что может быть вызвано перегрузкой мозга, связанной с избыточным потоком информации, бесконтрольным использованием гаджетов. Исследованиями ученых-психологов установлено, что чем выше уровень внимания, тем результативнее обучение. Именно невнимательность является причиной низкой успеваемости и некорректного усвоения материала.

В рамках выявленной проблемы следует обозначить задачи для педагогов и родителей детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте изменения познавательной деятельности касаются всех видов и свойств внимания, которое должно стать более устойчивым, распределенным и избирательным. Связано это с организацией жизни ребенка и освоением новых видов деятельности: познавательной, игровой, трудовой и др.

Существенную роль играет организация правильного распорядка дня. Это создает опорные точки в жизни ребенка, облегчает переключение, распределение и концентрацию внимания. В ранний период дошкольного детства внимание ребенка является отражением его действий с предметами, исследованием окружающей обстановки.

Формирование внимания дошкольника зависит от особенностей речи и характеризуется: устойчивостью, объемом, концентрацией, возможностью управления его произвольной формой, активизацией познавательного интереса. Все это предполагает формирование элементов послепроизвольного внимания.

Значимость речи определяется возрастными особенностями ребенка. Например, дети шести–семи лет при выполнении задания проговаривают инструкцию взрослого чаще, чем дети трех–четырех лет. На более ранних этапах при помощи словесных инструкций педагог может «организовать» внимание ребенка в процессе деятельности, чтобы в дальнейшем он самостоятельно использовал приемы, которые ранее применялись самим взрослым, поскольку речь в старшем дошкольном возрасте обретает и планирующую функцию.

Следовательно, формирование произвольного внимания вплотную связано не только с развитием речи, но и осознанием значимости будущей деятельности, пониманием и обозначением ее цели. Это сопряжено с освоением общепризнанных норм и правил поведения, становлением волевого действия.

Возрастные и индивидуальные особенности.

Уже в дошкольном возрасте прослеживаются существенные индивидуальные различия в уровне устойчивости внимания у детей. Это может зависеть от типа нервной деятельности, физического состояния и условий жизни. Часто болеющие дети с неустойчивой психикой отвлекаются больше, чем уравновешенные и здоровые, причем различие в стабильности их внимания значительное. У дошкольников и первоклассников наблюдается незначительная устойчивость внимания, что может быть сопряжено с возрастной слабостью процесса торможения. Исходя из физиологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, стабильность данного процесса может сохраняться на протяжении 30–35 минут.

В раннем дошкольном возрасте малыш может действовать с двумя–тремя предметами одновременно в относительно небольшой период времени.

Начиная со старшего дошкольного возраста, дети способны концентрироваться на деятельности, которая обретает для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, тайны, задачи учебного типа). Устойчивость данного процесса в умственной деятельности значительно увеличивается к семи годам, но все же развита еще незначительно.

Главные отличительные черты формирования внимания дошкольников: возможность управлять им, концентрировать его на установленном объекте либо явлении. К завершению дошкольного этапа у детей возникает интерес к умственной деятельности, что способствует наиболее активному развитию внимания к учебному процессу в школе.

Психолого-педагогические условия

Для поддержания устойчивого интереса ребенка к занятиям или играм необходимы следующие психолого-педагогические условия:

  • отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности;
  • привычная обстановка;
  • возникновение косвенных интересов (сама деятельность может не привлекать ребенка, однако у него существует стабильная заинтересованность в результате);
  • цель обучения должна быть эмоционально значима (самый простой вариант – это похвала за старание, стремление либо удивление, что все выполнено так правильно);
  • организация состязательности (соревновательности), игровой компонент. Достижения ребенка в существенной мере зависят от фантазии взрослого.

Внимание имеет тесную взаимосвязанность со степенью формирования восприятия. Такие перцептивные действия, как выделение элементов из общего фона, сопоставление предмета с образцом, сравнение, влияют на его развитие. У дошкольников формируется усидчивость при выполнении задания, они могут долго рисовать, собирать конструктор, слушать речь воспитателя и т.д. Это новое качество детей позволяет педагогу предъявлять им определенные требования при организации обучающей деятельности и создавать условия, при которых они не отвлекаются, изучают проблему детально и стремятся довести дело до конца.

Дидактические игры

Понимание значимости дидактической игры для развития внимания дошкольников позволяет нам выделить наиболее существенные ее составляющие (компоненты):

  • игра выступает как ведущий вид деятельности ребенка, при этом оставаясь обучающей;
  • игровая деятельность – важнейшее психическое явление в жизни ребенка и выражение его активного отношения к окружающей действительности (развиваются все психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер);
  • условность игровой деятельности, которая понимается как признак отражения действительности и указывает на нетождественность образа и объекта. В данном случае имеется в виду такая деятельность, которая осознается как «понарошку» (К.С. Станиславский выражает это словами «если бы» или «как будто»).

