консультации для родителей 2024г.
консультация
Рекомендации родителям
Рекомендации родителям по предупреждению агрессивного поведения детей.
Для предупреждения агрессивного поведения детей существует широкий спектр возможностей. Специалистами (психологами, педагогами) разработаны специальные рекомендации для взрослых по работе над агрессивным поведением детей. Эти правила позволяют в конфликтной ситуации с детьми и подростками обеспечить её позитивное разрешение конфликта и установить партнёрские отношения.
- Старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.
- Следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.
- Адекватно оценивайте возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к фрустрации, заниженной самооценке, суицидальным попыткам.
- Наладьте взаимоотношение со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:
- проводите вместе с ним как можно больше времени, установите семейные традиции, совместные дела, игры, совместное чтение интересных книг, совместные прогулки, совместные покупки, совместные развлечения и отдых, совместное приготовление пищи;
- делитесь с ребенком своим опытом: рассказывайте ему о своем детстве, о трудностях, радостях, ошибках и переживаниях;
- если в семье несколько детей, постарайтесь уделять свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности, а не только всем вместе одновременно;
- Контролируйте собственные негативные эмоции. Демонстрируя свою агрессию, ребёнок проявляет негативные эмоции: раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным ребёнком аналогичные эмоции могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый, должен уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества. Старайтесь:
- не повышать голос, не кричать, не устрашать;
- не демонстрировать свою власть: "Будет так, как я скажу";
- не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);
- не смеяться над ребёнком, не передразнивать его;
- не оценивать личность ребёнка или его друзей;
- не использовать физическую силу, не угрожать;
- не читать нотации, проповеди;
- не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать ребёнка.
Зачастую агрессивное поведение детей связано с желанием вызвать гнев взрослого, тем самым показав его слабость. Если взрослые попадаются на эту "удочку" - они теряют свой авторитет в глазах детей и возможность устанавливать партнёрские отношения. Взрослый должен проявить усилия, чтобы снизить напряжение и агрессию. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса, раздражены: скажите себе «стоп» и посчитайте до 10; не прикасайтесь к ребенку; лучше уйти в другую комнату; отложите совместные дела с ребенком (если это возможно); в эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленно; дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью.
Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии, говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях, используя «я – сообщения» вместо того, чтобы срывать свое недовольство на детях:
- «Извини, я очень устала на работе. У меня не все ладится. Был очень трудный день. Сейчас я попью чаю, немного отдохну, а потом мы с тобой поговорим»;
«Я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Я хочу побыть одна. Пожалуйста, поиграй в соседней комнате». - «Извини, я сейчас очень раздражена. Ты абсолютно ни при чем и ни в чем не виноват. Сейчас я приведу себя в порядок и приду к тебе».
- в те минуты, когда вы расстроены или разгневаны: сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить;
- примите теплую ванну или душ;
- выпейте чаю;
- послушайте любимую музыку;
- просто расслабьтесь лежа на диване;
- используйте глубокое дыхание, выдыхайте свой гнев в виде облачка.
Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности ситуации, которые могут вызвать ваш гнев и эмоциональный срыв:
- не позволяйте выводить себя из равновесия;
- умейте предчувствовать собственный эмоциональный срыв и не допускайте этого – управляйте собой;
- скажите себе «стоп» и посчитайте до 10;
- напрягайте и расслабляйте кисти рук; дышите медленнее и глубже;
- переключите мысль, подумав о чем-то хорошем, удерживайте это в сознании некоторое время;
- положительный пример поведения взрослого это и есть коррекция агрессивности;
- говорите ребенку больше добрых и красивых слов;
- хвалите ребенка;
- при необходимости попросите у ребенка прощение;
- советуйтесь с ребенком, пусть он почувствует, что вы нуждаетесь в его совете, в нем самом;
- делитесь своими радостями и проблемами.
Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и устранив их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята;
Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать портрет его врага, и вы увидите, что уровень его агрессивности и ее проявления в реальной жизни снизились;
- Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева, нелестных, злых высказываний о других людях, проявлений желания отомстить кому-нибудь за обиду;
- Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите его, цените и принимаете таким, какой он есть. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать, пожалеть. Пусть он видит, как он нужен и важен для вас;
- Не забывайте, что агрессивная реакция – естественная реакция человека. Важно уметь управлять своей агрессивностью, выражать и снимать ее приемлемыми способами.
- Избегайте практики физического наказания, в частности, после посещения родительского собрания многие родители возвращаются домой с одной целью, как можно сильнее наказать ребенка и тем самым отомстить за пережитый позор. После подобной тактики воспитания конфликты между родителем и ребенком становятся традиционной формой общения, дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще, боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятся замкнутыми, убегают из дома, ищут поддержки на стороне[5].
- При общении с ребенком необходимо использовать «Я-послания» Отправителю такого послания может грозить опасность: когда он открывает себя другому (особенно ребенку), это может быть расценено, возможно, как знак слабости. Преимущества. Я-посланий очевидны: они действуют менее угрожающе, и не загоняют ребенка в угол, ему не нужно сразу оправдываться, обороняться и «наносить ответный удар». Я-послания способствуют большей честности и открытости в отношениях (табл1.).
Таблица 1.
Ты-послания | Я-послания |
Ты поступил плохо Ты не смеешь Ты не должен Ты виноват Почему ты получил двойку Если ты не сделаешь этого, то ты будешь наказан | Я думаю, что... Я недоволен тем, что... Мне не нравится, что... Я очень расстроился, когда увидел, что ты получил двойку Мне кажется, что в данной ситуации ты не прав |
- Также важно, чтобы коммуникация велась посредством «языка принятия». Такой язык поясняет, что другой человек принимается таким, какой он есть. Принятие и уважение могут быть переданы различным образом: без слов (жесты, положение тела, мимика), невмешательство, пассивное слушание или вербально сообщаемое принятие (взаимоотношения через коммуникацию, активное слушание). Родители, которые активно слушают своих детей, замечают, что активное слушание помогает справиться с отрицательными чувствами, переживаниями. Разговаривая на равных с родителями, дети привыкают к тому, что им не нужно оправдываться и бояться своих собственных чувств. Активное слушание побуждает активно думать и говорить о проблеме, улучшает отношения между детьми и родителями. Оно помогает войти в положение собеседника и увидеть мир под другим углом. Конечно, как отмечают психологи, всегда есть ситуации, в которых «язык принятия» и метод «без поражения» не помогают. Но все-таки они являются хорошей возможностью для повышения коммуникативной культуры и могут использоваться в профилактических целях.
- Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня, могут помочь ребенку рационально распределять нагрузку и отдых. Ограничьте общее количество времени, отведенного для просмотра телепередач, чтобы телевидение не играло доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребенка. Если нужно, составьте расписание, когда можно смотреть телевизор и играть на компьютере. Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок. Переключите на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики. Для ребенка необходимо рациональное чередование сна и отдыха, учителям известен «синдром понедельника», когда вследствие нарушения режима дня в выходные дни дети и педагоги приходят в школу невыспавшиеся и раздраженные.
- Игнорируйте незначительную агрессию. Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка следующим образом:
- просто "не замечайте" реакцию ребёнка (подростка);
- выражайте понимание чувств ребенка: "Я понимаю, что тебе обидно";
- переключайте внимание ребёнка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть);
- позитивно обозначьте его поведение: "Ты злишься потому, что устал".
Поскольку установлено, что агрессия накапливается у всех людей, то взрослый, видя и понимая ситуацию, может просто внимательно выслушать ребёнка и постараться переключить его на что-то другое. Внимание взрослого - необходимость для ребёнка и подростка. Часто именно недостаток такого внимания и ведёт к агрессивному поведению. Помните, что игнорирование агрессии - мощный способ изменения нежелательного поведения.
- Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка. В момент агрессии опишите поведение ребёнка при помощи следующих словесных вариантов:
- "Ты ведёшь себя агрессивно" (констатация факта);
- "Ты злишься?" (констатирующий вопрос);
- "Ты хочешь меня обидеть?", "Ты демонстрируешь мне силу?" (раскрытие мотивов агрессора);
- "Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит" (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению);
- "Ты нарушаешь правила поведения" (апелляция к правилам).
Проговаривая одно из высказываний, взрослому нужно проявлять спокойствие, доброжелательность и твёрдость. Акцент делайте только на поступке, чтобы ребёнок (подросток) не услышал в тоне голоса, что вы против него. Ни в коем случае не вспоминайте аналогичное поведение в прошлом. После того как ребёнок успокоится, нужно обсудить с ним его поведение подробно и объяснить, почему его поступок неприемлем. Делайте акцент на том, что агрессия больше вредит ему самому, чем окружающим. Подумайте вместе (без свидетелей) какое поведение в данном случае было бы более приемлемо.
- Сохраняйте положительную репутацию ребёнка. Ребёнку, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою неправоту. Публичное обсуждение может его больно ранить и, как правило, приведёт только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить ребёнку положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с ним:
- "Ты, возможно, неважно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть" (публично минимизируйте вину ребёнка);
- позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему;
- предложите ребёнку договор с взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении, можно спровоцировать новый взрыв агрессии. Если позволить подчиниться "по-своему", инцидент будет исчерпан скорее.
- Демонстрируйте неагрессивное поведение. В результате конфликта обе стороны теряют контроль. Вы должны помнить, что чем меньше возраст ребёнка, тем более доброжелательным должно быть ваше поведение в ответ на агрессию. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению ребёнка. Поэтому здесь возможно использование следующих приёмов:
- выдерживайте паузу (выслушивайте молча);
- тайм-аут (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве);
- внушайте спокойствие жестами, мимикой;
- шутите ("Ты сейчас выглядишь круче Шварценегера")
Дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель поведения. Но главное условие - искренность взрослого и соответствие тона его голоса, жестов, мимики, пантомимики высказанной им мысли.
Так же родителям необходимо помнить, что на начальной стадии агрессивного поведения (при первых незначительных признаках) лучше всего использовать следующие методы борьбы с агрессией:
- игнорирование;
- переключение внимания;
- "изящный уход".
Изящный уход - это дипломатический манёвр, позволяющий всем участникам спокойно выйти из конфликтной ситуации. Любая оригинальная или нестандартная реакция взрослого на агрессивное поведение ребёнка помогает уладить проблемную ситуацию лучше, чем угрозы и физические меры.
Переключить внимание ребёнка можно на игру. Игра - самый лучший способ весёлого и занимательного времяпрепровождения, а также это лучший способ снять эмоциональное напряжение, тревоги, страх. На смену агрессии в игре приходит уверенность в себе, развивается позитивная самооценка, укрепляется эмоциональная сфера ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для родителей
Тема: «Развитие мыслительных операций у детей с ЗПР через игры-упражнения»
Выполнила:
учитель-дефектолог
Семенова М.В.
г-к. Анапа 2025 г.
Мастер – класс для родителей
Тема: «Развитие мыслительных операций у детей с ЗПР через игры-упражнения»
Цель: развивать мыслительную деятельность у дошкольников с ЗПР через
игры-упражнения.
Задачи:
Коррекционно-развивающие: развивать познавательный интерес, интерес к играм-упражнениям; развивать основные мыслительные операции: умение анализировать, делать простейшие выводы; развивать внимание, память, пространственную ориентировку, моторику.
Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к занятиям (учебную мотивацию).
Сегодня мы поговорим о развитии наглядно – действенного мышления у детей с ЗПР (познание с помощью манипулирования предметами). У детей с задержкой психического развития отмечается недоразвитие наглядно-действенного мышления. Дети самостоятельно не обобщают свой опыт в повседневном действии с предметами – орудиями, имеющими фиксированное назначение. В тех случаях, когда дети с помощью взрослого применяют вспомогательные средства, они недостаточно обобщают свой собственный опыт действий и не могут использовать его при решении новых задач, т.е. у них отсутствует перенос способа действия.
Дети с ЗПР не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они не анализируют эти условия. Поэтому при попытках достичь цели они не отбрасывают ошибочнее варианты, а повторяют одни и те же непродуктивные действия. Фактически у них отсутствуют подлинные пробы. А основным способом решения наглядно - действенных задач у дошкольников является метод проб и ошибок. С помощью этих методов ребенок учится рассматривать предметы не сами по себе, а в системе их функциональных связей с другими предметами.
