Главные вкладки

    СТАТЬЯ "НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ"
    статья на тему

    Левая Надежда Владимировна

    НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ.

     

    Воспитатель

     Левая Надежда Владимировна

    Величайшая правда и простота

    народной игрушки, её выразительность

    и целесообразность сделали её полезной для

    воспитания детей.

    А.Е.Флерина

    Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является духовно-нравственное воспитание, закладывание основ духовно- нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом. Личности, способной к самосовершенствованию, к гармоническому взаимодействию с другими людьми. Раскрытие личности в ребёнке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, в традиции.

    Приобщая детей к культурным традициям своего народа, мы используем разные формы работы, одной из них является знакомство с народной игрушкой.

    Значимость игрушки в жизни собственного ребёнка понятна всем. Да и в старину к играм крестьянских детей всегда относились с пониманием, и родители старались порадовать малыша забавной игрушкой- погремушкой, свистулькой, лошадкой, куклой. Яркие, весёлые, пёстрые деревянные и глиняные игрушки, тряпичные и соломенные куколки, сказочные птицы, солдатики, изготовленные мастерами с любовью, сразу завоевали признание и любимы детьми до сих пор. Народная игрушка не только радует глаз, поднимает настроение, раскрывает мир весёлого праздника. Народная игрушка – прекрасный дидактический материал для педагога по развитию познавательной сферы детей, развитию связной речи, воспитанию творческой личности, способной постичь красоту и непреходящую ценность духовной культуры народа, понять и оценить вклад своего народа в сокровищницу общечеловеческой культуры.

    Целью нашей работы является воспитание духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников в процессе ознакомления с народной игрушкой.

    На первом этапе мы решаем задачу формирования интереса к народной игрушке, проявления эмоциональной отзывчивости, чувства радости от встречи с ней. Это обуславливает и своеобразное применение таких методических приёмов, как создание игровых и сюрпризных моментов. Для этого используются куклы в народных костюмах- дымковская барышня, гжельская, русская, хохломская красавицы. При проведении занятий, развлечений к детям в группу приходят куклы- красавицы и знакомят с жителями своего края- барышнями, матрёшками, птицами, конями, собачками и др. При этом используется народный фольклор: потещки, стихотворения- привлекающий внимание к тому или иному образу игрушки. Например: «…Идёт котик по лавочке», «Петушок, петушок, золотой гребешок», «…Модница, нарядница, вы куда идёте», «Ходит конь по бережку» и др. Также активно используется музыкальный фольклор.

    Для формирования у детей представлений о характерных особенностях народной росписи, которой украшена народная игрушка, мы предлагаем им рассмотреть и сравнить красочные наряды гостей, чем они похожи и чем отличаются. При этом добиваемся, чтобы дети при описании нарядов игрушек называли элементы узоров (полоски, круги, точки и т.д.), их цвет. Главная задача- научить дошкольников рассматривать предметы народного декоративно- прикладного искусства так, чтобы дети затем могли выделить средства выразительности у любого образа игрушки.

    Наряжаясь в русский народный костюм, в игровой форме мы знакомим детей с народными игрушками, рассказывая сказки и легенды о народном промысле. Для привлечения интереса детей широко используются народные подвижные игры «Карусель», «Как у наших у ворот», «У медведя во бору» и др.

    На следующем этапе работы мы предлагаем детям своими руками изготовить народную игрушку. При этом используем следующие материалы – глину, солёное тесто. После этого ребята старательно наносят на игрушки разнообразные узоры – завитки, лепестки, ягодки и др. Так в руках маленьких мастеров оживают хохломские птицы, гжельские лошадки, дымковские барышни.

    Особый интерес у дошкольников вызывает изготовление кукол из ткани. Раньше дети с малых лет умели делать такую куколку, они дарили её родителям, родственникам, гостям в ответ на подарки, в знак благодарности за заботу. Так и наши ребята с большим усердием складывают, обматывают нитками разноцветные лоскутки, которые превращаются в куколку- красавицу. Эту «ручную» красавицу ребёнок может с уверенностью назвать своей – такой ни у кого нет! Можно сделать куколку похожей на её хозяйку, ведь кукла – это наше отражение, с помощью которого мы ищем своё «я». Это настоящий эксклюзив, в который мы вложили наше представление о гармоничном человеческом образе, и тепло рук, и частичку души, он незримо связывает нас с историей и культурой целого народа.

    К работе мы привлекаем и родителей. Они приносят изделия народных промыслов, которые имеются у них дома и используются в быту, дают познавательную информацию о данном изделии, показывают способ изготовления предметов быта и игрушек из разных материалов. Таким образом, привлекаем интерес и внимание родителей, предлагая им создать коллекцию предметов декоративно – прикладного искусства в группе.

    Также рекомендуем родителям совместно с детьми посещать выставки народных умельцев, приобретать народные игрушки, читать сказки, рассматривать книги и иллюстрации. Рассказывать об игрушках – кто их сделал и как.

    Взаимодействие родителей и детского сада по вопросам приобщения детей к народной культуре происходит при проведении совместных фольклорных праздников и досугов («У матрёшки день рождения», «Праздник свистульки», «Праздник дымковской игрушки», досуг «Диво дивное, чудо чудное» и др.) При подготовке к данным праздникам родители активно вовлекаются в жизнь группы (оформляют костюмы, принимают участие в выставках изделий декоративно – прикладного искусства, исполняют роли на праздниках и др.).

    Все русские народные игрушки – и созданные детьми, и принесённые родителями – являются не просто украшением группы. Дети активно могут использовать их в разных видах деятельности – в подвижных, сюжетных, режиссёрских играх, театрализованной и изобразительной деятельности.

    Игрушка «слушается» ребёнка (а не живёт «своей жизнью», как хитроумный робот или запрограммированная кукла), что позволяет малышу самостоятельно задавать правила игры и развивать творческое воображение.

    Самодельная игрушка побуждает малыша к действиям – у ребёнка возникает желание играть с ней, обустраивать её «место жительства» … Причём хочется делать это самому! А изготовление чего – либо своими руками, в свою очередь, позволяет ощутить радость открытия, узнавания, результата: «Я это сделал сам!»

    В ходе работы мы получили следующие результаты. Дети знают и под руководством взрослого умеют изготавливать разного вида народные игрушки, знают игры с ними, используют народные игрушки в разных видах детской деятельности.

    Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребёнка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так, как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. Народ, передающий всё самое ценное из поколения в поколение,- это народ будущего.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре средствами музыкального фольклора"

    Данная работа является самоанализом педагогической деятельности музыкального руководителя....

    «Народная кукла, как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской традиционной культуре»

    Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы....

    «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через художественно-эстетическое развитие»

    Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и масте...

    Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"

    Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"...

    «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

    Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

    Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

    07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...