Русские народные игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям
статья

Захарова Анастасия Сергеевна

XXI век - время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскуднения личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaharova_a.s._russkie_narodnye_igry.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ

А.С. Захарова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад присмотра и оздоровления №42

 «Аленький цветочек» города Лесосибирска»,

воспитатель

XXI век – время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколение. Поэтому сегодня актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры [1, с.3].

Если обратиться к ФГОС, то одними из основных принципов дошкольного образования являются: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей [2, с.3].

В период взросления ребёнка необходимо учитывать, что ему предстоит жить в обществе, принимая во внимание интересы, правила и нормы поведения окружения. Это невозможно представить без ознакомления ребёнка с традициями, ценностями и культурой. Благодаря приобщению к культурам разных народов ребёнок начинает понимать, что он живет в поликультурном мире. Но не зная истоки своей культуры, невозможно изучать культуру другого народа. У каждого народа свои правила поведения, обычаи, обряды, которые передаются из поколения в поколение. Всё это в совокупности и является традицией.

Стоит отметить, что к формам приобщения дошкольников к русской культуре относят ознакомление с обрядами, детские фольклорные праздники и народные игры.

Огромное значение народных игр в воспитании прослеживается в научных трудах           К.Д. Ушинского. Он утверждал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным должно быть народным. Чувство народности так сильно в каждом, что при общей гибели всего святого и благородного оно погибнет последнее. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Но, кроме того только народное воспитание является живым органом в историческом процессе развития [3, с.74].

В народных играх, которые несомненно являются неотъемлемой частью культуры народа, отражаются взаимосвязанные традиции прошлого и настоящего. Из содержания игр можно узнать о быте, вере, труде народа. Посредством народной игры ребёнок может ознакомиться не только с богатой культурой народа, но и с многообразием и красотой родной речи.

Народные игры – это и эталонные образцы, обтачиваемые столетиями, гармоничного сочетания, эстетически совершенного словесного и музыкального текста с динамичным действием, с богатой символикой и лексикой. Стоит отметить, что понятие «игровая культура», или «культура игры», очень широко. В него входит все, что создано людьми в области игры: сами игры, снаряжение для игр, игрушки, а также духовная сторона игровой культуры: оценки, мнения, принципы, идеалы людей в области игры. Но основу игровой культуры составляет прежде всего сама игра и отношения в ней играющих [4, с.7].

Русские народные игры имеют многовековую историю, которая передаётся веками. Игр великое множество и описать каждую просто невозможно.

Рассмотрим наиболее распространённые виды русских народные игр согласно разработанной классификации В.А. Кудрявцева [5, с.64].

I. По видовому отражению национальной культуры:

1. Игры, передающие отношение человека к природе.

Игры этого раздела воспитывают щедрое отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка», «Сорока», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и их различные варианты. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой.

2. Игры, отражающие быт русского народа.

В этом разделе используются народные игры, которые отражают будничные занятия наших предков. Например: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Корзинки», «Каравай», «Охотники и утки», «Ловись рыбка», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты.

3. Игры русских детей.

Эти игры увлекательны тем, что в них нужно показать быстроту и хорошую координацию, проявить смекалку и находчивость. К этому разделу относятся такие игры, как: «Городки», «Горелки», «Жмурки», «Ловишка», «Лапта», «Ляпка», «Платочек-летуночек», «Третий – лишний», «Чехарда», «Отгадай, чей голосок» и т.д.

4. Нескончаемая борьба добра против зла.

При знакомстве с этими играми у ребят появляется возможность помериться силой и ловкостью. В таких играх обнаруживается стремление детей стать сильнее, победить всех. В данном разделе применяются игры: «Единоборство» (с различным инвентарем, во всевозможных положениях), «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Вытолкни за круг», «Защита укрепления», «Сильный бросок», «Бои на бревне» и их различные варианты.

II. По интенсивности применяемых в игре движений.

1. Игры малой подвижности. Например: «Краски», «Море волнуется», «Солнце и месяц», «Соломинка», «Фигуры», «Не смеши» и т.д.

2. Игры средней интенсивности. К примеру: «Платок», «У медведя во бору» и т.д.

3. Игры высокой интенсивности. Например: «Салка», «Колдун», «Стадо» и т.д.

III. По типу двигательного действия.

Сюда включаются игры сбегом, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с бросками и ловлей мяча. Например: «Волк и козлята», «Заяц и лиса», «Попади в меня», «Стрелки» и т.д.

IV. По содержанию и сложности построения игры.

Непосредственно по содержанию и структуре игры разделяют на простые, переходящие и командные. Например: «Переправа», «Ловкий мяч», «Дружная семейка» и т.д.

V. С учетом возрастных особенностей дошкольников.

В связи с тем, что игра может не отвечать возрасту, нагрузка для детей может оказаться слишком большой, или же напротив, игра не станет вызывать интереса у ребят, так как будет казаться достаточно незатейливой.

VI. По способу проведения.

В этот раздел входят игры с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные, бессюжетные. Например: «Море волнуется», «Курочка», «Гуси-лебеди», «Ляпка», «Много троих, хватит двоих» и т.д.

