Виды дидактических игр и требования к их проведению для развития речи в раннем возрасте
картотека по развитию речи (младшая группа)

Кумарова Алия

К организации дидактических игр в первой младшей группе предъявляют такие общие требования, основанные на психологических особенностях воспитанников:

Игра должна соответствовать возрасту детей и программным требованиям.

Участие в игре должно быть добровольным.

У маленьких детей очень развита подражательность. Словесной инструкции и пояснения правил в раннем возрасте недостаточно. Необходимо обязательное руководство игрой взрослого (воспитателя).

Игра строится с непременной опорой на личный опыт детей.

С малышами раннего возраста предпочтительнее проводить знакомые игры с постепенным усложнением.

Игра должна быть достаточно простой, чтобы малыш мог выполнить игровое задание, то есть необходимо создать гарантированную «ситуацию успеха».

Очень важен приподнятый настрой, положительный эмоциональный фон. Детей раннего возраста хвалят не за результат, а за участие в игре, проявленные усилия. Поощрения должны присутствовать в ходе каждой игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды дидактических игр и требования к их проведению для развития речи в раннем возрасте

К организации дидактических игр в первой младшей группе предъявляют такие общие требования, основанные на психологических особенностях воспитанников:

Игра должна соответствовать возрасту детей и программным требованиям.

Участие в игре должно быть добровольным.

У маленьких детей очень развита подражательность. Словесной инструкции и пояснения правил в раннем возрасте недостаточно. Необходимо обязательное руководство игрой взрослого (воспитателя).

Игра строится с непременной опорой на личный опыт детей.

С малышами раннего возраста предпочтительнее проводить знакомые игры с постепенным усложнением.

Игра должна быть достаточно простой, чтобы малыш мог выполнить игровое задание, то есть необходимо создать гарантированную «ситуацию успеха».

Очень важен приподнятый настрой, положительный эмоциональный фон. Детей раннего возраста хвалят не за результат, а за участие в игре, проявленные усилия. Поощрения должны присутствовать в ходе каждой игры.

Игра «Утреннее приветствие»

Цель: создание положительного эмоционального климата в группе, развитие навыков общения, развития речи, привитие навыка приветствия каждого ребенка в группе.

Содержание: Дети и взрослый встают в круг. Все берутся за руки.

Взрослый, обращая взгляд поочередно к каждому, говорит: «Все мы проснулись и собрались вместе. И Софья здесь… И Коля здесь…» Все дети повторяют за взрослым.

Взрослый вместе с детьми приветствуют друг друга: «Здравствуй, Софья! Здравствуй, Коля и т.д.!.. Здравствуй, солнце! Здравствуй ветер! Здравствуй новый день!»

Затем педагог оглядывает каждого ребенка и говорит: «Все здесь!» Дети повторяют хором: «Все здесь!» и крепко пожимают друг другу руки (или обнимают друг друга).

«Игра «Назови ласково»

Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Краткое описание: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением, животного, например, волка и спрашивает, что это? (волк). Затем просит ребенка назвать волка ласково (волчонок, волчок).

Игра «Отзовись»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.                                                                                                                     Краткое описание: Воспитатель: Это кошка (показ картинки). Она как мяукает? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это собака (показ картинки). Как она гавкает? А ее детеныш – Щенок как он кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.

Игра «Поспешили - насмешили»

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки.

Краткое описание: Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква - к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи - пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. За квохтала: «Ко-ко-ко - корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го - горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му - мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»

Игра «Кто как кричит»

Цель: развивать умение детей узнавать голоса животных; воспитывать желание заботиться о животных.

Краткое описание: Воспитатель выставляет игрушки на стол, спрашивает: кто это, где живет, как кричит.

Самолёты

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука У.

Ход игры:

Предложите детям поиграть в самолётики. – Послушайте стихотворение про самолёт: По земле разбежался, В небо поднялся! Летит самолёт Прямо вперёд!

– Давайте поиграем в самолётики! Полетели в небе самолёты, загудели: «У-У-У!» Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая движения произнесением длительного непрерывного звука У. Необходимо следить за тем, чтобы дети бегали аккуратно, не сталкивались друг с другом.

«Водичка»

Оборудование и материалы:  кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.

Описание игры.  Открыть кран и обратить внимание ребенка на то, как «поет» текущая вода (с-с-с). Затем показать картинку с изображением умывающихся детей и прочесть потешку:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Вместе с ребенком повторить 3 — 4 раза.

В заключение игры предложить ребенку «спеть» песенку водички, протяжно произнося звук [с]

Речевые игры побуждают повторять за взрослыми простые слоги и слова. И делается это в увлекательной для малышей игре!

С возрастом у ребенка возникает настоятельная потребность в общении. Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают ребенку возможность начать активно использовать свой словарный запас.

Представленные игры  на развитие речи способствуют появлению у ребенка желания и потребности говорить.



