Особенности развития самосознания у детей дошкольного возраста.
материал (старшая группа) по теме

Шилова Наталия Николаевна

Основным социальным институтом, формирующим самосознание ребенка, является его семья. Именно здесь закладывается фундамент личности ребенка. Приобретается опыт общения ребенка и взаимоотношений с родителями, близкими взрослыми. Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, рстущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностми обучения в школе, общение со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско - родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития самосознания у детей дошкольного возраста

Самосознание определяется как осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Самосознание есть определенная форма реального явления – сознания. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

Более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащему тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе.

Наивысший уровень развития самосознания – это возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем т о уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку.

Самосознание рождается в процессе коллективной практической деятельности межчеловеческих взаимоотношений.

На протяжении  дошкольного возраста наблюдается закономерный поступательный процесс: от элементарных самоощущений и актов самоузнавания, дифференцирующих Я и не- Я, ребенок переходит к осознанию себя как устойчивого объекта внимания и отношений со стороны других людей и одновременно как активного субъекта деятельности, носителя тех или иных черт и качеств, обладание которыми дают ему определенное социальное положение, уровень притязаний и т. д.

Вступление в период дошкольного возраста связано с переживанием  кризиса 3- х лет, с появлением важнейшего новообразования личности – Я – концепции.

Формирование личности связано с развитием самосознания, то есть представлением ребенка о самом себе. В речи ребенка начинает появляться местоимение «Я», он узнает себя в зеркале и на фотографиях.

Суть кризиса 3- х лет состоит в том, что это новое, появившееся в мире «Я» требует своего подтверждения.  Выготский называет этот кризис – «кризисом социальных отношений». Эльконин выделяет главные признаки: осознание « Я – сам», личные действия. Божович указывает на причины кризиса – потреьность в реализации собственного «Я».

Практически одновременно с формированием процесса идентичности и представления о себе дети оценивают собственные качества, и на основе этого возникает и развивается их самооценка.

Психологические процессы самооценки и формирования Я – концепции имеют значительные отличия. Я – концепция, по сути, представляет собой в большей мере набор описательных, нежели оценочных представлений о себе. Часть концепции может быть окрашена положительно и отрицательно, часть может быть нейтральной. А самооценка – это понимание человеком своих собственных качеств, а так же оценка им этих качеств.

 Самооценку детей младше семи лет точно измерить довольно трудно. У маленьких детей есть ожидание успеха в конкретных заданиях, они оценивают себя в каждой отдельной ситуации, но у них отсутствует обобщенная самооценка.

Дошкольник собой полностью доволен, кажется себе очень хорошим, и только, спустя некоторое время (к  девяти или десяти годам), у ребенка формируется вполне отчетливое чувство собственной ценности, формируется оценка себя.

Старшие дошкольник с высокой самооценкой чувствуют себя в « детском обществе» уверенней и активнее себя проявляют, чем дети с заниженной самооценкой.

В дошкольном возрасте дальнейшее развитие самосознания находит свое отражение не только в зарождающейся самооценке собственной личности, но и в умении давать объективные оценки окружающим людям.

Критерии самооценки находятся в прямой зависимости от воспитательной работы.

« Я концепция» это обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности, она играет важнейшую роль в формировании целостной личности. « Я концепция» включает в себя « образ Я» и самооценку.

« Образ Я» это совокупность чувственных ощущений, восприятий, представлений и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим. Посредством восприятия и понимания другого ребенок приходит к пониманию себя. Самооценка это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. Структура самооценки представлена двумя компонентами когнитивным и эмоциональным.

Существует множество факторов, влияющих на формирование « Я – концепции». Первым институтом социализации для ребенка является  его семья. Семья является разновозрастной группой, в которой дошкольник приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола.

« Я – концепция» формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важным являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения « Я – концепция» сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, « Я – концепция» играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

"Я всё умею делать сам..." (развитие самосознания у детей дошкольного возраста)

Знания о развитие самосознания ребёнка даст родителям возможность правильно воспитывать его опираясь на методы и способы учитывая психологические способности малыша....

«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей

laquo;Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей детей ствршей группы...

Развитие самосознания у детей дошкольного возраста

Развитие самосознания у детей дошкольного возраста  У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях нака...

"Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития "

quot;Особенности развития мелкой моторики  детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"Специалисты коррекционного профиля отмечают огромное значение мелкой моторики в психи...