Консультация для родителей "Поговорим на деликатные темы"
консультация (подготовительная группа) по теме

Рябова Яна Викторовна

Во время проведения консультации (на родительском собрании или с подгруппой родителей, во время проведения "круглого стола"), обсуждаются вопросы, как отучить ребёнка от употребления "изящных слов" во время общения со сверстниками, и как понятно и тактично объяснить ребёнку элементарные вопросы сексуальных взаимоотношений и половой принадлежности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsult_dlya_rodit_pro_delikat_temy.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Выступление на родительском собрании на тему

«Поговорим на деликатные темы»

                                                               Воспитатель: Рябова Я.В.

Г. Югорск

2012 год

Слайд 1 - титульный

Уважаемые родители!

Предлагаю вам поговорить сегодня на две деликатные темы. Это «Изящные» выражения в детском лексиконе» и «Как рассказать ребёнку «про это».

СЛАЙД 2

Итак, откуда берутся в детском лексиконе «изящные» слова?

Дело в том, что когда ребёнок расширяет свой круг общения (поступает в детский сад, начинает посещать разнообразные кружки), он приобретает много нового. И не всегда это новое – хорошее. Один из таких далеко не радостных моментов – бранные слова. Услышав от своего ребенка такое «новшество», взрослые часто теряются и не знают, как себя вести в таких ситуациях. Оправившись от шока, родители выбирают один из следующих вариантов.

СЛАЙД 3

Вариант 1. Ругают ребёнка.

          «И в кого только он пошел?..» - удивляются они. Чтобы понять это, нужно просто понаблюдать за своими манерами, своим стилем поведения. Ведь часто случается так, что, не замечая своих особенностей поведения, мы отслеживаем их в поведении своих детей. Задумайтесь, является ли характерной для вас несдержанность, агрессивность, излишняя эмоциональность? В этом случае действуйте по принципу «начни с себя». А начинать есть с чего и с кого.

СЛАЙД 4

        Мной был проведён опрос 39 детей нашего детского сада всех возрастных групп от 3-6 лет:

* 29 из них знают, что такое ругательные, бранные слова;

* задумайтесь над тем, что 25 детей слышат их дома и только 16 – на улице;

* дома чаще ругается папа, это подтвердили 15 детей, но и мамы не сильно отстают, 13 из них тоже используют в разговоре бранные слова; 2 назвали старших братьев и 1 ребёнок  - дедушку с бабушкой.

СЛАЙД 5

Вариант 2. Оставляют без внимания («Ничего не произошло!»)       

        Оправдываясь тем, что на таких словах не следует акцентировать внимание, что ребенок сам их забудет, родители отчасти правы. Но какая гарантия того, что, однажды забыв эти выражения, ребенок не вспомнит их в самый неподходящий момент?.. Также взрослым надо помнить, что логика детей отличается от логики взрослых. Поразмыслив, малыш, скорее всего, придет к выводу, что если вы никак не реагируете на эти слова, то так оно и должно быть.

СЛАЙД 6

         Вариант 3. Запугивают («Будешь ругаться – язык отрежут!»)

Очень эффективный способ, особенно при необходимости немедленного воздействия. Но имеет два очень больших минуса. Во-первых, с возрастом все труднее будет найти действенный персонаж для запугивания, а во-вторых, в случае ненормированного использования этот метод может спровоцировать появление и развитие невротических состояний. Особенно «популярны» у родителей медицинские процедуры: уколы, хирургические операции и т.д. В этом случае не стоит удивляться тому, что при очередном посещении медицинского кабинета у ребенка начнется истерика.

СЛАЙД 7

Вариант 4. Объясняют.

Самый эффективный, но самый трудный способ, так как требует больших усилий и четкой последовательной тактики. Столкнувшись с тем, что ваш малыш включает в свою речь нецензурную лексику, сразу объясните ребенку твердым тоном, что данные выражения используются или хулиганами, или глупыми маленькими детьми; ни тех, ни других в приличные места не пускают. Дайте ребенку возможность сделать свой выбор!

