Рекомендации для родителей будущих первоклассников
консультация (подготовительная группа) на тему

Подгорбунских Ирина Александровна

В консультации даются основные рекомендации по подготовке детей к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_nachinat_gotovit_rebenka_k_shkole.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей будущих первоклассников.

Как начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Кто должен готовить ребенка к школе? Десятки этих и подобных вопросов волнуют не только специалистов, но и родителей. Единого для всех рецепта нет и быть не может: с одним ребенком нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить по минуточкам сидеть и внимательно работать. Одно ясно: готовить ребенка к школе, обучать можно буквально с рождения и все, чему вы научите ребенка, а главное — чему он научится в раннем детстве сам, оплатится сторицей. Но и здесь важно найти золотую середину, не переусердствовать, не натаскивать ребенка, не требовать непосильного только потому, что «другие дети уже умеют это», дать ему возможность получить удовлетворение от достигнутого и лишь потом переходить к чему-то новому, более сложному. Цель всегда должна быть на шажок впереди, но должна быть достижимой, соответствовать возможностям ребенка. Нужно помнить, что у детей, испытавших неудачу, снижается желание учиться, снижается интерес к новому, незнакомому, а значит, затрудняется процесс обучения.

Не все родители считают, что подготовка к школе — их забота. Многие (особенно те, чьи дети ходят в детский сад) стремятся перепоручить все воспитателям детского сада и нередко возмущаются плохой или недостаточной работой с детьми. Другие думают, что все придет само собой — «вырастет — научится» — и не следует уделять подготовке к школе специального внимания. Конечно, в детском саду ведется обязательная работа с детьми, но кто лучше знает своего ребенка, чем родители, кто может найти самый эффективный подход к нему, кто может проявить любовь и терпение, необходимые в работе с малышом? Родители. Именно семья должна и может сыграть решающую роль при подготовке ребенка к школе.

И еще один вопрос, который задают родители: когда заниматься? Почти все мамы и папы работают, совсем нет свободного времени. Как же быть? Попробуем разобраться вместе.

Сегодня у вас поездка за город (на дачу, на огород) — нет лучше способа рассказать об овощах и фруктах, обратить внимание на то, как они растут, вспомнить цвета — все оттенки зеленого, красного, желтого. Хорошо, если это будет не просто рассказ, а ребенок сам выкопает морковку, сорвет огурец и т. п.

Однако знания детей не должны ограничиваться только окружающими нас предметами. Поэтому представление об экзотических фруктах можно дать, показав картинки в книгах. Кстати, сейчас издается довольно много разнообразных альбомов для раскрашивания. Там изображены фрукты, цветы, птицы, домашние и дикие животные и многое другое, что можно с успехом использовать не только для раскрашивания, но и для упражнений по классификации предметов, выделению сходства и различия.

Если процесс классификации затруднен, стоит уделить этому особое внимание. Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты, ягоды, домашние и дикие животные и другое.). А потом поиграть: «Кто быстрее выберет фрукты» или «Кто найдет больше диких зверей». Впрочем, игры могут быть различными, пофантазируйте и обязательно найдете то, что интереснее вашему ребенку.

Необходимые знания ребенок получает не только в процессе общения со сверстниками, но и в процессе активной деятельности. Не удивляйтесь, что он стремится разобрать новую машину, не очень ругайте его, если в порыве любознательности вдруг окажутся разобранными до винтика часы, не отмахивайтесь от желания вашей дочери пощупать и раскатать тесто, слепить пирожок или помочь вам во время стирки. Все это своего рода экспериментальная деятельность, знакомство со строением, свойствами новых предметов, действий, путь познания.

Все дети любознательны, и их потребность в новом следует целенаправленно развивать, тренируя наблюдательность, воображение. Особенно хорошо это удается в процессе рисования, конструирования, лепки, выполнения различных поделок из природного материала.

Вы вернулись с прогулки по лесу, попросите ребенка нарисовать то, что он видел, вылепить из пластилина грибы: лисичку и сыроежку, подберезовик и опенок, мухомор. Разберитесь, что общего у них, в чем отличие. Попутно разберитесь, какие грибы съедобные, какие нет. Можно рассказать, как заготавливать грибы на зиму: сушить, мариновать, солить. Можно рассказать, как готовят себе грибы на зиму белочка и ежик. Это только один пример. Но важен принцип. Усвоив и поняв его, вы сможете развить в ребенке наблюдательность, творческое воображение.

