Консультация для родителей по ФГТ
материал по теме

Хусаинова  Ирина  Васильевна

Консультация для родителей о введении ФГТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_o_fgt.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО НАДО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ФГТ.

В настоящее время многих родителей дошкольников, наслышанных об образовательной реформе, волнуют вопросы, связанные с введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вызывая у них тревогу и опасения. Что такое федеральные государственные требования? Почему появился новый документ? Какие изменения происходят в работе детского сада в связи с введением ФГТ?

Бесспорно, что родители должны принимать активное участие в реализации образовательной программы ДОУ, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, поэтому и все изменения, происходящие в системе образования, обязательно должны быть грамотно и доступно доведены педагогами до сведения родителей. Ведь родители должны не только хорошо представлять себе, но и принять современные цели и задачи воспитания детей в дошкольном учреждении, а также видеть реальные результаты, которых может достичь ребенок в случае, если воспитатели и родители объединят свои усилия по достижению поставленных целей.

Итак, какой именно информацией о ФГТ необходимо вооружить родителей, чтобы они с доверием относились к происходящим изменениям в сфере дошкольного образования и стали активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями?

Прежде всего, родители должны понимать, что жизнь не стоит на месте. Нынешнее поколение людей живет в постоянно и быстро меняющемся мире, что обуславливает необходимость быстрого обновления технологий во всех сферах жизни. Поэтому реформы образования – это не только государственное требование и условие развития общества, но и важнейшее условие выживания каждого человека, страны, человечества.

Одним из последних проявлений реформаторской деятельности в сфере отечественного образования явилось введение в школах федерального государственного образовательного стандарта, а в детских садах – федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ). ФГТ утверждены и введены в действие 23 ноября 2009 Приказом Министерства образования и науки РФ N 655.

Родители должны знать, что Федеральные государственные требования – это важный нормативный документ, обязательный для исполнения каждым дошкольным учреждением, который устанавливают нормы и положения, обязательные при организации образовательного процесса в ДОУ.

Введение ФГТ связано с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития ребенка и с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Содержание дошкольного образования по ФГТ включает в себя 4 важных направления развития детей – физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое. Все содержание психолого-педагогической работы с дошкольниками заложено не в учебные дисциплины, как в школе, а в так называемые образовательные области: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Родителям необходимо коротко раскрыть суть каждой из образовательных областей в следующем контексте.

  • Содержание образовательной области "Физическая культура" направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.
  • Содержание образовательной области "Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.
  • Содержание образовательной области "Безопасность" направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
  • Содержание образовательной области "Социализация" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений
  • Содержание образовательной области "Труд" направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
  • Содержание образовательной области "Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.
  • Содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
  • Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
  • Содержание образовательной области "Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
  • Содержание образовательной области "Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

Родители должны понимать, что специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей в данный период детства определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо особо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.

Именно поэтому новый документ на первое место ставит индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности федеральными государственными требованиями определены: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная и др.

Родители должны знать, что ФГТ исключают из образовательного процесса учебную деятельность как не соответствующую закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Но это не означает, что теперь с детьми не будут заниматься. В современной теории и практике понятие «занятие» имеет совершенно новое содержание: – это не дидактическая форма организации учебной деятельности, а занимательное дело, направленное на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей.

Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, не трансляция педагогом готовых знаний, которые ребенку необходимо запомнить, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка, направленная на «открытие» ребенком законов окружающего мира, общества детей и взрослых, освоение способов решения проблем и преодоления трудностей. Это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Необходимо раскрыть родителям изменение в подходах к процессу образования детей на современном этапе. Существовавшие до введения ФГТ Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения в детском саду были нацелены на процесс, а не на результат, соответственно не были ориентированы на некое новое состояние, в которое может перейти ребенок в результате получения дошкольного образования. Новый документ дает педагогам ориентир конечной цели их деятельности. ФГТ определяют планируемые результаты освоения Программы – итоговые и промежуточные. Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Что же такое интегративные качества?

Это системные образования, которые формируются в процессе освоения ребенком основной образовательной программы дошкольного образования; являются показателями его развития в личностной, интеллектуальной и физической сферах; способствуют самостоятельному решению ребенком жизненных задач (проблем), адекватных возрасту.

Родители должны иметь представление о портрете выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ:

  • Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.
  • Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать.
  • Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей.
  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
  • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
  • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
  • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Информирование родителей может реализовываться через различные формы взаимодействия: общие родительские собрания, консультации, наглядно-информационные методы (сайт ДОУ, стенды, памятки, буклеты, папки-передвижки) и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Анкета для родителейпо УМК

Анкета для родителей...

Конспект мастер-класса родителейпо теме: «Развитие творческого потенциала детей.

Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома» Цели и задачи:Познакомить педагогов и родителей с технологией ТРИЗ;Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий;Познакомить с м...

Памятка для родителейпо трудовому воспитанию детей в семье.

Памятка для родителейпо трудовому воспитанию детей в семье....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...