  Одна из причин, по которой дети начинают ругаться,  это желание привлечь к себе внимание. Получив в свой арсенал хороший способ шокирования взрослых, а тем самым возможность попасть в центр внимания, ребенок будет пускать его в ход все чаще и чаще.

Во-первых, постарайтесь найти более приемлемый способ самоутверждения для ребенка, чем использование бранных слов.

 Во-вторых, сразу давайте «обратную связь» - спокойно, но твердо покажите малышу, что у окружающих пропадает всякое желание общаться с ним, когда он кричит и ругается. Тем самым вы сможете позаботиться о психогигиене и душевном покое как вашем, так и вашего ребенка.

СЛАЙД 8

        И вторая наша деликатная тема – это «Как рассказать ребёнку «про это», т.е. как, что и когда можно говорить ребёнку о сексе, тем более что ваши дети вплотную подошли к этой теме, она их интересует в том или ином объёме, и этот интерес зависит, конечно, от возрастных особенностей ваших детей.

СЛАЙД 9

Надо ли объяснять детям, что такое секс? Одни родители предпочитают умолчание и деликатный обход этой темы стороной, другие — спокойно объясняют детям сами или с помощью соответствующей литературы, третьи (в том числе, некоторые несознательные бабушки) — заламывая руки, кричат о растлении, что «им ещё рано» и «придёт время — все узнают». Всем нам пора заставить себя морально подрасти, чтобы помочь нашим детям, потому что от нас зависит их будущее. Помните, что знания - это защита.

СЛАЙД 10

Сегодня вы и шагу не сделаете, чтобы не получить порцию секса в той или иной упаковке (вечером, включая телевизор, трудно найти канал, где бы не было постельных сцен, и  даже Animal Planet не позволяет расслабляться, поскольку лев забирается на львицу с весьма однозначным намерением; в супермаркете легко можно обнаружить малыша у стенда с журналами, увлеченно рассматривающего абсолютно голую блондинку в глянцевом журнале ). Всё это неизбежно в мире, в котором мы живем. Нельзя же заткнуть ребенку уши, закрыть глаза, запереть дома и спрятать от всего.

СЛАЙД 11

Ребенок с самого рождения является сексуальным существом. Он получает особое удовольствие от сосания груди и телесного контакта с родителями, он исследует свое тело и находит эрогенные зоны; он впитывает родительское отношение к телу через прикосновения - с тех пор, как его носили на руках, гладили, купали, обнимали; он считывает родительские реакции по микрожестам, мимике, а также микрозапахам гормонального происхождения, которые отражают наши эмоциональные состояния и воспринимаются бессознательно. И если целующиеся мама с папой при внезапном появлении ребенка нервно вздрагивают, если они игнорируют специфические вопросы и торопятся переключить внимание ребенка с двух смешных собачек на лирический пейзаж, то, скорее всего, в более старшем возрасте во время случайных постельных сцен по ТВ ребенок будет бегать на кухню «попить водички». Да и в дальнейшем ему придется приложить усилия, чтобы более свободно и радостно воспринимать сексуальную сферу.

В первый раз ребенок узнает о сексе не тогда, когда начинает задавать вопросы "откуда я взялся", а когда мать и отец стоят над кроваткой грудного младенца - обнявшись. Когда они не стесняются своей нежности и ласки, тяги друг к другу. Как говорится, лучшее, что может дать отец своим детям, это показать им, как он любит их мать.

Как правило, в 1,5 - 2 года малыш начинает изучать свое тело и "добирается" до интимных зон, начинает их трогать, теребить, гладить, чем сильно нервирует своих родителей. Для малыша интерес к сексу и всему, что с ним связано, вполне естественное дело. Они не делают различия между собственными ручкой, ножкой, попкой и половыми органами. И изучая себя, ребенок не может обойти вниманием и деликатные части своего тела. Не мешайте ребенку удовлетворят свой интерес и не акцентируйте на этом внимание.

СЛАЙД 12

Задумываться о том, что предшествует рождению и как все происходит, ребенок начинает лет с 3-4, в возрасте "почемучек". Если ваш 3-летний сын интересуется, почему он ходит в туалет не так, как девочка, можете быть уверены: он развивается соответственно возрасту и в меру любознателен. Примерно с этого возраста дети начинают различать друг друга по половому признаку. Моментом, когда ваш малыш спрашивает о таинстве появления на свет, надо пользоваться. В противном случае он попытается получить ответ из других источников.