При сравнении обучения и игры необходимо понимать, что непредсказуемость – обязательный компонент для того, чтобы игра существовала и была полноценно реализована в учебной деятельности. Игра перестает быть игрой при условии, если деятельность предсказуема. Термин «занимательность» более полно отображает сущность игры. Один ребенок воспринимает игровую ситуацию как игру, другой – нет; следовательно, именно занимательность отображает субъективную сторону игры. Занимательность – это определенный эмоциональный настрой.

Игра будет дидактической при условии, что учебный материал является основой ее содержания. Как правило, развивающий материал становится содержанием деятельностного аспекта, а образовательный – условного.

Если рассматривать игру в рамках дошкольной педагогики, то можно сказать, что она выступает методом развивающей деятельности, способом познания детьми окружающего мира, самовыражения, компонентом саморазвития, а также подготовкой к неигровой деятельности, к жизни.

Для того чтобы внедрить игру в процесс обучения, мало желания педагога – необходима ее грамотная организация. Возникает ряд проблем: как с помощью конкретной игры дать знания детям, как часто применять игру и какое количество времени на нее отводить. Важно все продумать до мелочей, потому что игровая форма обучения – это сложная структура организации деятельности дошкольника, состоящая из нескольких этапов.

Успешную реализацию поставленных задач по развитию внимания посредством дидактических игр позволяют обеспечить следующие условия педагогического процесса:

  • организация системы психо-логопедагогического сопровождения ребенка;
  • обеспечение личностной самореализации детей;
  • тщательный подбор методов, форм и подходов в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями ребенка;
  • научно-методологическое сопровождение педагогов;
  • педагогический процесс, направленный на саморазвитие, самообразование и самосовершенствование ребенка;
  • сотрудничество детского сада с семьей.

Любая из разновидностей дидактической игры направлена на создание условий для решения ребенком интеллектуальных задач, что значительно повышает его умственную активность, воздействуя при этом на все виды психических и познавательных процессов, и в частности на развитие внимания. Цель дидактических игр данного вида – формирование устойчивости, сосредоточенности, целенаправленности, а также приобретение навыков управления этими качествами.

Для проведения дидактических игр необходима консультация педагога, после чего можно осуществлять плавный переход к самостоятельным действиям детей. Ребенок старшего дошкольного возраста уже способен к восприятию правил игры без сюжетного оформления, при этом взрослый может быть только наблюдателем.

Для наиболее успешного развития внимания средствами дидактических игр необходимо соблюдение определенных требований:

  • разнообразие видов дидактических игр для наибольшей заинтересованности дошкольников;
  • создание эмоционально-благоприятной атмосферы;
  • применение таких приемов, как разгадывание загадок, кроссвордов и ребусов;
  • дидактические занятия с логическими картинками;
  • проведение методической работы с педагогами;
  • совместная деятельность с родителями дошкольников.

Следовательно, особенности применения дидактической игры в старшем дошкольном возрасте состоят в следующем:

  • дидактическая игра – явление сложное, однако в ней четко отслеживается структура, т.е. главные компоненты, определяющие игру как форму обучения и игровую деятельность;
  • структурный элемент игры – игровая задача, выполняемая детьми в игровой деятельности. В дидактической игре их две: дидактическая и игровая, что отображает связь обучения и игры;
  • правила являются также элементом дидактической игры. Они определяют порядок, очередность игровых действий и взаимоотношений детей. Выполнение правил требует проявления усилий для освоения методов общения в игре и за ее пределами. Правила способствуют формированию и развитию не только знаний, но и разнообразных чувств, усвоению традиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей по развитию произвольного внимания старших дошкольников с ЗПР

Психолого-педагогические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей по развитию произвольного внимания старших дошкольников с ЗПР.  Подборка литературы по данной теме.   ...

Публикация в книге "Развитие произвольного внимания старших дошкольников"

Публикация в книге "Развитие произвольного внимания старших дошкольников"...

Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников

В статье описаны особенности развития внимания старших дошкольников, определена сущность дидактической игры, выделены наиболее значимые составляющие (компоненты)....

Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников

В статье описаны особенности развития внимания старших дошкольников, определена сущность дидактической игры, выделены наиболее значимые составляющие (компоненты)....

Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников

Ритм современной жизни, огромный поток информации, обновление многообразных форм массовой культуры привели к наращиванию объема знаний, необходимых современному человеку. Изменения, происходящие в общ...

Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников

Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольниковПодготовила: воспитатель Поколюхина Юлия Олеговна Ритм современной жизни, огромный поток информации, обнов...

Консультация для родителей. Влияние дидактических игр на развитие произвольного внимания детей 5-6 лет.

Консультация для родителей.Влияние дидактических игр на развитие произвольного внимания детей 5-6 лет. Дидактические игры имеют большое значение для всестороннего развития личности ребёнка. Они о...