Для успешного развития наглядно-действенного мышления мы используем всевозможные дидактические игры и упражнения. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Необходимо обеспечивать условия для создания у детей предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления:
- способствовать развитию целенаправленных действий с предметами;
- показывать предметно-игровые действия;
- знакомить детей с практическим использованием предметов - орудий,
- разбирать с ребенком практические проблемные ситуации и задачи;
- развивать фиксирующую функцию речи.
Познакомимся на практике с дидактическими играми и упражнениями, которые помогают формировать наглядно – действенное мышление у детей.
Существует 3 вида игр – упражнений:
- Игры-упражнения на формирование представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение
Необходимо научить ребенка использовать предметы, имеющие фиксированное назначение, научить подражать действиям взрослого. Важно показать ребенку, что в быту мы часто используем такие вспомогательные средства, как стул, ложка, чашка, веревка, лейка и др. предметы. Во время игр ребенок часто не обобщает опыт действий и не осмысляет его. Наша задача – обобщить этот опыт, донести его до сознания ребенка.
Игра «Поймай рыбку!»
Оборудование: бассейн (чашка), пластмассовые рыбки, сачок.
Ход игры. Учитель-дефектолог приглашает ребенка к бассейну (чашке) и говорит, что там - рыбки, что они плавают быстро, когда на них дуешь. (Ребенок дует на рыбок). Педагог предлагает ему поймать рыбку, обращая внимание ребенка на сачок, показывает действие с ним: «Вот, рыбка поймалась!». Ребенок ловит рыбку. (При затруднении педагог помогает). Затем учитель-дефектолог обобщает: «Рыбку удобно ловить сачком!». В конце игры ребенок прячет рыбку в ладошки и выполняет действие по подражанию – «рыбка плывет».
Игра «Достань шарики!» (проводит родитель)
Оборудование: пластмассовые шарики, сачок, емкость с водой.
Ход игры. Учитель-дефектолог предлагает ребенку поиграть с шариками: «Хочешь поиграть с шариками?». А где шарики? Они в банке, их надо достать. Педагог дает ребенку сачок и просит его достать шарики. Учитель-дефектолог уточняет, что удобно доставать шарики сачком. Педагог предлагает ребенку покатать шарики.
Задание «Полей цветок!»
Оборудование: лейка, банка, чашка, комнатное растение.
Ход занятия. Ребенок сидит за столом, перед ним на стол ставят комнатное растение. Недалеко стоит ведро с водой. На другом столе стоят: лейка, банка, чашка. Педагог просит ребенка полить цветок. В случае затруднения учитель-дефектолог просит ребенка набрать из ведра воду в руки, обращает внимание на то, что вода из рук выливается. Затем говорит о том, что есть разные предметы – в них удобно набирать воду. Педагог просит ребенка принести воду в разных предметах. После действий ребенка педагог обобщает в слове полученный практический опыт: «Воду надо брать чашкой, лейкой, банкой. Поливать цветок удобнее всего из лейки».
- Игры-упражнения на формирование представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации
Цель игр – познакомить ребенка с различными вспомогательными средствами, со способами их использования. Необходимо, чтобы полученные знания ребенок смог перенести на разнообразные ситуации, в которых приходится самостоятельно достигать цели (например, необходимо достать мешок с игрушками, достать мяч, закатившийся под шкаф и т.п.).
Игра «Достань мячик!»
Цель игры: анализировать условия практической задачи; учить ребенка использовать орудия на практике.
Оборудование: игрушки: мяч, кукла, стул, палка,
Ход игры. В гости к ребенку приходит кукла. Она играла с мячом, и он оказался на полке. Кукла просит ребенка помочь ей достать мяч. Педагог спрашивает ребенка: «Как достать мяч?» (Подпрыгивая, ребенок пытается достать мяч) Чтобы дошкольник догадался использовать стул, педагог, показывая жестом, даёт понять, что нужно встать повыше. Ребенок достает мяч с помощью стула (варианты: большой и маленький стулья). После того, как ребенок достал мяч, учитель-дефектолог фиксирует его внимание на всех этапах решения задачи: «Молодец! Тебе надо было достать мячик. Рукой ты достать не мог, мячик находился высоко. Поэтому ты нашел стул, встал на него и достал мяч. Тебе стул помог достать мячик». (Если у дошкольника есть речь, то педагог просит его рассказать о своих действиях). Учитель-дефектолог предлагает ребенку поиграть с мячом.
Игра «Столкни мяч!»
Оборудование: корзина, палка, мяч.
Ход занятия. Учитель-дефектолог сажает ребенка около края стола. У противоположного края стола находится мяч на таком расстоянии, что ребенок не может достать его рукой. Рядом с ребенком, на столе лежит палка. Педагог просит его столкнуть мяч в корзину, которая стоит на полу около стола. Вставать со стульчика ребенку не разрешается. Если он не догадывается сразу взять палку для сталкивания мяча, педагог говорит: «Подумай, как столкнуть мяч! Посмотри, может быть, тебе что-то поможет столкнуть мячик» - указывает жестом на палку. (В случае необходимости учитель-дефектолог показывает, как надо выполнить задание). В конце игры педагог подводит итог: «Что тебе помогло столкнуть мяч? Если не достанешь рукой, надо искать предмет, который тебе поможет».
- Игры-упражнения на формирование метода проб как основного способа решения наглядно – действенных задач
На предыдущем этапе создавались ситуации, в которых в поле зрения ребенка находилось только одно вспомогательное средство (н-р, стул, когда надо было достать высоко лежащий мяч).Теперь создадим ситуацию, при которой в поле зрения ребенка находится несколько предметов и из них надо выбрать наиболее подходящий – по величине, форме, назначению. Если уровень зрительного восприятия у ребенка высок, то он правильно выбирает подходящее орудие. Если же ребенок затрудняется, то применяем основной способ – метод целенаправленных проб.
Игра «Достань камешки!»
Оборудование: банка с водой, камешки, морковка, разные палочки: с сачком, колечком, вилкой.
Ход занятия. В банке с водой лежат камешки. Недалеко от банки разложены на столе палочки: с сачком, колечком, вилкой. Ребенка просят достать из банки камешки и переложить на поднос, не замочив при этом руки. Ребенку дается возможность перепробовать все лежащие на столе предметы-орудия, пока он сам не убедится, что камешки можно достать только сачком. При этом учитель-дефектолог обязательно фиксирует результат действия с каждым предметом – орудием: «Видишь, этой палочкой камешек достать нельзя. Попробуй достать сачком». После того, как ребенок достанет сачком камешек, педагог закрепляет достигнутый успех «Вот хорошо, сачком можно достать все камешки!». Затем ребенок действует сачком несколько раз и закрепляет правильный способ действия в словесном отчете (если есть речь).
