Консультации для родителей
консультация на тему


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОДЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ

 С СИНДРОМОМ ДАУНА

Навыки самообслуживания, в частности - навыки одевания, совершенно необходимы в повседневной жизни. Овладение этими навыками поможет ребенку чувствовать себя уверенно, успешно находиться в детском саду, школе. Учтите, пожалуйста, что ребенку легче научиться снимать одежду, чем надевать ее, и что позже всего малыш может научиться расстегивать и застегивать кнопки, молнии. пуговицы и завязывать шнурки.

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК ДЛЯ ТОГО. ЧТОБЫ ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ ОДЕВАНИЯ?

• Уметь сохранять устойчивую позу, владеть достаточно большим объемом движений:
• Иметь представление о собственном теле и его частях:
• Уметь действовать двумя руками одновременно, либо совершая синхронные действия, либо используя одну руку как ведущую, а другую, как помогающую:
• Уметь выполнять ряд специфических движений, необходимых для одевания:
тянуться рукой вперед, вверх, заводить руки за спину, за голову и т.д.:
• Владеть необходимым объемом мелких движений рук и пальцев: у ребенка должен быть сформирован щепотный и пинцетный захват.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ ОДЕВАНИЯ?

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОДЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА.
       Есть много способов помощи: очень важно поместить малыша в подходящую позу, можно выполнять действие совместно, положив свои руки поверх рук малыша, хорошо побуждать его подражать вашим действиям или давать четкие пошаговые инструкции. Важно помнить, что вы оказываете временную помощь, и степень вашего непосредственного участия в процессе одевания уменьшается по мере овладения навыком. Ваша цель - научить ребенка действовать самостоятельно!

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА ОДЕВАНИЮ:
1. Ребенок должен находиться в правильном, устойчивом положении, чтобы он мог сосредоточиться непосредственно на одевании, а не тратить лишних усилий на удерживание равновесия.
2. Каждое действие следует разбить на несколько простых шагов. В процессе обучения новому навыку, вы выполняете все шаги, предоставляя малышу возможность самостоятельно выполнить последний шаг. Число самостоятельных шагов постепенно увеличивается, пока ребенок не освоит всю цепочку действий и не начнет выполнять ее без вашего участия.
       Некоторые дети предпочитают не заканчивать последовательность самостоятельно, а начинать ее. В этом случае, вам необходимо «начать с другого конца», помогая малышу завершить цепочку действий и постепенно увеличивая его самостоятельное участие. Имейте в виду, что освоение каждого шага может потребовать достаточно длительного времени.
3. Обязательно хвалите малыша за любой, даже самый малый успех.
4. Правильно выбирайте время для занятий. Важно, чтобы вы никуда не спешили, а у ребенка был стимул для одевания. К примеру, для обучения одеванию и раздеванию хорошо подходит ситуация сборов на прогулку или подготовки ко сну.
5. Помогайте ребенку, положив свои руки поверх его рук и направляя его движения до тех пор, пока ему не удастся выполнить действие самостоятельно.
6. Активно используйте способность ребенка подражать действиям других людей. Если у вас есть другие дети, малыш будет с удовольствием выполнять непростые для него действия вместе с братом или сестрой.
7. Постепенно переходите от непосредственной физической помощи к словесной инструкции, а затем начинайте просто напоминать ему последовательность действий, используя указательный жест.
8. Если ребенок ходит в детский сад, позаботьтесь о подходящей одежде, чтобы не создавать ему лишних трудностей при одевании и раздевании. Пока ребенок не научился уверенно одеваться, используйте одежду, которую легко снимать и надевать.

В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНОК
УСВАИВАЕТ НАВЫКИ ОДЕВАНИЯ.


Этот список поможет вам сориентироваться, в какой последовательности дети учатся одеваться. В то же время не следует учитывать, что ребенок может осваивать несколько навыков одновременно.

