Фольклор в повседневной жизни ребенка
материал по теме

Клемчук Анна Алексеевна

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklor_v_povsednevnoy_zhizni_rebenka.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклор в повседневной жизни ребенка

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, которую можно эффективно решить с помощью детского фольклора. Особенно актуальна эта проблема в раннем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Посредством детского фольклора малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи. 
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.
В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых.
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки. 
Фольклор (англ. folk-lore) — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека.
Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства их помним: «Аты-баты, шли солдаты...». Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины». 
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
Рассказывая потешки, используйте на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствуйте свою речь, помните, что подражание — движущая сила в развитии ребенка! 
В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:
• в обучении правильному произношению;
• в приобщении детей к русской национальной культуре;
• в непосредственно образовательной деятельности;
• в беседах;
• в наблюдениях;
• в народных подвижных играх;
• в играх на развитие мелкой моторики;
• в театрализованной деятельности;

Предлагаю вариант использования фольклора в повседневной жизни ребенка в дошкольных образовательных учреждениях и дома. 
Использование фольклора в режимных моментах:
1) Умывание:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
2)Расчёсывание:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынка до пят –
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочку, слушайся.
3) "Приятного аппетита"
А у нас есть ложка 
Волшебная немножко.
На тарелочке – еда.
Не оставит и следа!
Кликнем ложку нашу – 
Подберет всю кашу! 
4)"Спать пора"
Спать пора.
Наступает ночка. 
Ты устала, дочка. 
Ножки бегали с утра, 
Глазкам спать давно пора. 
Ждет тебя кроватка. 
Спи, дочурка, сладко.

Используйте фольклор в своем общении с детьми. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор в повседневной жизни детей и режимные моменты.

Речь ребёнка становиться понятна окружающим, когда ребёнок  правильно произносит доступные для него звуки. Одним из стимулов развития и воспитания детей выступает фольклор.Дети очень любят ...

Консультация для воспитателей "Использование малых форм фольклора в повседневной жизни"

Тема: «Использование малых форм фольклора в повседневной жизни детей». Воспитатель:Мачкалян Г.А.      В воспитании дошкольников мы широко используем фольклор,...

Картотека малых форм фольклора в повседневной жизни детей младшего возрата

В методической разработке рассмотрены варианты различных использований фольклора...

"Использование фольклора в повседневной жизни ребенка"

Что же относится к детскому фольклору? Кокова методика с использованием детского фольклора?...

Консультация для воспитателей "Использование фольклора в повседневной жизни ребенка"

Что же относится к детскому фольклору? Какова методика с использованием детского фольклора?...

Консультация для родителей «Фольклор в повседневной жизни ребенка»

Очень важно наполнить мир ребенка добротой, мудрыми наставлениями, музыкальностью словосочетаний русского языка. С фольклором мы начинаем знакомить, едва ребенок успеет появиться на свет – с кол...

Консультация для родителей: «Фольклор в повседневной жизни ребенка»

Консультация для родителей: «Фольклор в повседневной жизни ребенка»...