(Можно в банку положить морковку)
Игра «Привези машину»
Цель: продолжать учить ребенка анализировать условия практической задачи; учитывать свойства орудия для достижения цели. Продолжать использовать метод проб при решении практической задачи. Закрепить название мебели. Понимать слово с обобщающим значением «Мебель».
Оборудование: машина с петлёй, экран, мелкие игрушки (мебель), тесьма.
Ход игры. На столе на расстоянии, недоступном для вытянутой руки ребёнка находится машина с петлёй. Через неё свободно продета тесьма, оба конца разведены в стороны на 50 см. Ребёнок может легко достать их. Для подтягивания машины надо использовать оба конца одновременно. На машине лежат маленькие игрушки (мебель). Задача заключается в том, чтобы ребёнок догадался взяться за оба конца тесьмы одновременно и потянуть к себе машину. Если ребёнок будет тянуть тесьму за один конец, она выскользнет из петли, и машина останется на месте. (Если тесьма вытягивается за один конец, то педагог продевает её в петлю за экраном). Важно, чтобы ребенок убедился, что тесьму надо тянуть за оба конца. Поэтому надо предоставить ребенку возможность несколько раз пытаться достичь цели. Если дошкольник не может выполнить задание, то педагог медленно показывает ему. После того, как ребенок усвоили способ решения задачи, педагог предлагает выгрузить из машины мебель и назвать все предметы мебели. Даётся оценка деятельности воспитанника.
Уважаемые родители!
- Развивая мышление ребенка, поддерживайте и поощряйте любое проявление детской любознательности и инициативы.
- Используйте наглядность.
- Акцентируйте внимание ребенка на наиболее важном.
- Организуйте запоминание инструкции путем ее разъяснения, повторения взрослым.
- Создавайте ситуацию успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворение.
Учитель-дефектолог задает вопрос родителю:
- Чему учат эти игры ребенка?
Таким образом: игры-упражнения – это незаменимое средство обучения детей по преодолению различных затруднений в умственной деятельности.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы №35 имени А. Д. Безкровного муниципального образования г-к. Анапа
Психолого-педагогический тренинг «Шаг навстречу» в рамках клуба «Вместе мы справимся » для родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Выполнила:
учитель-дефектолог
Семенова Марина Васильевна
г-к. Анапа, 2025г.
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования родители воспитанников становятся участниками образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации. Основная цель системы работы образовательного учреждения с родителями – установление партнерских отношений с семьей, создание атмосферы взаимной поддержки, открытости и общности интересов.
В «Конвенции о правах ребёнка» (параграф 1 ст.23) записано: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребёнок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его участие в жизни общества».
Школа обеспечивает сопровождения семей с детьми, обеспечивает реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума, стремится к активному диалогу и широкому взаимодействию с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам воспитания и развития аномального ребенка, незнание родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т.д.
Первой, исторически сложившейся, формой работы специалистов педагогов и психологов с родителями детей с отклонениями в физическлм и психическом развитии, является образовательно-просветительское направление. Долгое время при работе с семьей внимание концентрировалось на самом ребенке, но не на функционировании семьи, не на её членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса.
Исследование семей, воспитывающих детей с ОВЗ показало, что родители больного ребенка, при высокой готовности посвятить себя решению проблем ребенка, недопонимают (недооценивают) прямую взаимосвязь между состоянием ребенка и всей семьи с личностным состоянием родителя, значимость работы с личностными проблемами, поэтому возникает необходимость оказания психологической и педагогической помощи не только ребенку с ОВЗ, но и его родственникам.
Результаты анкетирования родителей по выявлению их заинтересованности к участию в работе тренинга «Шаг навстречу» показали, что часть опрошенных родителей не высказывают потребности в психолого-педагогической работе лично с ними и их семьями.
Для родителей, имеющих запрос на работу со специалистами школы, групповая форма работы оказалась более востребованной, чем индивидуальная. В ходе предварительных бесед, родители выразили желание общаться с друг с другом, так как имеют схожие проблемы и готовы обмениваться опытом и оказывать взаимопомощь друг другу.
То есть, многоаспектность проблем ребенка вынуждает родителей ощутить недостаточную родительскую компетентность в вопросах психолого-педагогического воздействия на ребенка, чем и определяется содержание их запросов к специалистам.
При составлении тренинговых занятий деятельности клуба «Вместе мы справимся» учтены как запросы родителей, так и объективно имеющаяся, но не обозначенная родителями, потребность в личностной психологической помощи и поддержке. Групповая форма работы несет в себе мощный ресурс для решения задач как педагогических, так и психологических.
Учитывая актуальность гармонизации внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ, ставлю перед собой цель – содействие и психологическая помощь родителям в процессе воспитания и детей с ОВЗ.
Задачи:
1. Содействие формированию психологической компетентности родителей (законных представителей) в закономерностях развития ребенка с ОВЗ, в вопросах развития и воспитания, в повышении ответственности за психоэмоциональное благополучие детей;
2. Расширение возможностей понимания своего ребенка с ОВЗ родителями и улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;
3. Развитие эффективных компетенций взаимодействия родителей с ребенком через участие в детско-родительских тренингах.
Родительский игровой тренинг выстроен таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и научаются к ним относиться безоценочно, с пониманием. Родители, взаимодействуя в группе, тем самым помогают друг другу в решении проблем. Курс таких занятий – это первый шаг на пути разрешения межличностных конфликтов в семье, преодоление отклоняющего поведения. На занятиях много игр. Родители, играя далее находятся на территории интересов своего ребенка. В процессе игрового тренинга ребенок и родитель видят себя во взаимодействии с другими как в зеркале отношений, поступков и действий других. Тем самым они приобретают важную способность видеть и оценивать себя, глядя на себя глазами других. Родитель получает от других родителей поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки. Участие родителей в игровом тренинге способствует лучшему пониманию ими своего ребенка с ОВЗ.
