«Школьная готовность»
материал (подготовительная группа) по теме

Удовченко Татьяна Анатольевна

Конспект родительского собрания на тему: «Школьная готовность» для родителей детей подготовительной группы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительское собрание30.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания на тему: «Школьная готовность» для родителей детей подготовительной группы.

Ход мероприятия.

  1. Подготовительный этап.
  1. Оформление памяток «Рекомендации родителям», «Что должен уметь ребенок к 1 сентября», «Мудрые советы».
  2. Проведение с детьми опроса «Хочу ли я в школу?»
  3. Оформление журнала для родителей на тему «Давайте вместе подготовим детей к школе».
  4. Оформление буклета

Вступительное слово.

Дети рассказывают стихотворение А. Барто «Я расту».

Тема родительского собрания «Школьная готовность» выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваши дети впервые войдут в школьный класс. И сейчас вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Нам необходимо общими усилиями найти возможные пути преодоления трудностей в период адаптации наших детей к школе. С 6 до 7 лет с ребенком происходят значительные перемены – он стремительно растет, у него начинают выпадать зубы. Меняется его поведение. Дети уже готовы расширить круг общения, у них складывается определенный уровень притязаний и даже амбиций. Главное – у них формируется внутренняя готовность быть учеником: они испытывают потребность в подчинении правилам и хотят заниматься общественно значимым делом, польза которого признается всеми взрослыми.

Этап педагогического всеобуча.

До сих пор школа не требует специальных знаний – умения читать, писать. Порой эти знания в определенном смысле вредны: ребенок, который пришел в школу слишком «умным», будет скучать на уроках. Для 1 класса норма – счет в пределах 10, понятия больше – меньше, этого вполне достаточно. А вот знания предметные, зрительные – как выглядит мир, животные, растения – должны быть обязательно. Также нужно развивать речь просите детей больше рассказывать ( чем в детском саду занимались, что видели, опиши игрушку, составь рассказ по картинке, заучивайте и рассказывайте скороговорки) (Лиза, Никита), внимание ( посмотри на картинку и найди отличия, послушай и повтори; постучите по столу простой ритм, повтори в точности за мной движения), память, развивать мелкую моторику рук (разукрашивать, штриховать, выполнять пальчиковую гимнастику) (Ваня, Ксюша, Матвей, Катя Я). Мы вам предлагаем рекомендации и буклеты, которые пригодятся вам. (Рекомендации родителям и буклеты)

Современная специальная литература дает нам множество советов – как развивать речь ребенка, подготовит к обучению грамоте, счету, письму, как проверить, нет ли у него нарушений, мешающих обучению и т.д.  Нам кажется уместным поговорить не столько об интеллектуальной, сколько о душевной, психологической готовности к школе, от которой зависят не только школьные успехи, но и самочувствие ребенка. Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и успешно учились.

Год за годом мы все больше убеждаемся в том, что многие дети вполне могли бы учиться хорошо, а некоторые – и очень хорошо, если бы… хотели. Одни дети прямо говорят о своем нежелании учиться, другие испытывают непонятные для взрослых, а тем более для них самих трудности. Не судить и карать нежелание, а понять его причины и помочь ребенку хотеть учиться – вот наиболее эффективный путь, хотя и требующий от взрослого немало душевного участия и труда.

Мы провели опрос наших детей «Хочу ли я в школу?» (показ результатов опроса).

Иногда источником отрицательных эмоций становятся старшие брат или сестра, испытывающие трудности в обучении. И вот шестилетний мальчик говорит: «Скоро я пойду в школу, и меня будут все время ругать, как Вовку». От этих слов до прямого нежелания учиться – ровно полшага. Не столь уж редко и взрослые из самых благих побуждений запугивают ребенка: «Ну, что ты вертишься? Вот подожди, пойдешь в школу – там учительница научит тебя сидеть смирно!». Не следует, однако, впадать и в другую крайность, изображая школу местом сплошных радостей и успехов. Мы ведь еще не знаем, как пойдет у ребенка учеба, как сложатся отношения со сверстниками и учителями. Возможно, они будут не безоблачными. И тогда ребенок, ожидавший от школы слишком много приятного и дающегося легко, рискует «сломаться» при первых столкновениях со школьной реальностью.

