Главные вкладки

    Мастер-класс «Вариативность использования нетрадиционных технологий в речевом развитии детей»
    учебно-методический материал по теме

    Купчикова Екатерина Владимировна

    В своей педагогической практике, и конкретно в данном мастер-классе, применяю дидактические игры, упражнения направленные на речевое развитие, поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам и общение между ними, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Вариативность использования нетрадиционных технологий в речевом развитии детей»

    Инновационная направленность

    В своей педагогической практике, и конкретно в данном мастер-классе, применяю дидактические игры, упражнения направленные на речевое развитие, поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам и общение между ними, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

    Задачи следующие:

    Обучающие:

    • Повысить речевую активность посредством элементов игровой деятельности;

    Развивающие:

    • Развивать речевые контакты ребёнка со взрослыми и детьми;

    Воспитательные:

    • Воспитывать культуру речи.

    Дидактическая игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

     Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития детей должны основываться на следующих принципах:

    1. Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.
    2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
    3. Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.

     Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:

    1. игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.);
    2. настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);
    3. словесные игры (без наглядного материала).

    Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

     Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами. 

    Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

    Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Это маленький стих, состоящий из трёх строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.

    Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

    Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

     Правила составления синквейна

    1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
    2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
    3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
    4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
    5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

    Пример синквейна «Наша группа».

    Наша группа
    Весёлая, дружная
    Учимся, играем, танцуем
    Наш любимый край
    Мы — дружные!

    Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:
    Условные обозначения:

    • слова-предметы (существительные)
    • слова-признаки (прилагательные)
    • слова-действия (глаголы)
    • слова-предметы (существительные)

    Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память…..

    В чём же его эффективность и значимость?

    • Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
    • Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
    • Синквейн является игровым приемом.
    • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

    При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

    Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

    Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками:

    1. Котёнок
    Чёрненький, пушистенький
    Играет, спит, ест
    Он мой друг
    Домашнее животное

    2. Дом
    Большой, красивый
    Защищает, греет
    Нужен всем людям
    Убежище

    3. Арбуз
    Круглый, вкусный
    Катится, растёт, зреет
    Арбуз – это большая ягода.
    Лето

    Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»

    1. Семья
    2. Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
    3. Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)
    4. Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)
    5. Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная).

     Выводы о синквейне

    • Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
    • Синквейн помогает пополнить словарный запас.
    • Синквейн учит краткому пересказу.
    • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
    • Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
    • Составить синквейн получается у всех.
    • Синквейн помогает развить речь и мышление.
    • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
    • Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

    Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

    Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

    Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-графическими схемами,  предметно-схематическими моделями.

    Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.

     "Цепочка слов"

             Цель: обогащение словаря прилагательных.

    Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

    Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

    Воспитатель: Кошка, бывает какая

    - Пушистая, ласковая, разноцветная...

    Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?

    - Радуга, платье, телевизор...

    Воспитатель: Каким еще может быть платье?

    Шелковым, новым, прямым...

    Воспитатель: Что еще может быть прямым?

    Линия, дорога, взгляд... и т.д.

    "Выбери правильное слово"

    Цель: развитие мышления, речевого внимания.

    Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

    Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

    Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

    На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

    Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

    Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

    Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

    Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

    Игра в ассоциации также:

    • развивает связанную речь;
    • учит ребенка описывать предметы;
    • учит обобщению;

                  Сын леопарда-тоже леопард –(африка)

                  (яблоко от яблони не далеко падает)

    • Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)

    Шила в мешке не утаишь

    • Бойся тихой реки, а не шумной (Греция)

    В тихом омуте черти водятся.

    • Молчаливый рот-золотой рот (Германия)

    Слово серебро, а молчание золото.

    • Тот не заблудился, кто спрашивает (Финляндия)

    Язык до Киева доведёт

    • Ошпаренный петух от дождя убегает (франция)

    (обжёгшись на молоке, на воду дует)

     "Найди по цвету"

    • Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
    • Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.
    • Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:
    • Красное - яблоко, кресло, платье.
    • Желтая - репа, краска, сумка.
    • Синий - василек, баклажан, карандаш.

    "Скажи наоборот"

    • Цель: расширение словаря антонимов.
    • Для этой игры нам понадобится мяч.
    • Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
    • Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
    • ДРУГ … ВРАГ
    • ДЕНЬ … НОЧЬ
    • РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
    • ЖАРА … ХОЛОД
    • ЗЛО … ДОБРО
    • ПРАВДА … ЛОЖЬ
    • ХОРОШО … ПЛОХО
    • ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
    • ВЫСОКО … НИЗКО
    • МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
    • ТРУДНО … ЛЕГКО
    • БЫСТРО … МЕДЛЕННО
    • ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
    • ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
    • ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
    • БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
    • ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
    • ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей"

    Рисование - язык внутренне­го мира маленького ребенка.Дети любят рисовать, потому что рисование доступно.Они рисуют пальчиками, ладошками, мелками, пастой на зеркале, водой…То есть всем тем, что о...

    Мастер-класс "Рождественская фантазия" (Использование нетрадиционных технологий - поделки из лент)

    Мастер-класс"Рождественская фантазия"Использование нетрадиционных технологий(поделки из лент)                            ...

    Мастер - класс для родителей «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

    Расширить знания родителей в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей....

    МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

    МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»...

    Мастер – класс для родителей: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».

    Цель:        повышения уровня компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук у детей посредством применения нетрадиционных техник рисования....

    Мастер – класс для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии художественного творчества детей. Применение методики Погодиной С.В.»

    laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...

    памятка для родителей «Вариативность использования нетрадиционных технологий в речевом развитии детей»

    laquo;Вариативность использования нетрадиционных технологий в речевом развитии детей»...