Предварительный просмотр:

Виды дидактических игр и требования к их проведению для развития речи в раннем возрасте

К организации дидактических игр в первой младшей группе предъявляют такие общие требования, основанные на психологических особенностях воспитанников:

Игра должна соответствовать возрасту детей и программным требованиям.

Участие в игре должно быть добровольным.

У маленьких детей очень развита подражательность. Словесной инструкции и пояснения правил в раннем возрасте недостаточно. Необходимо обязательное руководство игрой взрослого (воспитателя).

Игра строится с непременной опорой на личный опыт детей.

С малышами раннего возраста предпочтительнее проводить знакомые игры с постепенным усложнением.

Игра должна быть достаточно простой, чтобы малыш мог выполнить игровое задание, то есть необходимо создать гарантированную «ситуацию успеха».

Очень важен приподнятый настрой, положительный эмоциональный фон. Детей раннего возраста хвалят не за результат, а за участие в игре, проявленные усилия. Поощрения должны присутствовать в ходе каждой игры.

Игра «Утреннее приветствие»

Цель: создание положительного эмоционального климата в группе, развитие навыков общения, развития речи, привитие навыка приветствия каждого ребенка в группе.

Содержание: Дети и взрослый встают в круг. Все берутся за руки.

Взрослый, обращая взгляд поочередно к каждому, говорит: «Все мы проснулись и собрались вместе. И Софья здесь… И Коля здесь…» Все дети повторяют за взрослым.

Взрослый вместе с детьми приветствуют друг друга: «Здравствуй, Софья! Здравствуй, Коля и т.д.!.. Здравствуй, солнце! Здравствуй ветер! Здравствуй новый день!»

Затем педагог оглядывает каждого ребенка и говорит: «Все здесь!» Дети повторяют хором: «Все здесь!» и крепко пожимают друг другу руки (или обнимают друг друга).

«Игра «Назови ласково»

Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Краткое описание: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением, животного, например, волка и спрашивает, что это? (волк). Затем просит ребенка назвать волка ласково (волчонок, волчок).

Игра «Отзовись»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.                                                                                                                     Краткое описание: Воспитатель: Это кошка (показ картинки). Она как мяукает? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это собака (показ картинки). Как она гавкает? А ее детеныш – Щенок как он кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.

Игра «Поспешили - насмешили»

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки.

Краткое описание: Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква - к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи - пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. За квохтала: «Ко-ко-ко - корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го - горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му - мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»

Игра «Кто как кричит»

Цель: развивать умение детей узнавать голоса животных; воспитывать желание заботиться о животных.

Краткое описание: Воспитатель выставляет игрушки на стол, спрашивает: кто это, где живет, как кричит.

Самолёты

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука У.

Ход игры:

Предложите детям поиграть в самолётики. – Послушайте стихотворение про самолёт: По земле разбежался, В небо поднялся! Летит самолёт Прямо вперёд!

– Давайте поиграем в самолётики! Полетели в небе самолёты, загудели: «У-У-У!» Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая движения произнесением длительного непрерывного звука У. Необходимо следить за тем, чтобы дети бегали аккуратно, не сталкивались друг с другом.

«Водичка»

Оборудование и материалы:  кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.

Описание игры.  Открыть кран и обратить внимание ребенка на то, как «поет» текущая вода (с-с-с). Затем показать картинку с изображением умывающихся детей и прочесть потешку:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Вместе с ребенком повторить 3 — 4 раза.

В заключение игры предложить ребенку «спеть» песенку водички, протяжно произнося звук [с]

Речевые игры побуждают повторять за взрослыми простые слоги и слова. И делается это в увлекательной для малышей игре!

С возрастом у ребенка возникает настоятельная потребность в общении. Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают ребенку возможность начать активно использовать свой словарный запас.

Представленные игры  на развитие речи способствуют появлению у ребенка желания и потребности говорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры

Предлагаю свою работу тем педагогам,кто работает с маленькими детьми,знаю,как это сложно.Здесь есть некоторые игры,консультации для родителей,диагностики....

Презентация опыта работы по теме: " Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Данная презентация показывает как можно использовать народный фольклор в развитии речи детей раннего возраста...

Развитие речи детей раннего возраста через разные виды детской деятельности

Учить детей внимательно рассматривать игрушки, вслушиваться в речь воспитателя; обогащать словарный запас; развивать элементарные навыки фразовой речи; побуждать к высказываниямРазвивать умение понима...

Основные виды деятельности для развития речи детей раннего возраста.

Особую роль в речевом развитии ребенка раннего возраста играет значимый взрослый, т.к. именно ситуативно-личностное общение со взрослым является ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста....

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Развитие речи детей раннего возраста через различные виды театрализованной деятельности

Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И среди важнейших задач развития...

Развитие речи детей раннего возраста в разных видах детской деятельности

Примеры игровых заданий, упражнений, дидактических игр для развития речи ранннего возраста в различных видах детской деятельности (в предметной деятельности и играх с составными динамическими игрушкам...