Консультация на тему: "Готовность детей к школе".
консультация (подготовительная группа) на тему

Афанасьева Ирина Владимировна

В данной консультации обобщены ответы на волнующие вопросы родителей будущих первоклассников: «А готов ли мой ребенок к школе?», «Как будет учиться?», «Как ему помочь, когда он встретит первые школьные трудности?». Мною преследуются следующие задачи:

·        активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс, обеспечивающий улучшение эмоционального самочувствия детей;

·        обогащение воспитательного опыта родителей;

·       повышение педагогической компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnaya_gotovnost_2.docx49.7 КБ

Предварительный просмотр:

Приближается тот день, когда ваш ребенок впервые пойдет в первый класс.  А вас в свою очередь уже волнуют вопросы:  «А готов ли мой ребенок к школе?», «Как будет учиться?», «Как ему помочь, когда он встретит первые школьные трудности?».

Девочки по всем психофизиологическим законам созревают раньше, чем мальчики. Они более социально – адаптивны и усидчивы. Мальчики созревают для дисциплинарной школьной среды гораздо медленнее. Им нужно дольше играть, чем девочкам. Не доигравшие мальчики - это горе для учителя и сплошные учебные проблемы для самого ребенка. Очень часто мы встречаем неровные классы: там сидят готовые к обучению прилежные девочки и маленькие мальчики, возящие под партой машинки.

Если говорить формально, то детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе:

1.ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ.

  • Общее развитие ребенка (заболеваемость, физическое  развитие (рост, вес и т.д.), «рукастость», заикание и другие невротические проявления).
  • Развитие общих движений (ловкость, точность, координация, скорость) и моторики руки.
  • Выносливость (утомляемость), работоспособность, произвольность действий и поведения, умение сосредоточить внимание на малоинтересном задании, не отвлекаться на посторонние раздражители.

Примечание для интересующихся:

Протестировать биологический возраст можно с помощью Филиппинского теста. В 5-6 лет дети переживают «полу ростовой скачок роста» - он заключается в существенном удлинении конечностей рук и ног - результат характеризует именно биологический возраст ребенка, т.к. отражает не просто уровень развития скелета, морфофункциональной зрелости организма – это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Если этот «скачок» произошел, то ребенок без труда достанет рукой до противоположного уха.

                                  http://www.b17.ru/img_uploaded/0eb6730906b2832c62b179b35c30445c.jpg

Смена зубов – свидетельствует о том, что жизненные силы ребенка уже закончили работу над формированием физического тела, и часть их уже может освободиться для того, чтобы ребенок мог целенаправленно учиться.

2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВОСТЬ

  • Способность к концентрации внимания.
  •  Умение строить логические связи.
  •  Развитие памяти, мелкая моторика.

В принципе, то интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском саду, те сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе достаточны. Любой ребенок к окончанию дошкольного учреждения, как правило, умеет считать до десяти, знает буквы (может, не все, но это не страшно), может  логически мыслить. Кстати, если не отмахиваться от вопросов, которые начинает вам задавать ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения. Скажем, если вы периодически берете ребенка хотя бы в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему, к примеру, конфету. Если конфета стоит шесть-семь рублей, то сколько денег сдадут ему, если мама вручит ему десять рублей и разрешит купить конфету самостоятельно? Какую конфету он желает купить? Написаны названия, пусть назовет хотя бы три первые буквы.

Таким образом, ребенок научится хотя бы в первом приближении читать, считать, делать выбор и совершать некоторые самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе, чтобы ребенок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел сориентироваться в ситуации и был способен думать.

3.ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

  • Мотивация к обучению.
  • Умение сосредоточиться.
  • Управление эмоциями.

Поступление в первый класс вовсе не всегда и не обязательно связано с интеллектуальным развитием. Более того, очень часто родители первоклассников жалуются на то, что ребенок, прекрасно рисовавший в дошкольном возрасте, любивший учить стихи, постоянно что-то сочинявший, выдумывавший, вдруг становится вялым, скучным, отказывается от любимых занятий, капризничает. Обычно это происходит, когда учебная нагрузка оказывается чрезмерной для малыша. Все его свободные силы в этом случае уходят на преодоление сложностей в обучении.

Первый класс - это, прежде всего, письмо. Письмо отнимает столько сил, что у детей часто наблюдается регресс в изобразительном творчестве, в рисунках - это смежные с письмом виды деятельности. Кроме того, надо помнить, что детей, поступивших в школу раньше положенного возраста, подкарауливают сложности в курсе математики. Математика обычно меньше всего пугает родителей - что там такого, в первом классе: два плюс два! Это серьезная ошибка.  Действительно, в первом классе, скорее всего, все пойдет более или менее гладко. Проблемы настигнут ребенка во втором и в третьем классе. Там он столкнется с составными задачами, к которым не будет готов исключительно в силу возраста: эти задачи будут казаться слишком сложными.

Важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе ребенок - это не одно и то же. Обученность - это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится - на старых запасах долго не проедешь. Развитость - это некий  потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. Например, родители ребенка не были озабочены тем, чтобы он бегло читал или тем более писал. Их больше волновало, как бы научить его играть в шахматы. На момент поступления в школу он читает хуже одноклассников. Но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью), что через несколько месяцев легко их догоняет.

Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость. А здесь, кроме внимания, памяти, мышления, воображения, моторики руки, важно развитие социальных умений и навыков.

4. СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

  • Потребность в общении.
  • Коррекция поведения в коллективе.
  • Способность обучаться.

Примечание для интересующихся:

Чтобы определить внутреннюю позицию ребенка, спросите его:

- Хотел бы ты перейти из детского сада в школу? Почему?

- Что тебе нравится в школе? Что бы ты хотел делать в школе больше всего?

- А может быть, лучше походить еще в детский сад? Почему?

- Как ты думаешь, где лучше - в школе или в детском саду?

- Если бы можно было выбирать, что бы ты предпочел: заниматься у себя дома вместе с учительницей или с ребятами в классе и этой же учительницей?

Если ребенку хорошо в детском саду и проблема его недогрузки - единственное, что беспокоит родителей, посоветуйте им не торопиться с поступлением в школу. Умный, тонкий родитель всегда найдет возможности для развития творческих способностей своего малыша: для этого существуют всевозможные кружки, студии, спортивные секции.

Школа – это  система социализации, дисциплинирующая система. В самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя. Кроме того, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей.

Подведём итог. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. О навыках самообслуживания было сказано выше. Развитие  волевых качеств. Для этого его нужно приучать любое начатое дело доделывать до конца. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка, конструирование. Не отмахиваться от детских вопросов, не подавлять "пытливость ума", а значит, и тягу к знаниям, и желание учиться.

В заключение - цитата из книги Е.Н. Водовозовой, изданной в 1901 году. «Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни безнравственными... Но что значит дать разумное содержание жизни ребенка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать... материал, пригодный для разнообразных занятий ребенка… Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Подготовка детей к школе". Советы по подготовке ребенка к школе.

Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!Подготовить ребенка к школе – не только при...

Консультация для родителей на тему : «Готовность к обучению в школе»

Понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность и социальную (личностную, мотивационную) готовность к об...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе Тема: «Готовность речи ребёнка к школе»

Родительское собрание в подготовительной к школе группе Тема: "Готовность речи ребёнка к школе"....