На тренинге отрабатываются навыки общения, преодолеваются страхи, устанавливаются продуктивные формы проявления детской и родительской агрессивности, она социализируется. На занятиях отводится время на развитие творческого и эффективного мышления, уделяется внимание раскрепощению живой души, выявлению эмоциональности, непосредственности, открытости, творческого потенциала и эмпатии детей. Важно то, что все приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способы взаимодействия спонтанно, естественным образом переносятся в реальную жизнь.
Результаты работы и участия родителей в тренинге следующие:
- повышение социально – психологической компетентности родителей (законных представителей);
- согласованность взаимодействия всех участников образовательной деятельности (воспитателей, педагога-психолога, детей, их родителей);
- улучшение психического и эмоционального самочувствия детей с ОВЗ;
- гармонизация детско-родительских отношений;
- содействие оптимальному развитию личности ребенка и укреплению внутрисемейных связей и отношений.
Таким образом, психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях введения ФГОС ДО возможно через вовлечение родителей в сотрудничество с детским садом. Включая психологическое просвещение и консультирование родителей. Участие родителей в установлении партнерских и доверительных отношений между всеми участниками образовательной деятельности через участие родителей в тренингах, что создает особую культуру поддержки и помощи ребенку в решении задач индивидуализации образовательного процесса и сохранении психологического здоровья ребенка.
Родительский тренинг «Шаг навстречу».
Цели:
- обсуждение родителями проблемы виновности в том, что у них родился ребенок недостатками;
- обучение формированию жестово-мимической форме контакта с помощью пантомимы;
- формирование позитивных психологических установок, способствующих коррекции родительского поведения, супружеских и родительско-детских взаимоотношений;
- обучение технике мышечной релаксации.
Условия проведения.
Участники: родители (законные представители), супружеские пары детей-инвалидов и с ОВЗ.
Продолжительность тренинга: 60 минут, в зависимости от темы и целей, а также от количества участников и их работоспособности.
Количество участников: не должно превышать 6-8 супружеских родительских пар (до 16 человек)
Место проведения: класс, разделенный на несколько зон: рабочая зона, где участники могут удобно расположиться в кругу; «мастерская» для выполнения творческих заданий; должно быть свободное пространство для подвижных игр и ковер для телесно-ориентированных упражнений.
Материалы и оборудование: бумага, цветные карандаши, клубок ниток, маска или черный платок для «коршуна», релаксационная и веселая музыка.
Планируемый результат: участвуя в совместных родительских занятиях, родители учатся конструктивному взаимодействию, имеют возможность посмотреть на себя со стороны, в незнакомой для них ситуации, видят модели взаимодействия в других семьях. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание в семье. Возможность перестройки неэффективных стереотипов взаимодействия в психологически безопасных условиях тренинговой группы, в атмосфере доверия и поддержки способствует более глубоким и стойким изменениям.
Формирование групп.
Группы формируются на добровольной основе. К совместной работе приглашаются родители, чьи дети являются инвалидами или с ограниченными возможностями здоровья. Заранее до начало тренинга родителям отправляются пригласительные (см. приложение №1).
Предварительная работа.
После того как группы сформированы, с родителями проводится вводное занятие, на котором обсуждаются основные принципы групповой работы, обговариваются некоторые дополнительные условия, необходимые материалы. Предварительная процедура знакомства позволяет активизировать родителей, а иногда и задает общий ритм дальнейшей работе. На данном этапе, кроме сведений о себе, можно предложить участникам рассказать о своих ожиданиях от тренинга. Работа с ожиданиями во многом определяет эффективность тренинга, ведь значимость любого приобретения человека (и нового опыта в том числе) связана с его собственными целями и ожиданиями.
Правила работы в группе:
- Каждая родительская пара работает в группе от начала до конца тренинга, не опаздывает на занятия.
- Информация о происходящем в группе не должна выноситься за ее пределы. Необходимо предупредить родителей о том, что возможны необычные моменты в поведении детей и что необходимо терпимо относиться к ним.
- Каждому члену группы надо постараться быть активным участником всех предлагаемых игр, упражнений и заданий.
- Каждый член группы должен быть искренним по мере возможности.
- Каждый участник говорит от своего имени.
- Недопустимо делать кому-либо замечания, давать негативную оценку работе или высказываниям других участников.
Правила обсуждаются, дополняются, корректируются.
Обсуждение.
Важно в процессе работы родительского тренинга уделять внимание обсуждению выполненных упражнений или заданий. Такие вопросы, как «Что вы думаете по поводу данного упражнения?», «Что оказалось сложным?», «Что вы чувствуете?», «Как вы можете это использовать в своей жизни?» позволяют осмыслить происходящее, связать получаемый опыт с реальным миром. подвести итоги, проанализировать тренинг, провести работу на осознание чувств, потребностей, приобретенного опыта, дать необходимые рекомендации.
Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников тренинга:
1. Осознание принадлежности к группе позволяет человеку почувствовать, что он не один со своими проблемами.
2. Атмосфера взаимной поддержки, доверия создает предпосылки для ослабления защитных механизмов, придает уверенности и активизирует человека, способствует позитивной переоценке отношения к себе.
3. Взаимодействие в группе повышает чувство собственной значимости, помогает преодолеть фиксацию на своих проблемах.
4. Возможность свободного выражения эмоций позволяет снять психоэмоциональное напряжение, способствует раскрытию и переработке личностных проблем.
5. В ситуации тренинга участники более подготовлены к конструктивному восприятию обратной связи, которая позволяет взглянуть на себя со стороны.
6. Даже пассивное наблюдение, а тем более активное участие в работе группы позволяет участнику выйти на осмысление собственного опыта и поведения, мотивов и эмоционального реагирования, своей роли в конфликтах и других особенностей своего поведения.
После завершения работы родительского тренинга проводится повторная психодиагностика эмоциональной сферы детей и анкетирование взрослых участников тренинга (см. приложение №2,3), с целью отследить эффективность работы и предоставить возможность родителям еще раз осознать происшедшие изменения и приобретенный ими опыт.
ХОД мероприятия
Психолог: Здравствуйте, дорогие друзья! Искренне рада видеть вас. Сегодня мы чуточку станем добрее, веселее и дружнее. А в этом нам помогут интересные игры и задания. Предлагаю вам сегодня сделать шаг к познанию своего ребенка и себя. Предлагаю всем встать в круг и поприветствовать друг друга и сказать комплимент.
