Нетрадиционное рисование с дошкольниками с нарушением зрения
консультация (старшая группа) по теме

Использование нетрадиционных техник рисования с дошкольниками с ослабленным зрением способствует повышению уровня развития зрительно - моторной координации, корекции мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnoe_risovanie.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционное рисование в работе с дошкольниками с нарушением зрения

«Детство – это важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». ( В. А. Сухомлинский)

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста. Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Работая в коррекционной группе, с дошкольниками с нарушением зрения постоянно сталкиваюсь с тем, что дети с патологией зрения испытывают определенные трудности. Наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико – синтетическая деятельность. У детей снижена активность мышления, недостаточно сформирована способность к умственным операциям. Отмечается неравномерная работоспособность.

Из-за быстрого наступления утомления дошкольники не могут завершить начатое дело, у них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе отсутствует. Воспитанники не могут слушать инструкцию, которую дает педагог на занятиях, им хочется быстрее начать действовать. Однако приступив к деятельности, они не знают с чего начать. Все перечисленные нарушения негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности, в том числе рисовании.

Поэтому использование  нетрадиционных техник рисования приобретают высокую коррекционную значимость.

        Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действий с ними. Дошкольники узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, цветным клейстером, пеной для бритья, а также можно рисовать на молоке.

        Дети пробуют рисовать предметы руками,(ладонью, пальцами, кулаком), получать изображения с помощью подручных средств, с помощью природного материала. При непосредственном контакте рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами и оттенками.

        Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Развивается познавательный интерес, начинают задавать вопросы педагогу и друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.

        Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации, коррекции мелкой моторики рук.

        В своей работе с детьми с нарушением зрения считаю возможным использовать следующие нетрадиционные техники рисования:

Рисование цветным клейстером

Ребенок с помощью широкой кисти наносит на бумагу подкрашенный клейстер, затем палочкой «процарапывает» выразительные детали. Это могут быть морозные узоры, волны на море, узор на посуде, домике.

Рисование мыльной пеной

Совместно с детьми приготовить цветной мыльный раствор. С помощью соломинки сделать мыльные пузыри, сверху стакана приложить чистый лист бумаги. На листке остается отпечаток, дать подсохнуть и можно фломастерами, цветными карандашами дорисовать рисунок.

Рисование свечой или восковыми мелками

Ребенок рисует свечой или мелками на белой бумаге, затем закрашивает весь лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок, сделанный свечой, или мелками остается не закрашенным. Если детям трудно рисовать белым на белой бумаге, можно обводить контур карандашом или использовать трафарет.

Рисование воздушными фломастерами

Похожая техника только  брызги получаются более мелкими, и требует меньше подготовки. Ребенок берет фломастер, готовит его к работе, дует в него длительно, заполняя мелкими брызгами трафарет или весь лист. Можно использовать сочетание нескольких цветов, создавая сюжет или узор.

Рисование с использованием пены для бритья и гуашь

На тарелочке смешивается пена для бритья и гуашь. Берется целлофан, его необходимо смять. Целлофан обмакиваем в полученную краску и наносим на контур.( крона деревьев, облака и т.д.).

Рисование на молоке

Ребенок наливает в тарелочку молоко. С помощью пипетки  набирает гуашь и опускает ее в центр тарелки, можно брать сразу несколько цветов. Потом берется палочка опускает ее в моющее средства и рисует на молоке. Краска расходится по тарелке, получаются необычные узоры.

Рисование с помощью листьев: деревьев, петрушки,  салата.

Ребенок покрывает лист краской, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. С помощью листьев можно изображать деревья и кустарники, а ствол необходимо дорисовать кистью.

 Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей

В своей работе, часто применяю нетрадиционную изобразительную методику «Пластилинография» - рисование пластилином. Эту методику можно использовать для развития творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса детей любого дошкольного возраста. Пластилиновые картины способствуют развитию мелкой моторики, так как, создавая работу надо пользоваться таким «инструментом», как  ладони и пальцы. При работе с пластилином руки должны быть тёплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев. Совокупность этих фактов позволяет использовать в моей работе эту методику не только как развивающую, но и как коррекционную. Практика показала целесообразность использования этой методики в работе с детьми с нарушением зрения. Сама техника универсальна и используется в младшем и старшем дошкольном возрасте.  Необходимо помнить и о сложности выполнения пластилинографии, цели и задачи должны соответствовать уровню развития ребёнка.  Например: можно выполнить пластилиновую картину «яблоко».   В младшей группе – дается изображение дерева и предлагается  «вырастить» на нём яблоки, дети отщипывают маленькие части от пластилина и прикрепляют к листу картона.                                                             А вот в старшем возрасте дети могут сами нарисовать контур, блик, черешок, лист яблока или воспользоваться шаблоном, заполнить его цветом. Дети двух – трёх лет, могут начинать выполнять пластилиновую картину с того, что начнут «Кормить цыплят» или красиво украшать «Осенние деревья», а для детей 5-7 лет, уже не интересно, им хочется выполнять  работы сложнее, например: по сюжету сказки.  

