Профилактика нарушений осанки дошкольников
консультация на тему

Причины нарушения осанки и профилактика нарушений осанки дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osanka_doshkolnikov.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений осанки дошкольников

       Дошкольное детство – важнейший период в формировании правильной осанки, так как кости ребенка мягки, гибки, не обладают достаточной прочностью, легко поддаются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием неблагоприятных факторов.

       Многие люди считают нарушение осанки не столь существенной патологией. Но существует прямая связь между осанкой и здоровьем. Нарушение осанки, помимо значительного внешнего дефекта, нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов, отрицательно сказывается на нервной деятельности, сопровождается быстрым наступлением утомления, а нередко и головными болями. Именно с нарушений в позвоночнике начинаются серьезные беды, а потом и опасные заболевания.

       Что же такое осанка? В толковом словаре В. Даля написано: «Под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту».  Осанкой принято называть положение тела, наиболее привычное для человека, которое он принимает сидя, стоя и во время ходьбы без излишнего мышечного напряжения. Правильная осанка – это такое положение туловища, когда плечи несколько отведены назад, голова поставлена прямо, живот подобран, грудная клетка развернута, в поясничной части небольшой изгиб вперед. Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, двигательный навык, образующийся по типу сложных условных рефлексов.

       Неправильной осанкой мы называем различные асимметрии человеческого тела, в частности положение туловища и позвоночника.

        В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными по следующим причинам.

  1. Неправильное расположение тела в ходе различной часто повторяющейся деятельности (постоянно сутулится; когда стоит, опирается на одну ногу; одна рука в кармане; езда на самокате, отталкиваясь все время одной ногой; взрослый ведет ребенка все время за одну и ту же руку; игра в «классики» - прыгает на одной ноге)
  2. Слишком мягкая постель, большая подушка; неправильное положение тела во время сна (постоянное лежание на одном боку, сгибание спины «калачиком», сильно подтянутые к животу ноги, поднятое положение головы из-за чрезмерно высокой подушки, «проваливание» туловища в слишком мягкий матрац)
  3. Неправильно подобранная мебель; недостаточное  освещение.
  4. Различные заболевания, как внутренних органов, так и опорно-двигательного аппарата, в первую очередь рахит, гипотрофия, ожирение, плоскостопие, инфекционные заболевания, неправильное дыхание.
  5. Гиподинамия (недостаточная двигательная активность), ведущая к снижению уровня физического развития детей, ухудшению состояния внутренних органов и постепенному уменьшению сопротивляемости организма. У детей с гиподинамией, как правило, слабый мышечный корсет, т.е. плохо развитые мышцы спины и живота.

       Наиболее действенным способом профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание ребенка. Оно должно начинаться с первого года жизни. Это очень важно, так как осанка формируется с самого раннего возраста. По мере роста малыша включаются все новые средства физического воспитания. Однако, необходимо помнить, что физическая нагрузка не должна превышать  возможностей детского организма, чередование ее с отдыхом должно быть законом. Важно, чтобы в режиме дня дошкольника значительное место отводилось пребыванию на свежем воздухе и подвижным играм. К семи годам у здорового ребенка позвоночник, как правило, приобретает нормальную форму и соответственно вырабатывается правильная осанка.

Поэтому перед педагогами стоит конкретная задача: вести постоянную работу по укреплению силы и выносливости мышечных групп и выработке стойкого рефлекса правильного положения тела детей.

 Как в детском учреждение, так и дома, необходим правильный подбор мебели (длина кровати  должна превышать рост ребенка на 20-25 см, что бы он мог вытянуться), рационально организованное рабочее место (столы и стулья правильно отрегулированные по высоте), его правильная расстановка по отношению к светонесущей оконной стене, достаточное освещение.

  Помещение, в котором находятся дети, должно постоянно проветриваться. Одежда ребенка должна быть легкой, удобной, не сковывающей движения. Недопустима обувь без задника, на слишком высоких каблуках, придающих неправильное положение тазу и нижним конечностям.

       Нужно объяснять детям, что сидеть надо так, чтобы край стола находился от груди на расстоянии, равном ширине ладони, сидеть прямо, опираясь  ногами на пол, спиной на спинку стула, локтями на крышку стола. Впоследствии при необходимости постоянно поправлять, напоминать о правильной посадке.

       В играх дети иногда долго находятся в одной позе. Не прерывая хода игры, предложить выполнить дополнительные действия, требующие изменения позы.

      Объяснить детям, как правильно стоять: равномерно распределять тяжесть туловища на обе ноги или чередовать опорную ногу.

       Процесс формирования правильной осанки происходит по определенным этапам в определенной последовательности.

  1. Обучение отдельным элементам правильной осанки.
  2. Устранение излишнего мышечного напряжения; автоматизация правильной осанки, то есть образование двигательного стереотипа.
  3. Появление «чувства осанки», т.е. умения удерживать правильную осанку в любых условиях.

       Физические упражнения – главное средство предупреждения и лечения нарушений осанки в дошкольном возрасте. Воспитание ощущения правильной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. Нужно вводить упражнения на улучшение осанки в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, физкультурные минутки.

  1. Упражнения, стоя у зеркала.

