Требования к выпускникам ДОУ по развитию речи
консультация (подготовительная группа) по теме

Бакланова Ирина Васильевна

 

          Основная задача родителей и педагогов ДОУ – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи ребёнка, чтобы начать логопедическую ра­боту с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспе­ваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trebovaniya_k_vypusknikam_dou_po_razvitiyu_rechi.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Требования к выпускникам ДОУ

 по развитию речи

             Наиболее значимым для ребёнка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

хорошее физическое развитие ребёнка;

развитый физический слух;

развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

нормальное функционирование ЦНС;

владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);

произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

познавательная активность, желание учится, интерес к знаниям, любознательность;

коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

          На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

          Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

         

         Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения.

         Перечислим их:

 Сформированность звуковой стороны речи. 

- Ребёнок должен владеть правильным, четким  звукопроизношением всех фонетических групп в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

- Читая стихи, пересказывая литературные произведения, пользоваться различными средствами интонационной выразительности: темпом, ритмом речи, логическим ударением.

Полная сформированность фонематических процессов предусматривает:    

- умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка далекие и близкие по звучанию,

- правильно передавать слоговую структуру слов, используюмых в самостоятельной речи т. к. это является предпосылкой овладения грамотой.

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи предполагает:

- умение делить слова на слоги и производить звуковой анализ слов (это является основой для ознакомления детей с буквами и обучения чтению).

- умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трёх звуков типа АУИ; анализ обратного слога гласный – согласный типа АП; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д. 

- осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства: схему звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове.

- анализировать четырех-, пятизвуковые слова разного состава (лиса, слон, аист, школа). 

- выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове.

- знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки: гласный, согласный (звонкий, глухой, твёрдый, мягкий). 

- придумывать предложения с заданным количеством слов; вычленять количество и последовательность слов в предложении.

          Оцениваются так же:

- умение работать с разрезной азбукой, графо-моторные навыки, навыки послогового чтения и письма (печатания букв а, о, у, ы, б, п, т, к, л, м, с, з, ш, слогов, слов и коротких предложений). 

         

Сформированность грамматического строя речи предусматривает:

- употребление в самостоятельной речи простых и сложных  предложений, усложнение их придаточными причины и следствия,  однородными членами предложения;

- умение работать с деформированными фразами, самостоятельное нахождение ошибок и устранение их;

- составление предложений по опорным словам и картинкам.

- понимание и применение в речи всех лексико-грамматических категорий слов.

- адекватное употребление простых и сложных предлогов;

- овладение навыками словообразования разных частей речи: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно- ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.; 

Словарный запас старшего дошкольника должен составлять не менее 2 000 слов:

- в словаре ребёнка должны присутствовать обобщающие понятия (фрукты, овощи, обувь, мебель, посуда и т. д.).Он  должен понимать причины объединения в одну группу предметов, овладеть операцией  деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков: посуда — кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь — зимняя, летняя, демисезонная; транспорт — пассажирский и грузовой; наземный, воздушный, водный, подземный и т. д.

- старший дошкольник должен уметь подобрать как можно больше признаков и действий к одному предмету с учётом его величины, веса, формы, цвета, вкуса, запаха, температуры, материала и т.д., как этот предмет можно использовать;

- уметь подобрать к заданному слову синонимы (близкие по значению слова), антонимы (слова с противоположным значением);

Связная речь – к 7 годам выпускникам  ДОУ необходимо овладеть умениями:  

- пересказывать литepатурные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц.

- понимать и запомианать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе, замечать в рассказах сверстников;

- пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя;

- в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов; с помощью взрослого находить существенные признаки предметов, устанавливать иерархию признаков, определять и воспроизводить логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности, в том числе и языковые (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения);

- сочинять сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования: экспозиция (обрисовка действующих лиц, времени и места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения), развязка (окончание);

- различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;

- в составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывая сказки сказки, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета (зачин и окончание сказки, присказка, троекратные повторы, победа добра над злом, волшебные предметы, герои, превращения и т.д.);

- проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов (в старшей группе — придумывание продолжения и конца к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели; в подготовительной группе — рассказы, сказки на тему, предложенную воспитателем, моделирование рассказа, придумывание диафильмов, рассказы по «кляксографии», по пословицам и т.д.);

- в творческих рассказах проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;

- уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно, конструктивно исправлять их;

- осваивать формы речи-рассуждения: объяснительную речь, речь-доказательство, речь-планирование. В подготовительной группе пытаться самостоятельно использовать эти речевые формы на занятиях и в повседневной жизни.

Речевая коммуникация – к 7 годам ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

           Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико – грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

           Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих; звонких – глухих; твёрдых – мягких; л – р). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают  смысло – различительного значения  этих звуков в словах (бочка – почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

            У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико – грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие  к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

          Основная задача родителей и педагогов ДОУ – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат.  

       

Советы логопеда

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития  ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, должны соответствовать возрасту.

При общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.

Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно – ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.

Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребёнком, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».

Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: « А понятен ли ему ваш ответ?» Если в доме есть диктофон, записывайте речь ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.      

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основные требования к планированию работы по развитию речи»

Презентация «Основные требования к планированию работы по развитию речи»...

Речевая активность у детей средней группы. Основные требования к организации РППС по развитию речи.

В данной работе содержится опыт работы педагога по развитию речи детей среднего возраста. Указаны особенности речевого и психологического развития детей, требования ФГОС к формированию РППС, опыт созд...

ФГОС: современные требования к выпускнику детского сада

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)Какие ...

Виды дидактических игр и требования к их проведению для развития речи в раннем возрасте

К организации дидактических игр в первой младшей группе предъявляют такие общие требования, основанные на психологических особенностях воспитанников:Игра должна соответствовать возрасту детей и програ...