       Хочется рассказать о материале и инструментах, необходимые при работе в этой технике изображения и дать некоторые рекомендации.

Рисование пластилином – это искусство на стыке двух классических изобразительных жанров: «плоской» живописи и объемного изображения, то есть скульптуры.                                                                                

      Пластилин – благодатнейший материал для художественной деятельности, но, кажется, еще недостаточно оцененный.    

Если знать и использовать секреты пластилина, можно создавать не просто поделки, а настоящие картины из пластилина.

Во-первых, пластилин замечательно пластичен, он легко принимает любую форму, раскатывается, разминается и ложится на поверхность любым слоем.

Второе замечательное свойство – это вязкость, «прилипчивость».                

Третий из секретов пластилина – цветность. Разнообразие цветов и оттенков выпускаемого пластилина само по себе даёт широкие возможности, но этим пластилиновая «палитра» не ограничивается. При создании картины из пластилина к его цветам можно относиться так же, как к художественным краскам: различные цвета можно смешивать и получать новые, со всей гаммой промежуточных оттенков. Но и это еще не все секреты пластилина.

 Четвертое его свойство – термолабильность. При нагревании (даже до температуры наших рук) пластилин легко размягчается, поэтому пальцы и ладони  – главный инструмент при рисовании пластилином. Однако, помимо чисто ручной работы,  для рисования пластилином: можно использовать разнообразные стеки, да и любые подручные средства.  Но главный инструмент – всё равно руки. Приёмы ручной работы с пластилином те же, что и при лепке: раскатывание «жгутиков» различной толщины, скатывание шариков, а затем расплющивание их в кружки, прищипывание .

Пластилин должен быть средней мягкости, чтобы пальцы рук сильно не уставали при выполнении работ; твёрдая основа (лучше всего подходит многослойный картон от упаковочных коробок); доска; стеки; простой карандаш; книги-раскраски; копировальная бумага; салфетки; дополнительный материал. Материалы и инструменты для продуктивной деятельности используются одинаковые, а вот дополнительный материал может быть разнообразным (пайетки в виде звёзд, цветов; бисер; декоративные глаза и перья). Работы с дополнительным материалом получаются ещё интереснее.

Выполнение основного изображение может занять много времени, для этого продумываются и планируются заранее все этапы работы, распределяя время, рассчитывать на возможности своих воспитанников.

Рекомендации по организации работы в технике пластилинография:

-во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;

-предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;

-устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;

-покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".

При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно:

-надо при помощи пластилиновых «жгутиков» выделить контур рисунка;  

-научить надавливать на пластилин;

-затем размазывать его от центра к краям контура или от краёв к центру;

- сочетать  приёмы.

Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.

В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.

Работа в коррекционной группе позволила организовать кружок «Волшебные краски». В рамках кружковой деятельности дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Дошкольники осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.

 Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда. Сколько дома ненужных и  интересных вещей: (зубная щетка, расческа, поролон, пробки, пенопласт, катушки ниток, свеча и т.д.). В детском саду вышли на прогулку, присмотрелись, а сколько можно увидеть интересного: палочки, шишки, листочки, камушки. Всеми этими предметами дополнили зону художественной деятельности. Необходимые материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, а можно придумать и свою технику. Дошкольники получают положительные эмоции

Творчество не может существовать под давлением. Оно должно быть свободным, ярким, неповторимым. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем нестрашно, если маленький художник перепачкался, главное – чтобы он получать удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования с детьми с нарушением зрения"

Применение нетрадиционной техники – пластилинографии, в изобразительной деятельности детей с нарушением зрения...

Использование нетрадиционной техники рисования солью - в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения.

Введение.Дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с патологией зрения полностью полагаются на визуальну...

Использование нетрадиционной техники рисования «акварель+соль» для развития зрительного восприятия и мелкой моторики дошкольников с нарушением зрения.

Предложенный материал будет полезен для воспитателей, учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений....

Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики рук дошкольников с нарушением зрения посредством нетрадиционной техники лепки «Пластилинография».

В настоящее время проблеме развития зрительного восприятия и мелкой моторики дошкольников с нарушением зрения уделяется достаточно много внимания. Каждый творческий педагог пробует внедрять ...

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями зрения по теме «Транспорт» у старших дошкольников с нарушением зрения

В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях...

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей, инициативы у дошкольников с нарушениями зрения

Развитие творческих способностей у дошкольников через нетрадиционные техники рисования.  ...

ПРОЕКТ в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников с нарушением зрения в процессе экспериментирования в ДОУ и дома»

Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.Задачи проекта:Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство ...


 

Комментарии

Леонтьева Лариса Васильевна

Очень занимательный материал