Итак, первое и основное: не исказите веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу как в новое, интересное дело – с верой в свои возможности и готовностью испытать себя.

Чтобы сформировать такую веру и такую готовность, мы должны хорошо знать ребенка, трезво оценивать его способности и склонности, представлять пределы его возможностей, все то, чем он одарен, что умеет и к чему склонен. Иными словами, относиться к нему как к себе; мы ведь себя ценим по тому, что можем и умеем, понимая, что мочь и уметь все невозможно.

Школьная готовность предполагает и готовность к большей, чем раньше, самостоятельности ребенка, к сотрудничеству с чужим взрослым и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей.

- Я хочу задать вопрос вам, дорогие родители: как вы думаете, что должен уметь ребенок к 1 сентября?

(Следуют ответы родителей).

Он должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться.

Очень важно приучить ребенка к гигиене: не только к обязательным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течение всего дня – поправить прическу, почистить костюм.

Научите ребенка убирать свое рабочее место, уголок, бережно относиться к вещам.

Кроме того, ребенок должен прекрасно понимать, как нужно и можно вести себя со сверстниками и как – со взрослыми. Причем важно, чтобы со сверстниками он общался на равных, но с уважением, ведь это его друзья.

Не забывайте, что ребенок должен слушать и читать добрые сказки, смотреть классические российские и советские мультики, слушать и петь песни В.Шаинского, Ю.Чичкова и других наших прекрасных композиторов: все те произведения, в которых воспевается добро, дружба, честность, порядочность.

Школьная готовность – это способность не только к усидчивому труду, но и к творчеству. Детские самоделки ценны не только тем, что ребенок их смастерил, но и тем, что он находит для них разное применение: палка может стать саблей, антенной, копьём, да мало ли чем еще – она-то как раз и побуждает к творчеству. Творческое начало, которым одарены все малыши, может быть хлопотным для взрослых, и поэтому нередко – порой даже полуосознанно – ими подавляется. Мы не всегда чувствуем, насколько оно связано с будущей учебой – не только, умением получать знания, но и самостоятельно думать и пользоваться ими.

Полезно обратить внимание и на то, как ребенок реагирует на похвалу и порицание, победу и поражение. Одних детей неуспех буквально парализует, у других - вызывает бурный протест, а третьих мобилизует и стимулирует на новые усилия. Есть дети, которых похвала побуждает действовать с утроенной энергией, но есть и склонные «почивать на лаврах». При крайних типах реакций ребенка на успех или неуспех надо попытаться их уравновесить. Единых для всех «рецептов» нет и быть не может. Видимо, таким детям уместнее сказать что-нибудь вроде: «Давай-ка сделаем это еще лучше, ты ведь умеешь». Важно, чтобы обращение учитывало реакцию ребенка и в любом случае не было обидным.

Школьная готовность – это сплав знаний и навыков, необходимых для успешного обучения, и способности к сотрудничеству и преодолению трудностей, положительного отношения к школе и учебе. Важно душой почувствовать сложность переживаний ребенка при столь разительном изменении жизни, как поступление в школу, и помочь ему. Это ко всему прочему, не только увеличивает его готовность к школе, но и сохранит ему здоровье.

Особое внимание хочется обратить на вопросы здоровья. В настоящее время практически нет абсолютно здоровых детей. Надо уделять первостепенное внимание укреплению здоровья, физическому развитию, закаливанию, развивать моторику, координацию, необходимо не просто гулять во дворе, а играть в подвижные игры. Если ребенок не будет обладает физической силой и выносливостью, то все остальные его знания и умения практически лишены смысла.

Перед школой необходимо установить режим дня - часы отдыха, еды, занятий, прогулок. Отсутствие режима в первую очередь бьет по здоровью, по неокрепшей нервной системе.

