Консультация для родителей "Почему не каждый ребенок умеет и любит рисовать
консультация

Фирсунина Инна Николаевна

Консультация педагога дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_ne_kazhdyy_rebenok_umeet_i_lyubit_risovat.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Почему  не  каждый  ребенок  умеет  и  любит  рисовать?

        Вы, наверное  замечали,  что  ребенок,  начиная  с  3-4 летнего  возраста, интенсивно  тянется  к  творчеству.  Но  в  силу  возрастных  особенностей  сделать  ему  что – либо  своими  руками  трудно,  а  вот рисовать карандашом  он  уже  может. И  очень  важно  поддержать  в  нем  это  стремление.  Ведь  в  рисунке  проявляется  индивидуальность ребенка, отразится  его  внутренний  мир, осуществляется  его  связь  с  окружающим.

       Но  от  детей  иногда  можно  услышать:

«Я  не  умею. А  как  рисовать? Что  рисовать?»  И  родители  или  не  могут  ответить  ребенку  или  начинают  учить  срисовывать.  Но  срисовывание  и  рисование – вещи  разные: второе – умение  творить, первое – умение  повторять, ограничивая  себя  готовым  бездумно  отнестись  к  делу.  Это  всем  известные  истины,  но  их  нужно  хорошенько  понять.  Все  дети  индивидуальны,  талантливы,  но  для  проявления  таланта  необходимо  приобщить  ребенка  к творчеству.

Как  же  помочь  ребенку  полюбить  рисование?

Начнем  с  выбора  красок.  Ребенку  нужны  гуашевые  краски  в  коробочках.  В  технике  акварели  малышу  трудно  работать: нет  свободы,  раскрепощенности, т.к. акварель – водяные  краски,  имеют  свойство – прозрачность.

       Не  надо  стоять  над  душой  ребенка,  когда  он  рисует.

                                         Хотите  помочь?

Выделите  ему  рабочее  место – отдельный  стол,  застелите  его  клеенкой,  наденьте  на  ребенка  фартук.  Можете  себе  представить ,как  будет  чувствовать  себя   в  этой  форме юный  художник?

-Что  еще  тебе  надо  для  работы? – спросите  художника,

-Кисти,  баночку  с  водой,  краски,  тряпочку,  лист  бумаги.

Возможно,  ребенок  что – то  не  назовет.  Не  беда.  Зато  он  будет  думать: «А  что  же  еще  надо?  Ах  да, открыть  крышки  у  баночек,  процедура  эта  трудоемкая  и  не  всегда  по  силам  ребенку.  Но  это  не  значит,  что  надо  делать  это  за  ребенка.  Но  надо  чуть – чуть  помочь  ему.  И  у  ребенка  сразу  глаза  разбежались – такое  все  яркое,  красивое!  Как  тут  ему  удержаться  от  соблазна  и  не  опустить  палец  в  баночку  с  краской?

Раз  уж  палец  в  краске,  то  интересно  оставить  свой  след  на  чем – нибудь.  И  это  уже  открытие.  И  ребенок  на  радостях  восклицает: «Я  умею  рисовать  пальцами!»

Видно  не  зря  говорят, что  ум  находится  на  кончиках  пальцев.  А  пальцами  ребенок  обхватывает  кисть.

Маленькая  кисточка  требует  маленькой  «площадки», большая  кисть – большого  листа  бумаги.  И  ребенок  начинает  орудовать  кистью – разравнивает  краску. Теперь  самое  время  поговорить  ним.

-Что  это  у  тебя  будет?

-Море.

Не  надо  давать  задания  нарисовать  что – то  определенное.  Ребенок  выражает себя  как  может,  рисует  то,  что  у  него  на  душе.  Море – значит,  работаем  над  морскими  волнами, в  которых  ребенок  выделяет  игру  красок  на  гребнях  и  впадинах.  Подводим  к  этому  только  наводящими  вопросами,  наблюдениями,  обобщениями.

 Очень  важным  является  процесс  обсуждения  с  детьми  нарисованной  картины.  Ребенок  должен  выражать  свое  отношение  к  рисунку,  защищать  идею, воплощенную в  своей  работе.

Главное – чтобы  вы  осознали: уровень  развития  воображения  ребенка  зависит  от  уровня  развития  восприятия,  памяти,  мышления,  речи.

В  таком  подходе  главной  становится  не  форма,   а  поиски  нравственно – эмоционального  замысла.  Исполнительная  сторона  дела,  технические  приемы  отходят  на  2  план,  на  1 плане  ребенок  и  его  переживания.

Самостоятельный  поиск  ребенка  и  изображение  того,  что  он  чувствует, а  не  то, что  ему  навязывают, - вот  что  ему  нужно.  Шаг  за  шагом,  штрих  за  штрихом  малыш  учится  мыслить  и  понимать  окружающий  его  мир.  И  это  происходит  лишь  при  некоторой  словесной  помощи  и  поддержке.

Важно,  чтобы  каждый  ребенок  начал  не  рисовать  «правильно»  или  «не  правильно», а  сопереживать тому  или  иному  действию,  событию  или  явлению,  происходящему  в  его  жизни.  Ребенок  должен  действовать  творчески,  сам  решать,  как  лучше  выполнить  задуманную  работу.  Мы  поможем  лишь  в  том,  чтобы  «разбудить»  в  памяти  детей  эпизоды  и  явления  из  переживания  того  или  иного  и  осознанного  прошлого,  уметь  «прочитать»  эти  детские  рисунки  и  понять  их.

    Но  не  каждый  родитель  в  состоянии  осознать  свои  возможности  и  способности  к  творчеству,  ведь  силы  и  возможности  у  всех  разные.

Решение  проблемы  это:

  • С  одной  стороны  создание  оптимальных  условий  с  одной  стороны  для  работы  ребенка,  
  • с  другой  стороны – родители  должны  не  бояться  учиться  рисовать,  творить; интересуйтесь  тем  же,  чем  и  ваш  ребенок;
  •  и  третье- широкое  использование  методической  литературы.

Уважайте  в  своем  ребенке  художника,  потому,  что  в  это  время  в  нем  идет  сложная  ,  интенсивная  внутренняя  работа – он  создает  себя.  Поддерживая  и  развивая  в  нем  интерес  к  творчеству,  мы  сделаем  его  жизнь  интереснее,  счастливее,  духовно  богаче.  Через  восприятие  искусства  можно  научить  ребенка  радоваться,  сочувствовать.  Этот  путь  долгий  и  нелегкий.  Пройти  его  будет  легче  и  радостнее,  если  мы  дадим  ребенку  бумагу,  краски.

     Пусть  наши  дети  не  станут  художниками – профессионалами.  Однако  нет  такой  профессии, для  которой  не  нужны  фантазия,  наблюдательность,  меткий  глаз  и  точная  рука.  

С  фантазией  связана  и  мечта,  она  лежит  в  основе  всякого  творчества.

Литература:

Журнал  «Дошкольное  воспитание»  №10/1995г. Стр.26

Пузакова Н.А. «в  городе  тысячи  радуг» - Алма – Ата: 1990г.