«Приобщение детей и родителей к народным традициям»
консультация по теме

Шеленговская Эллина Анатольевна
    Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации своей деятельности. Они помогают вырабатывать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priobshchenie_detey_i_roditeley_k_narodnym_traditsiyam.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Приобщение детей и родителей к народным традициям»

Музыкальный руководитель МБДОУ №1

                                                                                    Шеленговская Эллина Анатольевна

«Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры,

без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,

без духовности нет личности, без личности - нет народа как

исторической личности».

    Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации своей деятельности. Они помогают вырабатывать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями.

Дошкольный возраст - это время становления личности ребенка, формирования основ его самосознания и индивидуальности. Именно поэтому в этот период нужно формировать такие важные черты, как любовь к родному краю, к Родине, истории России, уважение к людям другой национальности. А для этого нам необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, соприкоснуться с тем как жили наши предки, какие соблюдали обычаи... Воспитание гражданина и патриота, не может быть успешно решено, если человек не владеет духовным богатством своего народа. Необходимо как можно раньше учить ребенка впитывать культуру своего народа через песни, потешки, игры-забавы, пословицы, сказки, произведения народного искусства.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о смелости, чести, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

 В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики.

Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.

Пчёлушки, серые, малые,

Крылышки алые, носики вострые,

Сами пёстрые. В поле идут,

Гудут, гудут, в поля идут, медок несут.

Так, например, приговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор мёда пчёлами.

Слово, соединённое с музыкой и движением, обладало ещё большей

силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания. Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.

Весна красна, тёплое летечко!

Люли - люли, тёплое летечко.

Весна красна, что же ты нам вынесла?

Люли -люли, что же ты нам вынесла?

Малым деточкам по яичечку,

Люли - люли, по яичечку,

Красным девушкам по женишечку,

Люли - люли, по женишечку.

Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках. Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями. Большая их часть возникла ещё во времена язычества, и сохранялись они в виде увеселений, обычаев. Языческие праздники содействовали сплочению людей, соединяли поколения. Ценность народных традиций в совместной деятельности взрослых и детей, в передаче жизненного опыта от старших к младшим.

Работу я начала с анкетирования родителей.

 Цель - узнать насколько часто родители используют в своей жизни русское народное творчество.

Анкетирование показало что:

 80% родителей читают детям на ночь сказки;

15% родителей используют в повседневной жизни малые фольклорные формы;

20% - рассказывают детям о старинных традициях, праздниках; 65% - имеют свои семейные традиции;

75% - имеют представление о русских народных промыслах, но лишь 20% могут рассказать о них. 


рекомендации для родителей:

  • Во время засыпания: колыбельная песня или добрая сказка;
  • Во время пробуждения: «Солнышко - колоколнышко»; «Петя - Петя -петушок - золотой гребешок»',
  • Во время причесывания: «Расти коса до пояса»;

Мы ногами топ, топ,

Мы руками хлоп, хлоп,

Мы глазами миг, миг

Мы плечами чик, чик

Раз сюда, два сюда (повороты туловища вправо и влево)

Повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Сели-встали, сели-встали

Словно Ванькой-встанькой стали

А потом пустились вскачь (бег по кругу)

Словно мой упругий мяч

1-2-1-2 (упражнения на восстановление дыхания)

Вот и кончилась игра.

  • Во время умывания: «Водичка - водичка», «Кран откройся - нос умойся», «С гуся вода, а с дочурки худоба».

Во время умывания и мытья рук исполняли такие потешки как :

Водичка, водичка - умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтобы кусался зубок, чтобы смеялся роток.

Во время завтрака, обеда и полдника мы так же исполняли потешки, например:

Утка-утенка, мышка-мышонка, кошка-котенка зовут на обед

Утки поели, а вы еще нет? Где ваши ложки? Ешьте на здоровьице!

Укладывая детей спать, тоже не обходятся без потешки:

Эй вы глазки, эй вы ушки

Вас положим на подушки

Полежите, полежите

Отдохните и поспите.

Маленькие заиньки захотели баиньки,

Захотели баиньки, потому что заиньки

Потешки звучат как ласковый говорок, выражают доброту, нежность, заботу. Дети настраиваются на спокойный лад, успокаиваются и быстро засыпают. Во время задания дети знакомятся с устным народным творчеством: сказки: Теремок», Маша и Медведь», «Семеро козлят», благодаря сказкам дети знакомятся с добром и злом.

В игре используются пальчиковые игры:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - я,

А это вся моя семья.  

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик уже вздремнул,

Этот пальчик уже заснул,

 А ты, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди!

      Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение " Приобщение детей и родителей к народным традициям"

Практический материал для музыкальных руководителей, воспитателей...

«Приобщение детей и родителей к народному искусству»

Говоря о декоративно-прикладном искусстве любого народа, перед зрителем прежде всего предстает народный костюм, во всем своем величии и красоте....

Папка- передвижка для родителей на тему: «Приобщение детей и родителей к народному декоративно–прикладному искусству.»

laquo;К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»А. В. Салтыков  Декоративно-прикладное искусство является едва...

"Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям через русские народные игры"

Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Начинать знакомить с народными традициями необходимо с младшего дошкольного возраста.Одним из эффективных, увлекательных и доступных...

Русские народные игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям

XXI век - время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскуднения личности....

Семинар - практикум: «Формирование экологической культуры через приобщение детей к социокультурным ценностям, народным традициям»

Развитие человечества в конце XX и начале XXI веков характеризуется наличием глубоких противоречий между обществом и природой, вызвавших тяжелый социально-экологический кризис. Пропагандируемый в сове...