Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом».
материал по окружающему миру (старшая группа)

Нестерова Ольга Вячеславовна

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному городу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_i_aktualnost_problemy.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт по теме:

«Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом».

Актуальность и перспективность опыта.

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.                                                                                                                                                                      (Д.С.Лихачев)

     Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.  Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего  Отечества, к его государственной символике.

     Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о  том, что патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог должен сам знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живёт. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил свою Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение,  перекати – поле».

     В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые. Молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгаются рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв тёплых, эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, в каждой семье под руководством родителей  растёт будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитание патриотизма не считаются важными,  зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений.

     Сегодня наше общество переживает переоценку идеалов, иногда ставятся под сомнение общечеловеческие ценности, что может привести к необратимым последствиям. Содержание образования должно быть направлено на воспитание культурного человека, любящего свой город, край, свою Родину.

         Семья выступает как образец моделей поведения и оказывает большое влияние на развитие личности. Многие взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своём городе.

  Таким образом, «С чего начинается Родина? » - с воспитания у ребёнка любви к самому близкому, к родному дому, детскому саду, городу.

Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом гражданином России и только потом жителем планеты земля. Идти надо от близкого к далёкому. Поэтому свою работу я начала с ознакомления детей с родным городом.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта)

«Знать – значит любить» говорится  в русской поговорке. Поэтому я и начинаю знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Саранском в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников.

Я разработала систему и последовательность работы по ознакомлению детей старшей и подготовительной группы с родным городом  в соответствии с требованиями ФГТ и Образовательной программы ДОУ.

Содержание краеведения красной нитью проходит через всю деятельность  детей в детском саду и   представлено в виде интеграции по всем направлениям деятельности старших дошкольников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, я сформулировала цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности

Цель опыта

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному городу.

Задачи

Образовательные  задачи:

-  развивать познавательный интерес к изучению истории родного города;

- развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

- знакомить детей с символами города Нижний Новгород;

Развивающие задачи:

- формировать основы понятия: «Я- нижегородец»;

- расширять и закреплять знания детей о родном городе;

Воспитательные задачи:

- воспитывать у ребёнка привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- воспитывать уважение к труду, людей, живущих в городе;

-  развивать чувство ответственности и гордости за достижения города;

- воспитывать любовь к родному городу, желание видеть его красивым.

Наличие теоретической базы опыта

Взяв за основу программу  «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой дополнила материал темами в старшей группе:

- достопримечательности;

- знакомство с бытом;

- легенды о родном городе;

- обрядовые праздники и традиции;

- природа и экология.

В подготовительной группе:

- история и достопримечательности города;

- символика России и Нижнего Новгорода;

- обрядовые праздники и обычаи;

- знаменитые люди Нижнего Новгорода;

Систематизировала материал и распределила помесячно с учетом перспективно-календарного плана, возрастных особенностей детей. Разработала план совместной деятельности с детьми и представила конспекты в соответствии с предложенным планом.

Повысить  качество работы с детьми в области ознакомления с родным городом позволяет специально организованная предметно-развивающая среда: комната русского быта, центр нравственно-патриотического воспитания,  краеведческие центры в возрастных группах.  Реализация намеченной работы, показала, что наиболее эффективной формой в ознакомлении дошкольников с родным городом стали экскурсии по городу, в музей, комнату быта, познавательные игры, ОД, в рамках которой использовались активные методы.

Реализация данного опыта работы предполагается частично в рамках регламентированной деятельности, а преимущественно в процессе совместной деятельности педагога с детьми и отчасти в рамках свободной самостоятельной деятельности детей. ОД  предлагается проводить  один раз в месяц, во второй половине дня, или как часть интегрированной деятельности в первой половине дня. Организуется  как совместная деятельность взрослого и ребенка, выстраиваемая на основе увеличения доли самостоятельности ребенка.

