Профилактика нарушений осанки дошкольников
консультация (младшая группа) по теме

Бронина Ирина Анатольевна


Рассказывается о профилактики нарушений осанки дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osanka_doshkolnika.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений осанки дошкольников

в условиях детского сада.

Движение  может заменить разные лекарства, но ни

одно  лекарство  не в состоянии заметить движение.

Тиссо.

         

         Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? К числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.

         Правильной осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, обладающего способностью без усилий (естественно) держать корпус и голову. У обладателя  правильной осанкой легкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь чуть выдвинута вперед, живот подтянут, ноги в коленях и суставах выпрямлены.

         К основным причинам нарушения осанки специалисты относят:

- наследственные конституциональные особенности строения скелета и мышечной системы;

- врожденные пороки и родовые травмы;

- перенесенные или хронические заболевания, вызывающие ослабление организма ребенка (рахит, туберкулез, частые простудные заболевания) в сочетании с неблагоприятными внешними условиями;

- неправильное положение тела при различных статических позах во время игр, занятий, сна;

- нерациональное питание;

- недостаточное понимание и учет педагогами и родителями возрастных особенностей роста и развития детей, в том числе при интенсивных занятиях спортом;

- гипокинезия – недостаток физической активности;

- подавленное состояние психики.

         В нашем детском саду все сотрудники стараются создать комфортные условия для систематического и профилактического влияния на растущий организм воспитанников. На протяжении всего дня в группах  поддерживается оптимальный двигательный режим. При моделировании двигательного режима, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Планирование разных форм физического воспитания дошкольников осуществляется на основе следующих принципов:

- оздоровительная направленность;

- доступность;

- повторяемость упражнений с их постепенным усложнением.

         Каждый блок данной модели необходим в работе с детьми при формировании правильной осанки:

- Занятия по физической культуре (3 раза в неделю, 1 – на улице);

- Утренняя гимнастика (традиционная, игровая, сюжетно-игровая);

- Гимнастика после дневного сна (ежедневно);

- Подвижные игры и физические упражнения на прогулке (спортивные, подвижные, народные игры; спортивные упражнения, дифференцированные игры);

- Активный отдых (неделя здоровья, физкультурные досуги и праздники в помещении и на воздухе, спартакиады – зимняя, летняя; эстафеты,);

- Закаливающие мероприятия (игры и физические упражнения на воздухе, босохождение по массажным дорожкам после сна);

- Оздоровительные мероприятия  ( самомассаж, упражнения на развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика; сухой бассейн);

- Эмоционально-стимулирующие упражнения (упражнения на релаксацию, игровые упражнения, пальчиковая гимнастика и пр.);

- Совместные мероприятии с родителями (индивидуальные беседы, консультации,  открытые занятия по физической культуре, совместные спортивные праздники и развлечения, );

         Все выше перечисленные мероприятия направлены на решение следующих задач:

- формирование правильной осанки;

- развитие двигательной активности дошкольников;

- выработка двигательных навыков и совершенствование двигательных особенностей (ловкость, быстрота, выносливость);

- развитие силовой выносливости мышц.

         Серьезной составляющей работы с дошкольниками являются мероприятия, так называемые «Дни здоровья". Во время, которых дети получают первоначальные представления о своем теле, культурно-гигиенических навыках, профилактике заболеваний; знакомятся с основными способами и игровыми приемами, направленными на укрепление мышечного тонуса и физическое совершенство.

         В основе существующих методик по формированию правильной осанки лежат две группы упражнений.

         1. Упражнения, которые оказывают общее воздействие на организм; содействуют гармоническому развитию двигательного аппарата, развивают и укрепляют все группы мышц.

         2. Упражнения, направленные на выработку ощущений правильной осанки, а также на развитие и тренировку различных анализаторов, принимающих участие в поддержании правильной осанки.

         Изучив литературу по данной проблеме, мной, были  сделаны следующие вывод: упражнения, направленные на развитие силовой выносливости мышц туловища,  не оказывают решающего влияния на состояние осанки, поэтому  в своей работе надо использовать комплексы упражнений, направленные на выработку ощущений правильного положения тела в пространстве,  и комплексы общеразвивающих упражнений, как средство профилактики нарушений осанки.

         Как пример представляю комплекс упражнений по формированию навыка правильной осанки с предметом на голове.

  1. Ходьба по кругу с мешочком на голове, сохраняя правильную осанку.
  2. Ходьба с мешочком на голове в полуприсяде, с высоким подниманием коленей, на носках, боком, приставным шагом и т.д.
  3. Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением различных движений руками: вверх, вперед, в стороны и т.п.
  4. Ходьба с мешочком на голове с  перешагиванием через препятствия: веревочку, кубики и пр.
  5. Ходьба с мешочком на голове по гимнастической скамейке.
  6. С мешочком на голове сесть на скамейку или пол, встать, стараясь не уронить мешочек.
  7. Бросать мяч двумя руками от груди партнеру с мешочком на голове.

    Я убеждена, что проблема профилактики нарушений осанки детей — не кампания, а целенаправленная, систематически спланированная работа воспитателя и родителей на длительный период. Именно такая форма совместной деятельности позволяет установить единство требований к физическому воспитанию детей в ДОУ и семье.

Литература:

  1. Волков П.и др. Новые направления лечебно-оздоровительной работы в ДОУ. Здоровье дошкольника, №3, 2008.
  2. Пенькова И. Новые подходы к профилактике нарушений осанки и сводов стоп у детей на занятиях по физическому воспитанию. Дошкольное воспитание, №9, 2010.
  3. Степаненкова Э. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Академия, 2001.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществление

деятельности по познавательно – речевому развитию детей

Красногвардейского района

Санкт- Петербурга

ДОКЛАД

по теме : « Профилактика нарушения осанки  у детей дошкольников».

Воспитатель: Бронина И.А.

Санкт- Петербург

2013 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений осанки дошкольников в условиях детского сада

Опыт работы педагогов МБДОУ Детский сад №119 по профилактикенарушений осанки у дошкольников: система работы, примерные комплексы упражнений...

Мастер – класс для педагогов ДОУ и родителей: «Фитбол- гимнастика в взаимодействии с родителями для профилактики нарушений осанки дошкольников» с использованием здоровьесберегающих технологий.

Данный материал направлен на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников, а также  повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и ...

Профилактика нарушений осанки дошкольников

Причины нарушения осанки и профилактика нарушений осанки дошкольников...

"«Фитбол – гимнастика, как средство профилактики нарушений осанки дошкольников»"

Доклад на региональной  научно - практической конференции  "Адаптивная физическая культура в школе и детском саду в урочное и неурочное время"...

Профилактика нарушений осанки дошкольников на занятиях по физической культуре

Дети дошкольного возраста нуждаются в оздоровительно – профилактической работе, которая должна быть направлена на коррекцию осанки координацию всего опорно–двигательного аппарата, укреплен...


 

Комментарии