• Снимает шапку и варежки:
• Снимает носки и ботинки:
• Надевает шапку;
• Снимает расстегнутую взрослым куртку;
• Спускает и стаскивает с себя штаны:
• Стаскивает с себя через голову свитер, футболку:
• Заканчивает застегивать и расстегивать молнию, (замок молнии соединяет взрослый);
• Снимает с себя свободную пижаму (кофточку и штаны);
• Вставляет ноги в штанины и натягивает на себя штаны;
• Вставляет руки в рукава джемпера или футболки, после того, как ему помогли надеть их через голову;
• Обувает туфли, ботинки, тапочки, не застегивая их:
• Надевает носки:
• Просовывает голову в ворот, а руки - в рукава джемпера или футболки:
• Надевает куртку, не застегивая ее;
• Надевает рубашку, не застегивая ее;
• Застегивает одежду на пуговицы;
• Застегивает разъемную молнию, предварительно соединив замок:
• Зашнуровывает ботинки и завязывает шнурки.



Предварительный просмотр:

      Ребенок слишком часто берет предметы в рот и облизывает все      подряд, жует одежду 
Что делать ?
   Давайте ребенку трогать и облизывать разные виды поверхностей, разные материалы, развивающие игрушки с различной структурой. Это поможет ребенку получить недостающую информацию через этот канал. 
Осторожно, но сильно своими руками, его руками, маховым полотенцем растирайте лицо ребенка медленными движениями по направлению вниз. 
    В таких случаях также помогает (в ограниченных количествах) медленный вибрационный массаж. Пусть сам ребенок определит, какая вибрация ему приятна. 
   Иногда полезно жевать резиновую трубку-зонд и пить коктейли через соломинку, а также жевать продукты типа ирисок или жевательных резинок и ломких крекеров. 

    - Он отказывается держать предметы (одежду, ложку) 
   Если у ребенка чрезмерно развита чувствительность рук, он может отказываться держать что-либо в руках. Он может очень расстраиваться, если руки испачкались, а может не переносить мытья рук. Он держит предмет очень вяло, скорее пальцами, чем ладонью. Вместе с тем, некоторые предметы ему нравится держать. Например, ему может нравиться стучать 2 кубиками друг о друга. Но он получает крайне мало информации через этот сенсорный канал! 
Что делать ?
   Сдавливайте руки ребенка, кладите свои руки на руки ребенка, когда что-то делаете с ним. 
   Иногда помогает вибрация, например, жужжащие мячики. 
Давайте ему трогать различные фактуры, материалы, - мягкие, твердые, царапающие. Будьте внимательны к реакции ребенка. 
Поставьте в зоне досягаемости ребенка корзину или коробку с разными предметами, пусть сам их исследует. 

   

  - Ребенок любит раскачиваться, биться головой о стенку или бортик кровати, кидать вещи, толкать, вертеться 
   Если вашему ребенку нравится натыкаться на стены, наверное, он не очень воспринимает движения. Он ощущает движение только путем контакта с чем-либо, а не само движение как таковое. 
Что делать ?
   Заполните большую коробку чем-нибудь тяжелым, пусть ребенок толкает ее по комнате. 
   Заполните рюкзак тяжелыми книгами (в меру) и наденьте на спину ребенку. Может быть, это поможет ребенку лучше осознавать, где его тело расположено в пространстве по отношению к другим предметам. 
Крепко обнимайте ребенка. Играйте с ним в "свалку, позволяйте ему под вашим присмотром прыгать на батуте, заворачивайте его в одеяло.            Играйте в перетягивание каната. Эти игры помогут ему лучше усваивать информацию о положении его тела в пространстве и помогут успокоиться. 

   - Если ребенок все время вертится или раскачивается 
Что делать ?
   Купите ему качели, детскую лошадку-качалку, кресло-качалку. Иногда качайте его на коленях, крепко  обнимая при этом. Наблюдайте за ребенком во время этих действий. Если ребенок успокаивается при качании, ему также могут понравиться ритмичные песни в вашем исполнении или тихая ритмичная музыка. 

