Развитие самосознания у детей дошкольного возраста
презентация

Тихомирова Татьяна Сергеевна

Развитие самосознания у детей дошкольного возраста

 

 

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_psihologiya.pptx1.57 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие самосознания у детей дошкольного возраста Подготовила педагог МБДОУ ДС 337 г.Челябинска Тихомирова Т.С.

Слайд 2

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Общее понятие

Слайд 3

У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий.

Слайд 4

Интерес к взрослому и ответная реакция на его инициативные действия возникают у младенца к концу первого месяца жизни в виде улыбки. А к 2мес. нарастает интерес к людям и предметам. В3 мес. можно говорить о том, что сложилось предличностное образование - активность, отчасти врожденное качество, но развивающееся в основном под влиянием социальных условий жизни и при решающем влиянии общения со взрослыми. С возрастом растет и избирательность отношения ко взрослому. Если 3-месячный малыш примерно одинаково реагирует на любого взрослого, улыбаясь и радуясь, то во втором полугодии он четко разделяет родных, знакомых и совершенно чужих людей. Развитие самосознания в младенческом возрасте

Слайд 5

Общаясь с близкими, ребенок активен, инициативен, его переживания не только положительные, но и отрицательные очень яркие. Он выражает радость, удовольствие, огорчение, обиду, как бы стремясь поделиться своим эмоциональным состоянием, Дети как бы ищут поддержку у взрослых, предвосхищая положительные переживания. К знакомым людям ребенок проявляет интерес, но более сдержан в выражении эмоций. Малыши, особенно после 8 мес , начинают бояться незнакомцев.

Слайд 6

Теперь малыш не просто манипулирует предметами, а действует с ними в соответствии с их назначением, функцией. Малыш выполняет предметное действие в новых условиях и переносит его на другие предметы. Так, он начинает кормить куклу не только своей ложкой, но и любой другой, а затем и палочкой. Он кормит не только свою куклу, но и все другие куклы, мишку, кошку. Взаимоотношения взрослого с ребенком усложняются. Развитие самосознания в раннем детстве

Слайд 7

Выготский назвал кризисом отношений. К ним относятся: негативизм - такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых Кризис 3 - х лет

Слайд 8

упрямство - это реакция ребенка, когда он настаивает на своем требовании не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал строптивость - реакция ребенка, направленная против установленных для него норм воспитания, против образа жизни

Слайд 9

своеволие, или своенравие, заключается в тенденции ребенка к самостоятельности, когда он все хочет сделать сам протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер симптом обесценивания взрослого, его дискредитация

Слайд 10

стремление к деспотизму – желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим ревность по отношению к младшим и старшим, если в семье еще есть дети; реакции невротического или психопатического характера (страхи, неспокойный сон, ночной энурез , резкие затруднения в речи и т.д.)

Слайд 11

ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий; постепенно развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности; возникает гордость за собственные достижения - личностное новообразование раннего детства. Особенности развития самосознания в раннем возрасте

Слайд 12

В возрасте 3-7 лет общение со сверстниками начинает играть все более существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Взрослый - это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать запросто. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Самооценка дошкольника очень эмоциональна. Он легко оценивает себя положительно Развитие самосознания в дошкольном возрасте

Слайд 13

возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника оценивание сверстника помогает ребенку оценивать само го себя дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте

Слайд 14

к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность развивается способность мотивировать самооценку появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Слайд 15

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития самосознания у детей дошкольного возраста.

Основным социальным институтом, формирующим самосознание ребенка, является его семья. Именно здесь закладывается фундамент личности ребенка. Приобретается опыт общения ребенка и взаимоотношений с роди...

"Развитие самосознания у детей старшего возраста при подготовке к обучению в школе"

По мнению отечественных психологов, самосознание играет важную роль в формировании психологической готовности к обучению в школе: Е.Е Кравцова  одной из составляющих психологической готовности к ...

"Я всё умею делать сам..." (развитие самосознания у детей дошкольного возраста)

Знания о развитие самосознания ребёнка даст родителям возможность правильно воспитывать его опираясь на методы и способы учитывая психологические способности малыша....

Формирование этнического самосознания у детей дошкольного возраста на современном этапе

Формирование этнического самосознания у детей дошкольного возраста на современном этапе...

«Расширение историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания у детей дошкольного возраста, через музейную педагогику»

Обобщенный педагогический опыт включает в себя позитивное видение воспитателя проблемы, нужен ли музей современному ребёнку, и как он влияет на его познавательное развитие? Идея создания детского мини...

«Формирования гражданского патриотического самосознания у детей дошкольного возраста через предметно – пространственную среду»

данный материал поможет воспитателям правильно организовать предметно пространственную среду по патриотическому воспитанию...