ЭТАП ПЕРВЫЙ: РАЗМИНКА
Приветствие.
Игра «Комплименты, или Скажи, что я хорошая (ий)»
Каждый участник, у которого находится мяч, должен поприветствовать и сказать комплимент тому, кому он его бросает. Условимся, что бросающий исполняет роль супруга или отца больного ребенка. Таким образом, каждой участнице будет сказан комплимент, которого в жизни, возможно, она не получала.
Упражнение «Цвет моего настроения»
Цель: определение эмоционального состояния участников тренинга.
Участникам предлагается определить, какого цвета у них настроение перед тренингом (предпочтение цвета из 8 предложенных по тесту Люшера). Выбор участников фиксируется на цветке с лепестками разного цвета. Психолог результаты ответов фиксирует на бланке «Мое настроение» (См. приложение №2)
Проверка домашнего задания.
Игра «Диалог между сторонами моего Я: любящая мать и жена или равнодушная мать и жена/ отец/муж».
Вспомнить и записать слова восхищения, сказанные вам мужем. В какой ситуации были сказаны эти слова?
ВТОРОЙ ЭТАП: ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
(психоанатический подход)
Ролевая игра «Наши взаимные упреки и обвинения. Понимаем ли мы друг друга?»
Проигрывание ролей - это особый способ почувствовать себя в роли другого. Ролевая игра, или драматизация, позволяют реконструировать семейные отношения, сделать их более гибкими. Она дает возможность участникам преодолеть внутренний конфликт и увидеть выход из него.
Задача ролевой игры «Понимаем ли мы друг друга?» - раскрыть истинное отношение супругов к обсуждаемым проблемам. Играя роль супругов М и П (матери и отца), родители должны понять сущность своей позиции, которую до момента проигрывания могли не осознавать ( не вербализировать). В качестве тем для драматизации может быть выбрана любая из бытовых проблем.
ТРЕТИЙ ЭТАП: АУТОТРЕНИНГ
(суггестивный подход)
Пластический тренинг «Художники и картина»
Участникам предлагается разбиться на пары. Первые номера выполняют роль художников, вторые - их произведений. Художники должны любым способом одухотворить (оживить) свое творение, т.е. сделать несколько «волшебных мазков кистью» (движений), которые дадут картине жизнь. Вторые номера должны добиться от художников таких действий.
Пантомима «Разговор через стекло». Участники разбиваются на пары и становятся друг против друга. Психолог дает установку: необходимо представить, что между ними находится звуконепроницаемое стекло, поэтому на вербальном уровне они не могут передать никакой информации. Общение возможно лишь с помощью мимики и жестов. Затем обсуждаются результаты переданной и принятой информации. Темы общения даются психологом.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП: РЕЛАКСАЦИЯ
(библиотерапия)
Тема: «Ласковые волны»
Психолог: «Вы и море. На берегу вы погружаетесь в морскую прохладу, она окутывает ваше тело. Запах моря во всем: в солоноватом привкусе питьевой воды, в легком ветерке, доносящемся с моря, в выброшенных на берег ракушках и камешках, причудливо рас положившихся на мелком желтом песке. Запах моря везде. Кажется, он даже в солнце, которое светит как-то по-особенному, по-морскому.
Морские волны едва касаются ваших ног. Они шаловливо убегают назад, дразня причудливыми гребешками пены. Песок мягкий, теплый и сыпучий. Он обволакивает вас, ваше тело, и желтые песчинки остаются на вашей коже.
Происходит чудо: воздух, песок и морская вода окутывают вас во что-то теплое, нежное, мягкое, хрупкое. Все, что тревожит вас там, в большом городе, уходит прочь, уносится вдаль с морским ветерком. Вы забываете обо всем, всецело поддаваясь этому чуду, и позволяете себя ласкать, любить, нежить… Вы сами начинает так сильно любить себя, как никогда прежде! Вы достойны любви! Все кругом прекрасно. Нет проблем. Они ушли в песок, растворились в море. Вы счастливы!
Повторяйте за мной: Я СЧАСТЛИВА! (3 раза)».
ПЯТЫЙ ЭТАП:
подведение итогов занятия и домашнее задание
Ответьте на вопрос: можно ли научить любить? Как научить отца больного ребенка его любить?
Рефлексия
Цель: подведение итогов тренинга.
Педагог. Что вам больше всего понравилось, и вы будете использовать, а что не понравилось или было тяжело воспринимать выполнять и почему? Заполните пожалуйста анкету и определите свой цвет настроения после завершения тренинга.
Педагог. Вот и подошло к концу наш тренинг. Я благодарю вас за участие и хотим закончить наш тренинг такими словами:
Берегите друг друга!
Добротой согревайте,
Берегите друг друга!
Обижать не давайте!
Берегите друг друга!
Суету позабудьте
И в минуту досуга
Рядом вместе побудьте!
/О. Высотская/
Любви, здоровья, счастья, взаимопонимания в ваших семьях!
Литература:
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - М.: 2006.
- Сельченок К.В. Методы эффективной психокоррекции. - Мн.: 2003.
- Ткачева В.В. Технологиии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. - М.: 2007.
Приложение №1
Приглашение
Приглашение на участие в родительском тренинге
Дорогие родители!
Приглашаем вас принять участие в работе родительского тренинга на тему: «Шаг навстречу». На нашем родительском тренинге мы попробуем создать оптимистичное настроение, общаться без слов, проникнуться взаимопониманием.
Тренинг состоится _____ ноября в _______ часов в актовом зале.
Заранее спасибо за то, что отложите самые срочные дела и прийдете на увлекательный и интересный тренинг.
До встречи!
Приложение №2
Диагностика эмоционального состояния по тесту Люшера
«Мое настроение»
№ п/п | Место цвета | Красный | Жел тый | Зеленый | Фиоле товый | Синий | Корич невый | Серый | Черный | С О (кол-во баллов) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
1 | Участник №1 | |||||||||
2 | Участник №2 | |||||||||
3 | Участник №3 | |||||||||
4 | Участник №4 | |||||||||
5 | Участник №5 |
СО — суммарное отклонение от аутогенной нормы
СО больше 20 — отрицательные эмоции
СО от 10 до 19 — эмоциональное состояние в норме
СО от 0 до 9 — положительные эмоции
Приложение №3
Анкета «Оценки удовлетворенности родителей в родительском тренинге
«Шаг навстречу»
Цель: изучение уровня удовлетворенности родителей организацией и содержанием родительского тренинга с целью повышения эффективности работы.