   - Ребенок смотрит на лампочки, машет пальцами и предметами перед глазами 
Он пытается увеличить зрительную стимуляцию. 
Что делать ?
   Купите ему игрушку с огоньками, которые можно включить и выключить. Положите свои руки на руки ребенка и покажите ему, как включать и выключать эту игрушку. 
   Когда ребенок размахивает пальцами или предметами перед глазами, крепко сожмите его руки. Займитесь, держа его руки в своих, сортировкой мелких предметов по контейнерам, открыванием и закрыванием разных контейнеров. 
   Таким образом вы превращаете бессмысленное, навязчивое поведение в осмысленное решение какой-то задачи. 

   Я советую наблюдать за игрой ребенка. Если вы заметите какие-то из описанных выше проявлений, старайтесь немедленно отвлечь ребенка, увлечь его чем-то другим. 
   Ребенка легко отвлечь, пока у него не сформировалась зависимость. 
Также необходимо пройти неврологическое обследование и анализы, чтобы определить, какие именно сенсорные дисфункции у ребенка, получить конкретные рекомендации. 



   ОСЯЗАНИЕ. Родители могут предоставлять тактильную стимуляцию ребенку несколько раз в день по несколько минут. Сжимайте его в объятиях. Также сжимайте части тела: начиная сжимать кончики пальцев, затем плечи, потом начиная с пальцев на ногах до бедер. Такая техника часто успокаивает аутичных детей. 
Крепко обнимайте ребенка много раз в день. Щекочите его руки и ноги перышком или пальцами. 

   ОБОНЯНИЕ. Предоставляйте ребенку несколько раз в день, каждый день по несколько минут возможность обонять разные запахи (мята, апельсиновое масло, молотый кофе). 

   ВКУС. Дайте ребенку возможность пробовать на вкус сладкие, кислые и соленые продукты. Используйте крошечные кусочки этих продуктов. Также делайте это несколько раз в день, каждый день. 

   ЗРЕНИЕ. Давайте ребенку много стимулов для развития центрального зрения. Разговаривайте с ним лицом к лицу как можно чаще. Выдувайте мыльные пузыри, играйте в догонялки. 
   Медленно водите игрушкой вверх-вниз и вправо-влево перед лицом ребенка, чтобы он следил за ней взглядом. 
Не давайте ребенку заниматься "сенсорной игрой". 
  Можно показывать интересные мультфильмы, видео - под контролем родителей. Ребенок должен сидеть на расстоянии от телевизора и смотреть прямо на экран. 
Разглядывайте с ним картинки, книги. 

   Самое главное, что вы можете сделать для ребенка, - это проводить с ним как можно больше времени и останавливать "сенсорную игру". 
Иногда приходится убирать некоторые игрушки, которые стимулируют такую игру.



Предварительный просмотр:

    Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. К сожалению, немногие родители знают, зачем вообще развивать мелкую моторику. Все дело в том, что речевой и двигательный центры расположены рядом в коре головного мозга, отсюда вытекает связь между осязанием и развитием речи. Чем больше ваш малыш ощупывает предметы (желательно различной формы и фактуры), тем меньше вероятность возникновения у него проблем с речью.

    Кроме того, развивая мелкую моторику у малыша, мы одновременно развиваем его творческий потенциал. И через некоторое время вы заметите, что ребенок пытается конструировать сложные модели, рисовать объемные элементы, объединять и скреплять то, что скрепить нельзя по определению. Вместе с мелкой моторикой развивается логическое мышление ребенка.

    С прищепками можно экспериментировать и придумывать различные игры на ходу.

    Для игры понадобятся, в первую очередь, конечно, обычные бельевые прищепки. Кроме этого вам могут пригодиться фигурки из картона (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник).

    Покажите малышу, как держать прищепку тремя пальцами, сожмите и разожмите ее несколько раз своими руками. Потом вложите прищепку в руку малыша, придерживая своими пальцами, помогите научиться открывать и закрывать «ротик» у прищепки. 

    Покажите малышу, как держать прищепку тремя пальцами, сожмите и разожмите ее несколько раз своими руками. Потом вложите прищепку в руку малыша, придерживая своими пальцами, помогите научиться открывать и закрывать «ротик» у прищепки.

    Если малыш научился ловко обращаться с прищепками, предложите ему попробовать смастерить что-нибудь из прищепок (если малыш будет в замешательстве от такого предложения, попробуйте сами изобразить прищепками человечка или еще что-нибудь). Проявив немного фантазии, из прищепок можно сделать интересные игрушки, к примеру, самолет. Прицепив к концам прищепок по одной прищепке, а к концам этих прищепок еще по одной прищепке и т.д. вы получите самолет. Положив на стол три прищепки в ряд одну за другой и, толкая их, вы получите вполне «реальный» поезд. Фантазируйте вместе с ребенком, и вы получите не меньше удовольствия от игр, чем ваш малыш!

    Ну и, конечно, пусть малыш помогает вам развешивать носовые платочки после стирки и закреплять их прищепками. Это несложное задание даже для малыша, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

    Внимание!

    Во время игры с прищепками следите за тем, чтобы ребенок не прищемил себе пальчики или другие части тела. Нужно помнить, что развитие мелкой моторики рук очень важный процесс, который не нужно оставлять без внимания. Выбирайте прищепки , которые легко открываются! И не нанесут травму!!!

    Нарисуйте разные фигурки - ежика, божью коровку, тучку, солнышко, жучка, но только не рисуйте у предметов крылышки, лучики, лапки, иголки. Пусть ребенок обозначит их прищепками.

    Игр с прищепками существует множество. С их помощью можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, развивать фантазию. Сегодня мы поиграем в некоторые из них.

    Как играть:

    Дети сначала учатся только снимать прищепки, и лишь потом одевать.

    Для поддержания интереса можно использовать стишки, потешки.

Солнышко

    Пожалуй, самой популярной игрой с прищепками можно по праву назвать «Солнышко». В этой игре малыш должен прикрепить солнышку лучики, чтобы солнышко ярко светило. Вариантов у этой игры множество. Это и колючки для ёжика, и веточки для ёлочки, и ушки для зайчика, и крылышки для бабочки, и травка и всё-всё, на что только способна Ваша фантазия. Эта игра учит малыша открывать прищепку, отлично тренируя ловкость пальчиков и, разумеется, развивая мелкую моторику в целом. 

Щип-щип

     Эта игра подойдёт даже самым маленьким. Возьмите прищепку и пощипайте малыша за пальчики, за ладошку, за ножки, за животик… Такая игра не только прекрасно развивает тактильную чувствительность, но также, поможет изучить с крохой части тела. 

Рыбки

     Предложите малышу накормить рыбок, показав, как рыбки-прищепки открывают ротик. Попробуйте захватывать таким образом мелкие предметы — макароны, пуговицы и т. п. Эта игра отлично развивает мелкую моторику и координацию движения ручек. 

Цвета

    Покажите малышу картинки с изображением различных предметов. Каждый предмет должен быть определённого цвета, повторяющего цвет прищепки. Предложите малышу прикрепить прищепки к предметам по цвету. 

Вешаем бельё

     Натяните верёвку на уровне глаз малыша. Предложите ему повесить платочки и носочки (любые мелкие вещи, можно кукольную одежду). Это действие окажется для малыша значительно сложнее, чем простая игра в «Солнышко», ведь верёвка узкая и подвижная, а маленькая вещица так и норовит упасть с верёвки. Такая игра отлично развивает чёткую координацию движений рук и мелкую моторику. 

Ладошка

    Сделайте из картона ладошку без пальчиков и скажите малышу, что пальчики ушли гулять. Предложите прикрепить пальчики-прищепки. Эта игра учит малыша соотносить предметы по количеству. 