Воображение ребенка развивают книги, фильмы, спектакли. Огромное впечатление на дошкольника, толчок к новым знаниям, интересам оказывает посещение музеев (любых!), выставок. Куда бы вы ни пошли вместе со своим малышом: на выставку кошек или на художественную выставку - разговоров, обсуждений, впечатлений хватит надолго.

Ребенок в этом возрасте очень любопытен, ему интересно не только то, что происходит вокруг, но и причины происходящего. Развитию логического мышления способствует решение тех задач, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, но вы можете стимулировать этот процесс вопросами типа: как? что? почему? а если бы? что, если?.. Ребенок учится при этом самостоятельно рассуждать, предполагать, делать выводы. Родители не всегда знают, как ответить на тот или иной вопрос. Думаем, что в таком случае не следует делать вид, что вы очень заняты, или просто игнорировать вопрос, лучше честно сказать, что вы не очень хорошо знаете, как ответить на этот вопрос, но постараетесь узнать и потом расскажете. Слово свое обязательно сдержите.

Кроме системы знаний об окружающем мире, природе, обществе, у ребенка перед школой должен быть определенный запас так называемых специальных представлений, которые помогут ему усвоить школьный материал.

Например, дети должны уметь различать пространственное расположение предметов (верх, низ, над, под, справа, слева, сбоку и т. п.), должны знать и уметь различать основные геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, треугольник). Они должны уметь различать величину предметов, знать понятия «больше», «меньше», «часть», «целое».

Понятия «верх», «низ», «справа», «слева», «впереди», «сзади» и т. п. достаточно быстро усваиваются при игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево (вперед, назад). Задача посложнее: играем вдвоем, ты бросаешь правой рукой мне к правой (левой) руке. Ребенок все это выполняет, но важно и зафиксировать его внимание на пространственных соотношениях. Не нервничайте, если ребенок путает понятия (особенно часто такие нарушения отмечаются у леворуких детей), терпеливо объясняйте, повторяйте. Гораздо сложнее бывает сформировать понятия о пространственном расположении частей (деталей) на плоскости. Для этой цели можете использовать мелкие игрушки (медвежонок, зайчик, собачка). Предложите ребенку поиграть в игру «Выполняй команды!»

Возьмем чистый лист бумаги, просим найти его середину и ставим туда игрушку. Затем уточняем, где право, а где лево, где верх, а где низ, где углы у листа. Даем команду медвежонку встать на левую сторону листа. Куда встал медвежонок? (ребенок дает отчет). Затем можно отправить медвежонка на верхнюю (нижнюю) сторону листа, в правый (левый), верхний (нижний) угол и т.п..

        Необходимым элементом подготовки ребенка к письму являются задания на листах в клетку и линейку: копирование узора, продолжение по образцу. В продаже есть различные рабочие тетради для дошкольников с подобными заданиями. Но помните, что при выполнении графических упражнений важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность выполнения. Не получается? Значит, уделите больше внимания общему развитию движений руки, пальцев: вязание и лепка, мозаика и конструктор; штриховка и раскрашивание цветными карандашами (не фломастерами!).

Не учите ребенка писать письменные буквы, так как это очень сложный процесс и лучше, если он будет идти под руководством учителя.

        И помните, что любые задания, любая новая деятельность, любое обучение будет доступно и интересно ребенку, если вы организуете их в форме игры. Почему? Потому что игра – это ведущий вид деятельности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендация для родителей будущих первоклассников

данная рекомендация поможет родителям подготовить ребёнка к школе...

Рекомендации для родителей будущих первоклассников

рекомендации для родителей будущих первокласников...

Методические рекомендации для родителей будущих первоклассников.

Как научить ребенка читать.    Играя, учим буквы правильно. Игры с буквами для дошколят....

Рекомендации для родителей будущих первоклассников в вопросах и ответах.

В настоящее время проблема готовности ребенка к школе является наиболее актуальной. Это связанно с тем, что в школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы...

рекомендации для родителей будущих первоклассников

Материалы для родителей при подготовке детей к школе...

"За год до школы" Методические рекомендации для родителей будущих первоклассников

Подборка  игр и упражнений. которые могут использовать родители и воспитатели для развития у детей произвольности, воображения,логического мышления, памяти....

Рекомендации для родителей будущих первоклассников

Рекомендации для родителей будущих первоклассников...