Когда ребенок спрашивает: как появился я, как и откуда взялся братик, котята, рыбки, – это вопрос не столько о половых актах, оплодотворении и родовом канале, сколько о тайне жизни, о душе. Малыш должен знать, что сначала была любовь, желание жить и давать жизнь, желание расти и заботиться. А почему так? – А потому что это наш, человеческий способ жить на земле, по-другому не получится. Только вы сможете объяснить своему ребенку, что таинство зарождения человеческой жизни - это прекрасно. Что на любви построена вся жизнь.

Смутные сексуальные фантазии будоражат ребенка с раннего возраста,  и пусть дети фантазируют – в конце концов, фантазии, связанные с половыми органами, занимают у них совсем немного места. И когда ребенок понимает, что у взрослых с этими зонами тоже связано какое-то странное удовольствие, он успокаивается от осознания, что у него «все как у взрослых», то есть, все в порядке.

Когда ребенок проговаривает или изображает объект своего специфического любопытства – он находит выход своей детской сексуальной энергии. Поэтому не стоит строго бранить его за использование «анально-генитальной» лексики и выказывание интереса к этой области. Лучше всего мягко, но настойчиво объяснять, что разбрасываться «какашками» и «пиписьками» неприлично, не принято, некрасиво. Точно так же, как ходить голыми при чужих, или отправлять прилюдно свои надобности, или ковырять в носу у всех на глазах. Во всем этом нет ничего «плохого-нехорошего», но это интимные вещи, они не касаются посторонних.

СЛАЙД 13

Один старый педиатр так советовал рассказывать маленьким о сексе. «Они уже все равно знают, что внизу живота люди разные. Так вот, у папы - трубочка, а у мамы - дырочка. У папы есть очень маленькие дети, но они в папе расти не могут. Для этого папа своей трубочкой пересаживает его маме в живот, и он там растет, а потом, когда вырастает большой, то вылезает наружу».

Родитель должен информировать ребенка корректно и по возможности полно (с помощью тех же книг, схем, учебных фильмов), подбирать нужные слова и отсеивать избыточную информацию.

Давайте маленькую порцию корректной информации и ориентируйтесь на реакцию ребенка. Если малыш «ушел переваривать» данные или удовлетворился ответом и переключился на что-то другое – то оставьте его в покое. Если малыш уложил ответ в голове и уже задает новый вопрос, углубляя тему, – вот тогда можно продолжить обсуждение и дать еще небольшую порцию информации.

Какой бы трудный или шокирующий вопрос ни задал ребенок, никогда нельзя сердиться! Дети больше всего боятся гнева родителей!

Если вы не можете сразу придумать, как ответить, скажите об этом. "Мне нужно время, чтобы подумать, я обещаю поговорить с тобой об этом после ужина", - или еще когда-нибудь. Пожалуйста, не надейтесь, что больше они вас не спросят. Если ребенок не спрашивает, сами поднимите этот вопрос.

Сколько бы раз ребёнок не задавал вам свои сокровенные вопросы, отвечайте спокойно и уверенно, и если в оживленном парке при большом скоплении народа 6-летний малыш спросит у вас, что такое клитор, не надо  падать в обморок или одёргивать ребёнка. Отведите его в сторонку и мягко объясните, что это часть женского тела, которая находится в таком месте, о котором не принято говорить при людях.

Как не надо рассказывать ребенку о сексе.

СЛАЙД 14

* не надо специально сажать ребенка напротив себя в позе послушного ученика и говорить: «Пришло время тебе узнать о сексе».

СЛАЙД 15

* не надо мяться и краснеть, словно ребенок своим вопросом застал вас самих за чем-то неприличным; не надо начинать хихикать и делать большие глаза; интерес ребенка – естественный, а наша реакция окрашивает его в те или иные эмоциональные тона ("нормально", "стыдно", "плохо", "грязно" и т.д.). Если малыш встретит негативную реакцию взрослых, то в дальнейшем будет относиться к проявлениям своей сексуальности так же - как к чему-то стыдному, плохому и грязному.