Конструктор

Конечно же, грех не использовать прищепки в качестве конструктора. Из них можно смастерить самолётик, забавных человечков, бабочку, паука и много ещё всего. Эта игра очень творческая, а потому, прекрасно развивает детское воображение.  

Поймай жучка

    Возьмите разноцветные прищепки и прикрепите их в различных местах комнаты – на скатерки, на диване, на шторах и т.д. Скажите ребенку, что к нам прилетели жучки. Но они решили поиграть с нами в прятки. Давай вместе найдем их и соберем в коробочку. Если малыш не видел, куда они сели, подсказывайте ему словами «горячо – холодно». Эта игра развивает внимание.    

Наряжаем елку

     Предложите крохе стать елкой. Да не простой, а новогодней. А новогодней елке нужны игрушки. «Вешаем» прищепки – украшаем елку. Или мама надевает – а кроха будет снимать прищепки.

Бусы

    Прищепки можно нанизывать на шнурок. Получатся красивые бусы. Усложняя задание, предложите ребенку чередовать прищепки по цвету.

Наш отличный ряд

   Возьмите картонные полоски и научите малыша прикреплять прищепки к краям на равном удалении друг от друга. Таким способом вы развиваете у крохи чувство ритма, расстояния. Ребенок старательно крепит прищепки, а если ряд нарушается, скажите ему об этом. Усложняя задания, крепите прищепки, по-разному их группируя: две-промежуток-одна и т.д.

Игры с цифрами

    Научите малыша соотносить цифру с количеством. Например, возьмите одинаковые полоски и предложите крохе прикрепить на нее такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной цифре.

Понятие величины

    Возьмите картонные полоски различной длины. Предложите малышу прикрепить к самой короткой полоске — одну прищепку, к средней — две, к самой длинной – три.

Как сделать игру:

1. Берём картон, желательно плотный и не очень толстый (я брала коробки из-под детского питания).

2. Распечатываем картинки.

3. Приклеиваем их на картон.

4. Вырезаем.

5. Ламинируем, чтобы дольше служили. Заламинировать можно скотчем.

6. Покупаем крепкие прищепки нужного цвета (лучше купить деревянные прищепки и покрасить их в нужные цвета).

Литература:

1. Игры с прищепками творим и говорим. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И.  ТЦ «Сфера» 2011г.

2. Интернет сайт «Мамам для мам»



Предварительный просмотр:

Варианты дидактических игр для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность – игровая. Именно через игры дети могут усваивать те или иные навыки. С помощью игр, представленных ниже, детям дошкольного возраста с нарушениями интеллекта можно привить культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

«Готовим обед для кукол»

Цель: учить различать продукты питания (мясо, рыба, творог, овощи, фрукты и т.д.), определять, из чего приготовлены блюда, из скольких блюд состоит обед, закрепление навыка дифференциации по назначению кухонной и столовой посуды.

Оборудование: куклы, набор детской кухонной и столовой посуды, детская плита, муляжи фруктов, овощей, мяса, рыбы, сыра, молока, творога, колбасы.

«Вымой кукле руки»

Цель: создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.

Оборудование: кукла, умывальник, шкафчик с полотенцем, белое платье.

«Мыльные перчатки. Пузырики»

Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи.

Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце.

«Подберем куклам одежду»

Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

Оборудование: две куклы — кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для Мити и для Кати: рубашка, брюки, свитер, кеды; платье, кофта, юбка, туфли.

«Найди пару»

Цель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды — правый.

Оборудование: вырезанные из картона обувь: сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла Маша.

«Волшебный шнурок»

Цель: развитие движений мелкой моторики рук, учить вдевать и выдергивать шнурок в отверстия по сюжетной картинке.

Оборудование: игра-книжка «Волшебный шнурок» и шнурки разного цвета (желтый, красный, зеленый).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...