Словосочетание «режим дня» известно каждому присутствующему здесь на родительском собрании, это «установленный порядок чего-нибудь» (С. Ожегов). Особенно важное значение режим дня приобретает для первоклассника не только из-за увеличения нагрузки, но еще и потому, что у ребенка появятся новые обязанности, которые потребуют от него большей собранности и дисциплинированности. Режим помогает правильно сочетать труд и отдых, привыкать к новым условиям жизни. Врачи утверждают, что режим дня - это лучшая мера, предупреждающая возбудимость и раздражительность детей. Режим может помочь сохранить нормальную работоспособность в течение дня и всего учебного года. Согласно исследованиям врачей-гигиенистов, работоспособность в течение дня не одинакова. Так, можно установить два пика трудоспособности. Первый пик приходится на промежуток времени с 8.00 до 11.00 утра - дети в это время будут находиться в школе. Затем происходит снижение трудоспособности. Второй пик приходится на промежуток времени между 16.00 и 18.00, а потом следует резкий спад трудоспособности. Из этих данных исследований врачей следует, что жесткий контроль за выполнением домашних заданий после 18.00 пользы не приносит и эта работа может нанести скорее вред, чем пользу ребенку. Как же должен быть распределен обычный день первоклассника (приложение). Для нормального развития психики ребенку необходимо чувство защищенности. В трудную минуту помогите, защитите, не отталкивайте своего малыша. Ребенок в атом возрасте еще не способен себя оценить, оценить результаты своей работы. Он оценивает только свои усилия. Если он старался, то все, что он сделал, ему нравится. Будьте осторожны, оценивая работу первоклашки. И еще, в силу незрелости мозга ваш ребенок пока очень плохо понимает юмор. Поэтому его нельзя поддразнивать, подшучивать над ним. .

Сегодня принято нагружать ребенка массой дополнительных заданий. Мое мнение, может быть, субъективно, но в первом классе перегружать ребенка кружками, по крайней мере, первые полгода, не нужно, а дальше надо смотреть и действовать по обстановке. Если ребенок адаптировался, вошел в школьный ритм, основная нагрузка не доставляет проблем, не требует большего напряжения, то можно подумать и о внеклассной деятельности. Особое внимание хочу обратить на музыкальные занятия - они, как правило, отнимают слишком много сил и времени, если вы не мечтаете вырастить из своего сына или дочери великого музыканта, отложите начало этого процесса, хотя бы до второго класса. Одно остается в силе всегда - это физическое закаливание, зарядка, в выходной день -лыжи, коньки, прогулки вместе с родителями,

Понаблюдайте за ребенком. Сколько времени он может заниматься с вами? Вырабатывайте усидчивость не спеша. Если в результате интересного занятия он может работать 20-25 минут – это хорошо. Помните, усидчивость достигается не принуждением (элементы его нужны, но в мягкой форме), а в живой заинтересованности.

Нашу встречу хочется закончить мудрыми советами Симона Соловейчика из книги «Педагогика для всех». (Раздаю памятку для всех родителей.)

В заключение собрания используется прием «Чудесная сумка».

Воспитатель предлагает участникам родительского собрания ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений и навыков. Зачитывается проект решения родительского собрания и принимается решение. Возможные решения родительского собрания

  1. Способствовать всестороннему развитию личности ребенка.
  2. Совместными усилиями детского сада и семьи осуществлять
    подготовку детей к школе.

Мудрые советы

Подготовим маленького к самостоятельной жизни среди сверстников, попытаемся научить его простым правилам детского общежития.

  • Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.
  • Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защититься.
  • Не дерись без обиды.
    • Не обижайся без дела.
  • Сам ни к кому не приставай.
  • Зовут играть - иди, не зовут - попросись, это не стыдно.
  • Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.
  • Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
  • Не ябедничай за спиной у товарищей.
  • Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.
  • И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой
    любимый.
  • Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе.
  • Дорогу переходи внимательно, не торопись.

Рекомендации родителям

 1. Чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими фишечками.

