Консультация на тему "Играем и развиваем фонематический слух"
консультация по теме
Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово.
Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraem_i_razvivaem_fonematicheskiy_slukh.docx | 16.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Играем и развиваем фонематический слух.
Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.
В случае фонематического недоразвития ребёнок смешивает звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные, не различает свистящие и шипящие, "Р" и "Л", "Ц" и "Ч" и другие. С такими детьми обязательно занимается логопед. Если же коррекционная работа вовремя не начата, то ошибки эти затрудняют развитие речи не только устной, но и письменной. Предлагаю вашему вниманию некоторые игры, способствующие развитию фонематического слуха.
Игра № 1 "Кто больше".
Рассматривая вместе с ребёнком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук "Р" (звук "С" и другие). За каждое названное слово даётся поощрительное очко. Помогите ребёнку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.
Игра № 2 "Придумай больше".
Водящий, называя какой - либо звук, просит играющих придумать три слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая мяч. Если задание выполнено верно, ведущий и игрок меняются ролями.
Игра № 3 "Красный - белый".
Для игры нужно приготовить два кружка (например, красный и белый). Взрослый предлагает ребёнку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук ("Л", "Ш", например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребёнок поднимает красный кружок, если нет - белый. Не забудьте поменяться ролями во втором туре.
Игра № 4 "Поймай рыбку".
Для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого детского лото надеваются скрепки. Ребёнок "вылавливает" удочкой разные картинки, называет их, определяя наличие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Это могут быть "Ж", "Д", "К" и другие звуки. Можно усложнить игру, попросив определить место заданного звука в названии картинки. Так, в слове "самокат" звук "С" слышится
в начале слова, в слове "весы" - в середине, а в слове "лес" - в конце. Итак, ловись, рыбка, большая и маленькая!
Игра № 5 "Кто внимательнее".
Взрослый показывает картинки и называет их. Ребёнок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах. Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук "З". Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
Игра № 6 "Звенит" - "жужжит".
Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками "З", "Ж". Затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть "З", ведущий констатирует: "Звенит". Если присутствует "Ж": "Жужжит".
Игра № 7 "Цепочки слов".
Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз. Вспомнили?
Игра № 8 "Отстукивание слогов".
Взрослый напоминает ребёнку, что каждое слово можно "отстучать" или "отхлопать" по количеству слогов: МА - ШИ - НА, БА – РА - БАН, ДОМ. Затем водящий громко и отчётливо называет слово. Играющий в бубен или в ладоши отхлопывает это слово. Если ребёнок затрудняется, нужно "отстучать" слово вместе с ним.
Игра № 9 "Есть волшебные слова, скажешь слово - слышишь два".
Есть слова, в которых слоги можно поменять местами, получив при этом новое слово. Прислушайтесь, произнося быстро слова "ВЕСНА", "СОСНА". Слышите, получаются слова "НАВЕС" и "НАСОС". У поэта А.Шибаева этому явлению посвящены такие строки:
- Зверёк, зверёк, куда спешишь, как звать тебя, малышка?
- Бегу в КА-МЫШ, КА-МЫШ, КА-МЫШ, Я – МЫШ-КА, МЫШ-КА, МЫШ - КА!
Отец работать научил смышлёного Данилку:
Отец КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ
Данилке ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ.
Игра № 10 "Найди ошибку".
По дороге Машенька идёт, на верёвочке козу она ведёт.
А прохожие глядят во все глаза: очень длинная у девочки КОЗА. (Коса)
Я осла узнаю сам
По его большим УСАМ. (Ушам)
Ехал дядя без ЖИЛЕТА, заплатил он штраф за это. (Без билета)
Интересно, не правда ли? Ещё интереснее будет тогда, когда вы поиграете со своим малышом в эти игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Для чего и как развивать фонематический слух?"
Данная консультация ознакомит родителей с понятием "фонематический слух", с необходимостью его развития. Здесь также подобраны речвые игры и упражнения, способствующие развития фонематического с...
Консультация для родителей "Играя, развиваем фонематический слух"
Как развить у ребёнка умение вслушиваться в слова, находить сходства и различия в звуковом составе слова.Данная консультация поможет вам в игровой форме развивать у ребёнка слуховое внимание и восприя...
Консультация для родителей " Как развивать фонематический слух дома?"
Данный материал будет полезен родителям детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей: "Как развивать фонематический слух?"
Фонематический, или речевой, слух дает ребенку возможность различать и узнавать звуки родного языка, понимать последовательность их расположения в словах, которые он слышит. Именн...
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....
Консультация для родителей: "Как развивать фонематический слух у детей с ОНР"
В консультации описаны все этапы для развития фонематического слуха....