Воспитание девочек и мальчиков в русских традициях.
консультация (средняя группа) по теме

Анализ литературы убедительно показывает,что в уникальной, вырабатываемой веками системе народного воспитания,гендерная компетентность родителей формировалась легко и естественно.Опыт народной педагогики свидетельствует о том,что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учётом их гендерных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_v_russkikh_traditsiyakh.odt26.45 КБ

Предварительный просмотр:

            Тема: Воспитание девочек и мальчиков в русских традициях.

            Анализ литературы убедительно показывает,что в уникальной, вырабатываемой веками системе народного воспитания,гендерная компетентность родителей формировалась легко и естественно.

        Результаты исследований научного центра «Психофизиалогия матери и ребёнка» Санкт-Петербургского государственного университета свидетельствуют о том,что при рождении даже пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному.Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребне,что символизировало наделение её качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева,чтобы он в будущем оказался хорошим работником.

            Интерес представляют и традиции заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца а мальчиков в рубашку матери.Учёные считают, что это связано с  программированием будущего ребёнка.Люди мечтали о том,что когда их сын вырастит и жениться,то его жена воплотит в себе всё то,что дорого ему в родной матери ,а дочь в своём избраннике сможет увидеть черты отца.При этом очевидно,что в данной традиции был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей,которые по женской линии несли в себе терпимость, сдерженность,любовь и доброту,а по мужской- стойкость, мужество, ответственность и многое другое,о чём могли мечтать родители при рождении своего ребёнка.

            На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины,поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях,воспитывать и обучать их. Основные педагогические функции осуществляли,как правило, ближайшие родственники и наиболее авторитетные и уважаемые сородичи детей-старейшины. Дело воспитания совершалось параллельно с другими  делами

и занятиями и носило черты гендерной педагогики: мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (учили охотиться, ловить рыбу, загонять добычу, изготавливать оружие и орудия труда),а девочек приучали к ведению домашнего хозяйства (приготовлению пищи, хранению огня, собиранию растений).

                Родители в первую очередь заботились об удовлетворении биологических потребностей детей: еормлении, оберегании от опасностей

и неблагоприятных условий внешней среды. Воспитательное воздействие было инстинктивным,и только в последствии стали формироваться элементарные педагогические воззрения,закреплявшиеся в образе жизни,слове,обычае.

К сожалению ,в общих этнографических описаниях многих авторов вопросы о путях и средствах воспитания детей дошкольного возраста ограничивются лишь отдельными замечаниями. Как справедливо было замечено Г.А.Комаровой, общественная сторона проблемы детства обычно не становилась объектом специального анализа. Однако при знакомстве с отдельными работами

(Г.А.Никитина,Л.И.Семёнова,З.И.Суворова,Г.Н.Волкова,Т.Ф.Кузина,Г.И.Батурина и др.),в которых раскрываются принципы народной педагогики,становится понятным ,как отношение родителей и образцы воспитания влияли на воспитание девочек и мальчиков.Рассмотрим этот вопрос более подробно.

                Опыт народной педагогики свидетельствует о том,что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учётом их гендерных особенностей.Так ,например,в колыбельных песнях.пестушках,потешках,играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребёнку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем,кому именно адресована потешка или пестушка,девочке или мальчику, прогнозируется их будущее.

                  Отцы в воспитании детей младенческого возраста принимали участие меньше чем матери, но начиная с 3 лет,они активно включались в воспитание ребёнка.Так , например,в крестьянских семьях с 3 лет дети принимали пищу за общим столом.Девочку брала к себе на колени мать,

а мальчика -отец.И с этого момента вся ответственность за воспитание детей ложилась на плечи родителей:за девочек отвечали матери ,а за сыновей-отцы.

                Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков.Девочки привлекались к уходу за младшими детьми,уборке дома,мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в  прядении,вышивании,шитье,ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников к жатве,сенокосу,учили молотить,запрягать лошадь и управлять ею.Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты и рыбалки.

                От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим,заботливое отношение к старикам и младшим детям,доброта,отзывчивость,вежливость и дисциплинированность,исполнительность и честность.Особенно значителен был статус женщины-матери.Её воспитательное воздействие признавалось настолько определяющим,что и положительные,и отрицательные результаты воспитания приписывали в первую очередь ей.

                   Процесс воспитания девочек находился в руках матерей,которые  отвечали за их поведение.Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет,на который ссылалась мать.Всю ответственность за воспитание мальчиков брал на себя отец и другие мужчины семьи:дедушка,дяди и старшие братья.

Иитерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье.Отцу отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного воспитания,а мать наполняла её конкретным содержанием и следила за её реализацией,добиваясь результата.Мать играла с ребёнком чаще всего по необходимости,чтобы в процессе ухода отвлечь,утешить или развлечь его. Отец и другие мужчины в семье специально организовывали игры,направленные или на физическое развитие ребёнка или на развитие у него умственных способностей,сообразительности,смекалки.

               Анализ первоисточников и работ по этнопедагогике показывает, что в раннем и дошкольном детстве игры были основой всестороннего развития. Все народные игры были проникнуты принципом справедливости,воздания по заслугам и заставляли в равной степени подчиняться воле всех.Но при этом дети осознавали свою связь с коллективом- образовывалась привычка к безусловному подчинению общепринятых установленным порядкам,что является важным средством «социализации»ребёнка,приучением его к соблюдению этических норм,правил общежития.

                  В то же время .как показывают исследования Н.Я.Михайленко

и Н.А.Коротковой традиции детской игры с правилами постепенно утрачивают свои позиции целостного воспитания дошкольников в силу исчезновения коллективного носителя игры-разновозрастной детской группы.Данный факт не может не беспокоить в связи с тем ,что именно в подвижных играх проблемы единства духовного и телесного здоровья детей решались и решаются в органическом единстве.

                Практически у каждого народа населявшего территорию России, были свои  излюбленные виды подвижных игр.Народные игры были основным средством для приобщения детей к традиционным занятиям: охоте, рыболовству, собирательству.Но не только в играх,но и в совместном труде со своими родителями воспитывались дети.При этом поощрения,похвала были естественными оценками детского труда.

                Очевидно,что наивно было бы полагать,что народная педагогика поможет современным родителям решить проблемы детей с учётом их гендерных особенностей. Всему своё время и место.Но что мы должны признать,так это то,что в воспитании подрастающего поколения народ-воспитатель,народ-педагог шёл в сторону равенства и гуманизма.До сих пор  остаются актуальными слова К.Д.Ушинского,считавшего,что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу,которой нет в самых лучших системах,основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другог народа.

         О сознание того,что утрата многих прогрессивных народных традиций привела к духовному обнищанию общества, к разрыву связи времён

и поколений,заставляет современных учёных и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным,культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоёв населения.

                    В книге «Воспитание ребёнка в русских традициях» авторы пишут:

«Многим из нас может показаться отжившей эта традиция отцовской авторитарности-мы не устаём твердить о «равноправии»мужчины и женщины в семье.Но давайте задумаемся,а всегда ли это хорошо?Сегодня некоторые психологи,отмечая факт ослаблени отцовской власти в семье,придают ему значение пдлинной социальной катастрофы.И не даром:ведь «семьёй мир стоит».Мужчина вносит в жизнь семьи активный созидающий стимул, самой своей природой он призван опрделять семейное бытие,жёстко задавать рамки

«должного» и «нужного».Отсутствие всего этого неминуемо приводит к тому,

что формируется «общество без отцов», «общество без власти», в котором пассивная вседозволенность сочетается с  социальной анархией.

             Вместе с тем, становится очевидным,что многое из опыта народной педагогики, к сожалению, остаётся за пределами знаний воспитателей и родителей, а потому не используется.Поэтому при взаимодействии воспитателей и специалистов с родителями, одной из актуальнейших задач  является приобщение родителей к этому чистому, прверенному истоку,

которым является народная педагогика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по воспитанию ДЕВОЧЕК и МАЛЬЧИКОВ.

Актуальность этой проблемы в наше время определяется тем, что современный ребёнок испытывает сильную психологическую нагрузку. Поэтому необходимо учмтывать индивидуальные различия мальчиков и девочек ...

«Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье».

Консультация для родителей по гендерному воспитанию детей...

презентация "Воспитание девочек и мальчиков в русских традициях"

Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации и лежащая на стыке ряда наук (социологии, б...

Доклад на педагогическом совете " Воспитание девочек и мальчиков в традициях разных народов". Старшая группа.

Подготовила тему для коллег. С темой познакомила коллег для всестороннего развития....

Творческая работа на тему: Формирование у родителей гендерной компетентности. О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях.

В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей во...

Консультация для педагогов «О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях.»

Экскурс в историю гендерного воспитания детей дошкольного возраста...

Особенности воспитания девочек и мальчиков. Гендерное воспитание в ДОУ.

Буклет: "Особенности воспитания девочек и мальчиков. Гендерное воспитание в ДОУ."...