Каждая народная игра проста, понятна и не требуют особых навыков, специальной подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением самого простейшего.

Стоит отметить, что в основной образовательной программе ДОУ, в основе которой лежит программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, образовательная деятельность с детьми раннего возраста уже включает в себя проведение народных игр, вызывающих у детей радость и оживление («Прятки», «Идет коза рогатая», «Сорока-сорока» и др.) [6, с.114]. Так же в программе рекомендуется проводить подвижные народные игры на протяжении всего дошкольного возраста. Естественно, что в зависимости от возраста народные игры усложняются. Если с детьми 4-5 лет рекомендуется играть в игру «У медведя во бору», то дети 5-6 лет знакомят с игрой «Гори, гори ясно», а дети 6-7 лет уже могут освоить народную игру лапта.

Кроме этого программа «Здоровье», разработанная ДОУ, включает в себя модуль «Народная игра», направленный на укрепление здоровья воспитанников, активизацию и развитие двигательной активности детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью средствами народной игры. В рамках которого в каждой возрастной группе проводиться дополнительно организованная деятельность педагогов с детьми «Забавушка».

«Забавушка» проводится один раз в неделю на протяжении всего учебного года. В план проведения дополнительно организованной деятельности включено всё разнообразие русских народных игр по классификации В.А. Кудрявцева. Для этого была создана подробная картотека русских народных игр с разной развивающей направленностью, изготовлены необходимые атрибуты и декорации для детей. Для консультации родителей в приёмной группы были размещены папки-передвижки «Роль русских народных игр в развитии детей», «Многообразие русских народных игр», а также информация с описанием игр, которые разучивают дети. Родители активно участвуют в воспитательно-образовательном процессе и всегда помогают организовывать выставки народно-прикладного искусства, совместные мероприятия.

Необходимо подчеркнуть, широкое применение народных игр на занятиях и в процессе освоения режимных моментов, на прогулке, на праздниках и развлечениях. На занятиях русские народные игры могут использоваться в качестве физминуток, а в режимных моментах часто проводятся игры малой подвижности, позволяющие снять эмоциональное напряжение. Например: «Молчанка», «Летит не летит», «У Маланьи» и др. Каждая прогулка включает в себя подвижные русские народные игры, направленные на развитие двигательной активности, ловкости и быстроты реакции. Особенно на прогулке, воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры: «Коршун», «Салки», «Гуси-Лебеди» и др. На праздниках и развлечениях, которые часто проводятся с родителями воспитанников, успехом пользуются популярные народные игры такие как, «Ручеёк», «Золотые ворота», «Карусели» и др. Они не только формируют доброжелательное отношение друг к другу, но и развивают умение сотрудничать. Ни один праздник не обходится без русских народных подвижных игр.

Стоит отметить, что и инструктор по физической культуре на занятиях знакомит детей с русско-народными играми, приобщая детей к истокам народной культуры.

Использование народных игр в работе с детьми позволяет нам сформировать устойчивый интерес к традициям русского народа, колориту его обычаев, донести до детей своеобразие русского языка.

Исходя из моих наблюдений, дети стали более активно и с удовольствием играть в русские народные игры, проявлять самостоятельность при их выборе и организации. У них повысился интерес к народной музыке и к истории народа, культуре. А главное они знают историю возникновения русских игр, праздников, традиций и испытывают чувство гордости за свою Родину. Таким образом, русская народная игра занимает в жизни ребёнка важное место как средство приобщения его к русской народной культуре и традициям народа.

Список литературы

1. Ельцова, О. М. Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций / О. М. Ельцова // Методическое пособие. – Москва : Сфера, 2019. – 112 с.

2. Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Федеральный закон № 273-ФЗ: [утверждён приказом  Министерства образования и науки Российской федерации 17 октября 2013 года]. - Москва: ТЦ Сфера, 2018. – 96 с.

3. Гончаров, И. Ф. Ушинский К. Д. и русская национальная школа / И. Ф. Гончаров. – Текст: электронный // Педагогическое наследие. – 2008. – С. 69-77. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-d-ushinskiy-i-russkaya-natsionalnaya-shkola/viewer (дата обращения: 18.02.2023).

4. Аниконова, Т. Г. Народные игры / Т. Г. Аниконова // Учебное пособие. – Белгород : ИПЦ Политерра, 2004. – 76 с.

5. Кудрявцев, В. А. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте / В. А. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. – 1998. -  №11. - С. 64-65.

6. Вераксы, Н. Е.  «От рождения до школы» / Н. Е. Вераксы // Инновационная программа дошкольного образования. - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Материал содержит  систему работы  в средней групппе по теме приобщения детей  к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...

СТАТЬЯ "НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ"

НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ...

Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"

Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"...

Статья "Народная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы формируем личность любого ребенка. Игрушки — это важное составляющее каждой культуры. С поддержкой игрушки ребенку переходит сущность ...

НАРОДНОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Статья из опыта работы музыкального руководителя посвящена народному пению в детском саду. Так же представлен сценарий праздника "8 марта" на основе народного фольклора....

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Цель проекта:        Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ее наследию.  Формирование чувства любви к Родине, родной природе, во...