Фамилия, имя, отчество______________________________________________
1. Произошли ли, по вашему мнению, какие-то изменения в результате тренинга (если произошли, то какие):
• в поведении или эмоциональной сфере вашего ребенка __________________________________________________________________
• в ваших взаимоотношениях с ребенком_______________________________
• в ваших взаимоотношениях в семье___________________________________
• в вас самих_______________________________________________________
2. Какие упражнения, игры, задания оказались наиболее полезными для вас?
__________________________________________________________________
3. Какие упражнения, игры, задания показались бессмысленными, непонятными, бесполезными? __________________________________________________________________
4. Оцените (по 5-бальной шкале) эффективность такой формы работы, как родительский тренинг:
• для детей______________________________________________________________
• для родителей__________________________________________________________
• для гармонизации внутрисемейных отношений_________________________________________________________
•другое____________________________________________________________
5.Какие открытия для себя вы сделали в ходе работы в группе?____________________________________________________________
6. Ваши замечания, предложения, пожелания для повышения эффективности ведения и организации детско-родительского тренинга (содержание и проведение занятий, оборудование, место и время проведения, частота встреч) __________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование нейропсихологических упражнений для коррекции развития детей с ОВЗ»
Семенова Марина Васильевна
Учитель-дефектолог МАОУ СОШ № 35 им. А.Д. Безкровного
С каждым годом становится всё больше в массовой школе детей с систематическими трудностями в овладении школьными навыками и умениями: различные варианты и сочетания дислексических, дисграфических, дискалькулических нарушений (нарушение процессов письма, чтения, счёта), трудностями развития произвольного внимания и контроля, речевого развития, дефицитарностью зрительно-пространственного гнозиса и праксиса и т. д.
По исследованиям физиологов, головной мозг человека условно можно разделить на четыре части: левую и правую, переднюю и заднюю. Левое полушарие мозга отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие мозга – левой, т.е. когда мы двигаем правой рукой, активизируется левое полушарие, то же самое касается ног, глаз и т.д.. Левое полушарие головного мозга отвечает за математическое, звуковое, речевое, абстрактно-логическое, слуховое восприятие информации, постановку целей и построение программ. Правое полушарие головного мозга является ответственным за тело, координацию движений, пространственное, зрительное, кинетическое восприятие, творческое и пространственно-образное мышление.
Одним из факторов успешности обучения ребёнка в школе является интегрированная работа (взаимодействие) правого и левого полушарий головного мозга, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующуюся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается до 7-8 лет. Это толстый пучок нервных волокон, через который происходит взаимодействие между двумя полушариями. Благодаря этому процессу происходит передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Неспособность правого и левого полушарий к интеграции, полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения (задержка умственного развития; логопедические отклонения) и управления своими действиями и эмоциями. Хроническая неуспешность ведёт к снижению мотивации, негативным защитным реакциям, к школьной и социальной дезадаптации.
Целенаправленная квалифицированная и своевременная работа с ребёнком, направленная именно на «выпадающие» функциональные звенья, на страдающие функции, может предупредить негативное развитие событий. При соответствующей коррекционно-развивающей помощи, такие дети могут быть успешными в учебе. Именно поэтому в последние годы нейропсихологические методы работы всё чаще востребованы в школе.
Нейропсихология – междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая взаимосвязь психических процессов (память, внимание, речь, мышление, и т.д.) с работой головного мозга, его отделов, правого и левого полушария.
Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л.С. Выготским, однако основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А.Р. Лурия, он выделял три функциональных блоков мозга, каждый из которых формируется на разных возрастных этапах развития.
Формирование мозга похоже на строительство дома:
1 блок – фундамент дома, который закладывается во время беременности, родов и 1-го года жизни ребёнка. Все, что происходит с мамой во время беременности (психотравмы, болезни, принимаемые лекарства), откладывает свой отпечаток на «фундамент» и это будет либо хороший устойчивый фундамент, либо в нем появятся дыры.
Метафорический девиз 1 блока – «Я ХОЧУ» (витальные потребности). 1 блок мозга участвует в организации внимания и памяти, регуляции эмоциональных (страх, боль, удовольствие, гнев) и мотивационных состояний («хочу»).
Психические функции не даны ребёнку от рождения, они преодолевают длинный путь, начиная с внутриутробного периода до 1 года.
В норме развитие ребенка (онтогенез) должно быть таким: ребёнок проходит родовые пути (рождение ребёнка), лежит на спине, переворачивается с боку на бок, на живот, ползает по-пластунски, поднимает руки, упирается, поднимает голову и охватывает пространство, садится, ползает на четвереньках, встаёт, сначала с помощью рук, потом без, начинает ходить вначале с помощью взрослого, затем - самостоятельно.
Если ребёнок развивается соответственно этой последовательности, правильно пройденные этапы двигательного развития запускают ряд важнейших рефлексов и позволяют ребёнку без искажений воспринимать пространственную сферу. То, что пропущено, не сформировано в младенчестве, само по себе не компенсируется автоматически в более старшем возрасте, а требует специальных и сложных усилий.
Признаки нарушений в развитии
1-го блока мозга: истощаемость, утомляемость, вялость; эмоциональная неуравновешенность; невротичность; аллергии в разнообразных проявлениях; склонность к частым простудам; гипотонус или гипертонус; двигательная неловкость; вычурные позы; сужение полей зрения.
- дети пишут «как курица лапой»;
- долго не могут научиться завязывать шнурки;
- синкинезии (движения, присоединяющиеся к основным – движения языком во время письма);
- нарушения речи (дизартрии, дисграфии);
- слабая (или полное отсутствие) конвергенция глаз;
- часто богатая речь (более взрослая, чем надлежит в их возрасте).
2 блок – стены дома –
формируется от 1 до 7 лет. На «дырявом» фундаменте стены будут плыть, проседать, выпирать. Это все то, чему родители и учителя учат ребенка в этом возрасте, это, по сути, «укрепление» стен. А если они уже деформированы? Ребенок с удовольствием делает то, что получается, и родители еще и стараются поддерживать это, развивать еще больше и тогда идет еще большая деформация.
