Статья :"Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников."
статья (подготовительная группа) по теме

Баринберг Наталья Викторовна

В статье описана предыстория появления мнемотехники,а так же современные её приёмы,для облегчения запоминания материала и развития связной речи у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korovkina_n.v._statya.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Коровкина Н.В.

Екатеринбург,УрГПУ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

         Проблема развития связной речи остаётся актуальной в современной дидактике. От степени сформированности умений и навыков связной речи зависит дальнейшее развитие ребёнка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития детей. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи — лексической, грамматической, фонетической.В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.Формирование связности речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (динамика событий в движении и времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей).На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

 • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

 • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

 • Употребление нелитературных слов и выражений.

 • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

 • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

 • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

 • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

 • Плохая дикция.

         Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи старших дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

         Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. — наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

         В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.Справедливости ради надо отметить, что формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения.

 Особенно актуальной становится эта проблема по отношению к детям с общим недоразвитием речи, так как становление связной речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями.

 Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей старшего дошкольного возраста. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций, а особенно памяти, требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования связной речи.Поэтому на ряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов.

         Мнемотехника - искусство запоминания, тренировки памяти, переживает в наши дни свое второе рождение. Еще совсем недавно, в энциклопедических словарях было написано о том, что это - всего лишь разновидность циркового трюка, аттракциона. Сегодня же полки книжных магазинов уставлены пособиями по развитию памяти. Похоже, наше общество снова стало заботиться о том, чтобы информация передавалась из уст в уста, не надеясь на электронные носители. Естественно, они тоже подвержены «внешним воздействиям» и сохранность информации остается под вопросом (вспомните «не отформатированные» диски, на которых хранилось что-то важное). Сюжетный ход «потери данных из-за неисправности компьютера» - кочует из фильма в фильм. Но главная опасность касается самого содержания. Вынесенная «во вне» память может быть подвергнута редактированию без ведома человека. А значит, сконструировать чью-то память (даже коллективную, историческую) становится проще простого. От того-то и заново ставится вопрос о естественных способностях человека.

          Искусство мнемотехники берет свое начало в 477 году до нашей эры. Для того, чтобы выяснить истоки, нам необходимо вспомнить легенду о Симониде. Как ученый, он считается не только основателем мнемоники, но и преобразователем греческого алфавита. А с памятью Симонида связана любопытнейшая история. Цицерон изложил ее, а мы, благодаря «памяти веков» знаем о ней, как о первом случае использования мнемотехники в практических целях. Итак, однажды патрон Симонида Скопас решил упрекнуть поэта в том, что в хвалебной оде, посвященной победе Скопаса в гонках колесниц, Симонид уделил слишком мало место победителю. В конце-то концов, история должна знать своих героев! Что же сделал Скопас? Он просто отказался оплатить оду в полном размере, предложив Симониду обратиться за остатком вознаграждения к тем, кого он восхвалял. Что ж, ситуация не из приятных, но вполне закономерная. Симонид был разочарован - он присутствовал на пиру, и, уж конечно, о происшедшем узнает весь город. Тут-то ему и передали, что с ним хотели бы поговорить двое молодых людей, которые находились за пределами пиршественного зала. Здесь в истории начинается настоящая мистика! Как только Симонид покинул зал с гостями, случилась настоящая катастрофа. Крыша зала обрушилась и раздавила Скопаса и его гостей. Поэту осталось только лишь благодарить свою судьбу, и тех двоих молодых людей, что попросили его покинуть пиршество очень вовремя. Спустя некоторое время, поэта вызвали на раскопки завала и попросили распознать погибших. Ему это удалось. Но как? Вот оно – зафиксированное открытие Симонида. Он сопоставлял личность погибшего с местом, которое тот занимал за столом. Позже, поэт использовал этот опыт в разработке «театра памяти». В современной версии он известен как метод локусов (мест). А открытие было в том, что память основана на упорядоченном изложении материала. Для запоминания необходимо придумать оригинальные образы того, что нужно запомнить, затем разместить их на отрезках очень хорошо знакомого маршрута. При «воспроизведении»- человеку достаточно лишь мысленно пройти весь этот маршрут и отыскать (т.е. вспомнить) искомый образ.Симонид стал основоположником нового метода запоминания — топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.Учение Симонида состояло из двух важных понятий — ассоциация и фон.Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами, фон — это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.

 Симонидовский метод широко использовал Цицерон, который проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он проходил мысленно тот же путь, собирая "разбросанные" по пути факты и изречения.Впоследствии мнемоника на долгие годы была забыта. Однако возросшее количество информации и необходимость запоминать много и надолго возродило интерес к этой области практической психологии.