Ребенок перед зеркалом несколько раз меняет свою осанку и снова с помощью взрослого восстанавливает ее правильное положение, развивая и тренируя мышечно-суставное чувство.

  1. Упражнения в вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный шит).

Ребенок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Делаются различные динамичные упражнения: отведение в стороны рук, ног, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц – от 3 до 6 сек., расслабление – от 6 до 12 сек. Затем отойти от стенки и продолжить движение, сохраняя позу.

  1. Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки с песком, книжка), установленными на темени, ближе ко лбу.

К таким упражнениям относятся различные виды ходьбы: с разным расположением рук, на носочках, полусогнутых ногах, по бревну, на коленях, подлезание на четвереньках, приседания, лазание по гимнастической стенке, не уронив пи этом положенный на голову предмет. Эти упражнения способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

  1. Упражнения на координацию движений.

Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты, «ласточка» на одной ноге.

       Укрепляя мышцы спины, нельзя забывать о мышцах живота. Известно, что брюшной пресс имеет большое значение в поддержании правильной осанки. Поэтому 2-3 упражнения для «подкачки» брюшного пресса необходимы в комплексах гимнастики. Следует проводить и профилактику плоскостопия, т.к. уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника.

       Очень полезно упражнение на растяжку. Когда мы растягиваем позвоночник, увеличиваются межпозвонковые промежутки, уменьшается сдавливание нервов, давление на заднюю продольную связку, нормализуется циркуляция крови и лимфы.

       Систематические занятия плаванием уменьшают статическое напряжение тела, снижают нагрузку на еще не окрепший позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. Так же полезны для профилактики нарушений осанки систематические занятия танцами.

       При формировании правильной осанки необходимо учитывать особенности нервной деятельности ребенка. Анализ поведения детей показал, что дети с нарушениями осанки обычно обладают слабым типом высшей нервной деятельности со следующими особенностями: неуверенность в своих силах, нерешительность, робость, меланхоличность, замкнутость у одних детей и нервозность, отвлекаемость, неприспособленность, плохая координация движений, неловкость у других детей, часто страдающих синдромом гиперактивности с дефицитом внимания.

       Поэтому важной задачей формирования осанки является не только корригирующие упражнения, но и психологическое воздействие. Осанка формируется не только за счет хорошего функционирования состояния костно-мышечной системы, но и за счет функционального состояния нервной системы. При хорошем самочувствии, приподнятом настроении мы голову поднимаем, плечи разворачиваем, спину выпрямляем, а при неудачах, разочаровании, болезни все наоборот. Необходимо создавать здоровую, благоприятную психологическую атмосферу:  поддерживать ребенка, вселять в него уверенность, хвалить, давать одобрительную оценку.

       Исправление нарушения осанки – процесс длительный. Однако выработанный навык не остается на всю жизнь, его необходимо постоянно поддерживать. Поэтому работа по формированию правильной осанки должна проводиться регулярно.

        Дети с выраженными нарушениями осанки нуждаются в дополнительных занятиях в кабинете лечебной физкультуры или врачебно-физкультурного диспансера.

Таким образом, осанку можно произвольно изменить, улучшить и в этом ребенку должны помочь педагоги, врачи, родители. Важна система формирования правильной осанки. Нельзя ограничиваться только гимнастикой. Необходим серьезный подход к правильному режиму дня, закаливанию, прогулкам, спорту, развитию положительных психологических качеств, созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, рациональному питанию, одежде, мебели, гигиеническим условиям труда и отдыха.

Литература:

  1. Анисимова Т.Г., Ульянова С.А. Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2009. – 146 с.
  2. Подальская Е.И. Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2010. – 143 с.
  3. Потапчук А.А. Как сформировать правильную осанку у ребенка. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 88 с.
  4. Теленчи В. И. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Кн. Для работников дошкольных учреждений – М.: Просвещение, 1987. – 143 с.
  5. «Инструктор по физкультуре» №5/2015, с.13 «Профилактика и коррекция нарушений осанки», Козлова Ю.В.
  6. «Инструктор по физкультуре» №5/2016, с.53 «Формирование навыка правильной осанки у дошкольников», Соболева Ю.А.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений осанки дошкольников в условиях детского сада

Опыт работы педагогов МБДОУ Детский сад №119 по профилактикенарушений осанки у дошкольников: система работы, примерные комплексы упражнений...

Профилактика нарушений осанки дошкольников

Рассказывается о профилактики нарушений осанки дошкольников...

Мастер – класс для педагогов ДОУ и родителей: «Фитбол- гимнастика в взаимодействии с родителями для профилактики нарушений осанки дошкольников» с использованием здоровьесберегающих технологий.

Данный материал направлен на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников, а также  повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и ...

"«Фитбол – гимнастика, как средство профилактики нарушений осанки дошкольников»"

Доклад на региональной  научно - практической конференции  "Адаптивная физическая культура в школе и детском саду в урочное и неурочное время"...

Профилактика нарушений осанки дошкольников на занятиях по физической культуре

Дети дошкольного возраста нуждаются в оздоровительно – профилактической работе, которая должна быть направлена на коррекцию осанки координацию всего опорно–двигательного аппарата, укреплен...