СЛАЙД 16

* не надо рассказывать сказки про аистов, капусту, специальные уколы, магазины, канибалические сказки с поеданием зародышей и пр. Ложная информация очень опасна!

* не надо окрашивать ваш разговор в специфические тона, нагнетать особые эмоции;

СЛАЙД 17

* не надо замалчивать эту тему, отговариваясь избитыми фразами типа: «Это тебе еще рано», «Подрастешь - узнаешь» или, вообще: «Где это ты нахватался таких вопросов?»  Особенно когда это имеет другой подтекст: "Отстань" или "Пойди вон". Потому что ребенок просто пойдет удовлетворять свое любопытство в другом месте и из других источников;

СЛАЙД 18

* разговор о сексе не должен быть слишком продолжительным; ребенок способен сосредоточиться на 3-7 минут, и лучше оставить его «дожевывать мысль», чем утомить своей дотошностью;

* не надо «спрашивать урок», чтобы удостовериться, что ребенок запомнил ваши наставления;

* не стоит навязывать ребенку общение на эту деликатную тему, если он этого не хочет, лучше давать ему пояснения по мере возникновения интереса; отличное время для разговоров с малышами - перед сном, когда они согласны на что угодно, лишь бы вы не уходили и не выключали свет.

СЛАЙД 19

* не стоит называть половые органы вульгарными или уличными словами, ребёнка стоит познакомить с конкретными «серьёзными» названиями «пенис, влагалище» - «Вот твоя ручка, но это не просто рука: вот запястье, вот кисть, вот локоть. На ноге есть щиколотка, голень, колено. Видишь, сколько у тебя всего! (часто дети приходят в восторг от такого своего богатства). И для всего-всего есть свое название. Точно также есть «серьезное название» для писи: сам «краник» называется пенис, а мешочек под краником называется мошонка, в мешочке-мошонке лежат два яичка. У девочек пися устроена по-другому, она похожа на щелку и называется вагина»;

* не стоит вдаваться в технические подробности, если ребёнок 4-6 лет, увидев в фильме любовную сцену, спросит «Что они делают?». Достаточно ответить «Они любят друг друга». У животных это называется спаривание, у людей – секс. Ребёнок связывает на этом этапе такое вот совместное копошение только с появлением потомства.  

СЛАЙД 20

        Смею вас уверить, что на эту тему можно говорить бесконечно! Естественно, что всё это индивидуально, и если одно можно сказать этому ребёнку, не факт, что другой ребёнок воспримет адекватно эту же информацию. Посидите в Интернете, приобретите детские энциклопедии или специальные детские книги по сексологии, они написаны лёгким детским языком, там много забавных иллюстраций. Вы сами удивитесь, как просто и доступно там объяснены сложные вещи. Любите детей и уважайте их познавательный потенциал, не отталкивайте их своим незнанием и сами будьте комфортны в этой жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Консультация для воспитателей ДОУ на тему: " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЬНЫХ СХЕМ И ОПОРНЫХ КАРТОЧЕК В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Рекомендации воспитателям ДОУ  об использование опорных схем в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах для развития связной речи у детей дошкольного возраста....

Консультация для молодых воспитателей по теме "Сказкотерапия"

Данная консультация по психологии поможет молодым воспитателям понять как сказка влияет на развитие личности ребенка дошкольного возраста...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей «Деликатные темы»

В статье представлены рекомендации о том, как правильно отвечать на детские, порой очень сложные, вопросы....

Консультация для педагогов ДОУ на тему «Инновационная педагогическая технология в работе с дошкольниками на тему «Лэпбук – развивающая книга»

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятель...

Методическая разработка на тему: "Консультации для родителей по лексическим темам".

Данный материал представлен в виде домашних заданий по лексическим темам, представленных в виде консультаций. Составлены эти консультации с учетом лексических тем и предназначены преимущественно для д...

Буклет на тему: "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью игры".(Консультация родителей и педагогов по теме самообразования).

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоционально...