"Вы и Ваш ребёнок. Советы психолога"
статья по теме

Бондарева Мария Александровна

Статья будет интересна любящим родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vy_i_vash_rebenok.sovety_psikhologa.doc203.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вы и ваш ребенок. Советы психолога.

Как сказать: "Я тебя люблю"?

Н

аучиться говорить с детьми — несложно: требуется некоторая продуманность и практика. Вы сумеете это сделать, а значит, сможете сплотить свою семью и подготовить ребенка к самостоятельному решению проблем, которые перед ним будет ставить жизнь.

Как часто вы говорите друг другу: «Я тебя люблю»? Вам важно слышать эти слова? Зачем? А ваш ребенок, как он знает, что любим? Бывает так, что супруги (чаще муж) редко произносят: «Я люблю тебя», хотя при этом многое делают для семьи.

«Слова без действий бессмысленны»? Но и действия без слов выглядят поверхностными. В среднем, взрослые, которые считают, что родители их любили, когда они были маленькими, не всегда могут признать, что родители проявляли это внешне. Некоторым детям приходится «читать между строк». Они «знают», что родители любят их, но не всегда ощущают это. Такие дети чаще бывают тревожными, неуверенными или агрессивными, так как не чувствуют защиты и поддержки, которая заключается в твердой уверенности в том, что они важны и любимы своими родителями.

Детям нужны и действия и слова. Так важно иметь подтверждение, слышать несколько раз в день: «Я люблю тебя». Вам не нужно быть поэтом или говорить так, как пишут в поздравительных открытках. Замечайте мелочи, которые вы любите в своих детях, и говорите им о них. И если вы будете время от времени это повторять, то ваш ребенок будет счастлив, жизнерадостен и уверен в себе. НЕВОЗМОЖНО ИЗБАЛОВАТЬ ЛЮБОВЬЮ И ВНИМАНИЕМ!

Как лучше сказать ребенку о своей любви:

  • «Моя любовь к тебе больше, чем небо... Нет, больше, чем Вселенная»
  • «Неважно, что ты делаешь, я всегда люблю тебя».
  • «Я люблю тебя. Всегда помни это».
  • «Я редко говорю это, так что слушай. Я люблю тебя, и всегда буду любить».
  • «Ты для меня целый мир».
  • «Ты частичка моего сердца»
  • «Знаешь, что значит лелеять? Я лелею тебя».
  • «Мой день начинается прекрасно, если я успеваю поговорить с тобой до того, как ты уйдешь в школу».
  • «Я рада, что ты есть»

Как говорить не стоит:

Единственный неправильный способ говорить об этом - это не говорить вообще. Говорите друг другу о своих нежных чувствах, дарите друг другу тепло и любовь прямо сейчас. И радость поселиться в вашем доме.

Если ребенок отказывается от разговора

Ч

асто к психологу обращаются родители, растерянные тем, что им все труднее находить общий язык с ребенком. И это звучит примерно так: «Я не могу вытянуть из него ни слова», на все мои расспросы он отвечает - «Все нормально». « Как заставить его рассказать, что у него на уме?»

Вам необходимо изменить свой прежний подход в разговоре, подключив сопереживание, сочувствие и интуицию. Регулярные и осмысленные беседы с детьми, а не просто обмен словами где-то на кухне, увеличат шанс на то, что ребенок захочет обсуждать с вами более неприятные или личные моменты.

Как лучше разговаривать с ребенком

  • «Я бы хотел помочь тебе, но не знаю, что делать. Пожалуйста, скажи  мне, что происходит».
  • «Ты пришел из садика очень печальный, и когда я спрашиваю тебя, что произошло, качаешь головой и ничего не говоришь. Я думаю, что это как-то связано со вчерашней ссорой». Если ваш ребенок только отрицательно качает головой, то это еще не значит, что он хочет, чтобы вы его больше не беспокоили. Продолжайте деликатно расспрашивать, пока он четко не скажет вам, что не хочет разговаривать. Не будьте назойливы. Отойдите от ребенка, если он твердо решил ничего вам не говорить.
  • Проявляйте сопереживание: «Я понимаю, что тебе иногда не нравится говорить о своих делах». Слово «иногда» подразумевает возможность все же поговорить об этом.
  • «Кажется, сейчас для тебя не время говорить об этом». Вы подсказываете  ребенку, что об этом можно поговорить позднее.
  • «Может быть, ты хочешь все обдумать сам? Я верю, что если тебе потребуется помощь, ты поговоришь со мной».

Зачастую молчаливые дети просто боятся говорить, когда на самом деле этого хотят. Их может пугать то, что вы расстроитесь или что вас смутит сама тема. Важно сказать, что вы им верите. Такие слова подталкивают детей к раскрытию и показывают, что вы им доступны. «Когда решишь поговорить, то имей в виду, что я всегда готов».

«Может быть, ты больше хочешь поговорить об этом с мамой?». Предоставьте ему выбор того с кем ему обсудить свою проблему.

«Когда я был в твоем возрасте, я не всегда знал, хочу ли я говорить о чем-то с родителями. Но всегда оказывалось лучше, если я делал это».

А вы сами умеете слушать?

Если вы склонны критиковать интересы детей или пренебрегать ими, то, возможно, именно по этой причине дети сейчас не хотят с вами говорить.  «Я знаю, что раньше со мной не всегда было легко разговаривать о таких вещах. Если ты не хочешь ничего мне сказать именно поэтому, то я понимаю тебя. Но я надеюсь, что ты дашь мне еще один шанс». Такая честность способна помочь ребенку заговорить с вами.

Что будет вредно?

  • «Какой помощи ты ждешь от меня, если не говоришь, что произошло»
  • «Я не отойду от тебя, пока ты не скажешь мне, что тебя беспокоит». Ясно сформулируйте, чем вы обеспокоены, и дайте ребенку возможность все обдумать самому, а потом, возможно, он подойдет к вам.
  • «У тебя не должно быть таких чувств...» Эта фраза может вызвать у ребенка чувство отверженности и непригодности.
  • «Если не скажешь сейчас, то потом, когда тебе надо будет поговорить - ищи кого-нибудь другого».
  • «Неужели ты действительно думаешь, что можешь решить все проблемы самостоятельно?»
  • «Ты как твой отец. Он никогда ничего не говорит».
  • «Наконец-то ты заговорил! Почему ты не мог сделать этого раньше?». Лучше похвалить ребенка за то, что он доверился вам.
  • «Я задаю тебе вопрос! Что ты сидишь и молчишь! Ответь мне!»

Научившись разговаривать с ребенком, вы дарите ему неоценимый опыт здорового общения, взаимопонимания и доверия. Делитесь новым опытом, открытиями, радуйтесь успехам, задавайте вопросы.

Что делать, если ваш ребенок не уверен в себе

С

емья, где присутствуют поддержка и любовь, повышает психологический иммунитет ребенка. Высказывания глобального характера, типа «ты замечательный... самый лучший ребенок на свете» и т. д., производят огромное впечатление, но они должны быть уравновешены более конкретной похвалой или поддержкой, например:

  • «Ты начал заниматься гимнастикой год назад, и, даже, когда было трудно - не сдавался, занимался. И вот - первая победа. Ты должен гордиться собой, что не бросил начатого».
  • «Давай сегодня вместе прогуляемся? Только ты и я». Когда вы сообщаете ребенку, что просто хотите провести с ними время, и действительно это делаете, это позволяет ему понять и поверить в то, что он дорог вам и значим для вас.
  • «То, что ты только что сделал/сказал, говорит о твоем терпении. Ты молодец!» Хвалите ребенка за любое хорошее качество — за настойчивость, доброту, чувство справедливости, желание делиться с другими, а также за послушание. Давайте поддержку, обращайте ребенка к прошлому удачному опыту.

Основное правило: Проводите с ребенком время, занимаясь чем-нибудь содержательным. Ваши занятия с ребенком повышают у него чувство собственного достоинства, независимо от того, ведут они к каким-либо достижениям или нет. Если уверенность ребенка в себе недавно пошатнулась, то ваш самый лучший первый жест – это сопереживание:

«Ты выглядишь таким несчастным. Расскажи, что случилось»
«Я заметила, что ты стал очень тихим, с тех пор как друзья перестали приглашать тебя кататься на велосипеде. Думаю, ты обиделся».

Помогая ребенку связать настоящую обиду с прошлой, вы можете помочь ему понять, почему он так остро отреагировал. Вспомнив, как ушла боль прошлых обид, ребенок начинает думать, что его настоящая проблема тоже временна.

Не спрашивайте автоматически: «Ты хочешь поговорить?» Ваш ребенок может инстинктивно ответить «нет». Вопрос «Как ты себя чувствуешь?» может возыметь обратный эффект, когда ребенок явно расстроен. Он может резко ответить вам: «А как, по-твоему, я себя чувствую?»

Лучше сообщить о своих наблюдениях: «У тебя заплаканные глаза» или «Ты хлопаешь дверью», а затем скажите, что вы думаете «Поэтому я думаю, что ты очень опечален», «я вижу, что ты очень сердишься». Не спрашивайте, что случилось. Лучше скажите: «Расскажи мне, что случилось».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кризис трёх лет: как договориться с ребёнком. Советы психолога.

Знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно. Ведь это поможет сформировать вам правильное отношение к происходящему: ма...

РЕБЁНОК И КОМПЬЮТЕР ( СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА).

Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видеоряд.Часто приходиться слы...

В помощь родителям "Гиперактивный ребёнок" (советы психолога)

Состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) у детей  выделяют как самостоятельное заболевание. Но чаще всего гиперактивность сопровождается синдром нарушения (или де...

Советы психолога "Как программировать ребёнка на удачу"

Данный материал содержит полезную информацию для родителей детей всех возрастов и поколений...

Советы психолога "Как помочь ребёнку стать самостоятельным?"

Мы всячески стараемся оберегать детей, создавая им тепличные условия, отбирая у них право выбора и лишая их ответственности за собственные решения и поступки, не осознавая, что этим мы оказываем им ме...

Консультация для родителей "Как правильно хвалить ребёнка: советы психолога"

Консультация для родителей  "Как  правильно хвалить ребёнка: советы психолога"...