         В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по прежнему суть их одна — вначале запоминается какой-либо опорный ряд (фон), к которому подобраны ассоциации. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

 Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций.Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Большинству людей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приёмов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Приёмы мнемотехники не совершенствует память, она только облегчает запоминание. Многие простые приемы мнемотехники мы знаем ещё со школы.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

         Приемы мнемотехники для запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Существует несколько поговорок мнемотехники:

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь.

Каждый оформитель желает знать, где скачать фотошоп.

Приемы мнемотехники для запоминания правил русского языка :

Мнемотехника для запоминания наречий без ь:

Уж замуж невтерпеж.

Мнемотехника для запоминания слов с ы после ц :

Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц».

Мнемотехника для облегчения запоминания, в каких случаях под ударением после шипящих пишется О и Ё :

У девчонки чужой парчовый башмачок? — нехорошо.

Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку.

Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Данная технология имеет:

1. Теоретическую основу. Она базируется на представление о сложной и активной природе процессов запоминания. Опирающихся на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры человека, тем самым она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания стихотворного текста, пересказа прослушанного или прочитанного рассказа, что особенно важно, для детей с ОНР.

 (В.А.Козаренко «Учебник мнемотехники Система запоминания «Джордано»)

2. Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию;

3. Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.

         Цель обучения:

  • развитие связной речи;
  • преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие основных психических процессов – зрительной и слуховой памяти, внимания, воображения, ассоциативного и образного мышления;
  • помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает                    время обучения.

         Отличительные особенности технологии:

  • имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;
  • приемы запоминания индивидуализированы;
  • широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;
  • введено понятие «навык запоминания» и разработана точная система контроля навыка запоминания.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Общие задачи для всех видов мнемотаблиц:

  • развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания);
  • умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;
  • развитие логики;
  • развитие образного мышления;
  • умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информации;
  • решение дидактических, образовательных задач;
  • развитие смекалки;
  • тренировка внимания;
  • навык правильного графического изображения;

Виды мнемотаблиц:

  • развивающие (тренинг основных психических процессов);
  • обучающие;

Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

          Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Как любая работа строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

          Работа над пересказом.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно-графический план в виде пиктограмм выступает здесь как средство мнемотехники.

Этапы работы над текстом при пересказе:

 1. Логопед объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.

 2. Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины.

 3. Беседа по содержанию текста.

 4. Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.

 5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.

Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”

  1. Чтение логопедом текста и демонстрация опорных картинок.

Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!

2. Ответы на вопросы по содержанию.

Вопросы:

Какое наступило время года?

 Где лежит снег?

 Какой снег?

 Какая погода на улице?

 Куда пошли дети?

 Как они оделись?

 Что делали дети на прогулке?

 Нравиться ли детям гулять зимой?

3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

4. Пересказ текста ребёнком своими словами.

         Заучивание стихов

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Этапы работы над стихотворением:

1.Логопед выразительно читает стихотворение.

  1. Логопед сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  2. Логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
  3. Логопед выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
  4. Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  5. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

 Хитрый ёж

 Хитрый ежик-чудачок

 Сшил колючий пиджачок,

 Весь в иголках, без застежек.

 На иглу нацепит ежик

 Грушу, сливу – всякий плод,

 Что под деревом найдет,

 И с подарочком богатым

 Поспешит к своим ежатам.

                          П. Воронько

          Работа над мнемозагадками

Это загадки, но не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект. На начальных этапах обучения логопед подробно комментирует каждый рисунок. На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект самостоятельно. Затем дети составляют свои «мнемозагадки» и загадывают их другим детям.

         Мнемозагадка «Джинсы»

Они бывают голубого, черного или темно синего цвета. Они сшиты из джинса. У них есть пояс и штанины. Их носят круглый год: и осенью, и зимой, и весной, и летом. Их носят и девочки, и мальчики.

         Работа над пословицами, поговорками

Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

 Использование метода мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи старших дошкольников с ОНР, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.

Литература

Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.- Спб.,2005.

Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием.-М., 2005.

Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.- Дошкольное воспитание. 2004г.- № 6.

Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 6.- М., 2005.

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М., 1985.

Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи .Логопед в детском саду 2007- № 4.

Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи Омельченко Л.В.Логопед. 2008.- №4.

Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов.Дошкольное воспитание.1990.- №10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников...

Доклад по теме: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться,  но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету» К.Д.Ушин...

Доклад на педагогическом совете №2 "Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" на тему "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей " 01.12.2016 г.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является од...

Родительское собрание «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Родительское собрание «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ  ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Доклад по теме: «Использование методов и приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Доклад по теме:«Использование методов и приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»                        ...