  1. Рисуйте узоры, дорисовывайте до узнаваемого рисунка или смешного. Ребенок научиться видеть не только плоскость, но и линию. Это разовьет и его воображение.
  2. Раскрашивайте рисунок карандашами то густо, то бледно. Карандаши хорошо менять: то толстый, то тонкий.
  3. Возьмите акварельные краски и тонкую кисточку и учите ребенка обводить рисунки. Сначала крупные (фигурки, цветы), затем поменьше (ягодки, кружочки).
  4. Затем закрашивайте рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Так рука и глаз приучатся работать вместе.
  5. Научите ребенка набирать петли на толстых спицах и вязать толстыми спицами. Это тренирует локоток и терпение, поможет ребенку ровно держать спину во время письма за партой.
  6. Лепите из пластилина — это тренирует пальчики, ведь они такие непослушные.
  1. Не заучивайте букварь наизусть. Учите буквы все сразу и читайте книги с короткими текстами.
  1. Покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это поможет развить логическое мышление.
  1. Не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машины.  Играя, они освоят счет и задачи.

Опросник для беседы с детьми седьмого года жизни.

Хочу ли я в школу?

  1. Хочется ли тебе идти в школу? Почему хочется или не хочется?
  2. Как, по-твоему, для чего нужно учиться в школе?
  3. Чем больше всего любишь заниматься дома, в детском саду?
  4. Какие правила, по-твоему, тебе нужно выполнять, чтобы стать потом хорошим учеником?
  5. Нравится тебе или не нравится, когда приходится выполнять какое-нибудь трудное задание (например, мастерить новую игрушку, рисовать, решать трудную задачку)?
  6. Почему нравится или не нравится?

Как ты думаешь, какого первоклассника можно назвать хорошим учеником

Примерный режим дня первоклассника

Утро. Ребенку необходимо умыться, одеться, убрать свою постель. Эти умения должны быть сформированы до того, как ребенок пойдет в школу. Необходимо в этот период времени постараться обойтись без излишней спешки и нервозности, одергивания и покрикивания на детей, а учиться общению с детьми в сложных условиях.

Дорога до школы. Использовать путь до школы в качестве неторопливой прогулки перед школой. Поэтому из дома лучше выходить заранее.

Занятия в школе.

Дорога из школы домой. Нужно сделать постоянным требование: после школы сразу домой, а все остальное после обеда.

Переодевание после школы.

Обед.

Свободное время. Возможно его использование на сон, прогулку, отдых, выполнение посильной работы по дому, регулярной и контролируемой со стороны взрослых. Стоит прислушаться к мнению врачей по поводу распределения свободного времени:

  • не меньше 3 часов должно отводиться на прогулку и подвижные игры;
  • 30-40 минут на посильную работу по дому;
  • 1 час на самообслуживание;
  • оставшееся время на кружки, секции и другие учреждения дополнительного образования;
  • на подготовку домашних заданий учащимся 1 класса отводится
    1 час времени.

Вечером следует отвести время для общения с ребенком, непродолжительного просмотра детских передач по телевизору или работы на компьютере.

Подготовка ко сну.

Ночной сон.

Это основные элементы режима дня ученика 1 класса. Приучать ребенка к такому режиму дня следует до начала занятий в школе. На привыкание к новому распорядку может уйти от двух недель до двух месяцев. Это будет зависеть и от ребенка, и от умения взрослого строго следовать своим требованиям. Роль режима дня станет нормализующей жизнь семьи только после того, как соблюдение режима дня станет для первоклассника привычкой. Но работы для этого предстоит проделать очень много. Желательно, чтобы табличка с таким режимом дня висела над рабочим столом первоклассника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Зрительная память - составляющая "школьной готовности"

Материал подобран на основе собственного опыта работы. Возможен для использования в работе воспитателя или в домашних условиях родителями. Зрительная память - необходимая составляющая при подготовке р...

Школьная готовность

В статье рассказывается о готовности детей к школе. Выделяются важные компоненты психологической готовности, даются практические рекомендации и советы....

Консультация для родителей из опыта работы "Школьная готовность"

Параметры подготовленности ребенка- дошкольника к школе:а)готовность в физиологическом отношении.б)готовность в социальном плане.в)зрелость в эмрционально- волевом плане.г)общее развитие....

Диагностика школьной готовности у детей с речевыми нарушениями

Критерии речевого развития ребенка семи лет.Диагностика речевой готовности к школе предполагает обследование всех компонентов речи.Методы диагностики речевого развития.Проверка экспрессивной и и...