  Мной подобран и систематизирован необходимый демонстрационный материал. В группе оформлена фотовыставка: «Моя малая Родина», организовала выставку рисунков «Мой город», «Улица, на которой я живу»,  создана полочка умных книг, где подобраны  книги о нашем городе, тематические папки: «История города», «Достопримечательности города», «Мой город», «Города России».

Систематически проводятся экскурсии и целевые прогулки: «Улицы нашего микрорайона»,   «Природа нашего города»,   «Памятные  места родного города». Использовала такие формы работы как встречи с интересными людьми, посещение библиотеки, музея.

Ведущая педагогическая идея

 Идея, лежащая в основе разработанного мною решения проблемы,  заключается в приобщении дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (через него и Отечества). Именно в краеведческой деятельности дошкольник получает возможность познакомиться со своим краем, изучить свою страну, начиная с «малой Родины», познать патриотические, духовно – нравственные традиции народа, удовлетворить потребность в познании окружающего мира. Поэтому основным в образовании дошкольника является организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать с помощью наглядных средств. Задача взрослого – создать условия способствующие развитию личности ребенка, повышающие его познавательную и эмоциональную активность с опорой на краеведческий материал, что позволит удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты.

Оптимальность и эффективность средств

Я сделала вывод, что формирование представлений о своей малой родине необходимо осуществлять такими методами, которые позволят детям лучше усвоить  знания. Это, прежде всего организованные формы обучения:

 - выявление уровня знаний детей.

 - разработка конспектов и проведение с детьми бесед, экскурсий.

- занятия, экскурсии, беседы, наблюдения;

- изобразительная деятельность;

- обобщение представлений о родном городе;

- развитие речи;

Большое значение для усвоения знаний имеет совместная деятельность воспитателя и детей:

- Посещение краеведческого музея.

- Просмотр репродукций.

- Экскурсии к памятным местам.

- Фотовыставка «Моя малая Родина».

- Вечер поэзии «Мой любимый город».

- Создание альбомов «Мой город», «Города России».

- Конкурс рисунков «Улица, на которой я живу», «По дороге в детский сад».

- Чтение произведений местных поэтов.

- Сюжетно-ролевые игры.

- Целевые прогулки по городу.

- Беседы: «Визитная карточка города – герб», «Мой родной город», «Улицы нашего города».

 - Составление рассказов «Из окна наша улица видна».

Результативность опыта

 Показателями результативности опыта являются уровень представления детей:

Сформирован: преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине.   Проявляет любознательность к истории, памятникам, зданиям. Знает название города, 4-5 улиц, свой адрес. Называет и узнает: флаг и герб города,  достопримечательности Саранска. Знает природные богатства, ремесла Мордовского края. Заботится об окружающей природе.

Частично сформирован: Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Проводя диагностику детей старших и подготовительных к школе групп, я пришла к выводу, что дети отличаются более высоким эмоционально-положительным отношением к родному городу, их интересует, почему город устроен именно так, обращают внимание на эстетическую среду города. Мои воспитанники с  удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование,  проявляют начала социальной активности: участвуют в социально значимых событиях, переживают эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремятся выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.

Таким образом, используя интеграцию различных видов деятельности,  система деятельности с детьми обеспечивает развитие интереса к наследию прошлого, воспитание чувства гражданственности, патриотизма, помогает взрастить в детской душе семена любви к родному городу, стране, природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом

Конспект занятия в старшей группе .Красногорск. Достопримечательности Красногорского района....

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом в различных видах деятельности

Статья предназначена для воспитателей дошкольно - образовательных учреждений. В ней раскрывается система работы по ознакомлению  дошкольников с городом в котором они живут через различные виды де...

Презентация "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом"

Презентация "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом"...

Педагогический опыт: «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом»

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Нево...

План по самообразованию «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления детей 6 – 7 лет с родным городом».

Расширение знаний детей о родном городе, возрастание интереса к его достопримечательностям, традициям,событиям прошлого и настоящего.Развитие у детей познавательной активности, исследовательских умени...