Формирование компонентов школьной готовности в процессе обучения ребенка старшего дошкольного возраста
материал (подготовительная группа) по теме

Фёдорова Галина Михайловна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №47 ” Лесная сказка ".

" Формирование компонентов школьной готовности в процессе обучения ребёнка старшего дошкольного возраста "

/педагогическое совещание/

Воспитатель: Фёдорова Г.М.

Егорьевск.

2010

Преемственность со школой.

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии дошкольника : ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться, а дошкольное образование - это фундамент развития ребенка, базис его личностной культуры. Насколько основательным и крепким будет этот фундамент, настолько ребенок сможет реализовать себя в школе. И успешность самореализации во многом зависит от того, как мы, воспитатели, подготовили детей к будущей школьной жизни.

Преемственность - это связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.

Для нас, воспитателей, обеспечить преемственность - это значит позаботиться о том, чтобы к детям, когда они придут в школу, не было никаких претензий. Задача воспитателя- сделать переход детей от игровой деятельности к учебной плавным, адекватным, чтобы радость игры перешла в радость учения. Поэтому целью нашей работы стало: обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания

В начале учебного года мы поставили перед собой следующие задачи:

обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);

приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.

В школе на ребёнка обрушивается все сразу: и новые правила поведения, и учебная информация, поэтому мы готовим детей к грядущим переменам в привычных условиях постепенно, шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям.

Большую помощь в этом оказывает сюжетно-ролевая игра «Школа». Она помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь, овладеть необходимым опытом. В игре формируется умение пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли), умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). Все это необходимо будущему первокласснику. Мы часто играли «В школу». Воспитатель - учитель, дети - ученики.

У нас появились портфели, звонки, занятия мы стали называть «уроками». В этой игре мы использовали школьно-письменные принадлежности и школьную атрибутику.

Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой стала экскурсия воспитанников детского сада в школу № 1 на "Праздник знаний" 1 сентября. Ребята видели, как стоят нарядные, взволнованные, гордые собой наши выпускники, и у них тоже возникло желание учиться в школе, стать первоклассником.

Оформили уголок школьника, где поместили словесные и дидактические игры, направленные на развитие психических процессов: мышления, логики, внимания, памяти. В течении года пополняли уголок новыми предметами: школьными принадлежностями, глобусом, азбукой, букварём. После знакомства с новой буквой помещали её в уголок школьника.

Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребенку, но и прочувствована им. Для этого мы организовали целевую экскурсию к зданию школы, после чего предложили детям отразить свои впечатления в рисунке на тему « Моя будущая школа». Рассматривали с детьми тематический альбом « Школьные принадлежности», картину «Школа». Беседовали с детьми о школе, о школьной жизни. Например, рассказывали детям о своей учёбе, о том, что тоже учились в школе № 1 , вспоминали своих любимых учителей, которые до сих работают в школе и, может быть, будут учить и их.

Знакомили детей с произведениями художественной литературы о школьной жизни, заучивали стихи о школе. Наши дети с удовольствием отгадывали загадки на школьную тематику, познакомили детей с пословицами и поговорками , в которых подчёркивается значение книги, учения и труда.

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному и коммуникативному развитию детей. Поэтому, при подготовке детей к школе мы, совместно с учителем - логопедом, уделяли большое внимание развитию у детей правильной речи. Ведь речевая готовность предполагает развитие разных компонентов речи: звукопроизношения, обогащения словаря, грамматического строя речи, умения говорить выразительно, способности связно выстраивать речь.

Мы всегда , что достигнуть необходимого уровня интеллектуальнопознавательного развития в процессе подготовки к школе может только здоровый дошкольник. Поэтому вопросам укрепления здоровья детей уделяем большое внимание. В группе создана атмосфера доброжелательности и эмоционального благополучия. Все виды занятий организованы с учетом потребностей детского организма. Постоянно следим за соблюдением правил питания, прогулок, закаливания и безопасности жизни в детском саду, предупреждаем утомляемость детей. Ведь физически развитый ребёнок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе.

В этом году многие наши дети посещали « Школу будущих первоклассников» при школах № 1, №3, №5 и Георгиевской гимназии.

В течении учёбы в начальном звене школы мы отслеживаем успеваемость своих бывших воспитанников. Познакомились с Программой обучения в первом классе (Петерсон), которая направлена на развитие мыслительных процессов.

Мы работаем в тесном контакте : воспитатель, учитель- логопед, педагог- психолог. В конце учебного года психологом была проведена диагностика психологической готовности детей к школе, с последующей записью в медицинские карты. Это позволит школьному психологу оценить адаптацию наших выпускников, изучить психологический портрет каждого ребёнка, а при необходимости оказать помощь, основываясь на данных наблюдений проведённых ещё в детском саду.

Важную роль в воспитании положительного отношения к школе играют родители Работа с родителями велась на протяжении всего учебного года. Для работы с родителями мы отобрали интересный и необходимый материал и постарались разнообразить формы работы: провели родительское собрания на темы «Скоро в школу», на которое были приглашены учителя начальных классов, педагог - психолог учитель - логопед.

Блиц- анкетирование родителей позволило расставить приоритеты подготовки детей к школьному обучению.

На одном из собраний на тему « Нравственно - волевая готовность к школе» познакомили родителей с необходимостью воспитания у детей нравственно - волевых качеств личности. Постарались объяснить родителям , что учебная деятельность требует произвольного внимания, целенаправленного запоминания, умения контролировать свое поведение, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, организованности и т. д. В понятие нравственно-волевой готовности включаются те моральные качества, которые помогут ребенку войти в новый, школьный коллектив, активно включиться в общественную работу: отзывчивость, доброжелательность, взаимопомощь, организаторские умения.

Провели консультации на тему «Как помочь учиться », « Игры для подготовки к школе», « Ваш ребёнок - будущий первоклассник».

Оформили стенд ,где рассматривались вопросы : « Знания, умения и навыки, необходимые будущему первокласснику», ширму-« 10 заповедей маме и папе будущих первоклассников».

В конце учебного года в нашей группе прошёл традиционный праздник « До свидания детский сад, Здравствуй школа!» Дети не только получили массу положительных эмоций, выпускной праздник помог детям осознать, что они прощаются с детским садом, начинается новый этап их жизни - школа.

Хочется закончить своё выступление словами великого педагога В.А. Сухомлинского: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей.

Пусть новое появляется в его жизни постепенно,

и не ошеломляет лавиной впечатлений».

Проблема преемственности может быть успешно решена только при тесном взаимодействии детского сада и школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт: «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом»

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Нево...

Сотрудничество родителей с детским садом для полноценного процесса развития ребенка старшего дошкольного возраста.

В наше время остро встал вопрос, «Каким же должно быть дошкольное образование»? В условиях современной жизни, высокий темп образования, соблазняет отдать ребенка в школу в 6 лет и даже ран...

Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом».

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родн...

Использование детской английской литературы в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста английскому языку

Знакомство с английской литературой - продуктивное средство обучения детей старшего дошкольного возраста английскому языку....

РОЛЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Мультфильмы – эффективный способ естественного погружения дошкольников в языковую среду. В раннем возрасте дети быстро запоминают новое и легко осваивают полезные навыки, э...

«Использование ИКТ в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах»

laquo;Использование ИКТ в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах»    Меняется мир – меняются и дети.  Перемены ...