Метафорический девиз 2-го блока –
«Я МОГУ» («делаю, не задумываясь», уровень автоматизмов, операционально-технические возможности). Блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации — включает в себя центральные части основных анализаторных систем: зрительной, слуховой и кожно-кинестетической, корковые зоны которых расположены в затылочных, теменных и височных долях мозга.
Признаки нарушений в развитии
2-го блока мозга: - бедность, однотипность движений тела в пространстве, их недостаточная дифференцированная координация, неловкость;
- несформированность сенсо - моторных координаций;
- несформированность пространственных представлений.
2 блок мозга даёт ФОРМИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ:
- соматогностические, тактильные и кинестетические процессы;
- зрительный гнозис;
- пространственные и «квазипространственные» представления;
- пространственные схемы и диктанты;
- конструирование и копирование;
- «квазипространственные» (логико-грамматические) речевые конструкции (словесно-логическое мышление);
- слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы;
- мнестические процессы (в том числе - межмодальный перенос).
14 слайд 3 блок – крыша дома, в который входят префронтальные, лобные отделы головного мозга (формируется до 21 года).
Функции:
- программирование
- накопление правил и алгоритмов
- целеполагание
- контроль за протеканием собственной деятельности
Ни одной самостоятельной операции эти структуры не осуществляют, они только выстраивают программу. На фоне развития лобных структур развиваются все остальные зоны мозга.
Метафорический девиз 3-го блока – «Я - ДОЛЖЕН». За счет чего могут формироваться функции лобных долей мозга? Самый общий ответ на этот вопрос – благодаря правилу, имеющему по отношению к ребенку внешний или социальный характер. Первым правилом в жизни ребенка становится режим или распределение во времени основных функций жизнедеятельности ребенка – кормления, сна, прогулок, купания, бодрствования.
Признаки недостаточной сформированности
3 блока мозга:
Первое, что говорят о таких детях - их совершенно нельзя ничем увлечь, они безразличны ко всякого рода деятельности.
Второе - они «пересчитывают всех ворон за окном». На языке нейропсихологии такое поведение называется полевым.
Это дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения;
- у этих детей наблюдается тенденция к упрощению любой программы;
- они не могут решать смысловые задачи;
- в письме — это пропуски букв и не дописывание слов, не доделывание упражнений;
- у этих детей крайне бедная речь.
Детская нейропсихологическая коррекция – это работа со всеми 3-я блоками мозга. На занятиях идет поэтапное проживание каждой фазы развития, стимулирование всех зон мозга.
Я использую нейропсихологический подход и считаю его актуальным при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья не только в школе, но и рекомендую родителям дома при ежедневных занятиях со своими детьми.
На коррекционных занятиях с детьми использую рабочие тетради, в которых есть задания для детей с рисованием двумя руками от легкого задания к сложному. Данное рисование повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Также в своей работе использую межполушарные доски - это нейротренажер, позволяющий научить полушария мозга «договариваться».
Для синхронизации работы полушарий мозга и стимулирования работы мозжечка, положительно влияет на эмоциональную сферу. В своих занятиях использую «Балансир-лабиринт».
Для снятия переутомления и работы полушарий мозга на занятиях и на переменах используются кинезиологические упражнения (пальчиковая моторика).
Также использую комплекс упражнений «Нейрогимнастики».
В результате использования нейропсихологических упражнений у детей: активизируется энергетический потенциал организма (повышение общей работоспособности) и улучшаются все жизненно важные процессы; улучшается настроение, снимается эмоциональное напряжение; наблюдается улучшение внимания (устойчивости и концентрации), памяти, речи, мышления; улучшение качества освоения учебного материала; идет развитие творческих способностей; мелкой моторики; речи; приобретаются необходимые социально-поведенческие навыки взаимодействия, благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля.
Таким образом, нейропсихологическая коррекция – одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.
Спасибо за внимание
Литература:
- Ахутина Т. В., Игнатьева С. Ю., Максименко М. Ю., Полонская Н. Н., Пылаева Н. М., Яблокова Л. В.. Методы нейропсихологического исследования детей 6-8 лет. Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14 Психология. 1996. № 2.
- Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми: в 2 ч. Ч. 1, Ч. 2 / Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих. – М.: АЙРИС-пресс, 2015.
- Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю.. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 1997.
- Лурия А.Р. Нейропсихологический анализ решения задач: учеб. пособие / А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010.
- Марычева О. И., Габараева К. А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности. [Текст] / под ред. Рябовой О. А. – Карпогоры, 2020.
- Межполушароне взаимодействие: хрестоматия под ред. Семенович А. В., Ковязиной М. С. – М.: Генезис, 2018.
- Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза», М.: «Генезис», 2007.
- Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте», М.: «ACADEMA”, 2002.
- Цветкова Л. С. «Методика нейропсихологической диагностики детей», М.: «Педагогическое общество России», 2000.
- Цветкова Л. С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление. М., Юрист, 1997.
- Трясорукова Т. П. Развите межполушарного взаимодействия у младших школьников: развивающие занятия – Ростов н/Д: Феникс, 2020.
- Шанина Т. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. - М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей 18 января – всемирный день снеговика 31.01.2024г
Консультация для родителей18 января – всемирный день снеговикаИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА18 января празднуют день снеговика! Это замечательный повод повеселиться с друзьями, семьей: устройте конкурс на са...

20.02.2024г. Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Как найти подход к "протестующему ребёнку"
Может ли случиться ли у маленького ребёнка кризис? Как он проявляется?Что с этим делать? И как правильно действовать?...

Консультация для родителей «Семейные праздники и традиции в семье» 02.2024г.
Консультация для родителей «Семейные праздники и традиции в семье»...

Консультация для родителей «Как говорить с детьми… о терроризме» 02.2024г.
Консультация для родителей «Как говорить с детьми… о терроризме»...

Консультация для родителей 2024г. «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости»
консультация для родителей...

Консультация для родителей «Что должен уметь ребёнок 3–4 года» 29.02.2024г.
Консультация для родителей«Что должен уметь ребёнок 3–4 года»Физическое развитиеребенок демонстрирует положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, проявляет избира...

Консультация для родителей "Типичные ошибки родителей в период адаптации" 2024г
Осенние консультации для родителейРассказываем об адаптации,...
