Консультация для родителей «Почему с ребенком нужно разговаривать?»
консультация (средняя группа) по теме

Кумушбаева Лилия Васильевна

Консультация для родителей  «Почему с ребенком нужно разговаривать?»

Что же делать родителям для развития и совершенствования словаря ребенка?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  «Почему с ребенком нужно разговаривать?»

Сегодня, уважаемые взрослые, нам бы хотелось поговорить о развитии словаря школьника.

Словарь любого человека – это объем слов, которые он знает, понимает и использует в своей речи.

Словарь можно разделить  на активный и пассивный. В пассивный входят слова, значения которых человек понимает,  но не использует в своей  речи, в активный,  слова, которые не только понимает, но и использует в речи.

Для чего нужно постоянно пополнять словарный запас ребенка? По двум причинам. Во-первых, чем больше объем словаря, тем легче общаться ему с окружающими взрослыми и сверстниками. Ребенок хорошо вооружен основной единицей речи – словом, и может использовать его в общении. Он всегда найдет, что сказать, у него найдутся точные слова, чтобы обратиться с просьбой, описать свое самочувствие, настроение, состояние души. Если же человек не владеет этим багажом, то он будет бояться говорить, возникает страх перед речью (логофобия), что может привести к формированию таких черт характера как замкнутость, угрюмость, болезненная стеснительность, или же наоборот, ребенок будет прятать свою боязнь, говорить с агрессией и грубостью.

Во-вторых, начиная со среднего дошкольного возраста наблюдается прямая зависимость роста словаря от развития его познавательной сферы, его мышления.

«Мысль не выливается в слова, а совершается в словах», - писал великий русский психолог Л.С.Выготский. С одной стороны, ребенок, узнавая назначение различных предметов, их функций, свойств, качеств, действий с ними, обогащает свой словарь новыми существительными, прилагательными, глаголами и т.д. С другой стороны, чем больше у ребенка словарный запас, тем легче ему усвоить, понять, «разложить по полочкам» новые понятия, усвоить между ними связи. «Язык и мышление теснейшим образом связаны, если язык беднеет, беднеет и мышление» (академик Д.С.Лихачев).

Таким образом, от того, насколько богат словарный запас релбенка во многом зависит то, как он сможет общаться и развивать свои способности.

Что же делать родителям для развития и совершенствования словаря ребенка?

  1. Как можно больше разговаривать с ним, рассказывать и показывать ему.
  2. Побуждайте ребенка сопровождать свои действия словами (Что ты сейчас будешь делать? Что тебе для этого понадобится? С чего начнешь? Что потом? Что получилось?)
  3. Учите малыша описывать различные предметы, явления (Что это? Из чего сделан? Из каких частей состоит? Он какой? – Мягкий, пушистый, легкий, белый. Ч то с ним можно делать?)
  4. Знакомьте ребенка с обобщенными понятиями (яблоки, груши, апельсины – это фрукты; стол, диван, шкаф – это мебель и т.д.)
  5. На пятом году жизни можно знакомить с антонимами (сладкий-горький, большой-маленький толстый-тонкий и т.д.)
  6. Станьте для ребенка источником новых слов.

Как? Об этом в домашнем задании.

Домашнее задание

Нам бы очень хотелось, чтобы в вашей семье стала традиционной игра «Я дарю тебе словечко».

Играть лучше в выходной день, чтобы в понедельник ребенок мог подарить свое новое словечко другим детям. Слова можно назвать: доброе, умное, вежливое, веселое, весеннее и т.д.

Заведите для этой игры специальный сундучок (коробочку, мешочек), туда вы будете «складывать» новые слова.

Как играть?

Зажимайте руку в кулачок и говорите: «Я хочу подарить тебе новое слово. Оно весеннее. Приготовь ладошку….. Лови….. КАПЕЛЬ.

Поймала? Держи слово в кулачке, а я объясню что оно значит.» Объясните, затем подносите кулачок ко рту. Ребенок повторяет за вами. «Давай еще раз скажем это слово…. КАПЕЛЬ. А теперь послушаем (подносите кулачок к уху) как же оно звучит…. КАПЕЛЬ (сравните звучание слово с тем, как падают капельки). А теперь положим слово в волшебный сундучок».

Через некоторое время спросите у ребенка, какое  слово лежит в сундучке. Можете «достать» его, послушать, нарисовать слово, придумать про него маленькую сказку.         Обязательно попросите других членов своей семьи спросить у ребенка, какое слово появилось у него в сундучке, пусть он расскажет об этом. А в детском саду у него обязательно спросят про новое словечко, которое подарили ему вы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Почему важно учить ребенка отгадывать загадки?"

Загадки - это настоящие логические задачки, которые ставят вопросы: что? откуда? из чего сделано?, показывают разные грани предмета или объекта. Помимо того, что загадки способствуют активному развити...

Консультация для родителей «Почему необходимо отучить ребенка от соски до начала посещения детского сада»

При длительном использовании соски, ребенок меньше разговаривает и произносит звуки, что может привести к замедлению развития речи. К тому же при сосании соски артикуляционный аппарат ребенка практиче...

Консультация для родителей: "Почему важно приучать ребенка к труду"

Работая вместе с другими детьми, ребенок становится более отзывчивым, чутким....

Консультация для родителей «Почему обманывают дети? Ребенок начал обманывать. Что делать?

Детский обман чаще всего указывает не на моральные проблемы ребенка, а на психологический дискомфорт в обществе окружающих его людей. Для родителей очень важно разобраться в причинах детской лжи. Чтоб...

Консультация для родителей "Почему не каждый ребенок умеет и любит рисовать

Консультация педагога дополнительного образования...

Консультация для родителей "Почему полезно читать ребенку на ночь?

Чтение на ночь для ребенка – это не роскошь, а необходимость.Все знают, что чтение для ребенка – основа его развития. Но не устарело ли чтение как вид воспитания и развития? Может быть, мо...